КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. При проектировании структур, описанных в предыдущих разделах, мы предполагали, что способ управления объектом известен
При проектировании структур, описанных в предыдущих разделах, мы предполагали, что способ управления объектом известен. На основе этих знаний формировались нечеткие правила и функции принадлежности. Обучение создаваемых структур позволяло «достроить» функции принадлежности, однако верификация заданных нечетких правил не представлялась возможной. Поэтому выходной управляющий сигнал мог содержать погрешность, обусловленную не совсем корректными правилами. Из сказанного следует, что одна из главных проблем, возникающих в процессе проектирования модулей нечеткого управления, заключается в правильном построении функции принадлежности и в определении на их основе корректных нечетких правил. Один из известных подходов к разрешению этой проблемы - описанный в разд. 3.10 метод, известный под названием table look-up scheme. В настоящем разделе мы предложим реализацию одной из версий данного метода применительно к исследуемым структурам. Новый алгоритм [10, 13] разделен на две фазы: а)фаза обучения на основе самоорганизации, которое позволяет задать начальные функции принадлежности с последующим формированием на их базе нечетких правил и б) фаза уже хорошо известного обучения с учителем (иначе называемого обучением под надзором). 5.4.2. Фаза обучения на основе самоорганизации Этап 1. Фиксация функций принадлежности. До настоящего момента при формировании структуры модуля управления мы исходили из того, что должны быть известны (хотя бы в первом приближении) как функции принадлежности нечетких множеств, так и связанные с ними нечеткие правила. Только на основе этих знаний могла быть создана структура с начальными функциями принадлежности и с базой правил, реализованной в виде связей элементов нейронной сети. Цель обучения заключалась только в оптимальной адаптации функций принадлежности для того, чтобы погрешность на выходе модуля нечеткого управления оказалась минимальной. Займемся решением первой проблемы - первичным подбором функций принадлежности. Для того чтобы начать обучение, необходимо выбрать способ разделения каждого пространства входных и выходных переменных. Другими словами, для каждой лингвистической переменной (например, «температура») необходимо задать ее словесные значения (например, «низкая», «средняя», «высокая»), которые становятся названиями нечетких множеств, а также определить размещение и структуру соответствующих им функций принадлежности. Конечно, можно воспользоваться одним из рассмотренных ранее методов, в частности, разместить функции принадлежности с учетом знаний и интуиции экспертов либо распределить их просто равномерно. При наличии обучающих данных в виде пар (х, d) в случае фиксации количества нечетких множеств можно воспользоваться одним из методов обучения на основе самоорганизации, подобных статистическому группированию [statistical clustering). Речь идет о таком размещении центров функций принадлежности, чтобы они охватывали только те области входных и выходных пространств, в которых находятся данные. Для достижения этой цели можно применять хорошо известные методы конкурентного обучения (competitive learning) [6 - 8, 17] Допустим, что ищутся центры функций принадлежности нечетких множеств, соответствующих /-й переменной х,, для которой количество словесных значений (и, следовательно, количество функций принадлежности) равно Л/,. Первоначально все центры можно разместить равномерно по всему пространству значений конкретной входной переменной. После этого необходимо определить, какой центр лежит ближе всего к заданному значению х(- посредством выражения
|х,-(0-хП01= Глава 5 Модули нечетко-нейронного управления 5.4 Модуль управления с возможностью коррекции правил
где х"ьобозначает искомый ближайший центр, a t - номер очередного шага (f = 0 соответствует начальному размещению). Очередное значение центра можно найти по адаптивной формуле
x?b (f +1) = x?b(f) + a(t)[Х; (0 - xf b(f)], где a(t) - монотонно убывающий коэффициент, управляющий скоростью обучения. Остальные центры остаются неизменными.
(5.56) Для каждой лингвистической переменной выполняется независимое обучение по представленному алгоритму. После нахождения центров функций принадлежности можно перейти к вычислению их ширины. Для этого воспользуемся определением понятия соседство, точнее - методом «Л/ ближайших соседей», с помощью которого будем минимизировать относительно искомого параметра а,тфункцию [10] (5.57) где г- параметр, определяющий степень наложения функций. Поскольку на второй фазе обучения будут устанавливаться оптимальные значения как центров, так и ширины функций принадлежности, то можно ограничиться нахождением «первого ближайшего соседства» и использовать для расчета от ""«"«""в
пример, если в качестве функции принадлежности используется функция Гаусса, то на выходе этого слоя получаем
(5.58) (5.59)
Этап 2. Формирование структуры. Прежде чем приступить к построению правил, следует сформировать предварительную структуру необходимой для этого сети. На рис. 5.28 представлена примерная схема подобной системы. По сравнению со структурами, которые рассматривались ранее, в ней модифицированы элементы третьего и четвертого слоев: в процессе построения правил они будут передавать сигнал в обратном направлении - к предыдущим слоям. Направление распространения сигнала показано стрелками. Перейдем теперь к подробному обсуждению каждого из четырех слоев. Функционирование подобных модулей управления достаточно полно рассматривалось в предыдущих разделах, поэтому описание общих вопросов будет сведено к минимуму. Слой L1. Каждый элемент соответствует одной функции принадлежности. На выходах узлов вырабатывается информация о степени принадлежности данной входной переменной к нечеткому множеству. На- Существенное значение имеет исходное количество элементов в слое (т.е. количество функций принадлежности, соответствующих каждому входу), а также начальное размещение и форма этих функций, определяемые параметрами х* и о-*. Используются значения, найденные на предыдущем этапе. Следует обратить внимание на тот факт, что функции единичного узла (элемента слоя) может также выполнять простая нейронная сеть, которая после обучения в режиме офф-лайн способна отображать функции принадлежности любой сложности (см. разд. 5.5). Слой L2. На выходах этого слоя мы получаем степень активности правил, определяемую как минимальное из значений степеней принадлежности, рассчитанных на выходе слоя L1. Слой L2 решает задачу подбора условий (суждений) для соответствующих нечетких правил. Каждый узел интерпретируется как условие отдельного правила, имеющее вид IF х, это А\ AND x2 это а£... AND х„ это Akn THEN... Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления 5.4 Модуль управления < коррекции правил
Количество элементов в слое равно количеству правил. Они долж Спой L3. В процессе построения правил этот слой передает сигналы в обратном направлении (см. обозначения на рис. 5.28). Элементы слоя реализуют функции принадлежности нечетких множеств, соответствующих заключениям конкретных правил. Вначале все элементы слоя L2 соединяются со всеми элементами слоя L3, т.е. образуются все возможные соединения суждений правил с их заключениями. Это означает, что выводы правил еще не определены. В процессе обучения суммарное количество связей уменьшается. Остаются лишь те связи, которые соответствуют правильным суждениям и заключениям, образующим базу правил. Таким образом формируется окончательная структура модуля нечеткого управления. Слой L4. Элемент этого слоя также передает сигнал в обратном направлении. Он вводит в сеть эталонный сигнал. Этап 3. Фиксация нечетких правил. Задача этого этапа заключается в построении корректных нечетких правил на основе обучающих данных с использованием выполненного на первом этапе разделения входного и выходного пространств, а также предварительного выбора формы функций принадлежности. Данные в сеть будут поступать с обеих сторон, т.е. к элементам первого и последнего слоев с последующим их двунаправленным распространением через L1 и L2 с одной стороны и через L3 и L4 - с другой. Выходы второго слоя - это степени активности правил, а выходные сигналы третьего слоя juBr(d) задают степени принадлежности эталонного сигнала к нечетким множествам, присутствующим в заключениях правил. Корректные соединения выходов слоев L2 и L3 (т.е. условий и выводов правил) можно установить с использованием так называемого алгоритма на основе конкуренции {competitive learning algorithm). Как уже отмечалось, вначале в третьем слое устанавливаются все возможные соединения. Обозначим и^{3) (к = 1..., /V; г = 1,..., М) вес связи между к-м элементом слоя L2 и r-м элементом слоя L3. Для его актуализации применяется зависимость [10]
г (d(t))[rk - w где тк обозначает степень активности к-ю правила. Этап 4. Исключение правил. По завершении обучения веса связей третьего слоя определяют существование заключений соответствующих правил. Если некоторый элемент слоя L2 связан с различными элементами слоя L3, то выбирается не более одного соединения с наиболь- шим весом, а остальные исключаются. Таким образом конкретному условию правила ставится в соответствие только одно заключение. В случае, когда веса всех связей пренебрежимо малы, они все исключаются и считается, что данное правило не оказывает существенное влияние на выходную переменную. Если в результате исключаются все связи между некоторым элементом слоя L2 и слоем L3, то можно исключить и этот элемент, поскольку он не оказывает воздействие на выходной сигнал. Этап 5. Объединение правил. После построения заключений правил можно перейти к фазе уменьшения их количества путем объединения. Конкретные правила (точнее, их условия) отображаются элементами второго слоя. Для объединения элементов слоя L2 могут применяться следующие критерии: 1) правила имеют одинаковое заключение, 2) некоторые условия правил совпадают; 3) некоторые условия правил образуют полное множество назва Если какое-либо множество элементов слоя L2 удовлетворяет всем этим критериям, то его можно заменить единственным элементом. Пример иллюстрируется на рис. 5.29. Очевидно, что формируемые таким образом правила могут верифицироваться экспертом. Этот этап может быть пропущен; если база правил известна, то задача эксперта будет заключаться в формировании начальных функций принадлежности и в установлении связей, обусловленных этими правилами.
правила Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления 5.4 Модуль управления с возможностью коррекции правил
5.4.3. Фаза обучения с учителем После формирования структуры сети и построения нечетких правил можно перейти к следующему этапу - к подбору параметров функций принадлежности. Все элементы и связи сети, созданные на предыдущем этапе, фиксируются и остаются неизменными. Сеть в целом (в том числе и элементы третьего и четвертого слоев) будет распространять сигнал в прямом направлении. Примерная структура такой сети представлена на Этап 6. Уточнение функций принадлежности. Слои L1 и L2. Они идентичны структуре, использовавшейся для построения правил (см. Спой L3. В отличие от структуры, представленной на рис. 5.28, этот слой будет теперь направлять сигнал в прямом направлении Поэтому функции элементов данного слоя изменяются, но структура связей сохраняется. Элементы третьего слоя в описываемой ситуации должны выполнять нечеткую операцию OR так, чтобы объединить все правила, имеющие одно и то же заключение. В частности, это может быть операция типа максимум либо ограниченная сумма [bounded sum). Спой L4. В окончательной структуре элементы и связи этого слоя будут играть роль блока дефуззификации. Если / и ог - это значения центров и ширины функций принадлежности нечетких множеств, соответ- ствующих заключениям правил, то для реализации операции дефуззификации можно применить выражение (5.61) Теперь можно провести обучение с учителем, в частности, применить алгоритм обратного распространения ошибки (также как и для предыдущих структур). Цель обучения заключается в минимизации меры погрешности Подготовка обучающих дани
Рис. 5.30. Структура модуля нечеткого управления на этапе уточнения функций принадлежности. Фиксация центров и ширины функций принадлежности Построение нейронной сети Формирование нечетких правил путем обучения на основе конкуренции X Исключ ение правил | Объединение правил Уточнение функций принадлежности входных и выходных нечетких множеств КОНЕЦ ч______ > Рис. 5.31. Блок-схема гибридного алгоритма обучения модуля н< Глава 5. Модули нечетко-нейронного управления 5.5 Модуль управления с независимыми лингвистическими переменными
e = j(y-d)*, (5.62) где d - заданное значение выходного сигнала, а у - фактическое значение, сформированное на выходе сети. В результате выполнения алгоритма обратного распространения ошибки вырабатываются (аналогично тому, как показано в разд. 5.1) окончательные значения параметров функций принадлежности нечетких множеств, содержащихся в условиях и заключениях правил Блок-схема всей процедуры обучения показана на рис. 5.31.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |