Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика отечественного опыта работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста




Необходимость включения детей дошкольного возраста в специально организованную систему обучения, предоставляющую возможность для их развития и подготовки к школе, определяется современными социальными потребностями. Традиционной формой дошкольного образования является детский сад. В настоящее время возникают и другие формы – коррекционные и развивающие группы на базе школ и подростковых клубов по месту жительства, частные детские дошкольные учреждения. Еще одной формой становятся школы раннего развития в учреждениях дополнительного образования детей, так как Дома творчества обладают определенными возможностями в решении этой проблемы. В отличие от других учреждений они имеют базу, позволяющую не только научить детей читать, считать и писать, но и благодаря наличию специально оборудованных классов хореографии, изобразительного творчества, музыки, а также оригинальных, нетрадиционных предметов, обеспеченных авторскими программами, дают возможность реализовать с одной стороныкомплексность и определенную системность, с другой стороны вариативность обучения, акцентировать внимание на пробуждение творческого потенциала каждого ребенка.

Занятия дошкольников в Доме детского творчества в отличие от детского сада, где ребенок находится в течение всего дня, позволяют более тесно сочетать воспитание в семье и специально организованное обучение.

Одной из самых распространенных форм работы с дошкольниками – это студии раннего развития, которые заключают в себе целый комплекс различных педагогических методик. Анализируя программы студий раннего развития в Красносельском районе, становится очевидна тенденция используемых образовательных программ в развитии творческих способностей дошкольников.

И модель образовательной программы студии творческого развития дошкольников, разработанная коллективом педагогов Дома детского творчества Красносельского района, работающих в учебных группах студии «Гармония» с детьми 5-6 -летнего возраста является типичной для таких студий.

Модель образовательной программы творческого развития дошкольников разработана коллективом педагогов Дома детского и юношеского творчества Красносельского района, работающих в учебных группах студии «Гармония» с детьми 5-6 -летнего возраста.

Теоретической основой образовательной программы студии стали исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Д.Б.Богоявленской, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, А.Я.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, Дж.Гилфорда, К.Роджерса, П.Торренса, Э.Фромма и др., занимавшихся изучением различных аспектов творческой деятельности человека.

Характерными особенностями программы являются:

1. Направленность на пробуждение творческого потенциала, заложенного в ребенке природой.

2. Направленность на накопление учащимися сенсорного, интеллектуального, эмоционального и коммуникативного опыта – как основы творческой деятельности.

3. Тесное взаимодействие основных учебных предметов через установление широких межпредметных связей.

4. Использование в качестве доминирующих игровых технологий, а также включение элементов эвристических педагогических технологий (т.е. направленных на творческое развитие ребенка).

Ключевая категория программы– гармоничность развития ребенка в системах, характерных для дошкольного детства:

- ребенок и его внутренний мир (природосообразность);

- ребенок и мир природы;

- ребенок и мир его общения (сверстники, взрослые);

- ребенок и мир его семьи;

- ребенок и мир познания и творчества.

Общая перспектива, стратегия развития – подготовка к самореализации ребенка в современном мире.

Цель программы:

Гармоничное развитие познавательных, лингвистических, художественных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, пробуждение их креативности, подготовка к усвоению стандартов и специализированных вариантов общего образования, к дальнейшему обучению в системе дополнительного образования.

Задачи программы:

Раннее выявление и развитие общих и специальных способностей, склонностей, интересов детей посредством включения их в адекватные возрасту виды деятельности.

Создание условий для пробуждения креативности каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями. Дать ориентиры познания в различных областях творческой деятельности. Формировать позицию творца.

Развитие основных психических процессов, необходимых для усвоения стандартов и специализированных вариантов образования.

Развитие позитивной внутренней мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

В программе представлены основные образовательные сферы – гуманитарная, естесственно-научная, художественная, и содержательные ориентиры – образованность, духовность, творчество.

В соответствие с целевой программой в учебный план студии включены предметы условно сгруппированнные по блокам развиваемых способностей и подтвержденные пакетом авторских и модифицированных учебных программ:

- познавательные – развивающая математика, оригами;

- лингвистические – развитие речи, развитие графических навыков письма у дошкольников, коррекция речи дошкольников (логопедические занятия); английский язык

- художественные - изобразительное искусство, игровой танец, музыкальные занятия

- коммуникативные - этикет и культура общения, подвижные игры.

Структура содержательных ориентиров программы может быть представлена в схеме (Приложение 1)


Каждый из вышеперечисленных предметов решает как общие для студии, так и специфические только для данного предмета задачи. В то же время каждый предмет глубоко взаимосвязан с другими предметами, что позволяет обеспечить комплексный подход к обучению и воспитанию дошкольников.

К блоку познавательныхспособностей относятся авторские учебные программы «Развивающая математика» (Маркелова Н.П.) и «Волшебный мир оригами» (Новоселова И.Е.).

Программа «Развивающая математика» рассчитана на 2 года обучения и построена в виде путешествия по сказочному королевству Математики. Это подтверждается названием изучаемых тем:

- «В гостях у 3-х медведей» (счет предметов, числа и цифры 1; 2; 3)

- «4 времени года» (число и цифра 4)

- «Цифровая акробатика» (число и цифра 9).

Программа предусматривает получение детьми основ начального математического образования, т.е. освоение элементарных математических представлений и понятий, необходимых для успешного прохождения программы 1-3 класса.

В процессе освоения программы дети:

- получают основы начального математического образования;

- учатся самостоятельно анализировать различные объекты, пропорции и размеры их частей;

- устанавливают различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями и их признаками;

- учатся ориентироваться в пространстве.

Разнообразные упражнения способствуют развитию самостоятельных умозаключений, выявлению закономерностей на основе анализа, синтеза, индукции и дедукции, дают представления о количественных отношениях, числе как отношении, числовом ряде, составе числа до 10 (из двух меньших). В содержание занятий включены арифметические задачи в стихах и с использованием наглядного материала, творческие задания на создание целостного образа из отдельных предметов и с помощью графического изображения.

Большое место в программе занимает организация самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для свободы ребенка во время занятий, в связи с этим ребенок располагает временем осознанно решать игровую задачу, общаться со сверстниками и педагогом. Все развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка и нацелены на опережающее обучение.

Важное значение в развитии познавательных и творческих способностей детей, а также развитии мелкой моторики руки имеет авторская программа «Волшебный мир оригами». В программе затрагивается вопрос о происхождении искусства оригами, обстоятельно рассматривается его специфика, как в плане особенностей и технологий изготовления изделий, так и в плане возможностей педагогического воздействия на детей, выполняющих такие изделия. Конкретно изложены разделы: базовые формы оригами, составление композиций, модульное оригами. Материал предлагается осваивать последовательно, естественно усложняя. Программой предусмотрена игровая форма обучения (ролевые игры, игры-соревнования, игры-викторины), которые позволяют сочетать коллективный характер работы с индивидуальным подходом.

Предметами, направленными на развитие лингвистических способностей являются развитие речи, развитие графических навыков письма и английский язык.

Общим для всех этих программ является использование речевых упражнений как письменных, так и устных на различных уровнях языка: звуковом, лексическом, уровне предложения, текста. Делается акцент на звуковой стороне языка, развитии фонематического слуха, формировании умения дифференцировать звуки, правильно их артикулировать, что способствует овладению навыками чтения и грамотного письма. В эти программы включено большое количество разнообразных игр и творческих заданий, позволяющих в занимательной форме построить обучение дошкольников.

Программа по развитию речи предполагает освоение учащимися 5-ти основных тем:

- мир звуков и букв;

- в мире слов;

- интонация;

- текст;

- в мире творчества.

Данные же темы имеют свое развитие при овладении детьми графическими навыками письма, чему и посвящена авторская программа того же педагога.

Учитывая особенности детей, занимающихся в студии (большое количество дошкольников имеют речевые нарушения и даже патологии), в образовательную программу включена коррекционная программа по развитию речи. Она предусматривает дополнительные индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения (постановке и автоматизации звуков, дифференциации звуков), профилактике дисграфии и дислексии, исправлению патологических нарушений речи (заикание, запинание, логоневрозы).

Воспитание у детей чувства гармонии, красоты, развитие у них эстетической позиции в жизни, художественного вкуса осуществляется на занятиях эстетического цикла. К ним относятся: изобразительное искусство, музыкальные занятия, игровой танец.

Авторская учебная программа «Музыка и творчество» (Тихилова Т.А.) отличается полифоничностью структуры. Включает несколько содержательных линий, сформулированных в темах: «Послушай, музыка вокруг», «Музыкальная азбука», «Что умеют звуки», «Музыкальные фантазии». Программа предполагает разнообразие видов музыкально-творческой деятельности (импровизация, инструментальное и вокальное музицирование, игра, пластическое, графическое и вербальное моделирование и т.д.), что предоставляет широкие возможности для развития ребенка. Большое внимание в программе уделяется знакомству детей с лучшими образцами русской классики.

Программа «Рисуем вместе легко и весело» (Коробова Л.С.) предусматривает обогащение детей жизненными впечатлениями, элементами языка искусства, формирование восприятия звука, цвета, формы. В то же время включенные в программу практические задания формируют умения и навыки рисования с натуры, по памяти и представлению, развивают изобразительные способности, творческое воображение, художественный вкус, знакомят детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. Наряду с рисованием в программу включены и такие виды деятельности, как аппликация и лепка, предусматривается изучение разнообразных техник, ребенку предоставляется возможность выбора материала.

В процессе обучения детей по программе «Игровой танец» сначала закладываются основы двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазание и др.) и уже на этой базе развиваются специальные умения и навыки в комплексах танцевально-ритмической гимнастики по пластике движений, танцевальным композициям и танцам.

Характерной особенностью студии «Гармония» является преобладание детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В связи с этим, перед педагогами остро стоит задача научить их общаться в детском коллективе, развить их коммуникативные способности. Для этого в образовательную программу обучения введены такие предметы, как подвижные игры и этикет.

В программу по подвижным играм включены различные виды игровой деятельности, основу которых составляет двигательно-пластическое моделирование (режиссерские, образно-ролевые, сюжетно-ролевые, имитационные, интеллектуально-познавательные, коммуникативные, художественные игры). Участвуя, казалось бы, в традиционных детских играх, дети приобретают опыт коллективной деятельности, творчества, учатся устанавливать эмоциональные контакты, получают возможность снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. При этом актуализируются знания ребенка, развиваются основные психические процессы.

На развитие общей культуры личности, общего кругозора, выработки изящных манер, направлена авторская программа «Этикет и искусство общения» (Тохтунова С.В.). В ходе освоения тем: «Правила поведения в школе и дома», «Мы на улице и в транспорте», «Основные способы общения» и др. дети знакомятся не только с нормами поведения принятыми в обществе, но и приобретают такие качества как терпимость к другим, к их слабостям и недостаткам, доброжелательное и уважительное отношение к людям, отзывчивость. Умения и навыки, приобретаемые учащимися на занятиях, используются ими в реальной жизни, ложатся в основу нравственных принципов.

Учебный план студии рассчитан на два года. Он предусматривает в первый год обучение детей 5 лет по следующим учебным предметам в следующем объеме:

-развитие речи – 56 учебных часов;

-развивающая математика –56 учебных часов;

-изобразительное искусство – 28 учебных часов;

-музыкальные занятия – 28 учебных часов;

-игровой танец – 56 учебных часов;

-подвижные игры –28 учебных часов;

-этикет – 28 учебных часов.

На втором году обучаются дошкольники 6 лет в соответствии со следующим учебным планом:

-развитие речи – 56 учебных часов;

-развитие графических навыков письма – 28 учебных часов;

-развивающая математика – 56 учебных часов;

-английский язык – 56 учебных часов;

-музыкальные занятия – 28 учебных часов;

-изобразительное искусство – 28 учебных часов;

-игровой танец – 56 учебных часов;

-оригами – 28 учебных часов.

Дошкольники посещают занятия в утреннее время 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.