Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературно-драматическая студия




 

В тех странах, где по-прежнему существует радиодраматургия, для создания литературно-драматических передач до сих пор поль­зуются специальными студиями, имеющими целый набор разных акустических условий. Иногда это единый блок, где есть два или три отдельных помещения с качественно различной акустикой. Помещение может быть «звонким» (гулким), нормальным или за­глушенным, причем все эти качества можно дополнительно изме­нять, используя тяжелые занавеси или передвижные экраны. Однако полностью заглушенное помещение, предназначенное для имитации акустических условий в сценах под открытым небом, практически нельзя создать в обычной студии.

 

 

План типичного литературно-драматического блок а. До сих пор в эксплуата­ции находится немало таких студий. На рисунке цифрами показаны: 1 — основное помещение для записи действия пьесы: сравнительно «звонкую» (слева) и подглушенную (справа) части студии можно несколько изолировать друг от друга (и, соответственно, изменять акустическую обстановку в них) с помощью двойного занавеса, перемещаемого поперек студии; 2 — заглушенная студия, на стенах ко­торой размещены эффективные поглотители; 3 — эхо-камера (или помещение для вспомогательной аппаратуры, в которой установлен листовой ревербератор); 4 — студийная аппаратная, где производится слуховой контроль записи и смешива­ние уровней сигналов: 5 — аппаратная магнитной записи. Неправильная форма помещения студии в этом примере дает то преимущество, что из-за непараллель­ности стен не возникают стоячие волны, придающие неприятную окраску звучанию.

 

 

Простая схема записи радиопьесы. Кардиоидный микрофон 1, предназначен­ный для рассказчика, установлен неподалеку от стекла смотрового окна аппарат­ной, а два ленточных микрофона для актеров — в центре студии. Микрофон 2 принимает звуки в нормальной акустической обстановке помещения, а микрофон 3 с двух сторон «прикрыт» акустическими экранами — для имитации звучания на открытом воздухе.

Такая схема записи не дает столь богатых возможностей, как в блоке с полный на­бором акустических условий, однако она вполне пригодна для дешевых постано­вок с малым числом актеров или для тех случаев, когда радиопередачу скорее всего будут слушать при наличии посторонних шумов.

 

В самом деле, заглушенная часть студии будет отличаться от обычной акустической обстановки в помещении лишь настолько, чтобы можно было довести нормальное рабочее расстояние до 0,75/1,25 м при использовании двунаправленного микрофона (лен­точные микрофоны и по сей день охотно применяют при записи монофонических литературно-драматических передач). При этом все же достигается вполне удовлетворительная имитация акусти­ческих условий, существующих под открытым небом. Гулкая часть студии, в которой можно записывать небольшой музыкальный со­став, сопровождающий радиопьесу музыкальными вставками, хо­рошо имитирует большие помещения: церкви, вокзалы и т. п. Пом­ните, однако, что у помещения с повышенной гулкостью есть суще­ственный недостаток: доминирующие собственные резонансы при­дают любому звуку в таком помещении специфический характер. В то же время при одинаковом времени реверберации в ванной комнате и в длинном коридоре качество звука различно. На слух можно определить даже специфические свойства отражающих поверхностей: например, звук в помещении, где стены обшиты де­ревом, имеет совершенно иной характер, чем, например, в мрамор­ном зале. Если по ходу радиопьесы нужно имитировать звучание в очень малом объеме, например, разговор внутри салона автомо­биля, то это делается с помощью экранов с акустической обра­боткой.

 

Запись действия и комментария (голоса рассказчика)

 

Если действие пьесы сопровождается комментарием, например, «от автора», то для этого надо выделить специальный микрофон. Прежде неизменно использовали ленточный микрофон, устанавли­ваемый вблизи от перегородки или от отражающей поверхности, Как правило, предусматривалась электрическая коррекция, рас­считанная на «эффект ближней зоны». Иногда, в расчете на малое расстояние до источника, устанавливали ненаправленный микро­фон. Лучше все же использовать микрофон с кардиоидной или аналогичной ей характеристикой направленности: его также же­лательно размещать возможно ближе к источнику — ведь должно казаться, что рассказчик находится «ближе» к слушателю, чем остальные источники, и голос его должен быть лишен влияния акустики помещения.

Лучше всего вообще удалить рассказчика из места действия, однако, если он принимает в нем непосредственное участие, удоб­нее, чтобы его собственный микрофон был неподалеку от основ­ного. В этом случае либо надо заэкранировать микрофон рассказ­чика, либо применить микрофон с качественно иной, чем у основ­ного микрофона, частотной характеристикой. Последнее условие не столь трудно выполнимо, поскольку разные модели микрофонов имеют частотные характеристики, по-разному отличающиеся от идеальной.

Описанная здесь студия предназначена для проведения непре­рывной записи литературно-драматической программы. Так поступают до сих пор очень многие звукорежиссеры. Ясно, что при пре­рывании записи можно сильно изменять акустические условия между отдельными частями программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.