КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-драматическая студия
В тех странах, где по-прежнему существует радиодраматургия, для создания литературно-драматических передач до сих пор пользуются специальными студиями, имеющими целый набор разных акустических условий. Иногда это единый блок, где есть два или три отдельных помещения с качественно различной акустикой. Помещение может быть «звонким» (гулким), нормальным или заглушенным, причем все эти качества можно дополнительно изменять, используя тяжелые занавеси или передвижные экраны. Однако полностью заглушенное помещение, предназначенное для имитации акустических условий в сценах под открытым небом, практически нельзя создать в обычной студии.
План типичного литературно-драматического блок а. До сих пор в эксплуатации находится немало таких студий. На рисунке цифрами показаны: 1 — основное помещение для записи действия пьесы: сравнительно «звонкую» (слева) и подглушенную (справа) части студии можно несколько изолировать друг от друга (и, соответственно, изменять акустическую обстановку в них) с помощью двойного занавеса, перемещаемого поперек студии; 2 — заглушенная студия, на стенах которой размещены эффективные поглотители; 3 — эхо-камера (или помещение для вспомогательной аппаратуры, в которой установлен листовой ревербератор); 4 — студийная аппаратная, где производится слуховой контроль записи и смешивание уровней сигналов: 5 — аппаратная магнитной записи. Неправильная форма помещения студии в этом примере дает то преимущество, что из-за непараллельности стен не возникают стоячие волны, придающие неприятную окраску звучанию.
Простая схема записи радиопьесы. Кардиоидный микрофон 1, предназначенный для рассказчика, установлен неподалеку от стекла смотрового окна аппаратной, а два ленточных микрофона для актеров — в центре студии. Микрофон 2 принимает звуки в нормальной акустической обстановке помещения, а микрофон 3 с двух сторон «прикрыт» акустическими экранами — для имитации звучания на открытом воздухе. Такая схема записи не дает столь богатых возможностей, как в блоке с полный набором акустических условий, однако она вполне пригодна для дешевых постановок с малым числом актеров или для тех случаев, когда радиопередачу скорее всего будут слушать при наличии посторонних шумов.
В самом деле, заглушенная часть студии будет отличаться от обычной акустической обстановки в помещении лишь настолько, чтобы можно было довести нормальное рабочее расстояние до 0,75/1,25 м при использовании двунаправленного микрофона (ленточные микрофоны и по сей день охотно применяют при записи монофонических литературно-драматических передач). При этом все же достигается вполне удовлетворительная имитация акустических условий, существующих под открытым небом. Гулкая часть студии, в которой можно записывать небольшой музыкальный состав, сопровождающий радиопьесу музыкальными вставками, хорошо имитирует большие помещения: церкви, вокзалы и т. п. Помните, однако, что у помещения с повышенной гулкостью есть существенный недостаток: доминирующие собственные резонансы придают любому звуку в таком помещении специфический характер. В то же время при одинаковом времени реверберации в ванной комнате и в длинном коридоре качество звука различно. На слух можно определить даже специфические свойства отражающих поверхностей: например, звук в помещении, где стены обшиты деревом, имеет совершенно иной характер, чем, например, в мраморном зале. Если по ходу радиопьесы нужно имитировать звучание в очень малом объеме, например, разговор внутри салона автомобиля, то это делается с помощью экранов с акустической обработкой.
Запись действия и комментария (голоса рассказчика)
Если действие пьесы сопровождается комментарием, например, «от автора», то для этого надо выделить специальный микрофон. Прежде неизменно использовали ленточный микрофон, устанавливаемый вблизи от перегородки или от отражающей поверхности, Как правило, предусматривалась электрическая коррекция, рассчитанная на «эффект ближней зоны». Иногда, в расчете на малое расстояние до источника, устанавливали ненаправленный микрофон. Лучше все же использовать микрофон с кардиоидной или аналогичной ей характеристикой направленности: его также желательно размещать возможно ближе к источнику — ведь должно казаться, что рассказчик находится «ближе» к слушателю, чем остальные источники, и голос его должен быть лишен влияния акустики помещения. Лучше всего вообще удалить рассказчика из места действия, однако, если он принимает в нем непосредственное участие, удобнее, чтобы его собственный микрофон был неподалеку от основного. В этом случае либо надо заэкранировать микрофон рассказчика, либо применить микрофон с качественно иной, чем у основного микрофона, частотной характеристикой. Последнее условие не столь трудно выполнимо, поскольку разные модели микрофонов имеют частотные характеристики, по-разному отличающиеся от идеальной. Описанная здесь студия предназначена для проведения непрерывной записи литературно-драматической программы. Так поступают до сих пор очень многие звукорежиссеры. Ясно, что при прерывании записи можно сильно изменять акустические условия между отдельными частями программы.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |