КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность темы
Введение. Дипломную работу выполнил(а) на тему Государственные экзамены Сдано за весь срок обучения предметов Производственные практики
______________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ и защитил(а) с оценкой «___________________________» студенту (ке) присвоена квалификация/степень ____________________ Протокол заседания ГЭК от «______» __________ 20___ г. № ____________ Приказ об отчислении и выдачи диплома от «____» ____________ 20___г. №______________
Сегодня общество, как никогда, нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Ведь именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Основой творческой деятельности является воображение, которое одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. “В этом смысле, - писал Л.С. Выготский, - все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении “. (3, с.5) Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления и воображение во многом непроизвольны, жизненно необходимы, носят яркую эмоциональную окраску. Научные исследования показывают, что именно в дошкольном детстве их развитие происходит намного легче, чем в последующие возрастные периоды, что необходимы своевременные и целенаправленные воздействия, чтобы обогатить и закрепить творческий опыт ребенка, направить его в желаемую сторону. Поэтому ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе и дошкольного. Однако, надо признать, что последние десятилетия в дошкольных учреждениях в большей степени складывается тенденция насыщения детей знаниями, нежели развития их творческого потенциала. В результате у ребенка к концу дошкольного возраста формируется стереотипность мышления, эмоциональная зажатость и обыденность, ограничение и даже отсутствие потребности к познанию. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут лишиться способности к творчеству. К такому выводу приходят сегодня ученые, практики, родительская общественность. В данных обстоятельствах возникают ситуации, побуждающие многих к поиску новых подходов в организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Кроме традиционной формы дошкольного воспитания – детского сада, - возникают развивающие и коррекционные группы для дошкольников на базе школ, подростковых клубов, самостоятельно существующие центры и школы творческого развития детей. Еще одной формой становятся школы раннего развития на базе учреждений дополнительного образования, какими являются Дома детского и юношеского творчества. В отличии от других образовательных учреждений они обладают базой, позволяющей не только дать детям определенный объем знаний, но и благодаря наличию специально оборудованных классов хореографии, изобразительного искусства, музыки, технического творчества, а также оригинальных, нетрадиционных предметов, обеспеченных авторскими программами, предоставляют возможность акцентировать внимание на пробуждении творческого потенциала каждого ребенка. Занятия дошкольников в этих учреждениях, в отличие от детского сада, где ребенок находится в течение всего дня, позволяют более тесно сочетать воспитание в семье и специально организованное обучение. Проблема исследования: заключается в сложившемся противоречии между необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточном использовании социо-культурного потенциала дополнительного образования в этом процессе. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, включенные в реализацию программ учреждения дополнительного образования. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования. Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) на основе теоретического анализа проблемы раскрыть и классифицировать понятие «творчество»; 2) выявить социально-психологичекие характеристики детей старшего дошкольного возраста; 3) раскрыть социо-культурный потенциал учреждений дополнительного образования по развитию творческих способностей детей; 4) дать характеристику отечественному опыту работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; 5) проанализировать деятельность ДДТ Красносельского района по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; 6) разработать программу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования; Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при совместной творческой деятельности разновозрастной группы (дошкольники старшего дошкольного возраста и школьники среднего звена), включающей в себя формы и методы работы, способствующие активизации социального творчества. Методологическая база исследования: Творческое развитие детей рассматривается как новообразование дошкольного возраста, на основе которого в последующие возрастные периоды происходит становление креативных свойств личности (Выготский Л.С., Барышева Т.А.) Воображение рассматривается как психический процесс преобразования прошлого опыта (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и создание на этой основе субъективно новых образов, идей, состояний. (Кирилловой Г.Д.) Детское воображение имеет репродуктивный характер (Л.С.Выготский) Связано это с тем, что все детские образы отражают реально существующий, окружающий детей мир Воображение как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в опыте. (С.Л.Рубинштейн, А.Я.Петровский) Степень изученности проблемы в литературе: Изучением развития творческих способностей детей занимались такие выдающиеся психологи как Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Теорией и методикой развития творческих способностей также занималисьТуник Е.Е., Дудецкий А.Я., Сеченов И.М., Гизелина Б. Разработкой вопросов возрастной педагогике занимались многие педагоги и психологи, но одними из самых ярких работ в контексте развития творческих способностей являются труды Выготского Л.С., Джеймса У., Белкина Л.С., Теплова Б.М. В настоящее время вопрос о теории и методики дополнительного образования наиболее широко освещен в работах Барышевой Т.А., Воробьевой Д.И., Герушинским Б.С., Журавлевым В.И. База исследования: Дом детского творчества Красносельского района города Санкт-Петербург. Методика исследования: 1 этап –теоретический, в рамках которого раскрыты основные понятия, такие как «творчество», «творческие способности», осуществлена их классификация, сформулирована цель, задачи, гипотеза исследования. 2 этап диагностический, на котором с помощью контент - анализа, и метода наблюдения изучался отечественный опыт развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 3 этап методический, на котором была разработана и апробирована программа по развитию творческих способностей детей старшего дошеольного возраста и выполнено ее методическое обоснование. Новизна исследования заключается в раскрытии специфики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Практическая значимость исследования заключается в определении состояния отечественного опыта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; в разработке проекта по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования. Структура дипломной работы обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Положение, выносимое на защиту: Особенности творческого развития детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в: -создании сложных образов на основе опыта; -эмоциональной реакции на стимул; -ассоциативной активности. 2. Социально-культурный потенциал творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования, который заключается в: -вариативности; -возможности использования игровых методик; -наличии и возможности апробации нетрадиционных авторских программ; 3. Программа «Радуга увлечений» состоящая из: - диагностического этапа. - проектного - аналитического - коррекционного.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |