КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивид, окружающая среда и закон
Прежде чем перейти к детальному рассмотрению вопроса о психологических факторах среды, нам необходимо кратко обсудить соотношение понятий окружающая среда, индивид и закон. Понятие окружающей среды используется в психологии то для обозначения текущей ситуации ребенка, то для обозначения среды в смысле основных характеристик постоянной ситуации. Нижеследующие рассуждения применимы к обоим этим вариантам. Реальное поведение ребенка в тот или иной момент в любом случае зависит и от его индивидуальных особенностей и от текущей структуры сложившейся ситуации. Однако постепенно становится все более и более очевидным, что невозможно просто разделить поведение на две части, одна из которых будет определяться окружающей средой, а другая будет обусловлена особенностями индивида. Но даже если отложить примитивный вопрос о том, «что (в данном случае) важнее — наследственность или среда?» и выдвинуть тезис, что наследственность и среда должны действовать в одном и том же направлении, чтобы вызвать определенную форму поведения, все же допускается, что наследственные предрасположенности могут быть определены как склонности к тем или иным реальным формам поведения безотносительно к особенностям среды. Фактически же, от понятия предрасположенности неотделимо соотнесение с конкретными условиями среды, точнее, с комплексами конкретных условий: предрасположенность или индивидуальная характеристика человека (Ра) (см. ниже) не может быть определена через один конкретный способ поведения, но задается лишь такого рода комплексом способов поведения, что различные ситуации среды (Е1, Е2,...) коррелируют с вызываемыми ими формами поведения (Ва, Вь,...). Таким образом, когда речь идет о динамических проблемах, индивидуальные характеристики человека, включая и предрасположенности, и текущее состояние, должны определяться не фенотипически, а генотипически. При одних и тех же индивидуальных особенностях вариации поведения (Ва, Вь,...) могут быть весьма существенными. Ребенок, ведущий себя негативистски в одной ситуации, может быть застенчивым в другой, и свободно и непринужденно общаться в третьей. Так, Крамер обнаружил, что в 100% рассматривавшихся случаев неуправляемые дети, помещенные в подходящую среду, настолько полно отказывались от своего необузданного поведения, что их можно было бы назвать образцами воспитанности. Разные индивиды существенно отличаются друг от друга по своей чувствительности к влиянию окружения. Как правило, у детей-психопатов эта чувствительность выше, чем у нормальных детей[18]. Для того, чтобы одна индивидуальная характеристика[19] (Ра) отличалась от другой (Рb), они должны быть связаны с различными способами поведения (В) в одних и тех же ситуациях (Е1, Е2, En). Таким образом, в целом различные индивиды нередко могут демонстрировать одни и те же (или очень похожие) способы поведения (В). Уотсон и Адлер подчеркивают это сходство; и, вероятно, в конечном счете возможные формы поведения очень многих людей могут действительно демонстрировать если и не полную, то весьма значительную степень совпадения. Но это подобие возможного поведения не означает подобия самих индивидов, ибо для того, чтобы вызвать примерно одинаковое поведение, им требуются различные ситуации[20]. Ни сходство, ни различие поведения (В) само по себе не позволяют делать однозначных выводов о сходстве или различии индивидуальных характеристик или факторов ситуации. Делать вывод о наличии одной и той же индивидуальной характеристики (Р) можно лишь при совпадении окружающих ситуаций (Е), а вывод об одинаковости ситуации — только при совпадении индивидуальных особенностей[21]. В таких случаях вывод является недвусмысленным. Действительно, психологические законы, несколько иными словами, фактически говорят то же самое: из определенной целостной совокупности факторов, — включающей и ситуацию, и индивида, — вытекает определенное поведение, то есть (Е1, Ра) → Ва, или в общем виде: В= f (Р,Е). Фактически, динамика влияний окружающей среды может быть исследована только одновременно с определением индивидуальных различий и с выявлением общих психологических законов. С другой стороны, открытие психологических законов приводит к важным прозрениям, касающимся значения факторов среды и характеристик индивида. Отсюда ясно, насколько важным для изучения сил окружения является систематическое — особенно экспериментальное — исследование изменений среды при одном и том же индивиде[22].
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |