КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Асмолов 20 страница
Принципы психологического анализа в теории деятельности 237 гагот на передний план идею о неадаптивном, непрагматическом характере активности субъекта, его саморазвитии и тем самым закладывают основания для нового проблемного поля анализа деятельности (Там же). С исследованиями над-ситуативной активности непосредственно соприкасаются исследования, в которых вводятся представления об установках как механизмах, обеспечивающих устойчивость движения деятельности (Асмояов, 1980), Если установки как бы пытаются удержать деятельность в заранее задан?imx границах, обеспечивают ее устойчивый характер, то надситуа-тивная активность, взламывая эти установки, выводит личность на новые уровни решения жизненных задач (Асмо-лов, 1979, 1980; Петровский В.А, 1975, 1981). Представления динамического подхода к изучению механизмов развития деятельности во многом пересекаются с трактовкой психического как процесса в школе С,Л.Рубинштейна (см. Брут-липскищ 1979)- С позиции развиваемого в русле теории деятельности динамического подхода к психологическому анализу деятельности можно принципиально по-новому рассмотреть экзистенциалистские концепции зарубежной гуманистической психологии о самореализации (ГОлпорт) и самоактуализации (А,Маслоу) личности {Allport G.t 1969; Maslow, 1968) и раскрыть подлинную природу психологических механизмов ее развития. Все это составляет специальную проблему появившегося в последнее время цикла исследований личности (Асмолов, Брошусь, Зейгарник и др., 1979). ■-. 4. Принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных СВЯЗЕЙ Положение Л,С,Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения, вошло в арсенал основополагающих принципов советской психологической науки и широко освеще- 238 Раздел ДГ, Деятельность — оеъяснюельный принцип— но в отечественной литературе {Выготский^ Лурия, 1930; Выготский, 1956, 1960; Давыдов, 1972), Прежде всего следует выделить те задачи, ради разрешения которых Л.С.Выготским был введен этот принцип. Такой задачей была, во-первых, задача преодоления постулата непосредственности в традиционной психологии и вытекающей из этого постулата натурализации, отождествления закономерностей приспособления к миру у животных и человека. Второй и главной задачей была задача изучения преобразования природных механизмов психических процессов в результате усвоения человеком в ходе общественно-исторического онтогенетического развития продуктов человеческой культуры б «высшие психические функции», присущие только человеку. Если воспользоваться словами К,Маркса, это была задача изучения преобразования человека из «субъекта природы» в «субъект общества» {Маркс> т. 23; Элъконин, 1971). При решении этой задачи Л. С Выготским и были развиты взаимосвязанные положения об опосредствованном характере высших психических функций и об интериориза-ции {Выготский, 1960), То, каким образом воплотились эти положения в конкретных психологических исследованиях, можно проиллюстрировать на материале анализа мнемичес-кой деятельности. В развитии представлений психологов о роли средств в процессах запоминания и забывания можно выделить три периода. Вначале психологи, такие, как Г.Эббингауз, всячески старались устранить влияние мнемотехнических приемов и средств на запоминание, воспринимая их как досадные препятствия на пути поиска «чистых» законов памяти. Для второго периода, падающего в зарубежной психологии примерно на 1960 годы, характерно то, что использование средств уже не воспринимается как трюкачество, а становится предметом специального исследования при анализе приемов повышения эффективности запоминания (см, Neisser, 1976), Коренной перелом во взглядах на роль внешних и внутренних средств в запоминании и шире — в человеческом поведении вообще, происходит в работах школы Л, С Выготского конца 1920— начала 1930 годов. Там, где представители ассоциативной Принципы пснхологшеского анализа в теории деятельности 239 и когнитивной психологии усматривают лишь приемы, облегчающие запоминание, Л.С.Выготский видит переход к принципиально новому типу приспособления человека к действительности, отличному от непосредственно определяемого стимуляцией приспособления у животных. Иными словами, в одних и тех же фактах Л.С,Выготский и представители указанных направлений зарубежной психологии раскрывают совершенно разное, Л.СВыготский писал: «Если вдуматься глубоко в тот факт, что человек в узелке, завязываемом на память, в сущности конструирует извне процесс воспоминания, О напоминает сам себе через внешний предмет и как бы выносит, таким образом, процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность, если вдуматься в сущность того, что при этом происходит, один факт может раскрыть все своеобразие высших форм поведения, В одном случае нечто запоминается, в другом — человек запоминает нечто. В одном случае временная связь устанавливается благодаря взаимодействию двух раздражителей, одновременно воздействующих на организм; в другом ™ человек сам создает при помощи искусственного сочетания стимулов временную связь в мозгу. Самая сущность человеческой памяти состоит в том, что человек активно запоминает с помощью знаков. О поведении человека в общем виде можно сказать, что человек активно вмешивается в свои отношения со средой, через среду изменяет поведение, подчиняя его своей власти» (Выготский, I960, сЛ 19—120)- Б принципе опосредствования как регулятивном принципе социальной детерминации поведения при помощи специфически культурных стимулов-знаков просматриваются ставшие впоследствии (в теории предметной деятельности) ключевыми положения об опосредствовании психического отражения тем содержательным процессом, который связывает субъекта с предметным миром, т.е. процессом предметной деятельности (А. Н Леонтьев), и столь важные для современной социальной психологии представления об опосредствовании межличностных отношений совместной предметной деятельностью (А. В.Петровский). Из принципа опосредствования вырастает положение 240 РлзщеяЛТ. Двтшшоаъ — объяснительный принцип ». о единстве строения внешней и внутренней деятельности, очертания которого уже отчетливо прорисовываются в исследованиях А.Н Леонтьева внешнего опосредствованного запоминания и внутреннего опосредствованного запоминания, возникающего в результате перехода, «вращивания» внешних средств во внутренние средства в онтогенетическом развитии памяти2* В этом же исследовании наглядно показывается, что принцип опосредствования неотрывен от принципа интериоризации. 5. Принцип интериоризации—экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии На пути анализа принципа интериоризации—экстериоризации как принципа, раскрывающего механизм усвоения человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внутренние действия субъекта* развития личности, исследователей поджидает немало трудностей- И одна из них состоит в том, чтобы разрушить очень устойчивую ограниченную интерпретацию принципа интериоризации. Прежде всего, как нам кажется, необходимо показать неоправданность долгое время бытовавшего мнения о том, будто бы представители теории деятельности выступали против понятия «социализация» как такового. Почвой для возникновения этого мнения послужили следующие основания. Первое из них, как на это справедливо указывает Г.М.Андреева (1980), имеет своим истоком резкую критику Л.С.Выготским представлений о социализации ребенка в концепции Ж.Пиаже. В ранних исследованиях Ж,Пиаже социальная среда интерпретируется в соответствии с канонами психоанализа как внешняя* чуждая по 2 Мы считаем необходимым особо подчеркнуть эту преемственность во взглядах между Л,С.Выготским и А.Н.Леонтьевым в связи с нередко встречающимся мнением о том, что Л,С.Выготский не является представителем теории деятельности. Принципы психологического анализа в теории деятельности 241 отношению к ребенку сила, которая принуждает его принять чуждьхе схемы мысли (см, Выготский, 1956), Против пестрой смеси в концепции социализации, в которой причудливо переплетаются психоанализ с социологической теорией ЭДюркгейма, и выступал Л.С.Выготский:, а затем и его последователи. Вторым истоком указанного выше мнения является настойчивое стремление А.Н.Леонтьева дать содержательную характеристику понятию «социализация». Пытаясь сделать это, А,КЛеонтьев вводит положение об интериоризации—экстериоризации как взаимопереходах в системе предметной деятельности человека. И наконец, еще одним основанием для возникновения этого мнения, лишь разрушив которое мы сможем вернуть понятию «интериоризация» его более широкий первоначальный смысл, является то, что с середины 1950 годов основные усилия таких представителей деятельностного подхода, как ГГЯ.Гальперин, В.ВДавьщов, Н.ФТалызи-на, сконцентрировались на изучении интериоризации как механизма перехода из внешней практической или познавательной деятельности во внутреннюю деятельность {Гальперин, 1980; Давыдов, 1972; Талызина, 1975). В этих исследованиях, поставивших в центр проблему перехода из внешнего плана деятельности во внутренний идеальный план> выделилась теория поэтапного, или планомерного, формирования умственных действий, созданная работами П,Я-Гальперина и его последователей. Однако нацеленность этих исследований прежде всего на изучение познавательной деятельности индивида привела к неявному возникновению сужения понятия «интериоризация» к понятию, раскрывающему механизм превращения материального в идеальное, внешнего во внутреннее в индивидуальной деятельности, а также к трактовке в исследованиях А.Н.Леонтьева и П.ЯХальперина внешней деятельности как не имеющей в своем составе психических компонентов (см, Брушлинскийу 1979)- Более широкий смысл понятия «интериоризация» как механизма социализации оказался в тени. Между тем, еще в начале 1930 годов Л.С.Выготский весьма недвусмысленно писал: «Для нас сказать о процессе "внешний" — значит сказать "со- 242 Ращен Ш. Д&гтыюаъ — оБшсттдьнь'ш принцип^. циалъный". Всякая психическая функция была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией: она была прежде социальным отношением двух людей» (Выготский, I960; Выготский, Лурия, 1930) [курсив мой — АА]. Напомним, что для Л.С.Выготского интериоризация и представляла собой переход от внешнего, интерпсихического к внутреннему, интрапсихическому. В понятии «интериоризация» необходимо выделить три грани. Первую грань можно было бы назвать гранью индивидуализации. Раскрытие этой грани позволило Л.С.Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, иит-рапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности, Суть этой закономерности развития конкретных видов деятельности рельефно выступает в исследованиях Л-С, Выготского по превращению внешней социальной речи, «речи для других», во внутреннюю речь, «речь для себя*>. Совсем недавно начали появляться исследования интериоризации межличностных отношений в онтогенезе. Так, в исследовании В.ВАбраменковой показывается, как возникают и проявляются гуманные отношения к сверстнику у дошкольников в совместной деятельности (Абраменкова^ 1980), Вначале совместная деятельность, предполагающая реальное сотрудничество детей, порождает и полностью определяет опосредствованные ею гуманные отношения. С возрастом гуманные отношения, интериоризируясь в ходе совместной деятельности, фиксируются в гуманных смысловых установках личности ребенка, проявляющихся в таких переживаниях ребенка, как сострадание и сорадование неудачам и успехам других. В онтогенезе взаимосвязи между гуманными, или шире, межличностными, отношениями, преобразованными в установки личности, к совместной деятельности как бы переворачиваются: если у детей совместная деятельность непосредственно порождает и опосредствует гуманные отношения, то у взрослых гуманные отношения, фиксировавшись в установках личное- Принципы психологического анализа в теории деятельности 243 ти? сами опосредствуют и даже определяют выбор тех или иных мотивов конкретной деятельности. Такого рода исследования ставят перед представителями теории деятельности проблему изучения интериоризации межличностных отношений, которая еще ждет своего решения. Вторая грань понятия «интериоризация», отражающая переход от «мы» к «я» (Кон, 1978), лучше всего, на наш взгляд, передается посредством термина интимизацыя. Исследуя эту грань, мы подходим к таким проблемам, как проблемы самосознания личности. При изложении этого аспекта интериоризации можно сослаться, например, на глубокие наблюдения С-Л.Рубинштейна, который в простом факте называния двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, Ваня), т.е. так, как их зовут другие люди, а лишь затем в первом лице («я»), ввдит начало осознания детьми своего «я» (Рубинштейн^ 1973). И наконец, третья, наиболее изученная грань понятия «интериоризация» — это интериоризация как производство внутреннего яплана сознания*. Казалось бы, детальное изучение этого аспекта интериоризации должно было бы послужить своеобразной гарантией от односторонних его интерпретаций. Тем не менее интериоризация порой трактуется как прямой, механический перенос внешнего, материального во внутреннее» идеальное. Отчасти такое впечатление может возникнуть из-за подчеркивания в теории деятельности положения о единстве строения внешней и внутренней деятельности. Но единство, например, мысли и слова> как неоднократно подчеркивал Л, С. Выготский, никак не означает их тождественности, одинаковости. Для того чтобы избежать возникновения впечатления об интериоризации как механическом переносе, можно привести красноречивые факты тех трансформаций» которые претерпевает строение внешней речи при преобразовании во внутреннюю речь (особый синтаксис, преобладание смысла над значением, слияние смыслов и т.п.) (Выготский^ 1956), или такие выделенные П.Я,Гальпериным специфические особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, как обобщение, свертывание и т.п. Безусловно, что сами эти особенности также 244 Раздел ДХ Деятельность — объяснительный принцип». нуждаются в дальнейшем изучении, выявлении их собственно психологического содержания {Давыдов, 1979). Только рассмотрение всех этих граней принципа инте-риоризации—экстериоризации позволит дать содержательную характеристику представлений о механизмах социализации в теории предметной деятельности. 6. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам» Принципы реактивности и непосредственности постоянно соседствуют в основывающихся на механистическом материализме психологических теориях с принципом атомарного анализа психики. Этот принцип зиждется на присущей механистическому материализму уверенности, что целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того (см. об этом Бернштейи, 1947). В психологии этот принцип анализа был назван Л.СВыготским принципом анализа «по элементам». «Существенным признаком такого анализа является то, — писал Л.С Выготский, — что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, — элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым радом новых свойств, которых это целое никогда не могло бы обнаружить» {Выготский, 1956, с.46). В качестве типичного примера анализа поведения человека «по элементам» можно привести сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме. Полную противоположность принципу анализа «по элементам» представляет собой системный принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому (Там же). Из принципа анализа «по единицам» исходит и А,Н.Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной деятельности. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живо- Принципы психологического анализа в теории деятельности 245 го потока «единицы» — действия и операции, А.Н.Леонтьев специально указывает, что структурные моменты деятельности, «единицы** деятельности не имеют своего отдельного существования. При выделении этих «единиц» мы как бы отвечаем на три следующих вопроса: Ради чего осуществляется деятельность? На что направлена деятельность? Какими способами, приемами реализуется деятельность? Отвечая на первый вопрос, мы выделяем такой системообразующий признак, характеризующий особенную деятельность, как мотив деятельности (предмет потребности). При ответе на второй вопрос внутри деятельности выделяется иерархически подчиненный по отношению к первому системообразующий признак — цель, к которой стремится субъект, побуждаемый тем или иным мотивом, Процессы, направленные на достижение сознаваемого предвидимого результата, т,е. цели, и представляют собой действия. Но действие не происходит в пустоте, а всегда осуществляется в определенных условиях. Для того, чтобы ответить на вопрос, какими приемами осуществляется действие, в действиях вычленяются операции — способы достижения цели действия, которые соотносимы с условиями выполнения действия, В этих условиях, как правило, фиксированы в результате экстериоризации те или иные «функциональные значения» (Зинченко, Гордон, 1975). И наконец, четвертым необходимым моментом психологического строения деятельности являются психофизиологические механизмы — реализаторы действий и операций. Таково краткое описание строения предметной деятельности. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь, у него начинают «работать» при объяснении различных сторон психической реальности разные «единицы» деятельности (Леонтьев А.А., 1978; Юдин, 1978). Так, например, при анализе развития личности в качестве «единицы» выступает «особенная деятельность». Образцом такого рода исследований являются разработанные Д.Б.Элькониным представления о периодизации развития личности ребенка (Эльконин> 1971). При исследовании социальной перцепции, динамики групповых процессов в 246 Раздел Ш* Деятельность — объяснительный принцип^ социальной психологии в работах ТЛА.Андреевой и А.В.Петровского все активнее на^инает'применяться такая «единица», как совместная предметная деятельность (Андреева^ 1980; Психологическая теория коллектива, 1979). При исследовании познавательных процессов, напримерi при изучении запоминания, мышления или восприятия, в качестве «единицы» анализа используется «действие». Именно «действие* рассматривается в исследованиях памяти, проведенных П.ИЛинченко и АЛ,Смирновым, как основная единица структурного, функционального и генетического анализа непроизвольного запоминания {Зинчеп-коу 1971; Смирное, 1965)- Продуктивность использования «действия» как «единицы» анализа восприятия можно проиллюстрировать на примере исследований, проведенных в русле концепции «перцептивных действий» (Давыдов, 1979)- Список работ, показывающих объяснительную на-грузку различных «единиц» анализа предметной деятельности, можно было бы продолжить (см. например, Берн штейн, 1947; Давыдов, 1979; Тихомиров, 1969). Представления о «единицах» анализа деятельности, взаимопереходах между ними уточняются и развиваются (см., например, Тихомиров, 1969), но, как бы они ни изменялись, принцип психологического анализа «по единицами задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности, 7, Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности Одним из доказательств реальности существования того или иного принципа познания является то, что с ним рано или поздно приходится столкнуться представителям самых разных ориентации в науке. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности пережил, по крайней мере, два своих рождения. Недавно он был замечен психологами когнитивистского направления, которые в последние годы начали осознавать тот факт, что нельзя построить психо-г Принципы психологического анализа в теории деятельности 247 логию познавательных процессов в рамках информационного подхода с его схемой «вход—выход», оставив за скобками реальный содержательный процесс взаимодействия человека с миром, «Когнитивные психологи должны предпринять огромные усилия, — пишет лидер этого направления У.Найссер, — чтобы понять то, как осуществляется познание в обычной среде и в контексте целенаправленной деятельности* (Neisser, 1976, с.7)* До тех пор пока познавательные процессы не будут рассматриваться в контексте деятельности, психологи будут вынуждены довольствоваться чисто внешними количественными их описаниями вроде введенного У.Найссе-ром принципа параллельной переработки информации. Задолго до того, как психологи когнитивистского направления пришли к мысли о необходимости исследования познавательных процессов в контексте целенаправленной деятельности, в советской психологии в русле теории предметной деятельности на материале исследования памяти был фактически открыт принцип, охарактеризованный нами как принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В исследованиях П.И.Зинченко и А А, Смирнова показано изменение характера зависимости запоминания от того, с какими компонентами деятельности — мотивами, целями или условиями выполнения действия — связан запоминаемый объект. Не пересказывая здесь известных работ ПИЗинченко, обратим лишь внимание на то, что общий методический прием изучения непроизвольного запоминания является непосредственным воплощением принципа зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Суть этого приема состоит в том, что один и тот же материал должен был выступать в эксперименте в двух ипостасях: один раз — в качестве объекта, на который направлена деятельность, т.е. цели действия: другой раз — в качестве фона, условия достижения цели, т.е. объекта, который непосредственно не включен в выполняемую субъектом познавательную или игровую деятельность. Подытоживая результаты своих исследований, ГШ.Зинченко сделал вывод о том, что материал, составляющий непосредственную 248 Раздел EL Деятельность — объяснительный принцип.» цель действия, запоминается более конкретно и эффективно у чем материал, относящийся к способам осуществления действия. Содержание принципа зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности может быть раскрыто при исследовании творческой деятельности (Пономареву 1976) и перцептивной деятельности (Запорожец, Венгер, Зинчеико и др., 1967), Этот принцип также лег в основу функциональной классификации эмоций (Вилюнас, 1974) и представлений о разноуровневой природе установочных явлений (Асмолов, 1979). Он представляет собой один из важных принципов теории предметной деятельности и обладает далеко еще не исчерпанным объяснительным потенциалом. Выделенная и описанная выше система принципов, так же как пронизывающий все исследования в русле де-ятельностного подхода принцип историзма, являют собой неповторимое лицо теории предметной деятельности. Эти принципы, конечно же, нельзя воспринимать как каноны, от которых последователи Л.С.Выготского не могут отступить ни на шаг. Канонизация основных принципов теории несет в себе куда большую опасность, чем внешняя или внутренняя ее критика- Теории никогда не умирают от критики. Они гибнут в руках старательных учеников, спешащих их канонизировать и, тем самым, отправить на заслуженный отдых. При этом на всех этапах истории науки ученики проделывают одну и ту же незамысловатую операцию — операцию возведения исходных принципов в ранг постулатов, не требующих доказательств. Не случайно В.Келер, как вспоминает Б.В.Зейгарник, запретил своим сотрудникам использовать понятие «гештальт» для объяснения тех или иных феноменов; и в этом был абсолютно прав. Если принципы анализа деятельности будут возведены в ранг постулата, то теория деятельности превратится в теорию, достойную внимания лишь для историков психологии. Все те принципы, которые выделены в теории предметной деятельности, представляют собой не что иное, как предпосылки, определяющие ход развития современной психологии, ее будущее. Принципы псР1ХологичЕСкого анализа в теория деятельности 249 Литература Абраменкоеа В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие проявления гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. № 5, Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии // Психол, жури. 1980. Т, 1. № 4, Алхазишвылы А А. Специфика потребностей у человека // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1980, Асмолов А. Г. Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977. Асмолов AS. Деятельность и установка. М^ 1979, Асмолов AS. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии. 1980, № 3. Асмолов AL, Братусъ Б.С, Зейеарник Б.В., Петровский В.А, Субботский Е.В., Хараш АУ,, Цветкоеа Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии, 1979* № 4. Асмолов А.Г.> Петровский В,А, О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологик. 1978, № 1. Бериштейн НА. О построении движений, М.} 1947, Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966, Брушлииский А.В. Мышление и прогнозирование. М,5 1979. Ветер ЛЛ Восприятие и обучение, М., 1970, Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М, 1974. Выготский Л, С Избранные психологические произведения, , 1956. Выготский Л, С, Развитие высших психических функций. М.3 i960, Выготский Л+С, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.- Л., 1930. Гальперин П,Я, Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / Отв. ред, Е.В.Шорохова. М., 1966. Гальперин Я, Я. Введение в психологию, М.5 1976. Гальперин И Я, Функциональное различие между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Ред, И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис. М., 1980. 250 Раздел! HL Деятельность — объяснительный принцип». Давыдов В, В, Виды обобщения б обучении. М.? 1972. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.НЛеонтьева // Вестник Моск. ун-та. Сер, 14, Психология. 1979. № 4, Дункер К, Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1966, Запорожец А-В, Развитие произвольных движений, М, 1960. Запорожец А В., ВенгерЛЛ., Зинчеико В.И? Рузская AS. Восприятие и действие. M,t 1967, Запорожец А.В., ЭлькотшД.Б. Психология детей дошкольного возраста. M.s 1964. Занченко ВЖ Продуктивное восприятие // Вопросы психологии, 197LN&6. Зинненко В.П., Гордон ВМ. Методологические проблемы психологического анализа деятельности: Системные исследования, М., 1975. Зынненко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. Кон И. С Открытие «Я». М., 1978. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К, Маркса, Мм 1976, Леонтьев АЛ. «Единицы» и уровни деятельности // Вестник Моск. ун-та. Сер, 14, Психология. 1978, № 2. Леонтьев А.& Проблемы развития психики, ML, 1965. Леонтьев А.К Деятельность. Сознан и с. Личность. М,, 1977. Ломов Б.Ф< Категория деятельности в психологии // Психол. жури, 1981. №5, Маркс K.t Энгельс Ф. Соч., т. 20, Маркс К^ Энгельс Ф. Соч,3 т. 23. Петровский АВ. Личность в психологии с позиций системного подхода// Вопросы психологии. 1981, № L Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. 1975. № 3. Пономарев Я А. Психология творчества, М, 1976, Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В.Петровского, М.э 1979. Рубинштейн СЖ Бытие и сознание, М,, 1957. Рубинштейн СЖ Человек и мир // Рубинштейн СЖ Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова, ML, 1973. Смирнов АЛ Проблемы психологии памяти, М, 1965. Суходольский LB. Понятийная система психологической теории деятельности // Психол. журн. 198L Т. 2. № 3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975, Принципы психологического анализа в теории деятельности 251 Тихомиров О.К Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969* УотсонДж. Психология как наука о поведении, М., 1926. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы, Л., 1969. Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971, № 4. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности, 1978. Allport G. W. The person in psychology, Boston, 1969, Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis, Berlin, 1926, MasbwA.R Toward a psychology of being. N,Y., 1968. Neisser К Cognition and reality. San Francisco, 1976. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y., 1971.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |