Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы




Введение.

Дипломную работу выполнил(а) на тему

Государственные экзамены

Сдано за весь срок обучения предметов

Производственные практики

Курс Наименование практики Место прохождения (полное наименования предприятия) Должность Оценка
II Учебная практика      
II Учебная практика      
III Производственная практика      
IV Преддипломная практика      
Всего ______________ из них ____________________ отлично
  ____________________ хорошо
  ____________________ удовлетворительно
Приказом от «______»___________ 20___ г № _____________ допущен (а) к прохождению ИГА
Наименование дисциплин дата, № протокола ГЭК Оценка
       
       
       
       

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

и защитил(а) с оценкой «___________________________»

студенту (ке) присвоена квалификация/степень ____________________

Протокол заседания ГЭК от «______» __________ 20___ г. № ____________

Приказ об отчислении и выдачи диплома от «____» ____________ 20___г. №______________

Ректор МП Е.М.Трейгер

 

Сегодня общество, как никогда, нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Ведь именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Основой творческой деятельности является воображение, которое одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. “В этом смысле, - писал Л.С. Выготский, - все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении “. (3, с.5)

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления и воображение во многом непроизвольны, жизненно необходимы, носят яркую эмоциональную окраску. Научные исследования показывают, что именно в дошкольном детстве их развитие происходит намного легче, чем в последующие возрастные периоды, что необходимы своевременные и целенаправленные воздействия, чтобы обогатить и закрепить творческий опыт ребенка, направить его в желаемую сторону.

Поэтому ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе и дошкольного.

Однако, надо признать, что последние десятилетия в дошкольных учреждениях в большей степени складывается тенденция насыщения детей знаниями, нежели развития их творческого потенциала. В результате у ребенка к концу дошкольного возраста формируется стереотипность мышления, эмоциональная зажатость и обыденность, ограничение и даже отсутствие потребности к познанию. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут лишиться способности к творчеству. К такому выводу приходят сегодня ученые, практики, родительская общественность.

В данных обстоятельствах возникают ситуации, побуждающие многих к поиску новых подходов в организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Кроме традиционной формы дошкольного воспитания – детского сада, - возникают развивающие и коррекционные группы для дошкольников на базе школ, подростковых клубов, самостоятельно существующие центры и школы творческого развития детей.

Еще одной формой становятся школы раннего развития на базе учреждений дополнительного образования, какими являются Дома детского и юношеского творчества. В отличии от других образовательных учреждений они обладают базой, позволяющей не только дать детям определенный объем знаний, но и благодаря наличию специально оборудованных классов хореографии, изобразительного искусства, музыки, технического творчества, а также оригинальных, нетрадиционных предметов, обеспеченных авторскими программами, предоставляют возможность акцентировать внимание на пробуждении творческого потенциала каждого ребенка. Занятия дошкольников в этих учреждениях, в отличие от детского сада, где ребенок находится в течение всего дня, позволяют более тесно сочетать воспитание в семье и специально организованное обучение.

Проблема исследования: заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточном использовании социо-культурного потенциала дополнительного образования в этом процессе.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, включенные в реализацию программ учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) на основе теоретического анализа проблемы раскрыть и классифицировать понятие «творчество»;

2) выявить социально-психологичекие характеристики детей старшего дошкольного возраста;

3) раскрыть социо-культурный потенциал учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей;

4) дать характеристику отечественному опыту работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

5) проанализировать деятельность ДДТ Красносельского района по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

6) разработать программу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования;

Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при совместной творческой деятельности разновозрастной группы (дошкольники старшего дошкольного возраста и школьники среднего звена), включающей в себя формы и методы работы, способствующие активизации социального творчества.

Методологическая база исследования:

Творческое развитие детей рассматривается как новообразование дошкольного возраста, на основе которого в последующие возрастные периоды происходит становление креативных свойств личности (Выготский Л.С., Барышева Т.А.)

Воображение рассматривается как психический процесс преобразования прошлого опыта (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и создание на этой основе субъективно новых образов, идей, состояний. (Кирилловой Г.Д.) Детское воображение имеет репродуктивный характер (Л.С.Выготский) Связано это с тем, что все детские образы отражают реально существующий, окружающий детей мир

Воображение как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в опыте. (С.Л.Рубинштейн, А.Я.Петровский)

Степень изученности проблемы в литературе:

Изучением развития творческих способностей детей занимались такие выдающиеся психологи как Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Теорией и методикой развития творческих способностей также занималисьТуник Е.Е., Дудецкий А.Я., Сеченов И.М., Гизелина Б.

Разработкой вопросов возрастной педагогике занимались многие педагоги и психологи, но одними из самых ярких работ в контексте развития творческих способностей являются труды Выготского Л.С., Джеймса У., Белкина Л.С., Теплова Б.М.

В настоящее время вопрос о теории и методики дополнительного образования наиболее широко освещен в работах Барышевой Т.А., Воробьевой Д.И., Герушинским Б.С., Журавлевым В.И.

База исследования: Дом детского творчества Красносельского района города Санкт-Петербург.

Методика исследования:

1 этап –теоретический, в рамках которого раскрыты основные понятия, такие как «творчество», «творческие способности», осуществлена их классификация, сформулирована цель, задачи, гипотеза исследования.

2 этап диагностический, на котором с помощью контент - анализа, и метода наблюдения изучался отечественный опыт развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3 этап методический, на котором была разработана и апробирована программа по развитию творческих способностей детей старшего дошеольного возраста и выполнено ее методическое обоснование.

Новизна исследования заключается в раскрытии специфики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в определении состояния отечественного опыта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; в разработке проекта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Положение, выносимое на защиту:

Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в:

-создании сложных образов на основе опыта;

-эмоциональной реакции на стимул;

-ассоциативной активности.

2. Социально-культурный потенциал творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования, который заключается в:

-вариативности;

-возможности использования игровых методик;

-наличии и возможности апробации нетрадиционных авторских программ;

3. Программа «Радуга увлечений» состоящая из:

- диагностического этапа.

- проектного

- аналитического

- коррекционного.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.