Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия психометрики




Термин «дифференц. Ψметрика» обозна­чает науку о дифференциально-Ψ. измерениях. Дифф. Ψметрику целесообразно отличать от «общей Ψметрики». Общая Ψмет­рика имеет дело с задачами измерения Ψ. хар-к стимула, в частности моделирует общеΨ. (справедливые для всех людей) функц. завис-ти между св-вами сти­мулов и св-вами субъектив. р-й. В Ψфизике речь идет об уст-и соответ-й между физическими хар-ками стимулов и субъектив. хар-ками ощ-й (сенсорная Ψфизика), в соц.-Ψ. измерениях устанавлива­ется соотв-е между рядами соц. объектов (напр., разные виды рекламируемых товаров) и опр. Ψ. р-ями (напр., на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится» и т. п.). В дифф. Ψметрике числовые зна­чения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а инд-дам. Дифф. Ψметрика имеет дело с индивидуал. различиями между людьми в качеств. и коли­ч. составе Ψ. св-в, какими явл. сп-ти, отдельные когнитив. ff (память, вн-е и т. п.), мо­тивы, поведенч. черты, уст-ки, оценки и СО, сп-бы Ψ. самосохр-я (ПЗ) и т. п.

По отн-ю к Ψд-ке и дифф. Ψ Ψметрика выступает в статусе технолого-методич. дисципли­ны: она обосновывает треб-я, которым д. удовлетворять измерительные Ψдиагностич. м-ды, обосновывает процедуры их разработки и применения.

Основываясь на введенном выше основании классиф-и, совре­менные м-ды Ψд-ки условно можно разделить на 2 категории:

1) стандартизованные, измерительные м-ды («тесты») - объективные тесты и стандартизован­ный самоотчет

2) экспертные, или методы понима­ния (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинических» методов) – проективные и диалоговые м-ды. В ос­нове первой категории м-дов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти м-ды обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отн-ю к группе исп-х, чем по отношению к отдельному исп-му.

Экспертные м-ды в большей степени основаны на профессио­нальном опыте, Ψ. интуиции самого Ψдиагноста. Эти м-ды оказ. незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказываются более эффективными по отн-ю к Ψ. явл-ям, плохо поддающимся объективации (субъекти. переживания, личностные смыслы, глубинные слон опыта), по отн-ю к чрезвычайно измен­чивым явл-ям, для которых трудно создать фиксированную опера­циональную модель (динамика целей, сост-й, настроении, много­плановых отн-й в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным ср-вом в случае индивидуал. д-ки. Кроме того, не следует забывать, что глубокий экспертный ан-з — необх. первичный этап в разра­ботке всякой стандартизованной процедуры. По мере стандартизации экспертные м-ки также подлежат колич. обоснованию.

Достоинства измерительных м-дов — объективный хар-р про­цедуры, возм-ть перепроверки — обеспечиваются не автоматиче­ски, а благодаря выполн-ю Ψметрич. треб-й — треб-й репрезентатив-ти, надежности, валидности (включая достовер­ность). Репрезентативность — соотв-е тес­товых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест; надежность — точность н устойчивость процедуры измерения, ее независ-ть от варьирующих случайных факторов; валидность — соотв-е м-ки измеряемому концепту. Если эти треб-я не выполнены, то использ-е тестов ничуть не менее произвольная процедура, чем стихийное «вчувствование» экспер­та в исп-го. Более того, в этом случае рез-т оказ. в нелепой завис-ти от комплекса случайных и побочных обст-в; Ψдиагност в своем отн-и к тесту уподобляется фата­листу, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (в отсутствие каких-либо разумных доводов в пользу того или иного реш-я). Опасны не тесты сами по себе, а их использ-е без th и без Ψметрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого забора, отгораживающего Ψдиагноста от реального исп-го. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возм-ти освобождения Ψ-га от необх-ти набл-я за весьма информативными признаками пов-я исп-го, его манеры, сп-бом работы над заданиями и т. п.

Знание Ψметрики дает Ψ-гу необх. критичность В понимании ограниченности м-к, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, тес­та, опросника, системы задач и т. п.

Специфика Ψдиагностич. процедур по сравнению с обыч­ными физическими измерениями заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с «объектом» измерении, более того, рождается в этом взаимодей-и, зависит от его хар-к и «портится», если эти хар-ки меняются. В физических изме­рениях объект в значит. пределах пассивен и не влияет со своей стороны на физический прибор. Чел-к, напротив, всегда активен и м. применять такую тактику, которую Ψдиагност при разра­ботке м-ки вовсе не предусматривал. Диапазон «срабатывания» теста довольно узок и фактически сводится к той популяции, на кото­рой происходила эмпирико-статистическая разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидность, репрезентативность тестовых норм. Узость этого диапазона м. сравнить со св-вами пружин­ного динамометра из мягкого металла: сколько-нибудь тяжелый груз, выходящий по весу за допустимые пределы, порождает в пружине не­обратимые деформации и нарушает изометричность шкалы.

Для корректного применения теста на новой популяции или в но­вых целях (от целен зависит установка исп-х в ситуации тестир-я) Ψ-г д. провести серию предварительных Ψмет­рич. Эксп-тов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репрезентативности теста в новых усл-х. Перенесение теста с одной популяции на др. без проверки как минимум одно­родности распределения тестовых баллов (устойчивости тестовых норм) может приводить к серьезным диагностич. ошибкам или к непро­изводительным затратам на бесполезную Ψод-ку. К нема­лым ошибкам м. приводить попытка прогноза по рез-там теста, не проверенного на прогностич. валидность, — в этом случае Ψ-г д. ограничиться лишь текущим диагнозом.

Строгое след-е треб-ям Ψметрики особенно необх. при переносе тестов, разработанных за рубежом. В усл-х недо­статочной разработки отеч. м-к многие Ψ-ги склон­ны рассматривать в кач-ве готовых зарубежные м-ки, тогда как реальные языковые и социокультурные различия бывают столь сильны. что полная эмпирич адаптация зарубежной м-ки по своему объему не уступает разработке оригинальной м-ки. Это прежде всего относится к шкалам ценностных ориентации, к характерологи­ческим опросникам и др. личностным тестам. Если при кон­струировании многомерного теста использовался ФА, то нельзя считать адаптированным тест, прошедший проверку только на устойчивость тестовых норм, нужно обязательно перепроверить устойчивость самих тестовых шкал (т. е. повторить ФА).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.