КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие сил. Конфликт
Способы взаимодействия различных валентностей в той или иной ситуации весьма многочисленны. Я выбрал из них для рассмотрения случай конфликта в силу его особой значимости. Психологически конфликт можно определить как противостояние приблизительно равных сил поля. С точки зрения движущих сил конфликта существует три его основных варианта. 1. Ребенок (Р) находится посередине между двумя положительными валентностями (рис. 6). Например, ему надо выбрать между пикником (П) и игрой (И) со своими друзьями. В конфликтных ситуациях этого типа решение обычно достигается относительно легко. Однако временами, в силу того факта, что после того как выбор сделан, избранная цель часто кажется менее значимой (причины этого мы опишем позднее), возникают колебания. 2. Ребенок оказывается лицом к лицу с чем-то, обладающим положительной и отрицательной валентностями одновременно (рис. 7). Например, он хочет залезть на дерево (Д), но ему страшно. Такое сочетание сил играет важную роль в тех случаях, когда за выполнение какой-либо неприятной деятельности (например, школьных заданий) ребенку обещана награда. Конфликтные ситуации этого типа обычно довольно быстро возникают также в упомянутых выше экспериментах с обходными путями, в экспериментах Фаянс и других ситуациях, где достижению цели препятствует тот или иной барьер. Вначале ребенок видит труднопреодолимый барьер между собой и своей целью (1Д), который препятствует осуществлению тех действий, к которым побуждают силы поля (рис. 8). Но после того как ребенок несколько раз наталкивается на этот барьер и, быть может, ударяется об него или испытывает болезненное ощущение неуспеха, сам барьер приобретает отрицательную валентность (рис. 9). Наряду с позитивным вектором возникает еще и негативный, и мы получаем конфликтную ситуацию второго типа. При этом сила негативного вектора, как правило, постепенно нарастает и, в конце концов, становится большей, чем сила позитивного вектора. В результате этого ребенок стремится выйти из поля. Такой выход из поля может быть как физическим, когда ребенок отворачивается, отступает назад или даже уходит из комнаты, так и психологическим, когда ребенок просто начинает играть или переключается на какое-либо другое занятие. Нередко бывает, например в случаях замешательства, что ребенок осуществляет те или иные телесные движения в направлении цели, а сам в это время мысленно занят чем-то другим. В такого рода случаях телесные движения приобретают характер более или менее застывшего жеста[50]. В такого рода ситуациях уход первоначально почти всегда является лишь временным. Ребенок отворачивается только для того, чтобы позднее вернуться и еще раз попробовать преодолеть барьер[51]. Окончательный же и бесповоротный уход обычно наступает лишь после нескольких временных уходов, длительность которых каждый раз увеличивается до тех пор, пока, наконец, ребенок не перестает возвращаться. Необычная настойчивость в такого рода ситуации не обязательно является показателем активности ребенка. Напротив, активные дети обычно выходят из поля раньше, чем пассивные. Существенным признаком активности является не длительность попыток, а их тип[52]. С этим связан и тот факт, что при определенных обстоятельствах младенец дольше продолжает отдельные попытки в такого рода конфликтной ситуации, чем более старший ребенок[53], хотя в целом временная протяженность отдельного действия с возрастом ребенка увеличивается[54]. 3. Конфликтная ситуация третьего типа возникает, когда ребенок оказывается между двумя негативными валентностями, например, когда взрослые пытаются угрозой наказания (Н) побудить ребенка выполнить задание (3), делать которое он не хочет (рис. 10). Имеется существенная разница между конфликтной ситуацией этого типа и ситуацией типа 1. Она становится очевидной, если изобразить общее распределение сил поля в каждом из этих случаев (см. ниже). Силовое поле. Картина силового поля показывает, какая сила будет действовать в каждой точке поля, если в этой точке будет находиться данный индивид. Позитивной валентности соответствует сходящееся силовое поле (рис. 11).
В качестве простого примера структуры силового поля в конфликтной ситуации второго типа можно привести случай из одного из моих фильмов: трехлетний мальчик хочет вытащить из воды на берег резинового лебедя, но боится воды. Лебедю (Л), как позитивной валентности, соответствует сходящееся силовое поле (рис. 12). На это поле налагается другое, связанное с отрицательной валентностью волн (В). Существенно, что здесь, как это часто бывает в такого рода случаях, величина сил поля, соответствующих отрицательной валентности, с увеличением расстояния до этой валентности уменьшается гораздо быстрее, чем величина сил поля, соответствующих положительной валентности. Исходя из направления и величины сил в различных точках поля, можно сделать вывод, что ребенок будет двигаться к точке Т, где достигается равновесие сил. (Во всех остальных точках существует результирующая сила, ведущая в конечном счете к Т.) В зависимости от текущих колебаний ситуации, прежде всего от более или менее угрожающего вида волн, эта точка равновесия то приближается к воде, то удаляется от нее. В результате этих колебаний точки равновесия и ребенок то приближается к воде, то отступает назад. Вернемся теперь к конфликтной ситуации третьего типа и сравним ее с конфликтом первого типа. Главное различие этих ситуаций показано на рис. 13 и 14: в обоих случаях в пространстве между валентностями поля налагаются друг на друга, однако если в ситуации 1 существует точка устойчивого равновесия (точка Т на рис. 13) по отношению к движению вбок (по линии S), то в ситуации 3 это равновесие неустойчиво (рис. 14). Иными словами, в случае угрозы наказания (рис. 10) складывается ситуация, которая порождает тенденцию убежать в сторону — в соответствии с мощной направленной вбок результирующей силой двух векторов (v3 и v). Соответственно, в такого рода ситуациях ребенок всегда выходит из поля, если только этому не препятствуют другие обстоятельства. Отсюда следует, что для того, чтобы угроза наказания была эффективной, ребенок должен быть окружен барьером таким образом, чтобы выход из ситуации был возможен только через наказание или через выполнение неприятного задания[55]. Таким образом, в дополнение к требованию выполнить задание необходимо ограничить свободу передвижения ребенка, создавая (физическими или социальными средствами) ситуацию большего или меньшего принуждения. Маленького ребенка противостояние в конфликтной ситуации двух приблизительно равных сил поля (если только это не ситуация неустойчивого равновесия) обычно побуждает к достаточно быстрому чередованию действий в направлении каждой из двух сил. Характерным показателем развития самоконтроля является переход от такого чередования действий к относительно спокойному поведению в ситуации неразрешенного конфликта[56], Способность выдерживать такого рода ситуации неразрешенного конфликта является одной из важных целей воспитания воли. Разумеется, такого рода конфликтная ситуация может возникнуть лишь в том случае, если обе противоположные силы поля примерно равны по своей величине. Если угроза наказания, оказываемое взрослым давление или другие ограничения оставляют ребенку весьма мало свободы действий, то ситуация настоящего конфликта возникнуть не сможет. Когда ситуация становится безнадежной, иначе говоря, если она становится неотвратимо неприятной как целое, ребенок, отчаявшись, физически и психологически сжимается в комок под действием идущих со всех сторон векторов поля и, как правило, пытается возвести стену между ситуацией и собой. Выражением этого являются как характерные жесты и позы отчаяния (съеживание, закрывание глаз руками[57] и т.д.), так и своеобразное психологическое «инкапсулирование» (рис. 15): ребенок становится упрямым.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |