Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ деятельности ДДТ Красносельского района по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 1 страница




Дом детского творчества – государственное учреждение дополнительного образования детей (лицензия № 238-П от 03.09.2003 г.) создан в 1976 году. Дом детского творчества является единственным в районе многопрофильным внешкольным учреждением.

Основными направлениями деятельности ДДТ являются:

· дополнительное образование различных возрастных категорий детей;

· организация и координация воспитательной работы в образовательных учреждениях района;

· проектирование и организация игровой познавательной и досуговой деятельности школьников района через Центр интеллектуально-познавательных игр и праздников;

· методическое сопровождение дополнительного образования в образовательных учреждениях района.

Деятельность Дома детского творчества строится на принципах свободного развития личности, гуманистического характера образования и воспитания, на культурно-исторических ценностях и традициях.

Как учреждение дополнительного образования детей, Дом творчества организует обучение школьников района в возрасте от 6 до 18 лет на бюджетной основе и дошкольников 4-6 лет на хозрасчетной основе по следующим направлениям:

· художественно-эстетическое творчество

· декоративно-прикладное творчество

· туристско-краеведческое

· техническое творчество

· спортивное (шахматное)

· военно-патриотическое

· социально-педагогическое

· культурологическое

· творческое развитие дошкольников.

Характеристика кадрового состава.

В организации учебно-воспитательного процесса в Доме творчества принимает участие 120 педагогических работников, 75% из которых имеют квалификационные категории:

О квалификации сотрудников ДДТ также свидетельствует количество педагогов, отмеченных правительственными и ведомственными наградами:

- Заслуженный учитель РФ – 2;

- Отличников народного просвещения РФ – 7;

- Почетных работников общего образования РФ – 2;

- награждены знаком «За гуманизацию школы» - 3;

- награждены грамотами Министерства образования РФ – 6.

Директор ДДЮТ Альбицкая Т.А. – Заслуженный учитель РФ, лауреат премии мэра «За гуманизацию школы».

Заместитель директора по УВР Жиляева Т.В. – «Отличник народного просвещения РФ», заместитель директора по УМР Сеничева И.О. – «Почетный работник общего образования РФ».

За последние три года 7 сотрудников ДДТ стали победителями и лауреатами Всероссийских и городских педагогических конкурсов. В 2001 году педагогический коллектив Дома творчества стал победителем городского конкурса «Учреждение года».

Образовательный процесс

Основной уставной деятельностью ДДТ является:

· реализация программ дополнительного образования для обучающихся;

· организация массовой работы, поиск современных форм досуговой деятельности для всех возрастных категорий, при взаимодействии со школами, учреждениями дополнительного образования, культуры и общественными организациями;

· методическая помощь по проблемам дополнительного образования, по проблемам воспитания педагогическим коллективам школ учреждениям дополнительного образования, педагогам ДДЮТ.

В настоящее время в ДДТ реализуется 63 образовательные программы. Из них - 1 типовая, 46 модифицированные и 16 авторские. В процентном соотношении распределение программ по степени авторства выглядит следующим образом:

По уровню освоения учащимися программы распределяются так:

 

 

Финансирование ДДТ осуществляется Учредителями на основе договора между ними в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования согласно установленному порядку в расчете на одного обучающегося и достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией здания и оборудования.

Имущество, являющееся государственной собственностью, закрепляется за ДДТ на праве оперативного управления. ДДТ владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии целями деятельности, заданиями Учредителя, назначением имущества и договором между ДДТ и Учредителем.

В соответствии с Уставом ДДТ привлекает дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

Структурным подразделением ДДТ, работающим на хозрасчетной основе с 1992 года является студия творческого развития дошкольников «Гармония».

С 1992 года деятельность студии претерпела значительные изменения: расширился спектр образовательных программ, возрастной диапазон учащихся (с 3-х до 6 лет), увеличилось количество педагогов оказывающих дошкольные образовательные услуги, осуществлен переход на комплексное обучение и воспитание дошкольников, внедрена практика проведения семейных массовых мероприятий, психологическое сопровождение образовательного процесса. Данные изменения привели к возрастанию статуса студии как образовательного учреждения, обеспечивающего развитие и качественную подготовку детей к школе, что выразилось в увеличении охвата занимающихся детей более чем в 10 раз.

Работа с детьми дошкольного возраста 3-6 лет организована в ДДЮТ в соответствии Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом ДДЮТ, Правилами предоставления платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года №505 (с изменениями на 28 декабря 2005 года).

В настоящее время деятельность студии осуществляется в соответствии с комплексной образовательной программой (лицензия № 238-П от 03.09.2003 г.), основной целью которой является:

• гармоничное развитие познавательных, лингвистических, художественных и коммуникативных способностей детей

• подготовка их к усвоению стандартов и специализированных вариантов общего образования

• подготовка их к обучению в системе дополнительного образования детей

Образовательная программа творческого развития дошкольников «Гармония» является программой подготовительной ступени непрерывного дополнительного образования детей. В ней представлены основные образовательные сферы – гуманитарная, естественнонаучная, художественная, и содержательные ориентиры – образованность, духовность, творчество, которые получают дальнейшее развитие на последующих ступенях непрерывного дополнительного образования.

Общим для всех учебных предметов студии является то, что они предусматривают два основных направления:

1) накопление ребенком сенсорного и познавательного опыта как основы творческой деятельности;

2) включение ребенка в различные виды творческой деятельности.

По результатам освоения первого направления учащиеся овладевают так называемыми базовыми знаниями, умениями и навыками, которые в последствии должны обеспечить им усвоение стандартов общего образования. Перечень данных ЗУН определен в программах по каждому учебному предмету студии.

Второе же направление программы предполагает развитие у детей способностей на основе, полученного в ходе обучения опыта, касающегося когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон их жизни, трансформируя и преобразуя этот опыт, создавать образы творческого воображения, творческие идеи и состояния.

В связи с этим программа предусматривает приобретение дошкольниками специальных знаний и умений, активизирующих творческое начало в их деятельности.

Так, на занятиях по развитию речи формируется умение составить рассказ, придумать сказку сначала по картинке, а потом самостоятельно, построить образ с использованием заданного элемента, манипулировать образами, находя в них ассоциативные связи с предметами окружающего мира.

Для этого педагог, воплощаясь перед детьми в сказительницу русских сказок, приносит на занятия «волшебные предметы». Это может быть простой желтый бумажный кружок, или зеленая полоска бумаги, или коричневый треугольник, а могут быть простые вещи такие как полотенце, шапка и т.д. Детям предлагается пофантазировать и сказать, на что похож этот «волшебный предмет», может быть они встречали его в сказках. И вот в воображении дошкольника «волшебные предметы» превращаются в колобка, ясное солнышко, теремок, шапку-невидимку, скатерть-самобранку и т.д., кто что вспомнит. После названия детьми ассоциаций-образов педагог показывает картинку с изображением сказки, герой или элемент которой был назван, и рассказывает ее детям. Впоследствии сказку предлагается рассказать самим детям, и наконец, вспомнить и пересказать самостоятельно сказку, ранее услышанную или прочитанную.

На следующем этапе педагогам уже предлагается набор «волшебных предметов», и после обозначения тех образов-ассоциаций, которые возникают у детей при их рассмотрении, он просит учащихся найти, чем же могут быть связаны между собой эти образы и составить небольшой рассказ или сказку. Сначала это опять-таки знакомая сказка, и «волшебные предметы» подбираются соответствующим образом. Потом набор предметов усложняется, и детям предлагается сочинить сказку самостоятельно.

Кроме этого, в программе предусмотрены задания на продолжение и завершение рассказа, сказки, письма другу, начатых педагогом или другими детьми. Так же на занятиях используется форма коллективного сочинения, когда дети один за другим придумывают свой кусочек сказки или рассказа. Здесь же используется прием инсценировки изучаемых на занятиях стихов, басен, скороговорок, позволяющий ребенку внешне воплотить возникающие образы.

В начале обучения многие дети не хотят участвовать в подобных занятиях, ожидают дальнейшего разворачивания событий с позиций постороннего наблюдателя. Умение придумать даже однозначный ответ приходит к ним совсем не сразу. Однако, подбадривающее доброжелательное отношение со стороны педагога, его позитивные оценки даже маленьких ростков фантазии способствуют тому, что в процессе обучения дети перестают стесняться, опасаться, что их ответы могут быть неправильными, и постепенно к ним приходит свобода манипулирования образами воображения, умение довольно свободно излагать свои мысли.

На занятиях и по другим предметам по второму направлению образовательной программы ставиться задача по развитию у дошкольников умений, способствующих творческому воображению в различных областях деятельности и в этом смысле универсальных. Это следующие умения:

- воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти,

- воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части,

- узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы,

- угадывать предметы по словесному описанию свойств и признаков,

- комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов,

- узнавать объект по описанию возможных действий с ним,

- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой.

Для формирования этих умений на занятиях по развивающей математике используется система творческих заданий и игр. Примером их могут служить сборные настольные игры «Бабочка», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Архимедова игра», смысл которых заключается в собирании различных фигур из мелких деталей или по образцу, или по заданному контуру. Материал для данных игр выполнен в виде деревянных, картонных или пластиковых карт и образцов к ним. С увеличением порядкового номера карты повышается степень трудности заданий. В ходе игры учитываются индивидуальные особенности детей: если они быстро и легко справляются с заданиями, тогда предлагаются задания с более сложными композициями, и наоборот, в случае затруднений можно подольше задержаться на простых.

Многофункциональной по своему использованию является игра «Сложи квадрат», разработанная на основе игры Б.П. Никитина. Поскольку она состоит из отдельных частей цветных квадратов, кроме образного и логического мышления она позволяет развивать цветоощущения, чувство формы. Творческому, комбинирующему воображению способствуют задания к игре, предлагающие из отдельных частей квадратов выложить различные фигурки. На начальном этапе это может быть домик, елочка, солнышко, и они задаются педагогом. Позднее дети сами придумывают фигурки, которые хотят изобразить. Большой интерес вызывает у учащихся предложение угадать, как называются фигурки, выложенные другими детьми. Опыт проведения подобных игр показывает, что ребята чаще всего представляют с помощью геометрических фигур роботов, клоунов, трансформеры, Буратино, дома, дворцы, людей, животных и растения.

Созданный образ лучше запоминается, если воспроизведен с помощью карандаша на бумаге. Поэтому педагог предлагает обвести получившиеся у детей фигурки в тетрадях, а дома раскрасить их. Этой же цели могут служить и рамки Монтессори.

С помощью материала игры «Сложи квадрат» и рамок Монтессори педагог организует среди детей увлекательный конкурс на постройку самого красивого города из одинакового количества деталей. Лучший город выбирают сами дети.

Значительно активизируют воображение задания по такому типу: «Художник нарисовал круги, а потом превратил их в шары, кота, часы. Преврати и ты оставшиеся круги во что-нибудь». Вместо кругов могут быть использованы любые геометрические фигуры.

В программу включены также игры с разрезанием салфеток и образному представлению, что из этого получится; игры со спичками или палочками, когда из одной фигуры путем перекладывания заданного количества спичек или палочек надо получить другую фигуру.

Все эти задания развивают у ребенка упорство, настойчивость, сообразительность, умение находить оригинальные, нестандартные решения и образы.

В ходе занятий по игровому танцу и подвижным играм, в процессе освоения танцевально-гимнастических комплексов и игр работа по развитию воображения проводится с использованием приемов импровизации и одушевления. Ребенку предлагается при помощи пластического моделирования передать образы животных, сказочных героев, которым посвящены танцевально-гимназические комплексы. Так, перед началом разучивания комплекса «Воробьиная дискотека» педагог просит детей прослушать музыку и подумать, какие воробышки танцуют на дискотеке. При повторном прослушивании этого музыкального произведения дети должны пластически смоделировать возникшие у них образы, пытаясь движением передать характер воробышков. И только после этого начинается разучивание движений комплекса. В результате танец получается характерным, с яркой эмоциональной выраженностью.

В программе подвижных игр предусмотрена игра, в которой после произнесения известных слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (и здесь может быть название из любой изучаемой детьми области – дикие и домашние животные, игрушки, фрукты, овощи и т.п.) на месте замри», дети застывают в определенных позах, воплощая в себе воображаемые образы, которые потом они поочередно «оживляют». В своих движениях они стараются передать повадки внешний облик различных животных, одушевить любимые игрушки, показать характерные черты тех или иных овощей и фруктов.

Эти же приемы применяются на музыкальных занятиях. Дети исполняют пластические импровизации под музыку различного характера (веселую, грустную, медленную, быструю), жанра (марш, вальс, полька). С помощью пластического моделирования ребята пытаются изобразить единичный звук, гамму, фрагмент музыкального произведения. Вербально учащиеся передают свои представления о характере и настроении исполняемых песен.

Программа по изобразительному искусству состоит из четырех блоков: 1. Растения, явления природы

2. Мир животных

3. Мир человека

4. Здания, транспорт.

В каждом блоке ребенок осваивает следующие ступени:

1. Наблюдать образы изучаемых блоков в реальной жизни;

2. Увидеть эти темы в произведениях искусства;

3. Обыграть их с помощью мимики, жестов, пантомимы, дидактических игр;

4. Собственная изобразительная деятельность с разработкой замысла произведения, его воплощения и оценкой результатов.

Предложенная система обучения изобразительному искусству позволяет не только учить детей рисовать и лепить, но и развивает их эстетическое восприятие, чувства, эмоции, комбинаторное и логическое мышление, способствует воспитанию целеустремленности, самостоятельности и, конечно же, стимулирует творческое воображение ребенка.

При организации обучения детей в студии, педагоги, основываясь на исследованиях П.Торренса (25), особое внимание уделяют созданию на занятиях условий, способствующих творческим проявлениям детей.

К ним можно отнести:

- создание ситуации незавершенности, открытости во время проведения занятия в отличии от жестких заданий и жесткого контроля;

- разрешение и поощрение множества детских вопросов в ходе занятия;

- акцент на самостоятельной разработке наблюдаемых чувст, обобщений, сопоставлений;

- стимулирование независимости, уникальности каждого ребенка и в то же время ответственности за свои решения и поведение;

- внимание к интересам ребенка со стороны взрослых.

В то же время, педагоги стараются устранить, свести до минимума факторы, тормозящие развитие креативности, такие как:

- акцентирование внимания детей на запоминание тех знаний, которые они получают;

- ориентирование ребенка на стремление к успеху во чтобы то ни стало при недопущении, избежании риска, страха перед ним;

- неодобрение со стороны взрослого исследовательской деятельности, любых проявлений творческого воображения (то есть работа по принципу “Делай так, как я сказал”), что развивает зависимость ребенка, стереотипность его чувств, взглядов, мышления;

- дифференциация игры и обучения, когда ребенку постоянно внушают, что учение - это тяжкий труд и пугают трудностями школьного обучения.

Организация творческого процесса детей лежит на плечах педагога, который всегда является сотворцом, внимательным собеседником, советчиком, доброжелательно оценивающим малейшие успехи ребенка в замысливании образа, выполнении и его завершении – получении продукта. Подлинный педагогический и психологический результат зависит от сформированного у ребенка отношения к своему созданию как к чему-то и кому-то нужному, значительному. Удовлетворенность продуктом собственной деятельности ведет к формированию у ребенка потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих качественные изменения в развитии ребенка.

Таким образом, разработанная образовательная программа ориентирована прежде всего на творчество ребенка, и в то же время она обращена к педагогу. Она дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических и психологических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей.

По результатам анализа образовательной программы становится очевидным, что формы работы по развитию творческих способностей детей продуктивны, затрагиваются все составляющие понятия творчества, кроме социального. По проведенному опросу у 85% учащихся студии нет братьев и сестер, ребята взаимодействуют либо со взрослыми, либо со сверстниками, что может негативно отразиться на их социализации.

Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования «Гармония».

I. Проект «радуга увлечений»

Пояснительная записка

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Ситуация нового времени, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого ментальной гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

Развитие в детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современного образования. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если ребенок с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование его личности будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает, сегодня особенную актуальность.

Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности, в то время как все сферы жизнедеятельности человека требуют новых, инновационных методик.

Обоснование идеи

В качестве совершенствования работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного в учреждении дополнительного образования в данной работе предлагается программа открытых уроков с итоговой игровой программой для студии «Гармония» Дома Детского творчества Красносельского района «Радуга увлечений».

Данная программа реализуется при помощи учащихся 6-9 классов, участников актива Дома детского творчества «Парламент», которые будут проводить мастерские по различным направлениям художественного и прикладного творчества. Таким образом дети смогут развивать не только воображение и художественные навыки, но и совершенствовать навыки взаимодействия в разновозрастной группе, тем самым развивая социально творчество.

Цель реализации программы: совершенствовать программы по развитию творческих возможностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

- выявить уровень творческого развития учащихся студии творческого развития дошкольников «Гармония»;

-реализовать потенциал Дома детского творчества по развитию творческих способностей детей;

- проанализировать уровень творческого развития учащихся студии «Гармония» по итогам апробации программы;

- скорретиовать программы по итогам ее реализации.

Предмет проекта: творческие способности.

Тип проекта: поддерживающий (по классификации Лукова)..

Вид проекта – комбинированный.

Длительность – краткосрочный.

Аудитория – дети, занимающиеся в студии творческого развития дошкольников «Гаромния».

Сроки реализации программы: октябрь2009 – апрель 2010 года.

Продолжительность усвоения программы: 7 месяца

Оценка эффективности программы:

-выявление уровня развития творческих способностей дошкольников до и после реализации программы;

-повышение уровня взаимодействия внутри детского коллектива.

Основной замысел проекта – совместное создание учащимися студии «Гармония» и детского актива Дома детского творчества Красносельского района под руководством педагогов студии и педагогов-организаторов игровой программы для студийцев.

II. Содержание проекта.

Диагностический и. Аналитический, Коррекционный этапы.

Аналитический и Коррекционный этап проводятся по окончанию реализации программы.

Целью обоих этапов было диагностировать уровень развития воображения дошкольников по параметрам: ассоциативной активности, гибкости и продуктивности образов и их эмоциональной экспрессивности, а также на основе количественного и качественного анализов полученных результатов проследить их динамику в процессе освоения детьми программы обучения.

В организации эксперимента принимали участие дети 5-6 лет, проживающие в Красносельском районе и не посещающие другие детские учреждения, в том числе и детские сады. На момент начала обучения их в студии им было около 5 лет.. Обучение детей проводилось в малочисленных группах по 7-8 человек, три раза в неделю в утренние часы.

Всего экспериментальным исследованием было охвачено 33 человека – детей дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в три этапа:

Констатирующий срез.

Формирующий эксперимент.

Контрольный срез.

Констатирующий срез проходил в виде индивидуального собеседования с каждым ребенком по четырем тестовым методикам в сентябре, до начала реализации программы.

Контрольный – в апреле, по окончанию реализации программы, по тем же тестовым методикам, в такой же форме, но уже по окончании обучения.

Формирующий эксперимент заключался в разработке и апробировании, на основе изученной педагогической и психологической литературы, модели образовательной программы, включающей актуализацию творческого начала в содержании каждой из учебных дисциплин, создании условий, способствующих пробуждению креативности дошкольников, развитию их воображения, как основы творческой деятельности.

Проводился формирующий эксперимент в студии в течение 7 месяцев с октября по апрель.

Учитывая то, что дети, занимающиеся в студии, не посещают другие детские дошкольные учреждения, а соответственно не подлежали воздействию организованного обучения, а также отсутствия контрольной выборки, поскольку все учащиеся студии обучаются по предложенной программе, мы позволили себе в ходе эксперимента сравнивать результаты диагностики только одной выборки до и после обучающего и воспитательного воздействия, и на основании данного анализа сделать выводы об эффективности программы формирующего эксперимента.

Для диагностики уровня воображения детей дошкольного возраста используются основные четыре тестовые методики, позволяющие определить ассоциативную активность, содержание и продуктивность образов воображения, их эмоциональную экспрессивность. Данные методики представляют собой модификацию известных тестов Роршаха, Торренса (25), а также используемую в практике работы с детьми методику художественной перцепции (18). Все они удобны в использовании и обработке, занимают небольшое количество времени и довольно информативны. Все методики проводились индивидуально.

1. Методика “Чернильное пятно”:

используется для определения ассоциативной активности, содержания и продуктивности образов, эмоциональной экспрессивности воображения ребенка, которые возникают у него в процессе рассмотрения черно-белого абстрактного стимула.

Стимулирующим материалом в данном случае является белый лист бумаги одиннадцатого формата с чернильным пятном в центре, полученным в результате чернильного отпечатка при сложении листа пополам.

В качестве инструкции ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и, подумав, сказать, на что похоже изображение на ней, что она ему напоминает.

Испытуемому разрешается поворачивать изображение как ему нравится, как удобно. Особое внимание ребенка обращается на то, что все его ответы будут правильными, если же появится несколько вариантов ответов, это будет даже хорошо.

Исследователь, фиксируя все ответы, поддерживает активность воображения ребенка похвалой каждого ответа, а также стимулирующими вопросами типа “А что еще ты здесь увидел?” и т.п. Время тестирования не ограничено. Однако, если испытуемый затрудняется в последующем ответе или отказывается отвечать вообще, его внимание переключается на выполнение задания следующей методики, но только после положительной оценки его работы.

2. Методика “Абстрактная картина” (18):

Так же как и предыдущая, эта методика используется для определения изучаемых нами вышеперечисленных показателей воображения, но уже при восприятии художественного абстрактного стимула.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.