КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фундаментальные свойства силового поля
Для того, чтобы определить не только то, какие перемещения (пути) возможны, но и какое из возможных перемещений произойдет в данный момент, надо воспользоваться понятием силы. Всякая сила определяется тремя свойствами: (1) направлением, (2) величиной и (3) точкой приложения. Первое и второе из этих свойств могут быть представлены с помощью математического понятия вектора. Точка приложения указывается на рисунках острием стрелки вектора (как это принято в физике). Сила динамически связана с психобиологическими перемещениями взаимнооднозначным соответствием. Это означает, во-первых, что «в любом случае в соответствии с величиной и направлением результирующей наличных сил должно произойти действительное перемещение» и, во-вторых, что «в каждом случае перемещения существует результирующая сила, действующая в направлении этого перемещения». Направления, придаваемые поведению ребенка валентностью, сильно отличаются друг от друга в зависимости от содержания соответствующих желаний и по- требностей. Тем не менее, можно различить две большие группы валентностей в соответствии с общей направленностью вызываемого ими поведения: позитивные валентности (+), вызывающие приближение, и негативные (-), побуждающие ребенка уйти или отдернуть руку. Направляемые валентностью действия включают в себя как непроизвольное импульсивное поведение, так и управляемую произвольную активность, они могут быть как «адекватными», так и «неадекватными». Действия, производящие впечатление особенно целенаправленных, динамически бывают обычно связаны с позитивной валентностью. Следует также различать побуждающие силы, соответствующие позитивным и негативным валентностям, и сдерживающие силы, соотносящиеся с барьерами. Направление силового поля. Тот факт, что валентность не просто связана с субъективным переживанием направления, но ей должна быть приписана направленная сила, определяющая поведение, становится ясным, когда изменение в местоположении объекта, привлекающего ребенка, ведет (при прочих равных условиях) к изменению направления движений ребенка. Особенно простой пример действия в направлении позитивной валентности показан на рис. 1. Шестимесячный младенец вытягивает ручки, ножки и голову к погремушке или ложке с кашей в соответствии с направлением вектора. Направление сил поля играет важную роль в интеллектуальном поведении, связанном с решением проблем обходного пути. Допустим, малыш хочет достать шоколадку, лежащую с противоположной стороны скамейки (см. рис. 2). Трудность проблем такого рода заключается не в длине обходного пути (О), но в том факте, что ведущий к цели путь вначале идет в направлении, отличающемся от направления вектора валентности. При прочих равных условиях обходной путь будет тем сложнее, чем в большей степени стоящий перед ребенком барьер вынуждает его начать обходной путь в направлении, противоположном направлению валентности (рис. 3). Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в том случае, когда ребенок хочет снять кольцо со стержня, расположенного таким образом, что кольцо надо тянуть не прямо на себя, а сначала вверх или от себя. Такого же рода факторы действуют и тогда, когда ребенок в определенном возрасте сталкивается с трудностями, садясь на стул или на камень. Малыш приближается к камню (К), будучи обращен к нему лицом. Но для того чтобы сесть, ему надо повернуться спиной к камню, то есть осуществить движение, противоположное направлению сил поля (рис. 4)[37]. Когда ребенок отыскивает решение такого рода проблем, связанных с обходными путями, он делает это путем переструктурирования поля[38]. Происходит такое восприятие всей совокупной ситуации, что путь к цели становится единым целым. В результате этого начальная часть пути, которая объективно по-прежнему ведет в противоположном цели направлении, психологически изменяет этот свой характер и становится первой фазой общего движения к цели[39]. То, насколько решающее значение принадлежит в этом случае направлению, видно из того факта, что увеличением силы валентности ускорить решение задачи с обходным путем нельзя. Разумеется, слишком маленькая привлекательность цели действует неблагоприятно, поскольку ребенок в этом случае будет недостаточно вовлечен в решение задачи[40]. Но при увеличении валентности выше определенного уровня, решение задачи будет не облегчаться, а, наоборот, затрудняться. Ибо в этом случае сила притяжения делает первоначальное движение в направлении против сил поля вдвойне трудным. Вместо него ребенок начнет изо всех сил осуществлять бессмысленные аффективные действия, направленные на валентность (см. ниже)[41]. Дело в том, что характерное для инсайта отстранение и внутреннее отвлечение от валентности, столь благоприятное для восприятия всей ситуации в целом и, следовательно, для переструктурирования общего поля, становится здесь гораздо более трудным. По этой же причине обещание особенно большой награды или особенно сильного наказания может мешать решению интеллектуальных задач. Для более старших детей с нормальным интеллектом рассмотренные примеры задач с обходными путями не представляют трудности, поскольку они уже обладают достаточно полным видением таких ситуаций или соответствующим опытом. И им больше не требуется специальная интеллектуальная работа для того, чтобы подчинять свои движения не пространственным, а функциональным ориентирам. Здесь стоит обратить внимание на следующее общезначимое обстоятельство: направление в психологическом поле не обязательно совпадает с физическим направлением, а должно быть определено прежде всего психологически. Расхождение между психологическим и физическим направлениями становится еще более явным при рассмотрении поведения более старших детей. Когда ребенок идет за орудием или обращается за помощью к экспериментатору, это действие, даже если оно включает в себя физическое движение в противоположную цели сторону, для самого ребенка вовсе не означает удаления от цели, а наоборот, означает приближение к ней. У маленьких детей такое косвенное приближение встречается реже. Это связано с меньшей функциональной дифференциацией их окружения, а также с тем фактом, что социальная структура ситуации не приобрела еще для них столь доминирующего значения, как для более старших детей. Фаянс[42] обнаружила, в частности, что в определенных ситуациях, в которых трех-четырехлетние дети обычно обращаются за помощью к экспериментатору (косвенное приближение к цели), аналогичное поворачивание младенца к матери является в большей степени не поиском помощи, а уходом от ситуации неуспеха. В упомянутых выше случаях направление сил поля определяется объектами, которые, благодаря зрительному или слуховому восприятию расстояния, обладают определенным местом в окружающем пространстве. В случае новорожденных детей говорить о столь точно направленных силах поля возможно лишь в той степени, в какой психологическое окружение младенца достаточно структурировано и непрерывно. Направленные действия в ответ на определенные формы тактильной стимуляции могут наблюдаться в весьма раннем возрасте. Дотрагивание соской до щечки младенца может вызвать поворот головы в соответствующем направлении. Для более старших детей их психологическая отделенность от валентности нередко оказывается необходимым условием для совершения направленных на валентность действий. Довольно часто ребенок, получив желаемый объект, не приступает сразу к его использованию: как только объект переходит в его «владение», силы поля исчезают (или по меньшей мере очень резко ослабевают). Вот пример из нашего фильма: девятимесячный ребенок, перед которым положили две погремушки, достав одну из них, не начинает играть с ней, а проявляет интерес только к той погремушке, которой он еще не обладает. Тесная связь между направленными силами поля и отделением себя от целевого объекта может также быть разными способами продемонстрирована на более старших детях. Величина сил поля. Величина валентностей в решающей степени зависит от внутренних факторов, особенно от текущего актуального состояния потребностей ребенка[43]. Помимо этого, интенсивность исходящей из валентности силы поля зависит также от местоположения валентности по отношению к индивиду и от наличия или отсутствия других валентностей. Фаянс[44] показала, что при прочих равных условиях величина валентности, по крайней мере в определенных случаях, возрастает при ее видимом приближении. Это выражается как в длительности, так и в интенсивности усилий, направленных на достижение цели. (Реальное достижение цели в этих экспериментах было невозможным.) В частности, в группе младенцев примерно десятимесячного возраста средняя общая длительность попыток достичь цели за первые три минуты была, при расстояниях в 9, 40 и 100 см, равна 75, 39 и 27 с соответственно. В группе трехлеток средняя суммарная длительность попыток в «близком» эксперименте была равна 58 с, в «дальнем» эксперименте — 28 с. При уменьшении расстояния до валентности возрастает не только длительность попыток, но и их активность. Причины этого у маленьких и более старших детей оказываются разными. Разумеется, ни в коем случае не следует просто считать, что психологическое расстояние всегда соответствует физическому. Прежде всего стоит иметь в виду, что различие воспринимаемого расстояния значимо лишь внутри довольно узкого диапазона, соответствующего величине жизненного пространства ребенка; и, как показала работа Фаянс, этот диапазон у годовалого ребенка значительно уже, чем у трехлетнего. Аналогично тому, как в области восприятия пространства зрительная протяженность видимого пространства с возрастом увеличивавается[45], так и жизненное пространство ребенка увеличивается в размерах и становится все более дифференцированным динамически. Различие в расстоянии не может определяться чисто физически еще и потому, что расстояние, при котором ребенок почти достает до желаемого объекта, обладает весьма специфическими качественными особенностями. Ситуация такого «почти» особенно значима, например, по отношению к переживаниям успеха и неудачи, и не может рассматриваться как простое уменьшение расстояния (см. ниже). Очевидное расхождение между пространственным и психологическим расстояниями наблюдалось в группе четырехлетних детей, воспринимавших всю ситуацию в большей степени как социальное взаимодействие с экспериментатором, чем как выполнение «объективной» задачи. Для них ситуация выглядела просто как общение со взрослым, который не дает им куклу. У этих детей характер попыток и их продолжительность оказались независимыми от расстояния до валентности. В самом деле, при социальном пути к цели (через экспериментатора) психологическое расстояние во всех случаях остается одним и тем же. У более старших детей интеллектуальная оценка функциональных и, особенно, социальных отношений (в частности, своей зависимости от других детей или от взрослых) развита настолько, что физическое расстояние играет в такого рода ситуациях гораздо меньшую роль[46]. Вайсе в своих экспериментах с пятилетними детьми со слабым контролем обнаружила, что расстояние до лежащих на столе игрушек не оказывает уже влияния на выбор ребенка — он берет то, что ему хочется. Разумеется, при наличии запретов расстояние снова начинает играть существенную роль, даже в случае более старших детей. По мере взросления ребенка все большее значение для него приобретают и события, отдаленные во времени. Психологическая ситуация включает в себя не только непосредственно воспринимаемые и объективно присутствующие в ней факты, но и определенный набор прошлых и будущих событий. Услышанное ребенком порицание или похвала в свой адрес может надолго остаться для него психологическим фактом, а ожидаемое событие может стать психологически реальным задолго до того, как оно произойдет на самом деле. В качестве примера возрастания силы валентности при ее близости во времени можно указать на тот часто наблюдаемый факт, что воспитанники школ и интернатов для детей с отклоняющимся поведением и тому подобных заведений становятся особенно «трудными» как раз накануне своего освобождения. Особенно часто мы обнаруживали такое парадоксальное поведение, столь сильно противоречащее их собственным интересам[47], у тех учащихся, кто перед этим вел себя хорошо. Основная причина этого состоит в следующем: даже для тех подростков, которые вначале хорошо ведут себя в исправительном заведении (ЗА), желание свободы является важным мотивом поведения. Первоначально свобода (С) выступает для них в качестве отдаленной полувоображаемой цели, и, что еще более важно, хорошее поведение в исправительном заведении видится путем, который, в конечном счете, приведет их к этой цели. Когда же освобождение приближается, то долгожданный, но до сих пор смутный и неопределенный мир свободы оказывается прямо перед подростком (рис. 5). В результате этого граница заведения в значительно большей степени приобретает характер явно выраженного барьера (Б), отделяющего подростка от почти достигнутой цели. Это придает всему заведению в целом отчетливую негативную валентность. Появлению эмоциональных реакций протеста и непослушания способствует и очень сильное состояние напряжения, и тот факт, что подросток уже чувствует себя наполовину свободным[48]. В аналогичной по своей топологической структуре экспериментальной ситуации с младенцами в 85 % случаев наблюдался рост аффективных реакций в том случае, когда увеличивались силы поля в направлении лежащей за барьером цели и в результате этого увеличивалось общее состояние напряжения. Нетерпеливость детей[49] может во многих ситуациях быть объяснена подобной структурой окружения. Эксперименты Фаянс показывают, что соответствующие барьеру сдерживающие силы возрастают, когда увеличивается сила валентности, находящейся за барьером.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |