КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management
HR-бенчмаркинг в России HR-бенчмаркинг – это исследование ключевых показателей эффективности служб управления персоналом. HR-бенчмаркинг позволяет измерить результаты управления человеческими ресурсами и базируется на таких показателях, как затраты на оплату труда, на обучение сотрудников,численность HR-службы и ее отделов, текучесть кадров, срок заполнения вакансии и др. Исследование выдает точные показатели в срезе по отраслям: производство, оптовая и розничная торговля, финансовый сектор, страхование, телеком. Для всех показателей указываются минимум, максимум, среднее и медиана. Это интересно как для HR-менеджера, который может наглядно сравнить свои показатели с показателями ведущих компаний, так и для финансовых директоров, которые получают информацию о финансовых HR-показателях. Особый интерес исследование представляет для первых лиц компаний, которые получают возможность понять причины существующих кадровых проблем (например, низкий уровень удовлетворенности персонала, высокая текучесть и др.).
Исследование проходит ежегодно. В исследовании представлены такие отрасли, как производство, финансы и страхование, торговля, телекоммуникации, транспорт. География исследования широкая — компании как из Москвы (их большинство), так и из регионов (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток). Отчет по результатам исследования содержит информацию по 60 HR-показате-лям, охватывающим все сферы работы HR-служб, а именно: • финансовые HR-иоказатели; • подбор и продвижение; • мотивация и удержание; • обучение и развитие; • функционал и численность HR-службы. Согласно данным исследования AXES Monitor 2007 г., 25,5% компаний не имеют утвержденных критериев оценки эффективности HR-службы. Но даже в тех компаниях, где KPI существуют, типична ситуация, когда критерии не охватывают все сферы деятельности кадровой службы. Чаще всего они относятся к общим, административным функциям HR, а также к функциям подбора персонала. Редко встречаются KPI, связанные с обучением, мотивацией персонала. Топ-5 наиболее часто встречающихся KPI (формулировки объединены): • управление производительностью труда; • снижение потерь фонда рабочего времени сотрудников компании; • укомплектованность персоналом, своевременное заполнение вакансий; • снижение текучести; • выполнение бюджета затрат на персонал. Кроме того, уже во время заполнения анкеты и ознакомления с результатами самим HR-специалистам становится понятно, где их система учета показателей эффективности HR-службы нуждается в усовершенствовании и доработке. Еще одним результатом можно считать получение большого количества финансовых данных, на которые можно ориентироваться при планировании HR-бюджета. Это, например, показатели: • затрат на персонал как процент от выручки; • затрат на социальный пакет как процент от затрат на персонал; • затраты HR-службы на подбор, обучение, работу с кадровым резервом; • затрат на корпоративные мероприятия и др. Наконец, результаты HR-бенчмаркинга дают материал для принятия кадровых решений в компании. Из HR-бенчмаркинга можно извлечь следующие данные. В области оценки персонала: • процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей компетентности; • процент сотрудников, регулярно получающих оценку результатов своей работы; • процент сотрудников, изменивших свою должность по результатам оценки. По данным AXES Monitor 2007 г., в производственных компаниях 11,53% сотрудников получают регулярно оценку своей компетентности, в сфере торговли — 39,93%, в финансовых компаниях — 17,50%. Оценку результатов своей работы регулярно получают 63,29% сотрудников в производственных и 62,89% сотрудников в торговых компаниях. Наконец, результаты оценки ведут к изменению должности у 2,26% и 12,87% сотрудников в производстве и торговле. В области обучения и развития персонала: • процент сотрудников, прошедших обучение в течение года; • количество часов обучения на одного сотрудника; • процент обязательного обучения; • процент обучающих программ, спланированных по результатам оценки; • стоимость часа обучения. По данным AXES Monitor 2007 г., например, количество часов обучения на одного сотрудника составляет от 46,3 в торговле до 127,1 в производстве, а финансовые компании находятся по этому показатели в середине — 115,7 часов. Зато процент сотрудников, прошедших обучение в течение года, выше всего у торговых компаний — 78,3%. У них же, соответственно, выше всего стоимость часа обучения — 622 руб. (по сравнению с 319 руб. в производстве). Все данные показатели можно также делить по труппам сотрудников (топ-менеджеры, руководители, специалисты).
Рассмотрим следующую методику оценки эффективности деятельности службы управления персоналом, используемую, в основеом. За рубежом. Human Resources Accounting (АЧР — учет, анализ человеческих ресурсов). Этот подход рассматривает персонал как актив и основную ценность компании и предлагает измерять изменения и улучшения этих активов в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Предлагается измерять ценность и стоимость таких изменений, например, как массовые увольнения сотрудников. Обычный бухгалтерский учет это никак не учитывает, хотя на бизнес это оказывает очень существенное влияние. Минусом является то, что этот подход концентрируется не на эффективности HR-отдела как такового, а на ценности и вкладе всех сотрудников в развитие компании. АЧР — это процесс выявления, измерения и предоставления информации о человеческих ресурсах лицам, принимающим решения в организации. Если рассматривать деятельность по управлению персоналом как набор некоторых функций, то возможности АЧР в рамках отдельных функций можно представить следующим образом: • при отборе персонала АЧР позволяет сделать процесс планирования потребностей в персонале, планирования бюджета приобретения человеческих ресурсов более эффективным и, предоставив систему оценки экономической ценности кандидатов, даст менеджеру, проводящему отбор, возможность выбрать того из них, кто способен принести компании большую пользу. • АЧР может облегчить принятие решений, связанных с распределением ресурсов на развитие персонала, помогая спланировать бюджет на программы подготовки работников и определить ожидаемый уровень отдачи от инвестиций в подготовку (сегодня инвестиции в обучение основаны лишь на вере в их полезность). • АЧР может помочь руководителю в выработке кадровой политики, т.е. оценить плюсы и минусы набора специалистов извне и продвижения своих работников внутри организации. Решение будет аналогично решению «сделать или купить» в производственной сфере. Проблема удержания персонала в организации напрямую связана с проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей снижает человеческие активы организации, так как вместе с работниками «уходят» и сделанные в них инвестиции (расходы на поиск, привлечение, обучение и т. д.). Система мониторинга уровня человеческого капитала, созданная с помощью инструментов АЧР, могла бы сделать эффективным управление человеческими ресурсами организации.
Рассмотрим пример методики оценки эффективности УП, разработанной в рамках АЧР Модель индивидуальной стоимости работника, основанной на понятиях условной и реализуемой стоимостей1 Согласно модели, индивидуальная ценность работника определяется объемом услуг, который работник предоставит или реализует, работая в данной организации. Это определяет ожидаемую условную стоимость работника (УС). В то же время индивидуальная ценность зависит от того, останется ли работник в данной организации и именно здесь реализует свой потенциал. Таким образом, УС включает весь потенциальный доход, который работник может принести организации, если бы он всю оставшуюся жизнь проработал бы в ней. Ценность работника с учетом вероятности того, что он останется работать в организации в течение какого-то времени, определяет ожидаемую реализуемую стоимость (PC). To есть ожидаемая реализуемая стоимость состоит из двух элементов: ожидаемой условной стоимости и вероятности продолжения членства в организации. Последняя выражает ожидание руководства по поводу того, какая часть этих доходов будет реализована в организации до предполагаемого времени ухода работника. Математически это можно выразить следующими уравнениями: PC = УС х Р(О); Р(Т) = 1 - Р(О); АИТ = УС - PC = PC x P(T), где УС и PC — ожидаемые условная и реализуемая стоимости; Р(О) — вероятность того, что работник останется работать в организации некоторое время; Р(Т) — вероятность его ухода из организации или показатель текучести; АИТ — альтернативные издержки текучести. Данные уравнения определяют стоимость человеческих ресурсов как вероятностную величину. Для организации это может означать, что не всегда работник с наибольшим потенциалом будет наиболее полезен компании. И менеджер по персоналу, стремящийся оптимизировать стоимость своих человеческих ресурсов, должен предпочесть кандидата с наибольшей реализуемой стоимостью, а не просто наиболее способного. Здесь также показана зависимость стоимости человеческих ресурсов от степени их удовлетворенности. Поэтому удовлетворенность должна измеряться и доводиться до руководства организации.
Аудит персонала. Этот способ предполагает комплексную оценку деятельности службы управления персоналом, которая включает - во-первых, оценку персонала (качество выполнения работы, профессиональное и личное соответствие сотрудников требованиям компании); - во-вторых, оценку HR-процессов, их соответствие целям организации и имеющимся ресурсам; - в-третьих, оценку кадровых процедур, их соответствие трудовому законодательству. Как правило, аудит персонала проводят внешние консультанты, что делает оценку объективной. Они используют целый комплекс методов оценки:
По результатам аудита персонала консультанты предоставляют руководству рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |