Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песня «Шинели»




Две

Наташи»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пробег в Верещагино зимой 1999 года.


Песня «Былое нельзя воротить...»

 

¾ Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко - украинской. Шекспир - английской, Данте -итальянской, Сервантес - испанской? И если бы пришлось определять день праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина и искать бы не пришлось.

¾ В истории русской культуры можно было бы назвать десятки имен художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного, для нашей культуры, чем имя Пушкин.

¾ Пушкин - это гений, сумевший создать идеал нации не просто "отобразить" национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры.

¾ Пушкин - это гений возвышения, гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления; в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. Во всем он создал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Он высоко поднял идеал чести, независимости поэта и поэзии.

¾ Поэт в какой-то мере должен быть обыкновенен в жизни, чтобы его поэзия приобрела подлинное обаяние.

¾ Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

¾ Нам необходимо пройти хоть немного вместе с Пушкиным по путям, оставленным им для нас в своей поэзии.

¾ Он служит нам и в любви и в горести, и в думах о смерти, и в воспоминаниях, это первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами на всю жизнь.

¾ И мы должны прожить ее так, чтобы его мысли возникли в наших умах как открытия, а не как ответ на экзамене

¾ Тогда мы поймем себя.

 

Песня «Давай поедем в Царское село»

 

Пушкин: Ах, как горько плачется.

Наташа: Кто это?

П: Черт! Право же, мне хочется узнать, над кем вы плачете? Прошу скажите. Вы плачете над карамзинской Лизой?

Н: Виной страданий Лизиных - Эраст. Я видела вас как-то в городке.

П: Бродил я там от скуки.

Н: Вы военный?

П: Да, я гусар!.. О нет, я вам солгал.

Н: Кто же вы?

П: Ну, как вам сказать? Я царскосельский роковой затворник. По воле государя я - монах.

Н: Монах и черт?

П: Ну... Я из Лицея (быстро неловко целует Наташу)

Н: Монах совсем не по-монашески смел?

П: Как вы красивы.

Н: Нет, я так одета, вот вам и нравлюсь. Велено ходить как барышне, хотя я и крепостная.

П: А кто же барин ваш?

Н: Да граф Толстой. Приписана актеркою к театру. В деревне белошвейкою была, но в тот приезд понравилась я графу.

П: Как вас зовут?

Н: Наташей.

П: Не забуду. Теперь-то я спектакль не пропущу.

Н: Коль граф пришлет билеты для лицея.

П: Мне помнятся домашние спектакли. Отец и ставил их, и сам

играл. А то и просто так читал Мольера. Вы что уже пошли?

Н: Я не вольна. Граф отпускает нас, но только с дядькой. Да нынче я сбежала от него.

П: В четверг у нас катание на лодках. Я буду ждать вас!

Н: Может прибегу (загадав открыла книгу, прочла, усмехнулась) Счастлив тоже часто одинок. У мостика я буду, баринок.

П: Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон.

Сердце страстное забилось

Признаюсь, я влюблен.

¾ Пушкин обладал способностью отдаваться всему с упоеньем и без остатка, от всей полноты судьбы.

¾ Всегда "дитя настроения"

¾ Всегда во власти "мимо текущей минуты", он, если попадал на дружескую, то веселился больше всех, на балах он с тем же азартом предавался танцам, что и играя за карточным столом.

¾ Проигрывался без сожаления в пух и прах.

¾ Если ревновал, то мог пробежать несколько часов под палящим солнцем.

¾ Влюблялся он, как сам признавался "более или менее во всех хорошеньких женщин"

¾ Уже в зрелые годы отринув "бездумных лет угасшее веселье" осмысливая пройденный путь и пытаясь заглянуть в будущее, Пушкин позовет любовь в числе величайших жизненных ценностей, наряду с трудом и творчеством.

 

Песня «Не гаси меня свечу»

 

¾ Лето 1831 года

¾ Царское село

¾ Лицейская родина Пушкина

¾ Самые счастливые медовые месяцы после женитьбы Пушкина на Наталье Гончаровой.

П: "Я женат - и счастлив: одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился".

Музыка. Пушкин пишет за столом. Входит Наталья Николаевна

Н: К тебе можно?

П: (не отрываясь от работы) Входи, мой ангел.

Н: С добрым утром, Пушкин.

П: Целую кончики крыльев твоих. Ты ко мне с делом?

Н: Я к тебе запросто, без красоты, с одним сердцем.

П: (отложив перо, смотрит на Натали) Я рад.

Н: Я знаю! И еще я знаю: есть страна "Пушкин". Своди меня туда, а?

П: Она за забором, а забор высок.

Н: А ворота?

П: Ворота на замке, да и ключ куда-то задевался.

Н: Ты давно там был?

П: Все не досуг. Да и нынче не стоит: поди, там пыли набилось во всещели.

Н: Никакой пыли. И березы свежи!

П: Ты что ж, прыгнула через забор? (Натали утвердительно кивает). Тогда и я следом. (помолчав) Ну как?

Н: Сколько берез! Как у дедушки в Полотняном. Это красиво.

П: Это банально, мой ангел. Зато под березами гремят ручьи. Они тоже были бы банальны, кабы не это... слышишь?

Н: В ручьях живет рифма?

П: Ты не глуха на рифму, это мне в радость.

Н: Пушкин, ты у меня велик?

П: Про то потомки скажут. Ты и без меня бываешь в стране "Пушкина"? (Натали согласно кивает) И все через забор?

Н: Да ведь ключ куда-то задевался!

П: Ну что ж, пошли. Куда поведешь меня?

Н: В звенящую тишину. Там можно стоять и слушать себя.

П: Славно!

Н: Пойдем через туман?

П: То не туман, то сны. Обойдем-ка их лучше.

Н: Не смей от меня таиться и во снах!

П: А ну как они не добры?

Н: Зачем же мне только одно доброе от тебя? Я и половину недоброго могу взять на плечи. Я уж по глаза в тумане. Что за сон здесь?

П: О тебе.

Н: Пушкин! Уйдем отсюда. Ночной туман рассеется и бог с ним!

П: Изволь.

Н: Нет. А что в другом тумане?

П: Другой сон.

Н: Пусти меня и в него.

П: Он недобрый.

Н: (встав с дивана, опускается перед Пушкиным, кладет голову к нему на колени) Пусти! Ну?.. Что теперь приснилось Пушкину?

П: Прости, лгать не умею... Он... репетирует дуэль перед зеркалом в прихожей.

Н: (растерянно) Почему? Зачем же дуэль?

П: Друг мой, у тебя глаза стали с другого лица. Испугалась?

Н: Очень!

П: Не волнуйся, душа моя, я не стану гоняться за собой с пистолетом: неловко предстать перед богом запыхавшись.

Н: Только это?

П: Нет. В России Пушкин не может убить Пушкина.

 

Песня «Натали»

 

¾ В поэзию Пушкин убегал от душевной смуты,

¾ От светской суеты,

¾ От недоброжелательства «черни»,

¾ И - что было для него больнее всего - от обид, нанесенных теми, кого он считал друзьями.

¾ Многие в свете до самой его смерти почитали Пушкина за шалопая и бонвивана, наблюдая его на балах да за карточным столом и не догадываясь о невидимой для посторонних глаз напряженной духовной жизни.

¾ Обманывались даже самые проницательные и близкие Пушкину люди.

 

Жуковский: Александр! Умоляю тебя! Где ты пропадал? Я только от Натальи Николаевны: она ума решилась.

Пушкин (прикладывая палец к губам): Тсс!

Три дня купеческая дочь

Наташа пропадала,

Она на двор на третью ночь

Без памяти вбежала,

С вопросами отец и мать

К Наташе стали приступать,

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит...

Жуковский: Ну, коли ты "Наташей" решил обернуться, я обернусь "отцом - с матерью"! Дрожишь ты от холода. А "еле дышишь" оттого, что зело не трезв.

Пушкин (высвобождается): Гляди, простудишься.

Жуковский: А ты?.. Вон и снег пошел.

Пушкин (подставляя ладони под снежинки): Какой снег, Василий Андреевич? Шутник же ты! Яблоневый цвет летит. Есть одна такая ночь в зиме, когда всевышний вместо снега яблоневый цвет на землю роняет. Только испокон веку на эту ночь все люди спали. Нам первым радость выпала яблоневый цвет зимой подглядеть. Пахнет-то как, а? Дурман!

Жуковский: Александр! Что за мальчишество? В эти три дня государь дважды о тебе спрашивал.

Пушкин: Выходит в один день из трех я был свободен? (Смеется.)

Жуковский: Твоя шутка надменна, я не смеюсь ей.

Пушкин (перестает смеяться): Я тоже. Извини за кураж, Василий Андреевич. Я не пьян.

Жуковский: Что ж столб обнимал?

Пушкин: И столбу надобно, чтоб его кто-нибудь обнял.

Жуковский: Обопрись на меня, я тебя доведу.

Пушкин: Не надобно. Я просто куражился.

Жуковский: Чувствую, каламбур в тебе зреет: "В России Пушкину и опереться не на кого, разве что на столб фонарный".

Пушкин: Тем более что ты сам его и выдумал.

Жуковский: Не гордись, Александр! Пушкин еще не легенда, Пушкин еще сам - жив, сиречь - верноподданный. Куда денешься от России?

Пушкин: В Россию, Василий Андреевич.

Жуковский: В петровскую Россию тебе не сбежать, это я понял.

Пушкин: А я в будущую Россию удеру! Чем плохо?

Жуковский: Да тем, что ее пока нет.

Пушкин: Про то не нам судить, Василий Андреевич! Про то уж рассудили 14 декабря друзья наши.

Жуковский: Государь на тебя надеется!

Пушкин: А Россия верит мне. Кого я обмануть должен?

Жуковский: Ты сам кузнец своих несчастий: ты их выковываешь неторопливо, упорно, узорчато! И к друзьям своим ты неблагодарен, а они тебе добра хотят! Друзья о жизни твоей заботятся!

Пушкин: Благодарю, но черт ли в этакой жизни? Что твоя, что Петра Вяземского дружба входит в заговор с тиранством, сама берется оправдать его, отвратить мое негодование!

Жуковский: Да что ты на друзей кинулся? Друзья не враги, коли с друзьями поссоришься, надо мириться? Ну да пойдем в дом, договорим в тепле.

Пушкин: Я с фонарем хочу побыть. (Жуковский уходит.)

Прости, Василий Андреевич… прости. Мечтал я о диалоге со временем, а время вместо того меня к дуэли приперло. Да ведь чем не диалог? Барьера или шубы, - и- "Сходитесь, господа!" Для самого короткого диалога на свете: собеседники обмениваются всего лишь двумя точками. И цензор не придерется!..

(Пушкин держит руку вверх, ладонью ловя снег.)

...А знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня...

Глупость-то какая! Через две строчки "кобылка" "конем" обернулась! Слава Богу, и строкоед Жуковский не заметил. Надо бы исправить... Да теперь уж - когда?..

 


 

«Сударь, вы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.