КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Кажется логичным рассматривать предложенную структуру и связанные с ней алгоритмы в качестве серьезной базы для дальнейших исследований и размышлений
Примечание Кажется логичным рассматривать предложенную структуру и связанные с ней алгоритмы в качестве серьезной базы для дальнейших исследований и размышлений. Естественное разделение алгоритма обучения на два независимых этапа открывает интересные возможности для применения описанного подхода во многих реальных ситуациях. Фаза самоорганизации структуры на основе обучающих данных устраняет главный недостаток известных ранее структур: необходимость хорошего исходного размещения функции принадлежности и полного априорного знания всех нечетких правил. Кроме того, слоистая структура и межслойные связи оказываются настолько прозрачными и интуитивно понятными, что формирование базы правил и нечетких множеств по завершении первой фазы не представляет никакой проблемы. Следовательно, они могут с легкостью как модифицироваться, так и переноситься в другую систему, реализующую нечеткий вывод. В свою очередь, на второй фазе (обучения с учителем) применяется хорошо известный алгоритм обратного распространения ошибки. Благодаря оптимальному уточнению функий принадлежности удается еще лучше подготовить модуль нечеткого управления для решения конкретной задачи. В случае, когда обучающие данные доступны только в режиме он-лайн, следует использовать иной алгоритм обучения, например, описанный в работе [11]. 5.5. Модуль нечеткого управления типа Такаги-Сугено: случай независимых лингвистических переменных Как мы уже убедились, очень часто размещение функций принадлежности и построение корректных правил управления представляет собой серьезную проблему. В системах, которые рассматривались выше, одновременная идентификация нечетких правил и адаптация функций принадлежности оказывалась весьма сложной или вообще невозможной. В настоящем разделе рассматриваются нечеткие нейронные сети [2, 4, 5], способные решать эту проблему. Мы обсудим два вида модулей нечеткого управления, которые основаны на правилах, предложенных Та-каги и Сугено (Takagi & Sugeno - см. п. 3.9.4). Эти модули отличаются способами формулирования выводов (заключений) нечетких правил. Резуль-
тат предлагаемого подхода будет выражаться, во-первых, в реализации процедуры вывода нейронной сетью соответствующей конструкции и, во-вторых, в отображении параметров этой процедуры весами связей. Представляемая нечеткая нейронная сеть сможет одновременно формировать нечеткие правила и адаптировать функции принадлежности путем модификации весов связей в процессе обучения и - что самое важное -для этого будет применяться классический алгоритм обратного распространения ошибки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |