Одним из проявлений отражения человеком реальности являются зрительные образы формы, цвета и движения. Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в форме наскальных рисунков и культовых фигурок, которые превращал в объекты созерцания. За счет этого он получал возможность многократно переживать эмоциональные состояния, связанные с важной для него деятельностью (например, охотой), но при этом без потерь энергии, как при физи- ческой деятельности. Стремясь приблизить свое искус- ство к особенностям и своеобразию психического от- ражения внешнего мира, человек допускал деформацию реального восприятия и гармонизировал построенные им контуры и «цветовые мелодии» с помощью внутреннего ритма своего «я». Именно поэтому художники прошлого допускали использование форм, не имеющих аналогов в природе, но являющихся символами реальных или абстрактных объектов. В этом отношении верха совер- шенства достигает египетская символика. До нас дошло и их умение изобразить не только реально существующие объекты, но и формы, связанные с определенными психическими состояниями. На рис. 1 представлен широко известный символ молнии, используемый для обозначения места, где находятся электрические линии с опасным для жизни человека напряжением. Но никто не стал бы утверждать, что использованный символ изображает форму реальной молнии. Зигзагообраз- ная линия, как правило, создает впечат- ление резкого изменения, большой кон- центрации и разряда силы. Зигзаги как будто говорят о моментальном освобожде- нии накопленной энергии.
Согласно Тинтлею, линии в зависи- мости от своего конкретного контура ока- зывают различное психическое воздейст- вие. Он отмечает, что s-образная кривая яв- ляется линией грации. Идея о том, что мягкие изгибы содержат представление о грации и мягкости, а ломаные линии о накопленной силе и резких изменениях, может быть проиллюстрирована двумя фигурами, представленными на рис. 2. Рис. 1.
Рис. 2.
Гладкие линии можно назвать мягкими, а ломаные — твердыми. Каждый излом воздействует на нас как свое- образный излучающий центр.
В трехмерном пространстве менее всего создают иллюзию излучения сферические формы, а наиболее «излучающими» являются снопы с радиально расходя- щимися прямыми линиями. Ряд геометрических фигур на рис. 3 подобран по степени возрастания иллюзии излучения.
Рис. 3.
Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях. Использование их в качестве объектов кон- центрации в религиозных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями. С точки же зрения современных представлений нейрофизиологии и психологии их воздействие объясняется специфическими сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных мышцах и зрительном анализаторе. Глаз чисто рефлек- торно прослеживает контуры изображения. На местах излома линий глазодвигательные мышцы резко сокра- щаются, что связано с генерированием соответствующих резко меняющихся нервных сигналов. В противополож- ность этому, при наблюдении s-образных кривых глазо-
двигательные мышцы испытывают постепен- но нарастающие сокра- щения.
Геометрические фи- гуры, изображенные на рис. 3, являются состав- ными элементами изо- бражений так называе- мых чакр ' в системе лайя-йоги, используе- мых в качестве объек- Рис.4. тов зрительной концент- рации.
Характер психического воздействия какой-либо формы определяется степенью ее зрительной уравновешенности. На рис. 4 представлены два диска, один из которых относительно центров квадратов зрительно уравновешен, а другой нет. В природе обычно наиболее устойчивы предметы, в геометрическом отношении сбалансированные. Именно поэтому человек, встречая несбалансированные формы, испытывает чувство дискомфорта. Согласно Арнхейму, «при взгляде на неуравновешенную модель у воспринимающего субъекта посредством своего рода самопроизвольной аналогии появляется чувство неуравно- вешенности своего собственного тела»2.
Равновесие может быть и более сложного типа. Даже на первый взгляд в небрежно размещенных художником фигурах на картине, как правило, существует строгая балансировка форм. Вследствие психоэмоцио- нального воздействия принцип равновесия необходимо соблюдать и в обстановке жилого помещения, рабочего места, мест общественного пользования, при создании архитектурных форм и т. п.
Осязаемое воздействие на эмоции человека оказывают цвета. Физиологи утверждают, что чистые цвета воздей- ствуют на фоновое мышечное напряжение и на скорость кровообращения. Это воздействие максимально в красной части светового спектра и минимально в синей его части. Особенно сильным воздействие цветов может быть у людей
1 Чакра — дословно означает «колесо» и, как правило, относится к так называемым «психическим центрам» человека, описываемым в йоге и других восточных учениях. — Прим. ред.
2 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 45.
с повышенной чувствительностью. При некоторых психи- ческих заболеваниях больные становятся нетерпимыми к красному цвету. Кандинский, например, отмечал, что желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный его рассеивают. По этой причине одни и те же по геомет- рическим размерам желтые диски выглядят больши- ми по величине и расположенными как бы ближе, чем синие.
Каждый цвет вызывает определенные температурные ощущения. Самым «теплым» считается ярко-красный цвет. Ярко-желтый и оранжевый — также цвета «теплые», а вот — светло-синий, салатовый и голубой — «холодные». Тонким ощущением цвета обладал Гёте. По его мне- нию, оранжевый цвет способен оказывать на животных шоковое воздействие, вызывая у них чувство беспо- койства. Кандинский описывал оранжевый цвет как цвет, порождающий прилив энергии, амбицию и стремление к триумфу. Последние два примера показывают, насколько результат воздействия цвета зависит от психи- ческих особенностей индивида.
Взаимодействие различных цветов создает эффекты, не являющиеся просто суммой влияний отдельных цветов. Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской 'волны взаимно усиливают и эмоционально уравновеши- вают друг друга. Аналогичное усиление, но на этот раз без эмоционального уравновешивания, происходит при одновременном наблюдении золотисто-желтого и огненно-красного цветов.
Оперирование формой и цветом с целью психиче- ского воздействия лежит в основе практики лайя-йо- ги. Последнее достигается при помощи концентрации на реальных или вообра- жаемых графических изо- бражениях, называемых янтрами, которые геомет- рически сбалансированы и обычно имеют центр сим- метрии. Янтры представ- ляют собой приятные в эстетическом отношении Рис. 5. изображения и вызывают
спонтанную зрительную концентрацию. В качестве иллю- страции на рис. 5 представлен тантрический символ так называемой шри-янтры.
В древнем учении тантра равносторонний треуголь- ник, повернутый углом вниз, символизирует женское, творящее начало в Универсуме, а равносторонний тре- угольник, обращенный углом вверх, — мужское начало. Два треугольника на рис. 3, образующие гексаграмму, символизируют принцип равновесия противоположностей в природе. Некомпенсированный треугольник в центре сим- вола шри-янтра иллюстрирует тантрическое представле- ние о том, что женское, творящее начало в Универсуме компенсировано не полностью. Квадрат обычно связы- вается с представлением завершенности, а круг — с космической бесконечностью и абсолютной гармонией. Ниже дано упрощенное описание изображений чакр, которые являются основными объектами концентрации в системе лайя-йоги.
Рис. 6. Рис. 7.
Чакра изображается как светло-желтый круг, в кото- рый помещен ярко-желтый, излучающий свет квадрат. В квадрате находится огненно-красный, излучающий свет треугольник. В треугольнике расположено цилиндри- ческое тело цвета морской волны, один край которого закруглен. На цилиндре 3, 5 раза накручена белая нить.
Она символизирует скрытую психическую энергию, называемую кундалини. По кругу расположены 4 темно- красных лепестка. (Рис. 6.)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление