Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние напряжения




Противостояние двух сил поля в конфликтной ситуации косвенно ведет, как это можно детально показать, к росту общего состояния напряжения[58] ребенка, осо­бенно в том случае, когда существует внешний барьер. (Схему ситуации с угрозой на­казания и наличием внешнего барьера см. на рис. 10).

Если у детей психологическое отграничение себя от окружающей ситуации развито слабо (см. ниже), любой рост напряжения в окружающем поле обычно сра­зу же приводит к нарастанию их собственного напряжения. Такая чувствительность проявляется, например, в том, что печальное или веселое настроение окружающих, приготовления к путешествию, плохое настроение матери или любое другое возбуж­дение обычно передается ребенку даже тогда, когда прикладываются все усилия для того, чтобы скрыть от него эти обстоятельства.

В наиболее простом случае рост общего состояния напряжения выражается в беспокойном поведении. «Беспокойство» представляет собой диффузную, ненаправленную разрядку напряжения, которая, в соединении с направленными сила­ми той или иной ситуации, может приводить к аффективным «взрывам», например к вспышкам гнева[59].

Базовая форма беспокойства однозначно видна уже у младенца, причем младе­нец ведет себя очень похоже в ситуациях и приятного, и неприятного ожидания. Если поднести к младенцу погремушку или бутылочку (психологическая ситуация соответ­ствует изображенной на рис. 1), он начинает тянуться в направлении этого обладаю­щего валентностью объекта своими ручками, ножками и ротиком. При этом он не за­стывает неподвижно в этом положении, а начинает дрыгать ручками и ножками.

У чуть более старших детей наиболее слабое волнение при росте общего на­пряжения выражается в частой смене занятий. Например, один трехлетний ребенок в детском саду Монтессори очень любил рисовать, но однажды воспитательница не смогла обеспечить нужное количество бумаги и этому малышу бумаги не хватило. В результате появилось множество вариантов замещающих действий: малыш гладил ка­рандаши, смотрел, как рисуют старшие дети и т.д. В конечном счете ребенок пере­шел к другим занятиям, однако среднее время, которое он уделял каждому из них, было всего 3,5 мин, тогда как в предыдущий день оно равнялось 14,6 мин, а на сле­дующий день — 12,5 мин. Таким образом, возросшее напряжение, вызванное не­преодолимым барьером между ребенком и его целью, привело к четырехкратному росту частоты смены занятий.

Аналогичное увеличение частоты смены занятий продемонстрировал Уко в экс­периментальном исследовании поведения в такого рода ситуациях более старших де­тей[60]. В дополнение к этому, рост напряжения приводил к большей поверхностности каждого из занятий.

Хотя явно выраженное беспокойство по сути своей всегда является диффуз­ной разрядкой энергии, его форма зависит от топологии конкретной ситуации. На­пример, если беспокойство вызывается наличием барьера между ребенком и поло­жительной валентностью, то ребенок будет двигаться так, чтобы по возможности не удаляться от положительной валентности слишком далеко. Другими словами, бес­покойные движения будут происходить вокруг линии равновесия, то есть когда при-

ближению к цели препятствует барьер, движения будут направлены перпендикуляр­но направлению вектора поля.

В случае с ребенком, которому трудно сесть на камень (рис. 4), это может при­водить к тому, что малыш начинает описывать круги вокруг камня. Если достаточно сильная положительная валентность окружена круговой оградой (рис. 16), то беспо­койство (помимо действий в направлении валентности) может принять форму хожде­ния кругами вокруг барьера[61]. Если же, напротив, ребенок находится внутри круглого барьера, а валентность снаружи, то типичным поведением будут очень небольшие ко­лебания вдоль участка барьера, обращенного к валентности (рис. 17).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.