КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бог вам на
Едете…? помощь!» Пушкинская композиция, составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 2000 года. В ролях:
Пушкин Александр Сергеевич - Дмитриев Роман (Подаруев Степан, Войлоков Денис, Галиуллин Сергей в эпизодах) Пущин Иван Иванович – Спешков Сергей Дельвиг Антон Антонович – Подаруев Степан Кюхельбекер Вильгельм Карлович – Теленков Иван Яковлев Михаил Лукьянович – Галиуллин Сергей Горчаков Александр Михайлович - Войлоков Денис Малиновский Иван Васильевич - Сарачев Константин Император Николай I - Войлоков Денис Гончарова Наталья Николаевна - Гуляева Надя Княгиня Карамзина Екатерина Андреевна - Чепкасова Екатерина Вульф Алексей Николаевич - Спешков Сергей Тригорские барышни: Механошина Люба, Ошивалова Ксения, Максимова Катя, Гребенюк Ксения
Евгений Онегин - Спешков Сергей Владимир Ленский - Галиуллин Сергей
Станционный смотритель - Теленков Иван Дуня (героиня «Станционный смотритель») - Внутских Оля Танцевали вальс:
Войлоков Денис – Максимова Катя Дмитриев Роман – Чепкасова Екатерина Подаруев Степан – Гуляева Надя Спешков Сергей – Журкова Юля Теленков Иван – Исупова Ирина Вальс к повести А. С. Пушкина «Метель» Песня «Ах, телега ты моя…» ¾ Вы никогда не задумывались над тем, сколько прекрасных поэтических произведений русской литературы посвящено дороге? ¾ Вспомним пушкинские строки: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. ¾ Именно в поэтическом творчестве Пушкина и выразилась эта удивительная щемящая тема дороги, по сути, тема человеческой жизни, неспокойной, мятежной судьбы…
Музыка. ¾ Как известно Пушкин много путешествовал. ¾ Ученые-географы подсчитали, что за свою жизнь он проделал путь 34000 км. ¾ Среди дорог, которыми проехал поэт, особое место занимал Белорусский почтовый тракт, соединявший Петербург с западными губерниями России. ¾ С ним связаны большие и малые странствия Пушкина. ¾ По нему мы и отправимся в путь вслед за Пушкиным, останавливаясь в тех городах и на тех станциях, которые играли особую роль в судьбе поэта. Музыка. ¾ Царское село, ¾ Санкт-Петербург, ¾ Выра, ¾ Святые горы. ¾ Эти места о многом могут нам рассказать, нужно только суметь услышать их голос. ¾ Нас поведет за собой дорога, которая помнит Пушкина таким, каким он был. ¾ И неважно, было ли ему пятнадцать лет или тридцать семь, ¾ Был ли он юным отроком, только-только замеченным Державиным, или издателем журнала "Современник". ¾ Был ли он наивно влюблен в Екатерину Бакунину или был женат на первой красавице Петербурга. ¾ Бранил ли его государь за не снятый картуз или называл "умнейшим человеком России". ¾ Поэтому мы не выстраиваем наше повествование в хронологической последовательности, а просто приглашаем Вас отправиться в путешествие по дорогам Пушкина. Музыка.
¾ Путешествие начнется из пушкинского "отечества" – Царского Села. Песня «Давай поедем в Царское Село» (1 куплет)
¾ Мы приглашаем вас отправиться совсем недалеко – всего на полтора-два столетия назад – в первые десятилетия 19-ого века. ¾ Мы увидим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который расположился в карете рядом с важным господином, собственным дядей. ¾ Карете ехать из второй столицы в первую – и мальчика провожают отец, мать, брат, сестра, бабушка, тетки, ¾ произносятся важные и, к счастью, так легко забываемые напутствия; ¾ погружается сундучок с нужнейшими вещами, ¾ тетки дарят "сто рублей на орехи", ¾ и дядя дает слово присматривать за родственником, впервые покидающим отчий дом. ¾ Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня так, чтобы заночевать в пути, затем проехать еще сутки, опять заночевать, и на третий же день к вечеру можно и успеть в "столичный город Санкт- Петербург". ¾ Но еще через короткое время придется покинуть столичный город и, переместившись совсем немного, верст на 20 к югу, увидеть старинные дворцы и галереи, девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин. ¾ В Царское Село впервые в жизни едет отрок живой, превеселый, непоседливый. Песня «Давай поедем в Царское Село» (2,3 куплет) Музыка гимн «Гаудеамус». Уходят. Появляется Пушкин. Он что-то ищет. Голоса из-за сцены - Пушкин! - Француз! - Пушкин! П.: Последний раз в сени уединенья Моим стихам внимает наш пенат Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последнее мгновенье. Прости, где б ни был я, В огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья – Святому братству верен я! И пусть (услышит ли судьба мои молитвы) Пусть будут счастливы все, все мои друзья Музыка гимн «Гаудеамус». (голоса за сценой) - Пушкин! - Отзовись! - Ау! (Пушкин прячется, выходят лицеисты) Пущин: И здесь его нет! Горчаков: Он с кем-нибудь в уединении. Или же, грозно насупив брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту усиленно борется с прихотливою кокеткою музой. Дельвиг.: Я знаю средство найти Пушкина, господа! Пущ.: Пожалуйста, Дельвиг! Что-нибудь невероятное? Дельв.: Да! Есть одно тайное слово, одно тайное слово, вычитанное мною в некромантии, науке о гробах, которым я могу вызвать его. (У него в руках журнал. Громко.) Пушкин! Твои "Измены" напечатаны в журнале "Музеум". Ты слышишь меня? Вот журнал! Яковлев: Увы, барон Дельвиг. Разрешите, я испытаю более земной секрет. (Громко.) Кто это идет, господа? Позвольте, это же... Катюша! Она бесподобна! Екатерина Павловна, пожалуйте к нам. Здравствуйте. (Подражая.) Господа, как я рада. А где же Пушкин? Малиновский (почти басом): Разрешите тогда мне испробовать, друзья, нечто, что на языке военных называется высоким словом «маневр». А мы назовем просто обманом. (Громко.) Идемте, друзья! Очень жаль, что самого ловкого друга, самого смышленого товарища с нами не будет. А яблоки за царским забором так сочны, воровать их так заманчиво. А вы все трусы. Я пойду сегодня один, без Француза, решено! Дельвиг: Больше ничего мы не сможем придумать, господа мудрецы? Яковлев (незаметно выдернув книгу у Кюхли, бросает ее на землю.): Кюхель, по-моему, это ваша книга на земле? Ну конечно, это немецкие стихи Шиллера. Кюхельбекер: Вы наглец, Яковлев. Я слышал, как вы выдернули ее у меня. Извольте ее поднять. Яковлев: Это просьба или приказание? Если просьба, то я с удовольствием, милый Кюхель - Бекер, подниму для вас любую дрянь (поднимает). Если же приказание, то я не имею ни малейшего желания поднимать что бы то ни было (Бросает. Кюхля в ярости наклоняется. Раздается крик Пушкина) Пушкин: Кюхель! Замри! Не поднимайся! (Перепрыгивает через него. Обращается к товарищам) Пушкин: Без слез, друзья! Сердце бьется радостно! Впереди у каждого своя дорога. Чтобы она ни сулила каждому из нас, прощай, кельи, впереди воля. Больше в Лицейском парке не будет мной прочитано ни строчки. Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царско-сельские поля. Разлука ждет нас у порога, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых юных дум. Прощайте, друзья! Музыка. Хор: Петербург! ¾ Петербург великолепен и мрачен. ¾ Город русских императоров носит черты торжественной властности в стиле классического Рима. ¾ Каски, щиты и копья легионеров, рассыпанные по фризам дворцов и решеткам скверов, покрываются на целые месяцы тяжелыми снеговыми шапками или тонут в мглистом тумане болотистых побережий Финского залива. ¾ Бесконечные улицы, ¾ огромные площади, ¾ прямые каналы, ¾ необычайный простор Невы, ¾ пышные купола и золотые стрелы башен, ¾ бронзовые колесницы и дорические капители ¾ все это придает русской столице строгий и горделивый вид. ¾ Как от всякой чрезмерной рассчитанности от него веет холодной скукой. ¾ Ни при одном дворе; ни в одном европейском государстве не развита до такой степени страсть к мишурной театральности, к показной декоративности, к пышным облачениям и громкозвучным парадам, как в Петербурге. ¾ Русский император любит пышный и сложный этикет. ¾ С бесконечной иерархией чинов и трудной иностранной терминологией обрядов и титулов. Музыка. ¾ Зал был наполнен толпой приглашенных, напряженно ожидавших монаршего выхода. ¾ Искра беглого огня пробежала с легким треском по мякотным нитям, протянутым по всем светильникам, ¾ и несколько тысяч восковых свеч почти мгновенно зажглись. ¾ В палатах русского царя не признавали новых способов освещения. ¾ Невероятное количество свеч, повторенное в перспективе бесчисленных зеркал производило впечатление яркого солнца. ¾ Все перешептываются: император, император, император… ВАЛЬС
¾ В момент, когда танцующие после ужина снова выстроились для кадрили, из соседнего зала вышла одна необыкновенная чета. ¾ Юная женщина, слегка побледневшая от утомления танцами, возвращалась в бальный зал, чуть опираясь о руку своего спутника. ¾ В её взгляде был холод такого великого спокойствия, который свойственен только гениальным полководцам и знаменитым красавицам. ¾ Она входила не одна. Ее рука в длинной белой перчатке спокойно лежала на темном рукаве ее спутника. ¾ На первый взгляд близость этих двух фигур могла показаться контрастной. Но стоило вглядеться в них, чтобы почувствовать, как гармонично они дополняли друг друга. ¾ Лишенный того, что признано считать красотой, т. е. высокого роста, прямых и сухих черт лица, он отличался своеобразной прелестью тонкой и необычной внешности. ¾ Чувствовалось, что именно он имел право вводить в этот круг первую красавицу своей страны. ¾ Можно было ощутить неодолимую магнетическую силу редкого сочетания — неотразимой женской красоты и великой поэтической славы. Музыка «К Элизе». Пушкин, Гончарова, Карамзина Натали (Пушкину): Велите подать лошадей! (Пушкин молча кланяется и уходит). К.: С Новым годом Вас, друг мой. А зима 1837 нам долго помниться будет - уж шибко снежная. Н.: Зима и, верно хороша. К.: Больно? Н.: Страсть, какая мигрень разыгралась. К.: Вам бы отдохнуть от петербургской суеты. Попросите государя, чтоб он велел Пушкину в деревню ехать. Н.: Я просила государя отпустить нас в Болдино. Пушкину там пишется легко. К.: Что ж государь? Н.: Сказал, что деревенская тишина к философствованиям располагает, а Пушкину не философствовать надобно, а трудиться для пользы Отечеству. Ему предстоит труд по истории Петровой, и государь на него уповает. К.: Александр знает о вашем разговоре с его величеством? Н.: Зачем ему знать ещё об одной своей неволе? Пусть эта неволя будет ему от меня, все легче. Как счастлив я, когда могу покинуть Докучный шум столицы и двора И убежать в пустынные дубровы, На берега сих молчаливых вод. Музыка «К Элизе». Песня «Пушкин» Хор: Почтовая станция Выра! ¾ Деревня Выра на Белорусском почтовом тракте была третьей остановкой от Петербурга, где перекладывали почту из одной почтовой кибитки в другую, и где путники меняли лошадей. ¾ Как же выглядела почтовая станция в пушкинское время? ¾ В описаниях тех лет упоминается "дом станционный", т.е. не простая изба, а типовая постройка. ¾ В начале для станции был приспособлен обыкновенный жилой дом. Но вскоре он был перестроен, а к нему добавлен второй, а также другие строения. ¾ По приезде на станцию, путник, чтобы предъявить подорожную, из сеней проходил в смотрительскую комнату. ¾ Здесь смотритель записывал документ, имя и чин проезжающего в специальную шнуровую книгу. ¾ В ней велась регистрация всех проехавших, и можно было узнать, кто бывал здесь и когда. ¾ Согласно подорожной смотритель отпускал полагающееся количество лошадей. ¾ Если же свободных лошадей не было, предлагал отдохнуть на станции. Для этого в станционном доме имелось специальное помещение – "чистая половина для господ проезжающих". Музыка «Ямщик, не гони лошадей…»
¾ Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? ¾ Кто, в минуту гнева, не требовал роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснения, грубость и неисправность, ¾ Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? ¾ Вяземский писал: Досадно слышать "Sta viator!" И, изъясняяся простей: Извольте ждать, нет лошадей Когда губернский регистратор Почтовой станции диктатор (Ему типун бы на язык!), Сей речью ставит вас в тупик. От этого – то русским трактом Езда не слишком веселит; Как скачешь, – действие кипит, Приедешь – стынет за антрактом. ¾ Будем, однако, справедливы. ¾ Что такое станционный смотритель? Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). ¾ Какова должность сего диктатора, как шутливо называет его князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покоя ни днем, ни ночью. ¾ Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. ¾ Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, – а виноват смотритель.
Музыка. ¾ В течении 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; ¾ Несколько поколений ямщиков мне знакомы; ¾ Редкого смотрителя не знаю я в лицо; ¾ С редким не имел я дела.
Музыка. Пушкин, Смотритель, Дуня Пушкин: "День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию первой заботой было поскорее переодеться, а второй – спросить себе чаю. Смотритель: "Эй, Дуня!" – закричал смотритель, - поставь самовар и сходи за сливками. Дуня: При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет 14 и побежала в сени. П.: Красота ее меня поразила. " Это твоя дочка?" – спросил я у смотрителя. С.: "Дочка–с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, вся в покойницу мать". П.: Не успел я расплатиться со старым своим ямщиком, Д.: как Дуня возвратилась с самоваром. П.: Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; Д.: Она потупила большие голубые глаза; П.: Я стал с нею разговаривать; Д.: Она отвечала мне без всякой робости, как девушка, видевшая свет. С.: Я предложил отцу ее стакан пуншу; Д.: Дуне подал я чашку чаю, Все: И мы втроем стали беседовать, как будто век были знакомы. П.: Наконец я с ними простился; С.: Отец пожелал мне доброго пути, Д.: А дочь проводила до телеги. П.: В сенях я остановился и попросил позволения ее поцеловать; Д.: Дуня согласилась… П.: Много могу насчитать я поцелуев. Но не один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания…
Песня «Выра» Музыка. Я ехал в дальние края; Не шумных балов жаждал я, Искал не злата, не честей, В пыли средь копий и огней. Желал я душу освежить, Бывалой жизнию пожить В забвенье сладком близ друзей Минувшей юности моей. Музыка. Хор: Тригорское! Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкой. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад Приют задумчивых дриад.
¾ Пушкину всегда с детства не хватало родительской ласки и тепла. ¾ В Тригорском же он оказался в кругу расположенной к нему семьи. ¾ У Осиповых-Вульф его всегда встречали радостными возгласами: Девушки хором: "Ой, Александр Сергеич!" ¾ Сажали на лучшее место, ¾ предупреждали все его желания. ¾ Он подолгу беседовал и сражался в вист с Прасковьей Александровной, ¾ заводил споры и шутил с девушками, ¾ играл и шалил с малышами Машей и Катей. ¾ Прасковья Александровна была для него добрым другом. ¾ Её дочери и падчерица "наши барышни", ¾ а все вместе "милые хозяйки". ¾ Милые хозяйки столь любезного его сердцу тригорского замка, где он не чувствовал себя чужим, а потому называл себя и Михайловским и Тригорским изгнанником, говоря Прасковье Александровне, что путает свое и их жилище. Музыка. Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. (выходят тригорские барышни) 1-ая. Каждый день часу в третьем по полудни Пушкин являлся к нам из своего Михайловского. 2-ая. Приезжал он, обыкновенно, на прекрасном аргамаке, а то и приволочится на крестьянской лошаденке. Приходил и пешком. 3-я. Подберется к дому, иногда совсем незаметно. Если летом окна бывали раскрыты, он, шасть, и влезет в окно. Он, кажется, во все перелазил. 1-я. Все у нас, бывало сидят за делом: кто читает, кто работает, кто за фортепиано: сестра Александра дивно играла на фортепиано. Её по истине можно было заслушаться. 2-я. Я, это бывало, сижу за уроками, но пришел Пушкин и все пошло вверх дном. Смех, шутки, говор так и раздаются по всем комнатам. 3-я. Какой он был живой. Никогда не посидит на месте: то ходит, то бегает. 1-я. Пушкин не редко говорил нам экспромты, но так, чтобы прочесть что-нибудь длинное, это делал редко. 2-я. Впрочем читал превосходно, по крайней мере, нам очень нравилось его чтение. Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: То-то был поэт! "Куда уж эти мне поэты!" Прощай, Онегин, мне пора. "Я не держу тебя; но где ты Свои проводишь вечера?" У Лариных. "Вот это чудно. Помилуй! и тебе не трудно Там каждый вечер убивать?" Ни мало. – "Не могу понять. Отсели вижу, что такое: Во-первых (слушай, прав ли я?), Простая русская семья, К гостям усердие большое, Варенье, вечный разговор, Про дождь, про лен, про скотный двор…" Я тут еще беды не вижу. "Да скука, вот беда, мой друг." Я модный свет ваш ненавижу; Милее мне домашний круг, Где я могу…. "Опять эклога! Да полно, милый, ради бога. Ну что ж? Ты едешь: очень жаль. Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль Увидеть мне Филлиду эту, Предмет и мыслей, и пера, И слез, и рифм et cetera?… Представь меня". – Ты шутишь; "Нету". Я рад "Когда же? - Хоть сейчас. Они с охотой примут нас. Поедем. – Поскакали други, Явились; им расточены Порой тяжелые услуги Гостеприимной старины. Обряд известный угощенья; Несут на блюдечках варенье, На столик ставят вощаной Графин с брусничною водой. (Аплодисменты барышень. Пушкин кланяется. Одна из барышень садится за фортепиано и музицирует) Музыка. ¾ В литературное путешествие отправляются не из праздного любопытства. Это дорога для тех, кто ощущает глубокую внутреннюю потребность поклонится дорогим сердцу поэта местам. ¾ С тех пор, как "то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком" исколесил Пушкин Россию "по всем направлениям", прошло более полутораста лет. ¾ Мы родились позже, и наши пути не пересеклись. ¾ Но путешествие по следам великого поэта удивительным образом рождает острое чувство единства нашего существования во Времени. ¾ Возникает и становится понятным ни с чем не сравнимое чувство дороги, и сам путь, долгий, как песня ямщика, проходя сквозь сердце, создает ощущение истории, перетекающей из вчерашнего дня в завтрашний.
Музыка «Ямщик, не гони лошадей…» Поедем, я готов; куда бы вы, друзья, Куда б ни вздумали, готов за вами я К подножию ль стены далекого Китая, В кипящий ли Париж, туда ли, наконец, Где Тасса не поет уже ночной гребец, Где древних городов под пеплом дремлют мощи, Где кипарисовые благоухают рощи, Повсюду я готов. Поедем…
Песня «Ну поедем со мной, ну поехали…»
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |