Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Кажется логичным рассматривать предложенную структуру и свя­занные с ней алгоритмы в качестве серьезной базы для дальнейших ис­следований и размышлений




Примечание

Кажется логичным рассматривать предложенную структуру и свя­занные с ней алгоритмы в качестве серьезной базы для дальнейших ис­следований и размышлений. Естественное разделение алгоритма обуче­ния на два независимых этапа открывает интересные возможности для применения описанного подхода во многих реальных ситуациях. Фаза са­моорганизации структуры на основе обучающих данных устраняет глав­ный недостаток известных ранее структур: необходимость хорошего ис­ходного размещения функции принадлежности и полного априорного зна­ния всех нечетких правил. Кроме того, слоистая структура и межслойные связи оказываются настолько прозрачными и интуитивно понятными, что формирование базы правил и нечетких множеств по завершении первой фазы не представляет никакой проблемы. Следовательно, они могут с легкостью как модифицироваться, так и переноситься в другую систе­му, реализующую нечеткий вывод. В свою очередь, на второй фазе (обу­чения с учителем) применяется хорошо известный алгоритм обратного распространения ошибки. Благодаря оптимальному уточнению функий принадлежности удается еще лучше подготовить модуль нечеткого уп­равления для решения конкретной задачи. В случае, когда обучающие данные доступны только в режиме он-лайн, следует использовать иной алгоритм обучения, например, описанный в работе [11].

5.5. Модуль нечеткого управления типа Такаги-Сугено: случай независимых лингвистических переменных

Как мы уже убедились, очень часто размещение функций принад­лежности и построение корректных правил управления представляет со­бой серьезную проблему. В системах, которые рассматривались выше, одновременная идентификация нечетких правил и адаптация функций принадлежности оказывалась весьма сложной или вообще невозможной.

В настоящем разделе рассматриваются нечеткие нейронные сети [2, 4, 5], способные решать эту проблему. Мы обсудим два вида модулей нечеткого управления, которые основаны на правилах, предложенных Та-каги и Сугено (Takagi & Sugeno - см. п. 3.9.4). Эти модули отличаются спо­собами формулирования выводов (заключений) нечетких правил. Резуль-


 

 


тат предлагаемого подхода будет выражаться, во-первых, в реализации процедуры вывода нейронной сетью соответствующей конструкции и, во-вторых, в отображении параметров этой процедуры весами связей. Представляемая нечеткая нейронная сеть сможет одновременно форми­ровать нечеткие правила и адаптировать функции принадлежности путем модификации весов связей в процессе обучения и - что самое важное -для этого будет применяться классический алгоритм обратного распрост­ранения ошибки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.