Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Указанное преступление посягает на общественные отношения, обеспечива­ ющие безопасность человека при возникновении чрезвычайных ситуаций




1. Указанное преступление посягает на общественные отношения, обеспечива­
ющие безопасность человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, угрожа­
ющих его жизни и здоровью.

Потерпевшим от этого преступления может быть любое лицо, оказавшееся в опасном для жизни и здоровья состоянии.

2. Деятельность государственных органов по защите населения от чрезвычай­
ных ситуаций регулируется различными нормативными правовыми актами. К ним
относятся законы Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15 июня
1993 г., «О радиационной безопасности населения» от 5 января 1998 г., «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» от 5 мая 1998 г., «О промышленной безопасности опасных производ­
ственных объектов» от 10 января 2000 г., «Об органах и подразделениях по
чрезвычайным ситуациям» от 3 января 2002 г., «Об аварийно-спасательных
службах и статусе спасателя» от 22 июня 2001 г., «О чрезвычайном положении» от
24 июня 2002 г.; Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по
предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероп­
риятий» от 9 сентября 1999 г. № 36; Указ Президента Республики Беларусь «Об
утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республи­
ки Беларусь» от 19 января 1999 г. № 35; постановления Совета Министров
Республики Беларусь «О создании службы экстренной медицинской помощи


Раздел X. Глава 27_____________________________________________ Статья 307

Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситу­ациях» от 2 марта 1993 г. № 117, «О создании Комиссии по чрезвычайным ситуа­циям при Совете Министров Республики Беларусь» от 12 июня 1997 г. № 695, «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций» от 10 апреля 2001 г. № 495, «Об утверждении перечня аварийно-спасатель­ных работ» от 21 ноября 2001 г. № 1692 и другие нормативные правовые акты (например, постановление МЧС от 7 февраля 2002 г. № 5 «О водолазной службе в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», приказ Ми­нистерства обороны Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 589 «Об утвер­ждении Положения о Центре координации действий военно-медицинских учреж­дений по ликвидации последствий террористических актов и катастроф»).

На основании Закона Республики Беларусь «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 государ­ственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объ­единяет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям; другие республиканские органы государственного управления; мест­ные исполнительные и распорядительные органы; предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций (ст. 3). Руководители республиканских органов государствен­ного управления несут предусмотренную законодательством ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций (ст. 4). Вопросам ответственности за нарушение законода­тельства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций специально посвящена статья 24 данного нормативного акта.

В соответствии со статьей 15 Закона «О милиции» от 26 февраля 1991 г. (в ред. от 19 мая 2000 г.) работник милиции обязан оказывать в пределах имею­щихся возможностей первую помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в общественных местах в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии; принимать неотложные меры по спа­сению людей, оказанию им помощи и т.д.

Согласно статье 21 Закона «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. (в ред. от 11 января 2002 г.) скорая медицинская помощь оказывается пациентам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный слу­чай, травма, отравление, другие состояния и заболевания), и осуществляется бе­зотлагательно государственной службой скорой медицинской помощи.

На основании статьи 38 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпиде-мическом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г. (в ред. от 23 мая 2000 г.) в условиях чрезвычайных ситуаций в первоочередном порядке должны прово­диться санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направ­ленные на предупреждение возникновения и распространения массовых заболе­ваний и отравлений населения.

1 ВНС. 1998. № 19. Ст. 212.


Раздел X. Глава 27


Статья 307


В соответствии со статьей 17 Закона «О чрезвычайном положении» Воору­женные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования привлекаются, в частности, для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти задачи военнослужащие указанных воинских формирований выполняют совместно с сотрудниками органов внутрен­них дел, органов государственной безопасности и военнослужащими внутренних войск.

Согласно Закону «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»1 в трудовых договорах (контрактах), заключенных со спасателями, оговаривают­ся, в частности, обязательство неукоснительно исполнять возложенные на них обязанности и распоряжения руководителей аварийно-спасательных служб, свя­занные с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 9). Спасатели обязаны: участвовать в аварийно-спасательных и других неотложных работах; в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасанию, оказывать им пер­вую медицинскую и другие виды помощи (ст. 19).

3. Объективная сторона этого преступления выражается в следующих обяза­
тельных элементах: 1) непринятии мер, а равно несвоевременном или ненадлежа­
щем выполнении обязанностей по спасанию людей в случаях, когда их жизни или
здоровью угрожает опасность; 2) наступлении последствий в виде смерти человека
либо причинения ему тяжкого телесного повреждения; 3) наличии причинной
связи между невыполнением обязанностей и наступившими опасными послед­
ствиями.

Непринятие мер по спасанию человека — прямой отказ от выполнения возло­женных на лицо обязанностей по спасанию людей либо открытое бездействие этого лица, а также иное поведение, состоящее в фактическом невыполнении им указанных обязанностей.

Несвоевременное выполнение обязанностей по спасанию людей выражается в запоздалом, с нарушением установленных сроков, проведении аварийно-спаса­тельных работ при имеющейся реальной возможности начать их безотлагательно.

Ненадлежащее выполнение обязанностей по спасанию людей характеризуется халатным отношением к своим обязанностям, совершением спасательных дей­ствий не в полном объеме, без должного усердия, недобросовестно.

4. Закон содержит примерный перечень опасных для жизни и здоровья людей
чрезвычайных ситуаций, при возникновении которых требуется принять безотла­
гательные меры к спасанию потерпевших. Этот перечень не является исчерпываю­
щим.

5. Стихийное бедствие — это разрушительное природное и (или) природ-
но-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате ко­
торых могут возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти
разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружаю-

1 НРПА. 2001. № 63, 2/782. 838


Раздел X. Глава 27_____________________________________________ Статья 307

щей природной среды (см. ГОСТ 22.0.03—97. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения).

Стихийные бедствия можно классифицировать как опасные явления и про­цессы геологического (например, землетрясение); гидрологического (например, наводнение) и метеорологического характера (например, ураган, смерч), а также природные пожары (неконтролируемый процесс горения, стихийно возникаю­щий и распространяющийся в природной среде).

6. Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, опре­
деленной территории или в акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводя­
щее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, на­
рушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению
ущерба окружающей природной среде (см. ГОСТ 22.0.05—97. Техногенные чрезвы­
чайные ситуации. Термины и определения).

Различаются аварии на промышленных объектах (например, радиационная, химическая, гидродинамическая и т.д.), транспорте, трубопроводах, подземных сооружениях, пожары, взрывы и т.д.

7. Катастрофа — крупная авария, как правило, с человеческими жертвами
(см. ГОСТ 22.0.05-97).

Выделяют промышленные катастрофы (крупная промышленная авария, по­влекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде), катастро­фы на транспорте (например, крушение поезда, авиационная катастрофа) и т.д.

8. К иным случаям, когда жизни или здоровью людей угрожает опасность, сле­
дует отнести биолого-социальные чрезвычайные ситуации (например, эпидемии),
а также чрезвычайные происшествия, не связанные с действием природных (эко­
логических, биологических) и техногенных факторов, однако требующие приня­
тия неотложных мер для спасения жизни и сохранения здоровья людей (напри­
мер, спасение людей, оказавшихся на дрейфующей льдине; заблудившихся в лесу;
провалившихся в шахту, колодец; застрявших в узких проемах различных соору­
жений, горных пород; пострадавших в результате теракта, массовых беспорядков,
давки и других трагических происшествий социального характера).

9. В соответствии со статьей 3 Закона «О чрезвычайном положении» чрезвы­
чайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологи­
ческие ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии, возникшие в результате ава­
рий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, по­
влекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью
людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и на­
рушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштаб­
ных аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также беспорядки,
сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и
организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья лю-


Раздел X. Глава 27


Статья 307


дей, территориальной целостности и существования государства, являются осно­ванием для введения чрезвычайного положения.

10. Непринятие мер по спасанию людей — относится к материальным соста­
вам преступления. Оно имеет место с момента наступления смерти человека
(см. коммент. к ст. 144) либо причинения ему тяжкого телесного повреждения
(см. коммент. к ст.ст. 147 и 155), обусловленных непринятием должных мер по
спасанию людей.

Наличие причинной связи между ненадлежащим выполнением указанных обязанностей и наступившими последствиями является обязательным условием привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной фор­
мой вины в виде легкомыслия либо небрежности.

Лицо предвидит, что в результате непринятия мер либо ненадлежащего вы­полнения обязанностей по спасанию человека могут наступить общественно опас­ные последствия в виде физического вреда его здоровью, но легкомысленно рас­считывает на их предотвращение (легкомыслие); либо не предвидит возможнос­ти наступления указанных последствий в силу небрежного отношения к выполне­нию своих обязанностей, хотя при необходимой внимательности и предусмотри­тельности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Мотивы преступного поведения не влияют на квалификацию содеянного.

12.Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет
(фактически на работу, связанную со спасанием людей, принимаются лица,
достигшие 18-летнего возраста; см., например, ст. 9 Закона Республики Беларусь
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»). Это могут быть лица,
на которых в установленном законом порядке возложена обязанность по спасанию
людей (сотрудники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, служб
гражданской обороны; врачи; сотрудники милиции; работники санэпидемслужбы;
личный состав спасательных станций ОСВОДа и т.д.).

13.Если на лицо не была возложена специальная обязанность по спасанию лю­
дей, то неоказание им потерпевшему, находящемуся в опасном для жизни состоя­
нии, помощи, если она могла быть оказана без серьезных последствий для него са­
мого и других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о не­
обходимости оказания такой помощи может быть квалифицировано по статье 159.

14.Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, занимаю­
щимся медицинской или фармацевтической практикой, либо иным лицом, обязан­
ным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом,
имевшее место при других обстоятельствах, не указанных в комментируемой
норме, подлежит квалификации по статье 161.

15.Непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического
законодательства, повлекшее наступление тяжких последствий, влечет ответствен­
ность по статье 267.


Раздел X. Глава 27


Статья 308


Статья 308. Несообщение информации об опасности для жизни людей

Несообщение уполномоченным должностным лицом населению сведений об опасности для жизни людей при угрозе или в условиях стихийного бедствия, катаст­рофы, аварии и в иных случаях, когда жизни людей угрожает опасность, либо несвоев­ременное сообщение таких сведений, повлекшие по неосторожности смерть чело­века либо причинение тяжкого телесного повреждения,—

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех меся­цев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.