Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура окружения и потребности




Анализ факторов окружения надо начинать с рассмотрения целостной ситуа­ции. Следовательно, такого рода анализ предполагает в качестве своей наиболее важ­ной задачи адекватное понимание целостной психологической ситуации и ее пред­ставление в динамических терминах.

Теория Лёба, вообще говоря, отождествляет биологическое окружение с фи­зическим окружением организма: с точки зрения этой теории, динамические факто­ры окружения включают в себя свет определенной длины волны и интенсивности, гравитацию, и тому подобные воздействия[23]. Другие исследователи, особенно фон Юкскюль, показали, что, напротив, биологическое окружение следует характеризо­вать совершенно иначе, а именно как комплекс пищи, врагов, средств защиты и т.д. Поэтому одна и та же физическая ситуация для разных видов животных должна опи­сываться в качестве различных видовых феноменальных и функциональных миров.

Точно так же и в детской психологии одно и то же физическое окружение дол­жно характеризоваться совершенно по-разному в зависимости от возраста ребенка, присущего ему характера и его текущего состояния. У младенца жизненное простран­ство чрезвычайно мало и недифференцированно. Это в равной мере относится как к его зрительному пространству, так и к пространству его действий[24]. По мере посте­пенного расширения и дифференциации жизненного пространства ребенка для него начинают психологически существовать более широкое окружение и, по существу, со­всем другие факты; то же самое справедливо и по отношению к динамическим факто­рам. Ребенок все в большей степени учится воздействовать на свое окружение. Одно­временно с этим — что не менее важно — на него начинает психологически влиять все более широкий круг событий окружающего мира. Например, если сломать куклу на глазах у младенца, он останется безучастным к этому, в случае же трехлетнего ребенка то же самое действие обычно приводит к весьма бурной реакции.

Последующее расширение пространства-времени ребенка за пределы его ком­наты и круга семьи означает не только охват интеллектом более широкого круга отношений, но, прежде всего, расширение круга тех объектов и событий окруже­ния, от которых ребенок непосредственно зависит психологически. Простое знание чего-либо (например, знание географии чужой страны, ее политического и эконо­мического положения, или даже просто знание дел своей семьи) не обязательно изменяет жизненное пространство ребенка сколько-нибудь глубоко. С другой сторо­ны, психологически значимые факты окружения, — например, дружелюбие или не­дружелюбие определенного взрослого, — могут иметь основополагающее значение для жизненного пространства ребенка, даже если сколько-нибудь четкое осознание этого факта у ребенка отсутствует.

Для того чтобы исследовать проблемы психологической динамики, мы долж­ны начать с рассмотрения того окружения, которое существует для данного ребенка психологически.

Говоря «объективно», наличие социальной связи является необходимым усло­вием жизнеспособности ребенка, который пока не в состоянии самостоятельно удов­летворять свои биологически значимые потребности. Как правило, это социальная связь с матерью, в рамках которой функционально приоритетными являются биоло­гические потребности младенца.

Однако очень рано доминирующее значение в качестве существенных состав­ляющих психобиологического окружения приобретают чисто социальные факты и от­ношения. Разумеется, это не означает, что если трехмесячный малыш особым обра­зом реагирует на человеческий голос и дружелюбную улыбку[25], то взаимоотношения с определенными людьми уже стали постоянной составной частью его психологичес­кого окружения. Возраст, в котором это произойдет, существенно зависит и от на­следственных задатков индивида, и от его опыта.

Тот факт, что одни действия (например, занятия с определенными игрушками) являются разрешенными, а другие (например, бросание вещей на пол или игра с оп­ределенными вещами взрослых) запрещенными[26], начинает очень рано — заведомо раньше двухлетнего возраста — играть важную динамическую роль в структуре окру­жающего мира ребенка. По мере роста ребенка социальные факты начинают обычно приобретать в структуре его психологического окружения все большее значение.

Такие социальные факты, как дружба с другим ребенком, зависимость от взрос­лого и т.д., не менее реальны с динамической точки зрения, чем те или иные физи­ческие факты. Разумеется, при психологическом описании окружающей ребенка сре­ды мы не можем просто брать за основу объективные социальные силы и отношения, как, например, это сделали бы социолог или юрист. Скорее, мы должны описывать социальные факты с точки зрения их влияния на данного конкретного индивида[27]. Ибо объективные социальные факторы влияют на психологического индивида ничуть не более прямо и непосредственно, чем объективные физические факторы. Один и тот же физический объект может обладать совершенно различным психологическим значени­ем для разных детей и даже для одного и того же ребенка в разных ситуациях. Так, де­ревянный кубик может быть в одной ситуации снарядом, в другой — строительным блоком, а в третьей — локомотивом. То, чем является вещь в тот или иной момент, зависит от ситуации в целом и от текущего состояния ребенка. То же самое относится и к социальным факторам.

Здесь мы сталкиваемся с фактом фундаментальной психологической важности, а именно: с наличием прямой связи между текущим состоянием индивида и структурой его психологического окружения [28]. То, что психологическое окружение, даже если объективно оно остается одним и тем же, зависит не только от индивидуального ха­рактера и возрастной стадии развития ребенка, но и от его текущего состояния, стано­вится ясным, если мы рассмотрим отношение между окружением и потребностями.

Помимо квазифизического и квазисоциального окружения временами в каче­стве окружения должны, с динамической точки зрения, рассматриваться еще и раз­ного рода интеллектуальные задачи, а также ситуации, созданные воображением. За­нятия (например, игра) могут выступать для ребенка в качестве области, в которую он может войти или из которой выйти. Аналогично этому таким свойством может обладать и математическая задача. Описание окружающего мира ребенка будет не­полным, если не включать в него весь мир воображения, столь важный для поведе­ния ребенка и столь тесно связанный с его идеалами и идеальными целями.

Как мы видели, окружение включает в себя множество объектов и событий квази-физической и квази-социальной природы, таких как комнаты, холлы, столы, сту­лья, кровать, кепка, нож, вилка; оно включает в себя вещи, которые могут падать, поворачиваться, могут сами начинать или кончать двигаться; оно включает в себя так­же собак, друзей, взрослых, соседей, включает людей, которые редко сердятся и тех, кто всегда строг и недружелюбен. В нем есть места, где можно укрыться от дождя, и места, где можно укрыться от взрослых, и еще другие места, куда ни при каких обсто­ятельствах нельзя заходить. Все эти вещи и события отчасти определены для ребенка своим внешним видом, но более всего они определены для него своими функциональ­ными возможностями (Wirkwelt в смысле Юкскюля). Лестницы являются для ребенка тем, по чему он может (или пока еще не может) подниматься и спускаться, или тем, куда он сам впервые вчера забрался. Таким образом, личная история, как она суще­ствует для ребенка, — также психологически существенный аспект объектов окружа­ющего мира.

Однако при всем этом определенные принципиально важные свойства психо­биологического окружения остаются пока еще не описанными. Дело в том, что объек­ты не являются нейтральными для ребенка, а непосредственно воздействуют на его поведение. Одни вещи побуждают его их съесть, другие — забраться на них, схватить их, играть с ними, сосать их, злиться на них и т.д. Эти императивные факты окруже­ния — мы будем называть их валентностями (побудительностями)[29] — определяют на­правленность поведения. С точки зрения динамики, валентности — их тип (знак), сила и распределение — должны рассматриваться как одни из наиболее важных особеннос­тей окружения.

Валентность объекта обусловлена обычно тем фактом, что данный объект яв­ляется средством удовлетворения потребности или косвенным образом связан с удовлетворением потребности. Поэтому тип (знак) и сила валентности объекта или события прямо и непосредственно зависят от текущего состояния потребностей дан­ного индивида; валентности объектов окружения и потребности индивида соответ­ствуют друг другу[30]. (О производных валентностях см. ниже). Даже если окружение объективно остается одним и тем же, сила и вид валентностей для голодного ре­бенка будут другими, чем для сытого, для здорового — другими, чем для больного.

Взаимосвязь валентностей и окружения приводит к тому, что при изменении потребностей с возрастом ребенка его окружение также коренным образом изменя­ется. Если взять младенца, двухлетнего ребенка, дошкольника и подростка, то ва­лентностью будут обладать для них совершенно разные объекты[31].

Валентности изменяются и при изменении текущего состояния потребностей. Когда потребность в пище, в игре с куклой или в чтении исторической книги нахо­дится в «голодном» — то есть неудовлетворенном — состоянии, то пиша, кукла или книга по истории привлекают ребенка, то есть обладают позитивной валентностью; если эта потребность насыщена, объект становится безразличным; на стадии же пре­сыщения потребности он начинает отталкивать ребенка, то есть приобретает нега­тивную валентность[32].

Поскольку психологическое окружение, особенно для ребенка, не идентично физическому или социальному окружению, мы не можем, исследуя силы окруже­ния, исходить из физических сил, как делает, например, Лёб в биологии. Если же начать с психобиологического окружения и уделить должное внимание его зависи­мости от текущего ситуативного состояния рассматриваемого индивида, то вполне возможно открыть универсально значимые принципы динамического влияния ок­ружения. Разумеется, при этом всегда необходимо учитывать целостную структуру ситуации[33].

Отвлекаясь от всех метафизических проблем, психологические силы окружения (Umweltkrafte) можно определить эмпирически и функционально по их воздействию на поведение ребенка[34]. Это в равной мере относится и к текущей ситуации ребенка, и к его долговременному окружению.

Резюмируя все это, можно сказать, что для того, чтобы понять или предсказать психологическое поведение (В), следует для каждого вида психологических событий (действия, эмоции, выразительные движения и т.д.) определить текущую целостную ситуацию, то есть текущую структуру и состояние индивида (Р) и текущую структуру психологического окружения (Е). В=/(РЕ). Всякий факт, существующий психобио-логически, должен найти здесь свое место, и только те факты, которые это место на­шли, обладают динамическими эффектами (то есть являются причинами событий). Все свойства окружения (направления, расстояния и т.д.) должны быть определены не физически, а психобиологически, то есть в соответствии с его квазифизической, квази­социальной и квазиментальной структурой.

Динамическую структуру личности и окружения можно представить с помощью математических понятий. При этом соответствие между математическим обозначением и его психодинамическим значением должно быть строгим и не допускать исключений.

Сначала мы рассмотрим силы психологического поля и способы их действия, не касаясь пока вопроса о том, приобрел ли объект в каждом конкретном случае свою валентность благодаря тому или иному прошлому опыту, или каким-то другим путем.

Область свободы передвижения.

Силы и поля сил

Исходной предпосылкой для понимания поведения ребенка является опреде­ление его местоположения в психологическом пространстве и его области свободы движений, то есть определение тех областей, которые ему доступны, и тех, которые психологически существуют для него, но ему недоступны — то ли в силу особеннос­тей социальной ситуации (запрет взрослого, препятствия со стороны других детей и т.д.), то ли в силу ограниченности его собственных социальных, физических и ин­теллектуальных способностей. Размеры области свободы передвижения имеют реша­ющее значение для всего поведения ребенка[35].

Доступные и недоступные ребенку в той или иной точке окружения психоди­намические перемещения (квази-физические, квази-социальные и квази-менталь-ные) можно охарактеризовать с помощью понятий топологии — неколичественной математической дисциплины, имеющей дело с возможными видами связей между «пространствами» и их частями.

В том, что касается окружения, основой для координации между математи­ческими и психодинамическими понятиями является соотнесение топологического «пути» и психодинамического «перемещения». Топологическое описание определяет, к каким точкам ведут различные пути и какие области эти пути пересекают. Недоступ­ные ребенку области можно обозначить с помощью барьеров между этими областями и соседними. Барьер как динамическое понятие соответствует математическому поня­тию границы. При этом следует различать барьеры различной плотности[36].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.