КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия психометрики
Термин «дифференц. Ψметрика» обозначает науку о дифференциально-Ψ. измерениях. Дифф. Ψметрику целесообразно отличать от «общей Ψметрики». Общая Ψметрика имеет дело с задачами измерения Ψ. хар-к стимула, в частности моделирует общеΨ. (справедливые для всех людей) функц. завис-ти между св-вами стимулов и св-вами субъектив. р-й. В Ψфизике речь идет об уст-и соответ-й между физическими хар-ками стимулов и субъектив. хар-ками ощ-й (сенсорная Ψфизика), в соц.-Ψ. измерениях устанавливается соотв-е между рядами соц. объектов (напр., разные виды рекламируемых товаров) и опр. Ψ. р-ями (напр., на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится» и т. п.). В дифф. Ψметрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а инд-дам. Дифф. Ψметрика имеет дело с индивидуал. различиями между людьми в качеств. и колич. составе Ψ. св-в, какими явл. сп-ти, отдельные когнитив. ff (память, вн-е и т. п.), мотивы, поведенч. черты, уст-ки, оценки и СО, сп-бы Ψ. самосохр-я (ПЗ) и т. п. По отн-ю к Ψд-ке и дифф. Ψ Ψметрика выступает в статусе технолого-методич. дисциплины: она обосновывает треб-я, которым д. удовлетворять измерительные Ψдиагностич. м-ды, обосновывает процедуры их разработки и применения. Основываясь на введенном выше основании классиф-и, современные м-ды Ψд-ки условно можно разделить на 2 категории: 1) стандартизованные, измерительные м-ды («тесты») - объективные тесты и стандартизованный самоотчет 2) экспертные, или методы понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинических» методов) – проективные и диалоговые м-ды. В основе первой категории м-дов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти м-ды обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отн-ю к группе исп-х, чем по отношению к отдельному исп-му. Экспертные м-ды в большей степени основаны на профессиональном опыте, Ψ. интуиции самого Ψдиагноста. Эти м-ды оказ. незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказываются более эффективными по отн-ю к Ψ. явл-ям, плохо поддающимся объективации (субъекти. переживания, личностные смыслы, глубинные слон опыта), по отн-ю к чрезвычайно изменчивым явл-ям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, сост-й, настроении, многоплановых отн-й в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным ср-вом в случае индивидуал. д-ки. Кроме того, не следует забывать, что глубокий экспертный ан-з — необх. первичный этап в разработке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные м-ки также подлежат колич. обоснованию. Достоинства измерительных м-дов — объективный хар-р процедуры, возм-ть перепроверки — обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполн-ю Ψметрич. треб-й — треб-й репрезентатив-ти, надежности, валидности (включая достоверность). Репрезентативность — соотв-е тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест; надежность — точность н устойчивость процедуры измерения, ее независ-ть от варьирующих случайных факторов; валидность — соотв-е м-ки измеряемому концепту. Если эти треб-я не выполнены, то использ-е тестов ничуть не менее произвольная процедура, чем стихийное «вчувствование» эксперта в исп-го. Более того, в этом случае рез-т оказ. в нелепой завис-ти от комплекса случайных и побочных обст-в; Ψдиагност в своем отн-и к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (в отсутствие каких-либо разумных доводов в пользу того или иного реш-я). Опасны не тесты сами по себе, а их использ-е без th и без Ψметрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого забора, отгораживающего Ψдиагноста от реального исп-го. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возм-ти освобождения Ψ-га от необх-ти набл-я за весьма информативными признаками пов-я исп-го, его манеры, сп-бом работы над заданиями и т. п. Знание Ψметрики дает Ψ-гу необх. критичность В понимании ограниченности м-к, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, системы задач и т. п. Специфика Ψдиагностич. процедур по сравнению с обычными физическими измерениями заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерении, более того, рождается в этом взаимодей-и, зависит от его хар-к и «портится», если эти хар-ки меняются. В физических измерениях объект в значит. пределах пассивен и не влияет со своей стороны на физический прибор. Чел-к, напротив, всегда активен и м. применять такую тактику, которую Ψдиагност при разработке м-ки вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на которой происходила эмпирико-статистическая разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидность, репрезентативность тестовых норм. Узость этого диапазона м. сравнить со св-вами пружинного динамометра из мягкого металла: сколько-нибудь тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые пределы, порождает в пружине необратимые деформации и нарушает изометричность шкалы. Для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях (от целен зависит установка исп-х в ситуации тестир-я) Ψ-г д. провести серию предварительных Ψметрич. Эксп-тов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репрезентативности теста в новых усл-х. Перенесение теста с одной популяции на др. без проверки как минимум однородности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностич. ошибкам или к непроизводительным затратам на бесполезную Ψод-ку. К немалым ошибкам м. приводить попытка прогноза по рез-там теста, не проверенного на прогностич. валидность, — в этом случае Ψ-г д. ограничиться лишь текущим диагнозом. Строгое след-е треб-ям Ψметрики особенно необх. при переносе тестов, разработанных за рубежом. В усл-х недостаточной разработки отеч. м-к многие Ψ-ги склонны рассматривать в кач-ве готовых зарубежные м-ки, тогда как реальные языковые и социокультурные различия бывают столь сильны. что полная эмпирич адаптация зарубежной м-ки по своему объему не уступает разработке оригинальной м-ки. Это прежде всего относится к шкалам ценностных ориентации, к характерологическим опросникам и др. личностным тестам. Если при конструировании многомерного теста использовался ФА, то нельзя считать адаптированным тест, прошедший проверку только на устойчивость тестовых норм, нужно обязательно перепроверить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. повторить ФА).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |