Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Божественный ребенок 11 страница




 

Tejas означает: 1) острота, лезвие; 2) огонь, блеск, свет, жар, жара; 3) здоровый вид, красота; 4) огненная и порождающая краски сила в человеческом организме (находящаяся в желчи); 5) сила, энергия, жизненная сила; 6) пылкая натура; 7) духовная, а также магическая сила; влияние, знатность, достоинство; 8) мужское семя.

 

Отсюда мы можем почувствовать, до какой степени так называемый объективный мир являл собою для первобытного мышления и субъективную картину, и понять, что иначе это и не могло быть. К такому мышлению хочется применить слова из Chorus mysticus2. «Все преходящее есть только символ (подобие — Gleichnis)».

 

По-санскритски огонь — agni3; олицетворенным огнем является бог Agni — божественный посредник, символ ко-

 

'Марк Манилий — римский писатель I в. — Примеч. пер. Chorus mysticus (лат.) — мистическое песнопение. — Примеч. пер. 3 Иранское наименование огня — Nairyocagha — мужское слово. Огонь имеет значение логоса (ср.: Шпигель. Eran Altertumscunde). Об Agni — огне — Макс Мюллер говорит в своем введении в «Сравнительную науку о религии» (Мах Muller. Vorl. uber den Ursprung und die Entwiciung der Religion): «Обычным представлением индусов было рассматривать огонь на

 

 

 

торого имеет некоторое соприкосновение с символом Христа. В «Avesta» и в «Ведах» огонь есть посланник богов. В христианской мифологии есть элементы, близкие мифу об Agni. Даниил (44) говорит о трех мужах в огненной печи: «Тогда Навуходоносор, царь, изумился и в испуге встал, и, начав речь, сказал советникам своим: не троих ли мужей мы бросили в огонь связанных? Они в ответ сказали царю: поистине так, царь!

 

Он возразил и сказал: вот я вижу четырех музей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; а вид четвертого подобен сыну Божию»'.

 

«Biblia pauperum» (по-немецки: инкунабула2 1471 г.) говорит об этом следующим образом: «У пророка Даниила в третьей главе мы читаем, что Навуходоносор, царь Вавилонский, приказал посадить трех детей в пылающую печь, и когда царь подошел к печи и заглянул в нее, то увидел рядом с тремя четвертого, который был подобен сыну Божию. Трое означают для нас Святую Троицу Лица, а четвертый единство Сущности. Стало быть, Христа Даниил обозначает в своем объяснении как троичность Лица и (в то же время) единство Сущности».

 

После этого мистического толкования «легенда о трех мужах в печи» представляется не чем иным, как чарами огня, причем появляется сын Божий; Троица приводится в связи с

 

алтаре и как субъект, и как объект.,0гонь сжигал жертву и был, таким образом, как бы жрецом. Огонь возносил жертву к богам и был, следовательно, посредником между людьми и богами. В то же время огонь сам представлял собою нечто божественное, был богом, и когда надо было оказать почести этому богу, огонь являлся как бы объектом жертвоприношения. Отсюда первичное представление о том, что Agni сам собой жертвует, т. е. что он приносит свою собственную жертву для себя самого, и дальнейшее представление о том, что он приносит себя самого в жертву. Соприкосновение этого хода мыслей с христианским символом очевидно. Ту же мысль высказывает Кришна в Бхават-Гите: IV, 24. Браман есть приношение, Браман пребывает в жертвенном огне, от Брамана жертвуется и в Браман войдет тот, который погружается в Браман во время жертвоприношения». Цитата из Библии (Ветхий завет. ТУб, I кн., пр. Даниила, 3, 26). Навуходоносор— известный вавилонский царь. — Примеч. пер. 2 В i b l i a pauperum (лат.) — бедняцкая Библия; инкунабула— одна из первых печатных книг. — Примеч. пер.

 

 

Очерки о современных событиях

 

 

Единством или, другими словами: через совокупление рож дается дитя. Печь огненная (подобно пылающему треножни ку в Фаусте) есть символ матери, в которой «пекутся дети» Четвертым в огненной печи является сын Божий Христос, ставший в огне зримым богом. Мистическая троица и единство, вне сомнения, имеют связь с символикой пола2. О спасителе Израиля Мессии и об его врагах говорится у Исаии: «И свет Израиля будет огнем, и Святой его пламенем».

 

В одном гимне Ефрем Сирин говорит о Христе: «Ты, что весь огонь, умилосердись надо мною».

 

Agni есть жертвенный огонь, жертвоприноситель и жертва, подобно Христу. Как Христос оставил в опьяняющем вине свою спасительную кровь в качестве зелья бессмертия, так Agni оставил Soma, святой напиток воодушевления, мед бессмертия3. Сома и огонь тождественны в индусской литературе, так что мы в этом напитке без труда открываем снова символ либидо, благодаря чему ряд, по-видимому, парадоксальных свойств этого напитка внутренне легко примирен. Как древние индусы признавали в огне эманацию внутреннего пламени либидо, так видели они и в опьяняющем напитке4 такую же эманацию либидо. Что Сома определяется в Ведах как истечение семени5, подтверждает этот взгляд. Внесение поня-

 

' Ср:? и к л и н (Wunscherfullung u. Symbol in Marchen. S. 69), где речь идет о том, как один ребенок появляется на свет оттого, что родители положили в печь морковку. Мотив печи, в которой выводится ребенок, появляется и в мифах о Рыбе-Ките и о Драконе. Постоянно возвращается в этих мифах тот же мотив о том, что внутренность Дракона очень горяча, так что вследствие жара у героя выпадают волосы; это означает, что он теряет там внешний признак, характеризующий взрослого человека, и становится дитятею. Разумеется, волосы имеют отношение также и к солнечным лучам, погасающим на закате. Многочисленные примеры этого мотива встречаются и в книге Фробениуса.

 

2 Ср. многочисленные указания на это у Inman: Ancientppagan and modam christ, symbolisme (Древний языческий и современный христианский символизм).

 

)Э?? сторона указывает на Диониса, повествование о котором имеет параллельные места как в христианской, так и в индусской мифологии.

 

4 «Огненная вода» Soma-Agni и как дождь, и как огонь.

 

5 «Все, что на свете влажно, это создал он из истекшего семени;? семя это есть Сома». «Брихадараньяка — Упанишада». С. 23.

 

 

 

тая Сома в огонь подобно значению тела Христова как прича стия1 объясняется психологией дополовой ступени, когда либидо служило преимущественно функции питания. Сома есть «питательный напиток», мифическая характеристика которого параллельна таковой огня и его возникновения, почему оба соединены в Agni. Кроме того, напиток бессмертия взбалтывается индусскими богами так же, как высверливается огонь. Отхождение либидо на дополовую ступень объясняет, отчего так много богов обрисовывается сексуально, а с другой стороны, почему они служат пищею.

 

Как показывает пример приготовления огня, не орудие, которым он добывался, получило впоследствии сексуальносимволическое значение, а, наоборот, либидо пола было той действующей силой, которая привела к изобретению подобного орудия, — вот почему и возникшие отсюда греческие учения представляют собой не что иное, как констатирование факта добывания огня с помощью этого орудия. Таким же путем пришли и другие первобытные открытия к своему сексуальному символизму; они также происходят от либидо пола.

 

До сих пор в наших рассмотрениях, которые исходили из pramantha жертвоприношения Agni, мы занимались лишь одним значением слова manthami или mathami, именно тем, которое связано с движением т p e н и я. Но как показывает Кун, это слово означает отрывать, к себе тянуть, похищать2. Согласно Куну, это значение налицо уже в текстах Вед. Сказание об изобретении огня рассматривает его добывание всегда как насильственное похищение; это добывание связано с распространенным по всей земле мифическим мотивом трудно достижимой драгоценности. То обстоятельство, что во многих местах, не только в Индии, добывание огня представляется первичным похищением, по-видимому, указывает на всеобще

 

' Пасхальному агнцу евреев придавали крестообразную форму. 2 Вопрос о том, образовалось ли это значение лишь как явление вторичное. Согласно Куну, следует принять это предположение. Он говорит следующее: «Вместе с образовавшимся до сих пор значением корня manth выросло и представление об «отрывании», которое естественно развилось уже в Ведах из самого способа действия».

 

 

 

распространенную мысль, согласно которой приготовление огня есть нечто запретное, узурпированное, достойное кары, нечто, что может быть достигнуто лишь путем насилия или чаще путем коварства. Тайная кража или хитрый обман, часто являясь в качестве констатируемого врачом болезненного симптома, означают всегда тайное выполнение запретного желания'. Исторически эта черта может быть отнесена к тому обстоятельству, что ритуальное приготовление огня совершалось с магическою целью, почему и преследовалось официальным вероисповеданием; с другой стороны, добывание огня само являлось мистериозным обрядом, отчего оберегалось жрецами и облекалось тайною2. Ритуальные предписания индусов устанавливают тяжелую кару тому, кто приготовил огонь неверным способом. То обстоятельство, что нечто является мистерией уже само по себе, означает, что это совершается под покровом тайны. Что должно остаться втайне, чего вообще не следует ни видеть, ни делать, некое деяние, сопровождаемое тяжкими наказаниями души и тела, все это, по-видимому, должно быть чем-то вообще запретным, но получившим специально культовое разрешение. После всего того, что выше было сказано о генезисе добывания огня, уже нетрудно более отгадать, что именно является запретным: это онания. Выше я сказал, что то была неудовлетворенность, которая сломала аутоэротическое кольцо перенесенной (verlagerein) половой деятельности на собственное т е л о и открыла таким образом далекие горизонты культуры, но я не упомянул, что это лишь неплотно сомкнутое кольцо перенесенной онанистической деятельности в состоянии замкнуться прочнее, когда сделано другое значительное открытие, именно настоящей онании3. Таким путем деятельность переносит-

 

' Ср. S t e k e l. Die sexuelle Wurzel der Kleptomanie, 1908. 2 И в католической церкви в различных местах царил обычай, что раз в году священник добывал «искусственный» огонь.

 

'Должен заметить, что обозначение онании великим открытием вовсе не является шутливою выдумкой с моей стороны; я обязан этим выражением двум подросткам, находившимся у меня на лечении; они утверждали, что обладают страшной тайной, что открыли нечто ужасное, о чем никто никогда не должен знать, так как в противном случае на человечество обрушится огромное несчастье, именно они открыли онанию.

 

 

 

ся на надлежащее место и, смотря по обстоятельствам, обес печивается на долгое время достаточное удовлетворение; однако сексуальность оказывается обманутой в своих истинных намерениях. Естественное развитие оказывается обойденным, так как напрягшиеся силы, которые могли бы и должны были бы служить культурному росту, отнимаются от последнего благодаря онании: вместо переложения либидо совершается регрессия в половую область, что является прямою противоположностью целесообразному процессу. Но психологически онания есть изобретение, значение которого отнюдь не следует недооценивать: благодаря ему оказываешься огражденным от судьбы, так как половая потребность уже не в состоянии отдать открывшего онанию на произвол жизни. Благодаря онании имеют в руках волшебное средство: стоит только отдаться воображению и при этом онанировать, как получаешь в свое обладание все плотские утехи и при этом не имеешь надобности суровым трудом и тяжелой борьбой с действительностью отвоевывать себе мир своих желаний'. А л а д д и н трет свою лампу, и услужливые духи отдают себя в его распоряжение — так изображает сказка тот большой психологический выигрыш, который получается от дешевой регрессии к местному половому самоудовлетворению. Символ Аладдина весьма тонко вскрывает двусмысленность магического добывания огня.

 

Близкую связь порождения огня с мастурбацией доказывает еще один случай, сообщением которого я обязан доктору Шмиду (Сегу). Некий слабоумный батрак совершил несколько поджогов. На одном пожаре, виновником которого он был, поведение его показалось подозрительным, 1 Справедливость требует принять во внимание то обстоятельство, что значительно обострившиеся благодаря нашей морали условия жизни являются столь трудными, что для многих людей просто практически невозможно добиться того, в чем ни одному человеку не следовало бы отказывать, именно осуществления любовного желания. Под давлением этой жестокой доместикации человек вынужден прибегать к онании, раз она обладает более или менее активной сексуальностью. Известно, что как раз наиболее полезные и лучшие люди обязаны своими достоинствами сильному либидо. Энергичное либидо требует по временам кое-чего сверх простой христианской любви к ближнему.

 

 

 

потому что он, засунув руки в карманы, стоял у двери одного дома, находившегося напротив пожарища, и с видимым удовольствием наблюдал за огнем. Во время освидетельствования в лечебнице для душевных больных он подробно рассказывал о пожаре и при этом делал подозрительные движения рукою, находившейся в кармане брюк. Немедленно произведенное телесное освидетельствование показало, что он онанировал. Впоследствии он признался, что онанировал всякий раз, когда наслаждался зрелищем огня, вызванного его поджогом.

 

Добывание огня само по себе представляет собою полезный многотысячелетний, лишенный всего фантастического обычай, которому очень скоро стали придавать не более таинственное значение, нежели еде и питью. Но навсегда сохранилась тенденция время от времени приготовлять огонь способом, связанным с мистериозными церемониями, так же как сохранилась ритуальная еда и ритуальное питье; и вот в таких случаях добывание огня должно было происходить согласно точным предписаниям, от которых никто не смел ни в чем отступать. Эта таинственная тенденция, присоединившаяся к технике добывания огня, и указывает на путь к онанистической регрессии, второй путь, всегда открывающийся рядом с культурою. Строгие законы идут навстречу этой таинственной тенденции; рвение, с каким совершаются церемонии, и дрожь религиозного восторга, пробегающая у присутствующих на мистериях, имеют прежде всего своим источником эту тенденцию, ибо церемония, будучи практически бессмысленной, является с психологической точки зрения действием, полным самого глубокого смысла: она представляет собою точно обозначенную законами замену онанистической регрессии'. Закон не может относиться ксодержанию церемонии, так как для ритуального действия, собственно говоря, совершенно безразлично, совершается ли оно так или иначе. Тогда как чрезвычайно существенно, отводится ли запруженное либидо путем бесплодной онании или оно переводится на путь

 

' Ср. основополагающие исследования Фрейда: Zwangschandlungen und Religionsubung. — Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre.

 

 

 

сублимирования. Эти строгие предохранительные меры имеют в виду прежде всего именно онанию1.

 

Я обязан Фрейду дальнейшим примечательным указанием на онанистическую природу похищения огня или, точнее, мотива трудно обретаемой драгоценности (к которому и относится, собственно говоря, похищение огня). Неоднократно встречается в мифологии формулировка вроде следующей: драгоценность должна быть сорвана с дерева табу или оторвана, что является запретным и опасным поступком; примером могут служить райское дерево и сады Гесперид2. С особенною ясностью это вытекает из старинного варварского обычая культа Дианы Арицийской3: жрецом богини может стать лишь тот, кто отважится в ее священной роще оторвать ветвь. Выражения «оторвать» (abreissen), «стирать» (abreiben) сохранились в вульгарном языке как символы онанистического акта. Таким образом, понятия «тереть» (reiben) и «рвать» (reissen), заключающиеся в слове manthami и связанные. между собою, по-видимому, через миф о похищении огня, сочетаются в акте онании, причем reiben употребляется в собственном смысле, a reissen— в переносном. Поэтому можно ждать, что в самом глубоком душевном пласту, именно в кровосмесительном, который предшествует аутоэротической стадии4, оба значения сливаются воедино; но за недостатком мифологической традиции это обстоятельство могло бы быть доказано лишь этимологически.

 

'Я не упускаю из виду того, что онания есть лишь промежуточное явление. Проблема самобытного расщепления остается все еще в силе.

 

'СадыГесперид— дочерей Атланта (греч. миф.), где росли золотые яблоки. Геракл совершил подвиг, выкрав эти яблоки у охранявшего сад стоглавого дракона. — Примеч. ред.

 

'ДианаАрицийская— римская богиня растительности, лесных животных (тождественна в греческой мифологии Артемиде и «хозяйке всех зверей» в разных религиях). — Примеч. пер.

 

4 Последовательно применяя свою терминологию, установленную в предшествующей главе, я называю стадию, следующую за кровосмесительной любовью, аутоэротической, причем подчеркиваю эротический момент как регрессивное явление. Запрудившееся у кровосмесительной преграды либидо регрессивно овладевает еще более отделенной функ-

 

 

 

ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО'

 

По-видимому, ни одна из моих эмпирических гипотез не была встречена с таким непониманием, как идея о коллективном бессознательном. Поэтому я здесь попытаюсь дать

 

1) определение понятия коллективного бессознательного, 2) описание ее эвристических возможностей для психологии; 3) объяснение метода ее проверки и 4) пример.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Коллективное бессознательное — это часть психики, которая должна быть существенно отделена от личностного бессознательного тем, что она, в отличие от последнего, не обязана фактом своего существования личному опыту и, значит, не приобретается в нем. Тогда как личностное бессознательное, по сути, образовано из того, что уже некоторое время присутствовало в сознании, потом исчезло, потому что или забыто, или искусственно вытеснено. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании, никогда не появятся из опыта, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Получается, что личностное бессознательное состоит преимущественно из комплексов, содержание же коллективного бессознательного образовано архетипами.

 

Понятие архетипа, которое должно обязательно увязываться с идеей о коллективном бессознательном, приводит к фак-

 

цией, которая предшествует кровосмесительной предметной любви; эту функцию по аналогии с термином Блейлера «Austmus» можно понять как чистое самосохранение, характеризуемое почти всеисключающим отправлением питания. Но сам термин «Austmus» потому не вполне удобно применять к дополовой ступени, что он создан для обозначения душевного состояния во время dementia praecox, где под ним разумеют аутоэротизм плюс интровертированное и десексуализированное либидо. «Austmus» означает, следовательно, патологическое явление регрессивного характера, тогда как дополовая ступень есть состояние нормального функционирования, являя собой стадию куколки.

 

' Впервые прочитано в виде лекции в Абертианском обществе госпиталя Св. Бартоломея (Лондон) 16 октября 1936 г. и опубликовано в «Журнале» госпиталя (XIIV, 1936/37. С. 46-49; 64—66).

 

 

 

ту существования определяющих форм в психике. Такие формы, по-видимому, присутствуют всегда и везде. Мифологи называют такие структуры «мотивами», в психологии первобытности они напоминают о леви-брюлевской концепции «коллективных представлений», а в области сравнительной религии похожее определялось Юбером и Моссом' как «категории воображения». Адольф Бастиан2 назвал эти структуры «элементарными» или «предварительными» мыслями. Из всего сказанного, по крайней мере, понятно, что моя идея архетипа — буквально: предшествующей формы — не одинока, ее можно найти и узнать в других областях знания.

 

Моя гипотеза такова: в дополнение к сиюминутному сознаваемому, которое вполне соответствует личностной природе, имеющей, по нашему мнению, эмпирическое происхождение (даже если прибавить как аппендикс личностное бессознательное), я постулирую существование второй психической системы — системы коллективной, универсальной и надперсональной природы. Она одинакова для всех людей. Это — коллективное бессознательное, которое не меняется с жизнью человека; оно — врожденно. Коллективное бессознательное состоит из предшествующих, предполагающих форм — архетипов, которые лишь вторично могут осознаваться и которые придают определенную форму психическим элементам.

 

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

 

Медицинская психология в ныне существующем виде выросла из представления о личностной природе психики. Такими я знаю теории Фрейда и Адлера. Это, безусловно, психология личности, изучающая почти все поведенческие факторы как личностные по природе. Тем не менее даже она опи-

 

?. Ю б е?,?.? о с с — французские структуралисты школы Дюркгейма. Работали в области сравнительного религиоведения. Предметом изучения были мотивы переживаний в различных религиях. М. Мосс — учитель известного французского философа-структуралиста К. Леви-Стросса. — Примеч. пер.

 

^дольфБастиан— немецкий врач, стал знаменитым этнографом, объездив множество стран. Основатель германской этнографии. Сформулировал мысль об общности психики для всех народов. — Примеч. пер.

 

 

 

рается на некоторые общебиологические факторы: сексуальные инстинкты или стремление самоутверждения, не относящиеся к чисто личностным свойствам. Так как эти ученые создают объяснительную науку, они вынуждены вспоминать и названные факторы. Ни одна из таких теорий не может отрицать существования априорных инстинктов, общих для человека и животных, или сказать, что априорные инстинкты существенно не влияют на личностную психологию. Тем не менее инстинкты надличностны, ими наделен каждый, они — наследственные факторы подвижного или мотивационного характера, которые, кстати, иногда не достигают того уровня сознания, на котором современная психотерапия встречает пациента, обещая помочь ему осознать их. Более того, инстинкты не таинственны и не определены природой, а являются специфично сформированными мотивирующими силами, существующими задолго до сознания и, несмотря на любую степень сознания, они реализуют свои наследственные цели. В результате инстинкты формируют очень точные аналогии архетипов, настолько точные, что есть смысл предположить, что архетипы — это бессознательные образы самих инстинктов или, другими словами, что они — образцы (pattern. — Примеч. пер.) инстинктивного поведения.

 

Поэтому гипотеза коллективного бессознательного не более смела, чем положение о существовании инстинктов. Она охотно допускает, что человеческая деятельность в очень большой степени вызвана инстинктами и вполне независима от рациональной мотивации сознательной психики. Так, если утверждается, что воображение, восприятие и мышление вызваны действием подобных врожденных и всеобщих формальных элементов, то здравый ум не найдет здесь ни больше ни меньше, чем в теории инстинкта. Хотя такой упрек в мистицизме частенько сопровождает мою концепцию, я еще раз повторю, что понятие коллективного бессознательного имеет не спекулятивное, не философское, но эмпирическое, практическое основание. Просто вопрос надо поставить так: существуют или нет бессознательные, универсальные формы такого рода? Если они существуют, тогда существует та часть психики, которую можно назвать коллективным бессознатель-

 

 

 

ным. Да, определение коллективного бессознательного не всегда легкая задача. Недостаточно сказать, что все это — архетипический продукт, на бессознательное часто проецируются действия языка и образования. Надо исключить также криптомнезию', которая в некоторых случаях играет определенную роль. Несмотря на эти трудности посторонних влияний, все равно остается достаточно много индивидуальных примеров, демонстрирующих автономное воссоздание мифологических мотивов, и это исключает всякие сомнения. Если же такое бессознательное можно найти везде, то психологическое объяснение должно строиться на этом и следует подвергнуть резкой критике существующие личностные этиологии.

 

Все, что я говорю, можно пояснить на конкретном примере. Вы, возможно, читали Фрейда и его обсуждение одной из картин Леонардо да Винчи: «Св. Анна с Марией и младенцем Христом»2. Фрейд смотрел на эту картину в свете того, что у Леонардо было две матери. Такое причинное объяснение — личностно. Сейчас не стоит останавливаться ни на том факте, что это одна из самых уникальных картин, ни на том несоответствии, что Св. Анна приходится Христу бабушкой, а не, как получается у Фрейда, матерью, но сейчас стоит заметить вплетенный в личностную психологию надличностный мотив, знакомый нам из других сфер. Это мотив двойной матери, архетип, обнаруживаемый в мифологии и сравнительной религии в разных вариантах. Такой архетип формирует основу бесчисленных «коллективных представлений». Я могу вспомнить, например, мотив двойного происхождения, то есть происхождения от человеческого родителя и от божественного, как у Геракла, который получил бессмертие, нечаянно усыновленный Герой. То, что было мифом в Греции, — было цо этого живым ритуалом в Египте: фараон по природе — и человек, и божество. В родильных палатах египетских храмов второе божественное зачатие и рождение фараона изображены на стенах, он — дважды рожден. Эта идея лежит в основе всех

 

'Криптомнезия— «скрытое воспоминание», изложение нового материала как своего, на самом же деле забытого. — Примеч. пер.

 

2 Дословное название картины позднего Леонардо «Святая Анна с Девой Марией и Христом-дитя». — Примеч. пер.

 

 

 

мистерий возрождения, включая христианские. Сам Хрисгос — «дважды рожден»: крещением в Иордане он воссоздался и возродился из воды и духа. Поэтому в католической литургии купель называется «uterus ecclesia»1, и, как вы можете прочитать в католическом молитвеннике, так это называется и сегодня — «благословенная купель» святой Субботы перед Пасхой. Кроме того, в соответствии с ранней христианско-гностической идеей дух, появляющийся в виде голубя, интерпретируется как София-Сапиенция, то есть Мудрость, и как мать Христа. Благодаря этому мотиву двойного рождения у детей теперь благодетели «бог-отец» и «богоматерь», а раньше детям к их рождению, к счастью или несчастью, определяли добрых и злых фей, и те «усыновляли» их.

 

Идея второго рождения обнаруживается везде и всегда. В далекие от нас времена возникновения медицины второе рождение было магическим средством лечения, во многих религиях оно основное мистическое переживание, это — ключевая идея средневековой оккультной философии и еще, хоть это и немало, это детская фантазия многих и многих детей, которые воображают, что их родители не настоящие, а приемные, а они были подкинуты. Такая же идея была у Бенвенуто Челлини2, о чем он рассказал в своей биографии.

 

Сейчас совершенно не важно, истинно ли то, чтобы у всех людей, думающих о своем двойном порождении, было две матери, или наоборот, что те немногие, кто разделял судьбу Леонардо, заразили человечество своим комплексом. Скорее.надо предположить, что универсальный пример мотива двойного рождения с фантазией о двух матерях отражает вездесущую человеческую потребность, воплощенную в этом мотиве. Если Леонардо да Винчи в Св. Анне и Марии фактически изображает своих матерей (в чем я сомневаюсь), то он все же лишь выразил нечто, что знало до и после него бесчисленное число людей. Символ грифа3

 

'От uterus (лат.) — матка, ecclesia (лат.) — церковь, священное. — Примеч. пер.

 

Бенвенуто Челлини (1500—1571) — итальянский скульптор и ювелир. — Примеч. пер.

 

'Vulture (англ.) — гриф, стервятник. В русской литературе обычно употребляется слово «сокол». — Примеч. пер.

 

 

 

(также обсуждаемый в работе Фрейда) делает такую точку зрения еще более правдоподобной. В подтверждение Фрейд ссылается на источник символа — «Иероглифику» Гораполпона1, широко известную во времена Леонардо книгу. Там вы прочтете, что грифы бывают только женского рода и символизируют матерь. Их зачатие происходит через ветер (пневму). Это слово получило значение «дух» под влиянием, главным образом, христианства. Даже в сумме чудес пятидесятницы пневма еще имеет двойное значение: «ветра» и «духа». Этот факт, по-моему, сразу же заставляет вспомнить Марию-девственницу, «зачавшую» через пневму, как и гриф. Кроме того, по Гораполлону, гриф символизирует Афину, которая не родилась, а вышла прямо из головы Зевса девственницей и вспоследствии знала только духовное материнство2. Все это действительно напоминает Марию и мотив второго рождения. Не существует ни малейшего доказательства, исходя из картины, что все это было знакомо Леонардо. Даже если верно, что он отождествлял себя с младенцем Христом, то, скорее всего, он все же изображал мифологический мотив двойной матери, а не свою собственную историю. А что говорить о других художниках, рисовавших на эту тему? Разве у всех было две матери?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.