КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние напряжения
Противостояние двух сил поля в конфликтной ситуации косвенно ведет, как это можно детально показать, к росту общего состояния напряжения[58] ребенка, особенно в том случае, когда существует внешний барьер. (Схему ситуации с угрозой наказания и наличием внешнего барьера см. на рис. 10). Если у детей психологическое отграничение себя от окружающей ситуации развито слабо (см. ниже), любой рост напряжения в окружающем поле обычно сразу же приводит к нарастанию их собственного напряжения. Такая чувствительность проявляется, например, в том, что печальное или веселое настроение окружающих, приготовления к путешествию, плохое настроение матери или любое другое возбуждение обычно передается ребенку даже тогда, когда прикладываются все усилия для того, чтобы скрыть от него эти обстоятельства. В наиболее простом случае рост общего состояния напряжения выражается в беспокойном поведении. «Беспокойство» представляет собой диффузную, ненаправленную разрядку напряжения, которая, в соединении с направленными силами той или иной ситуации, может приводить к аффективным «взрывам», например к вспышкам гнева[59]. Базовая форма беспокойства однозначно видна уже у младенца, причем младенец ведет себя очень похоже в ситуациях и приятного, и неприятного ожидания. Если поднести к младенцу погремушку или бутылочку (психологическая ситуация соответствует изображенной на рис. 1), он начинает тянуться в направлении этого обладающего валентностью объекта своими ручками, ножками и ротиком. При этом он не застывает неподвижно в этом положении, а начинает дрыгать ручками и ножками. У чуть более старших детей наиболее слабое волнение при росте общего напряжения выражается в частой смене занятий. Например, один трехлетний ребенок в детском саду Монтессори очень любил рисовать, но однажды воспитательница не смогла обеспечить нужное количество бумаги и этому малышу бумаги не хватило. В результате появилось множество вариантов замещающих действий: малыш гладил карандаши, смотрел, как рисуют старшие дети и т.д. В конечном счете ребенок перешел к другим занятиям, однако среднее время, которое он уделял каждому из них, было всего 3,5 мин, тогда как в предыдущий день оно равнялось 14,6 мин, а на следующий день — 12,5 мин. Таким образом, возросшее напряжение, вызванное непреодолимым барьером между ребенком и его целью, привело к четырехкратному росту частоты смены занятий.
Аналогичное увеличение частоты смены занятий продемонстрировал Уко в экспериментальном исследовании поведения в такого рода ситуациях более старших детей[60]. В дополнение к этому, рост напряжения приводил к большей поверхностности каждого из занятий. Хотя явно выраженное беспокойство по сути своей всегда является диффузной разрядкой энергии, его форма зависит от топологии конкретной ситуации. Например, если беспокойство вызывается наличием барьера между ребенком и положительной валентностью, то ребенок будет двигаться так, чтобы по возможности не удаляться от положительной валентности слишком далеко. Другими словами, беспокойные движения будут происходить вокруг линии равновесия, то есть когда при- ближению к цели препятствует барьер, движения будут направлены перпендикулярно направлению вектора поля. В случае с ребенком, которому трудно сесть на камень (рис. 4), это может приводить к тому, что малыш начинает описывать круги вокруг камня. Если достаточно сильная положительная валентность окружена круговой оградой (рис. 16), то беспокойство (помимо действий в направлении валентности) может принять форму хождения кругами вокруг барьера[61]. Если же, напротив, ребенок находится внутри круглого барьера, а валентность снаружи, то типичным поведением будут очень небольшие колебания вдоль участка барьера, обращенного к валентности (рис. 17).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |