Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ деятельности ДДТ Красносельского района по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 2 страница




В качестве такого стимула нами была использована репродукция картины Чюрлениса “Соната звезд”. Детям было предложено внимательно рассмотреть картину, подумать и ответить на вопрос “Что хотел нарисовать художник в картине?”.

Дальнейшая процедура тестирования подобна процедуре методике «Чернильное пятно».

3. Методика «Круги» (19).

Если в предыдущих двух методиках образы находили свое выражение в вербальной форме, то в данной методике, возникающие у ребенка образы, он должен изобразить в рисунке.

Стимульный материал здесь – белый лист бумаги формата А-4, где изображены 40 одинаковых кругов (5 кругов – в горизонтальных рядах, 8 кругов – в вертикальных рядах). Все круги одинакового размера. Они расположены так, чтобы было место для небольшого рисунка. Лист кладется перед ребенком вертикально.

Инструкция: Нарисуй, используя все эти круги, все, что придумаешь. Только помни, круг должен обязательно входить в твой рисунок. Ты можешь заштриховать его, пририсовать к нему любые детали, можно для одного рисунка использовать два или несколько кругов. Задание старайся выполнять быстро. Рисуй что хочешь и как хочешь, но помни о нашем условии – рисуй, используя круг. Начнешь работу и закончишь по сигналу.

На работу испытуемому отводится 7 минут. Рисунок выполняется карандашом, ручкой или фломастером одного цвета.

Процедура проведения данной методики дает возможность ее использования в групповой форме.

4. Методика «Детские портреты»:

Она позволяет исследовать характерную черту воображения детей дошкольного возраста – эмоциональность, выявить адекватность эмоциональных образов дошкольников замыслу художественного произведения.

В качестве стимульного материала при проведении данной методики были использованы репродукции картин М.Т.Дурново «Портрет мальчика (Из рода князей Волконских)» и В.А.Серова «Портрет великой княгини Ольги Александровны», изображающие детей.

Дошкольникам предлагается рассказать о детях, нарисованных на картинах, ответив на вопросы: «О чем они думают?», «Что переживают?», «Какие они?». Для рассмотрения ребенку предлагалась сначала репродукция «Портрет мальчика», и уже после описания этого произведения представлялась репродукция портрета княгини Ольги Александровны. Таким образом, дети имели возможность поочередно рассмотрев, сравнивать образы детей, изображенных на картинах.

Процедура проведения тестирования дошкольников по методике «Детские портреты» подобна процедуре методик «Чернильное пятно» и «Абстрактная картина».

Описанные выше методики проводились единовременно и предлагались детям в следующей последовательности: методика «Чернильное пятно», методика «Абстрактная картина», методика «Круги», методика «Детские портреты». В дальнейшем для удобства исследования и сравнения результатов тестирования мы будем называть данные методики субтестами. Экспериментальные данные в приложениях также расположены в этом же порядке.

Поскольку в данной работе творческие способнсоти рассматриваются в системе личностных свойств, их показателями являются критерии, установленные в исследованиях П.Торренса (25). Вместо идей, как предмета изучения креативного мышления, в центр исследования поставлены образы, на которые опирается в своей работе воображение.

Поэтому для исследования уровня развития воображения у дошкольников по вышеперечисленным тестовым методикам были использованы следующие показатели:

- ассоциативная активность

отражает способность ребенка к возникновению большого количества образов, рассматриваемых нами в качестве ассоциаций, при воздействии различных стимулов, и выражающаяся вербально или в рисунках. Измеряется числом образов, по первым трем субтестам. В четвертом субтесте учитывается количество эмоциональных образов. За каждый образ дается один балл. Все баллы затем суммируются.

- содержание образов

выражается в степени разнообразия, широте спектра образов-ассоциаций, возникающих у детей на стимулы первых трех субтестов, и разнообразия видов эмоций в четвертом субтесте. Определяется числом категорий (групп) образов. За каждую категорию дается один балл. Все баллы суммируются. Для каждого субтеста устанавливаются свои категории.

- продуктивность образов

характеризует воображение ребенка по способности установления ассоциаций на предложенный стимул, отличающихся оригинальностью, необычностью, неповторимостью по сравнению с образами, возникающими у других детей. Измеряется числом неповторяющихся или редко приводимых ответов, необычным, сложным сочетанием образов. В нашем случае оригинальным считается ответ, данный 1-2 раза в выборке из 33 человек. За каждый оригинальный ответ ребенок получает один балл. Эти баллы суммируются. Применяется этот показатель в первых трех субтестах.

- разработанность (тщательность) образа

используется при анализе результатов, полученных в ходе выполнения третьего субтеста – методике «Круги». Этот показатель характеризует использование ребенком дополнительных деталей для изображения объекта в рисунке, в отличии от схематических изображений. Например, рисуя колесо, дошкольник прорисовывает спицы, центральную ось или шины; изображая человеческое лицо – рисует брови, ресницы, волосы, уши и т.д. Оценка данного показателя осуществлялась по пятибалльной системе по следующим критериям:

5 баллов - все изображения образа тщательно прорисованы;

4 балла - в большинстве рисунков присутствуют детали, придающие выразительность образам;

3 балла – около половины образов снабжены характеризующими их деталями;

1 балла – в некоторых образах намечаются элементы детализации;

1 балл – все образы нарисованы лишь схематическими, условными линиями.

Кроме этих показателей вводится еще один показатель, используемый при анализе результатов, полученных в ходе проведения методики «Круги». Это показатель количества кругов в системе образов, характеризующий способность ребенка к широкому полевидению и использованию нескольких кругов для создания одного образа. Другими словами этот показатель можно назвать поленезависимостью. Измеряется он при помощи суммирования количества тех кругов, которые были использованы в системе образов.

Учитывая вышеуказанную особенность детского воображения, а именно его эмоциональность, при изучении результатов 1 и 2-го субтестов было обращено внимание на учет такого важного показателя образов, как их эмоциональная экспрессивность или выразительность. Измерялся он путем подсчета образов, носящих эмоциональную окрашенность. Примером могут служить такие образы, как «золотая страна», «большая буря», «волшебный Новый год», «волшебные дороги» и т.п. За каждый соответствующий образ ребенку дается один балл, потом баллы суммируется.

Информативными предлагаемые методики могут быть и с точки зрения такого показателя, как умение ребенка моделировать ситуацию вокруг воображаемого образа. Этот показатель хорошо прослеживается по данным методики «Детские портреты», когда ребенок, рассказывая о детях, изображенных на детских портретах, начинает предполагать, что они делают, что является причиной и последействием того или иного их состояния.

По первому субтесту в ходе обследования дошкольников до начала обучения в студии испытуемыми было дано в сумме 117 ответов, в среднем по 3,5 ответа на одного человека. Самое меньшее количество образов, которое возникло у ребенка при рассмотрении чернильного пятна было 1, самое большее – 8, таким образом разброс данных составил от 0 (одна девочка совсем отказалась отвечать) до 8 ответов.

По второму субтесту также ощущается влияние обучения детей на рост ассоциативной активности. Так, если во время первого тестирования дошкольники назвали 152 образа, то во втором случае названо было 323 образа, произошло увеличение больше, чем в 2 раза. Такое же увеличение мы наблюдаем и сравнивая значения средних: 4,6 – в ходе первого тестирования и 9,8 – в ходе второго. Подвергся изменению и разброс данных: от 0 до 10 ответов в первом случае и от 4 до 16 – во втором. Результаты методики «Абстрактная картина» дают основания утверждать, что здесь как и в методике «Чернильное пятно» обучающее воздействие способствует увеличению количества учащихся, обладающих высоким уровнем ассоциативной активности воображения (большая скошенность графика вправо во втором случае, большее значение стандартного отклонения). Вышеприведенные данные отражены в таблице №2 и графике №4.

Учитывая однотипность первых двух методик и их отличие только по используемому стимулу – чернильное пятно и абстрактное художественное произведение, была сделана попытка сравнить ассоциативную активность дошкольников при восприятии этих двух стимулов. Полученные данные наглядно представлены в графике №7.

При тестировании детей до начала обучения при рассмотрения черно-белого абстрактного пятна, у них возникло в сумме 117 образов, среднее составило – 3,5, размах данных – от 0 до 8. При восприятии абстрактного художественного стимула ассоциативная активность детей возросла – всего названо было 152 образа, среднее- 4,6, размах данных – от 0 до 10. Та же тенденция роста ассоциативной активности учащихся наблюдается при сравнении данных двух субтестов после обучения детей. Так, общее количество образов по «Чернильному пятну» – 210, а по «Абстрактной картине» – 323. Среднее для первого субтеста – 6,4, для второго – 9,8. Размах данных в первом случае – от 3 до 13, во втором – от 4 до 16. Кроме того, большая скошенность графика по результатам теста «Абстрактная картина» говорит о большем количестве детей, обладающих высокой степенью ассоциативной активности воображения при восприятии художественного абстрактного стимула.

Сравнивая эти данные можно сделать вывод о том, что ассоциативная активность образов воображения дошкольников значительно выше при восприятии абстрактного художественного произведения, чем при восприятии черно-белой абстракции, то есть неопределенной графической формы. Это может служить основанием для утверждения, что для дошкольников характерно эстетическое отношение к воспринимаемой действительности и высокая чувствительность к восприятию произведений искусства.

Анализируя результаты, полученные по итогам обследования детей по методике «Круги», то есть 3 субтесту, становиться очевидным совпадение результатов с первыми двумя субтестам. Здесь происходит увеличение показателей количества образов, средних, стандартного отклонения, разброса данных. Это можно проследить по таблице №3 и графику №8.

Таким образом, количественный анализ данных, полученных в ходе тестирования дошкольников по трем субтестам до и после прохождения детей по программы «Радуга увлечений» дает основание полагать, что система специально организованных занятий творческой деятельностью в разновозрастной группе, предусматривающих активизацию творческого начала.

Под содержанием образов понимается степень разнообразия, широту спектра образов-ассоциаций, возникающих у детей на стимулы первых трех субтестов, которая определяется категорийностью (группами) образов.

По каждому из субтестов были выделены категории, которые используют дети при установлении ассоциативных связей. Так, все ответы дошкольников на стимул первого субтеста можно разделить на 14 категорий при тестировании до начала обучения. Это категории: животные, растения, космос, произведения искусства, погода (тучи, грязь, снег, лужи), время суток, человек, средства передвижения, предметы домашнего обихода, неживая природа (болото, камни, небо, земля, дорога, кочки), огонь, абстракция (пятно, клякса, каракатица), обобщения (фантазия, рисование, хаос, красиво), сложные образы (собаки греются возле огня, ползающий Микки-Маус, ведро с водой выплеснули). В среднем каждый ребенок использовал при первом тестировании 2,7 категорий, групп ответов. Разброс данных составил от 0 до 6 образов, стандартное отклонение – 1,4, что свидетельствует об относительной однородности выборки.

По итогам повторного тестирования, уже после окончания программы, число категорий увеличивается до 16. Добавляются такие категории как оружие (подставка для бомбы), еда (блины, капуста), сказка (Маугли, чудище). Исчезает категория – средства передвижения (кораблик, тележка). Увеличивается средний показатель каждого ребенка, он составляет 4,2 ответа, разброс данных – от 1 до 8 категорий. Повышается, правда незначительно, количество детей, обладающих способностью представлять образы разнообразных категорий.

То есть, по результатам первого субтеста можно сказать, что после целенаправленного обучающего воздействия, происходит не только рост ассоциативной активности, но и то, что образы по содержанию становятся более разнообразных категорий.

Итоги проведения второго субтеста, где стимульным материалом являлась репродукция картины Чюрлениса «Соната звезд», показали, что при первом и повторном тестировании использовали практически одинаковые категории. Больше всего ассоциаций возникло у детей по таким категориям, как космос (планета, звезды, небо и луна, инопланетяне), строения, здания (дом, дворец, замок), погода (ветер, ураган), время суток (ночь, восход и закат солнца). Также можно выделить и другие группы образов: неживая природа (горы, скалы, море, волны, остров), предметы домашнего обихода, праздник, геометрические фигуры, религия. Всего в первом и втором случаях использовано 13 категорий.

Сравнительные данные, полученные в ходе собеседования с детьми до и после их обучения в студии (см. таблицу №2, график №5), также как и при первом субтесте свидетельствует о влиянии обучающего воздействия на содержание образов воображения дошкольников.

Исследуя данные, полученные в ходе проведения методики «Круги», возникают следующие выводы: во-первых, они подтверждают еще раз позитивные изменения, произошедшие в содержании образов воображения у дошкольников по окончании освоения программы (см. таблицу №3, график №9), во-вторых, они подтверждают идею П.Торренса (25) о том, что условием, стимулирующем творческую деятельность, является незавершенность ситуации. Последний вывод основывается на уменьшении используемых категорий образов при восприятии стимула в качестве замкнутого круга. По сравнению с субтестами, где стимулами выступали чернильное пятно и абстрактная картина, о которых шла речь выше, в субтесте «Круги» дошкольники использовали всего 10 категорий образов-ассоциаций в своих рисунках, что значительно меньше, чем в первых двух методиках.

Примерами оригинальных ответов по методике «Чернильное пятно» могут служить: слон пьет воду, ведро с водой выплеснули, собаки греются возле огня. При повторном тестировании это образы: рот акулы, зоопарк, поганка и цветочек, лошадь с козликами играют в прятки, животные, стоящие около цветка. Среднее значение продуктивности образов в данном случае составляет 0,7 и 1,7 в ходе первого и второго тестирования соответственно.

Оригинальными ответами по методике «Абстрактная картина» могут считаться: при вступительном тестировании – ангел на горе, новый год, египетская пирамида, театр, ожидание, айсберги, гребни волн; при повторном – бушует море, два шлема, источник воды, город из песка. В среднем каждый ребенок дал 1.5 оригинальных ответа первый раз и 2,2 ответа во второй раз.

Большее значение среднего в методике «Абстрактная картина» еще раз подтверждает наше предположение о том, что дошкольникам свойственна лучшая восприимчивость художественных произведений, а не восприимчивость неопределенной графической формы.

На основании полученных результатов тестирования дошкольников можно сделать еще один важный вывод. Он подтверждает идею Л.С.Выготского о репродуктивном характере детского воображения. Связано это с тем, что все оригинальные вышеперечисленные образы отражают реально существующий, окружающий детей мир. И вместе с тем, у некоторых учащихся возникают образы чистой фантазии. Так, чернильное пятно ассоциируется у них с хаосом, железными цветами, невидимыми скульптурами, горящими хвостами. Репродукция картины «Соната звезд» представляется детьми как планетоизлучение, возвращение инопланетян, карта вещей, солнце с царскими дворцами, другой мир, волшебные дороги. Причем при повторном тестировании количество детей, правда незначительное, опирающихся в создаваемых образах воображения на отрыв от реальности или сложное комбинирование элементов этой реальности увеличивается.

В целом, количественный и качественный анализ показателей содержания и продуктивности образов воображения свидетельствует о значительном влиянии специально организованных занятий по развитию творчества дошкольников на содержание (категорийность) ассоциаций. В то же время продуктивность образов воображения в меньшей степени поддается развитию через обучение, оставаясь индивидуальной особенностью творческой деятельности дошкольника.

Многие психологи отмечают, что характерной чертой детского воображения является его эмоциональность. «…всякая эмоция, всякое чувство стремиться воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоции обладают, таким образом, способностью подбирать впечатления, мысли и образы, созвучные тому настроению, которое нами владеет в данную минуту» (4, стр.264). Так считал Л.С.Выготский. Развивая данную мысль, А.В.Запорожец пришел к выводу, что в дошкольном детстве аффективные и познавательные процессы вступают во взаимодействие и образуют эмоциональное воображение (11,стр.48).

С целью подтверждения правильности данного утверждения на нашей выборке, был включен такой показатель как эмоциональная экспрессивность (выразительность) образов по субтестам «Чернильное пятно» и «Абстрактная картина». Анализ полученных данных позволяет констатировать, что образы, отличающие эмоциональной выразительностью и возникающие у дошкольников при рассмотрении абстрактного стимула, составляют 24% случаев во время первого тестирования и 42% - при повторном. При восприятии художественного абстрактного стимула 27% образов при первом тестировании и 57% образов при повторном отличаются яркой эмоциональной окрашенностью. Примерами эмоционально экспрессивных образов могут служить: золотая страна, веселый праздник Новый год, большая буря, ожидание, красиво, спокойный пейзаж и др. Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о тенденции повышения эмоциональной выразительности образов в процессе обучения детей.

Для более глубокого изучения процесса эмоциональности воображения дошкольников был проведен специальный субтест «Детские портреты», позволивший зафиксировать не только количество испытываемых детьми эмоций, их виды, но и обратить внимание на такой компонент эмоционального воображения как эмпатия, то есть способность ребенка к сопереживанию, сочувствию, содействию другим людям. В данном случае испытуемые, рассказывая о детях, изображенных на портретах, описывая их состояние, тем самым проявляли чувство эмпатии по отношению к ним. Интересным является тот факт, что при восприятии детских образов дошкольники адекватно замыслу художника высказывают свои чувства к изображенным детям. О портрете мальчика, ребята говорят, что на нем изображен грустный, печальный, задумчивый ребенок. Рассматривая портрет девочки, они отмечают, что она веселая, красивая и вместе с тем, немного загадочная, задумчивая. 36% испытуемых при первом тестировании и 48% при повторном тестировании рассказывают не просто о возникающих у них чувствах, но и пытаются определить почему эти чувства возникают, что происходит с детьми, изображенными на портретах, то есть, учащиеся пытаются моделировать ситуацию вокруг рассматриваемого образа. Так, один из испытуемых детей, описывая состояние мальчика, предполагает, что тот тоскует по родителям, хочет к ним поехать, другой испытуемый считает, что мальчик мечтает, чтобы скорее наступила весна и на него посветило солнышко. Еще один испытуемый считает, что мальчик потерялся, с ним никто не дружит, его кто-то обидел, а девочка предполагает, что у мальчика, изображенного на портрете, умерла мама, и он думает как без нее жить.

Моделируя ситуацию, дети часто проецирует чувства изображенных образов на себя. Так, о девочке на портрете многие дети говорят, что она не только красивая, добрая, умная, но и хорошая помощница маме, или, что она боится остаться дома одна, или, что ее не пускают гулять. Причину грусти мальчика на портрете испытуемые видят в том, что его наказали за сломанную игрушку, что он хочет иметь в доме кошку или собаку, что он часто болеет, что ему не с кем поиграть, подружиться. Такая проекция чувств на себя может служить основанием для использования этой тестовой методики в качестве проективной. Кроме того, все смоделированные испытуемыми ситуации являются образами уже творческого воображения, фантазии дошкольника.

Информативной методика «Детские портреты» является и при изучении видов эмоции дошкольника. В исследованиях Б.М.Додонова (9) было выделено 12 видов высших эмоций. Это коммуникативные, гностические, альтруистические, глорические, деятельностные, романтические, эстетические, гедонистические, эвристические, пессимистические, нравственные эмоции и эмоции преодоления. Данные по субтесту «Детские портреты» свидетельствуют, что дети дошкольного возраста при восприятии стимулов этой методики испытывают чувства, которые можно причислить только к 5 видам эмоций – коммуникативные (чувство одиночества, ждет гостей, хорошая помощница, ищет друга), гностические (умный, задумчивый, думает, отличница), эстетические (красивая, милая, красивые губы, волосы, бантик, глаза, платье), пессимистические (грустный, печальный, мрачный, скучает), нравственные (добрый, злой, хороший, нехороший). Хотя следует отметить, что в процессе обучения дошкольники научаются более свободно, открыто выражать свои чувства и мысли, о чем свидетельствует увеличение количества эмоциональных образов, возникающих у них при восприятии стимулов до и после занятий по образовательной программе.

Программа «Радуга увлечений»

Целью занятий является совместная досуговая деятельность детей старшего дошкольного возраста и детского актива Дома творчества:

· по развитию художественных навыков;

· по реализации творческого потенциала.

Предпраздничный период.

В этот период создаются группы для занятий и тренингов, которые будут проводиться с детьми один раз в месяц педагогами Дома творчества.

Ребята актива Дома творчества рассказывают идею праздника «Большой открытый урок».

Распределяются станции роли между детьми, определяется функционал на празднике.

Педагоги помогают ребятам готовится к празднику (разучивают песни, игры, танцы, стихи, изготавливается оформление).

Основные методы и формы проведения занятий: игра, беседа, мастер-класс, игровая программа.

Методы обучения:

- практические методы обучения;

-изготовление по образцу;

-пассивный;

-связь наглядных и словесных;

-интерактивный;

-самостоятельной работы.

(по классификации Ю.К. Бабанского)

Праздник.

Цель – праздник становится итоговым мероприятий занятий за год.

Ожидаемый результат по итогам двух периодов:

· развитие коммуникативных и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста;

· радость содействия и ощущение сопричастности к празднику;

· навык организации мероприятий;

· формирование культуры празднования.

Характеристика целевых аудиторий.

-дошкольники, учащиеся студии «Гармония»;

-актив ДДТ Красносельского района,

-педагоги студии «Гармония»

-родительская аудитория

Место проведения: Дом Детского творчества Красносельского района.

 

Название мероприятия Дата и время проведения мероприятия Ответственные лица. Место проведения. Содержание мероприятия. Цели и задачи мероприятия
«Волшебное оригами» 15 октября в 14:00 Актив и педагог оригами студии «Гармония» Учащиеся вместе с ребятами из актива делают фигурку журавлика Закрепление навыков оригами и взаимодействия
«Веселые цифры» 17 ноября в 14:00 Актив и педагог математики студии «Гармония»   Учащиеся вместе с ребятами из актива рисуют несколько больших букетов. Закрепление навыков оригами и взаимодействия

Краткий сценарий мероприятий

Прогнозируемые результаты программы:

Источники финансирования программы

1) Муниципальный совет «Соснова поляна»

2) Студия творческого развития дошкольников «Гаромния»

Эксперимент по изучению влияния обучения детей дошкольного возраста по образовательной программе в студии творческого развития

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.