Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства и заменители




Влиять на окружение ребенка может не только социальное поле, но и объект или событие, обладающие особым значением.

Сильно выраженная цель преобразует ситуацию таким образом, что практичес­ки все окружающие объекты становятся связанными с этой целью[68]. Строительный кубик, который только что был для ребенка локомотивом, сразу становится молот­ком, как только малыш захотел вбить в отверстие палку. Объект, становящийся ору­дием, может приобрести тем самым производную валентность. Аналогично этому, скамейка может обладать качествами барьера по отношению к одной цели и качества­ми средства по отношению к другой — например, она может быть средством для того, чтобы забраться на стол[69]. Другие объекты окружения также приобретают свой­ства либо ведущего к цели средства, либо препятствующего ее достижению барьера.

Еще одно следствие структурирования окружения ведущей целью — появление в определенных случаях замещающих целей[70]. Замещение играет у детей очень боль­шую роль, — по всей вероятности, большую, чем у взрослых. Малыш, которому хо­чется ударить собаку, но страшно это сделать, может вместо этого ударить держащего ее на поводке ребенка[71]. Взрослые обычно самыми разными способами использу­ют возможность предоставления ребенку замещающего удовлетворения и направле­ния его желаний на замещающие цели. Как правило, это вызывает меньше проблем, чем простое запрещение желаемого действия. Другим следствием запрета (в силу оп­ределенных целостных структур, обсуждать которые здесь мы не имеем возможнос­ти) является скрытое или явное противодействие или так называемое негативистс-кое поведение ребенка, при котором запрет взрослого значительно увеличивает психологическую значимость запрещенного действия[72].

Такого рода процессы очень часто играют существенную роль в притворном или демонстративном поведении. Ребенок хотел бы ударить другого, но удовлетворяется угрозой; ему хочется подбросить мяч очень высоко и он преувеличенно замахивается.

У некоторых детей — Лазар называет их «дети жеста» — тенденция замещать реальное действие или поступок жестом настолько сильна, что составляет бросающу­юся в глаза черту их характера.

В целом границы между игрой и серьезным, воображением и реальностью у детей гораздо более текучи, чем у взрослых, и эти сферы у них не так четко, как у взрослых, отделены друг от друга. Это связано с той характеристикой психологичес­кого окружения, которую мы сейчас коротко обсудим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.