Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевая динамика




Особенность темы

Чем выше степень абстракции при описании образа,
тем меньше его суггестивное воздействие. Когда мы го-
ворим о данном конкретном яблоке, то лучше не сводить
речь к яблокам вообще, а попытаться зафиксировать
качества, которыми оно отличается от других яблок.

Основные приемы, которые используются для повыше-
ния суггестивного воздействия речи, — это мягкость и
сила голоса, терпеливость, внимание и использование
эффекта неожиданности.

Степень воздействия зависит не только от личных
качеств говорящего, но в определенной степени и от
психических особенностей, опыта и состояния слушателя.
Даже в элементарный разговор собеседники включены

 


личностно. Речь оказывает психическое воздействие не
только потому, что является носителем определенной ин-
формации, но и как специфическое звуковое сочетание.
Согласно Шарлю Бали, звучание некоторых слов влияет
на чувственное восприятие и оказывает определенное
эмоциональное воздействие.

Слова: монотонный, флаг, вкладываю, дрожжи, Фи-
ладельфия, Владивосток
— звучат мягко, а слова: роса,
роза, пробуждаю, присутствие, размножение, трава, рас-
свет
— вызывают действенные эмоции. Интересно отме-
тить, что звук «р» присутствует в слове «красный» в боль-
шинстве европейских языков.

Сознательное воздействие на человека с помощью
определенных слов или словосочетаний применялось еще
в глубокой древности. Многократное повторение опреде-
ленных, чаще всего бессмысленных слов широко рас-
пространено в практике народной медицины и исполь-
зуется до сегодняшнего дня для устранения неблагопри-
ятных последствий стрессовых ситуаций.

Слова представляют собой последовательно действу-
ющие механические вибрации звукового диапазона. Они
улавливаются внешним ухом, передаются улитке ', где
и трансформируются в нервный импульс. По слуховому
нерву вибрации достигают коры головного мозга в фор-
ме электрических импульсов.

Основные составляющие речи — звуки — делятся на
гласные и согласные. Со своей стороны, согласные де-
лятся на твердые и мягкие.

Гласные получаются при озвученном выдохе. С аку-
стической точки зрения их можно рассматривать как
квазипериодические вибрации. В зависимости от ряда
характерных физиологических и эмоциональных особен-
ностей говорящего, а также от их расположения в слове,
в предложении и т. п. в гласных присутствуют различные
обертоны.

Гласные характеризуются не столько высотой основ-
ного колебания, сколько высотой сопровождающих это
колебание обертонов. Последние принято называть фор-
мантными тонами. Из гласных самым высоким формант-
ным тоном обладает звук и. В нисходящей градации распо-
лагаются е, ы, а, о, у. Спектр формантных тонов некото-

1 Название одной из анатомических частей внутреннего уха. —
Прим. ред.

 


рых гласных англий-
ского языка пред-
ставлен на рис. 12.

Интересные ис-
следования акусти-
ческих особенностей
звуковой стороны
человеческой речи
проведены в Лабо-
ратории эксперимен-
тальной фонетики
при Ленинградском
университете. Пока-
зано, что с позиции '
формантного тона каждое слово может рассматриваться
как характерное колебание.

Из всего сказанного ясно, что не только отдельные
звуки, но и само слово в целом представляет собой
специфическую вибрацию. Однако слово характеризуется
гораздо большим периодом. Если мы рассмотрим отдель-
ное предложение с точки зрения высоты интонации, то
увидим, что оно, как целое, представляет собой новую
вибрацию с еще большим периодом. К этой вибрации
присоединяется вибрация, образуемая сюжетной особен-
ностью речи, а также вибрация, выражающая психологи-
ческую динамику говорящего. Из всего этого ясно видно,
каким сложным объектом является человеческая речь и
какое огромное количество информации заключено в ней.

На акустический спектр звуков человеческой речи
влияет целый ряд факторов. Наиболее важными из них
являются пол, физиологические особенности, возраст,
психические особенности и данное эмоциональное состоя-
ние человека. Невозможно один и тот же звук произ-
нести совершенно одинаково два раза. С этой точки
зрения звуки в человеческой речи нужно рассматривать
как пластичные символы, а не как определенную дан-
ность. В речи проявляются различные нелокальные эф-
фекты, выражающиеся в том, что не только речь пред-
ставляет собой производное от сочетания звуков, но и
отдельные звуки зависят от речи в целом. Акустический
спектр речи характеризуется огромным разнообразием
и сложностью. В нем заключена до сих пор не разга-
данная информация о самых тонких процессах в созна-
тельной и неосознаваемой деятельности человека.

 


Аналогично контурам и цветам слова оказывают пси-
хическое воздействие не только за счет своего понятий-
ного содержания, но и конкретной звуковой формы. В этом
отношении интересны некоторые лингвистические экспе-
рименты. Согласно Джесперсону, присутствие гласной «и»
создает впечатление чего-то маленького, узкого и незна-
чительного. В одном эксперименте Честейна было про-
тестировано 50 детей, им предлагалось назвать две раз-
личные по величине картонные фигурки условными
именами «пим» и «пум». Приблизительно 70 % детей
выбрали имя «пим» для меньшей фигуры. По этому
поводу Э. Сепир отмечал, что если кто-то не верит в такие
символы речи, то пусть попробует провести следующий
эксперимент, который он проводил много раз практически
со стопроцентным успехом. Испытуемый должен назвать
воображаемыми словами «ла», «лау» и «ли» три одинако-
вые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно
выбиралось «ли» для самой маленькой и «лау» для самой
большой фигуры.

Гипотетическим объяснением этого эффекта может
служить предположение о связи подобных явлений с при-
сущим человеку чувством равновесия. Различным по ве-
личине фигурам присваиваются в обратном порядке фор-
мантные высоты обертонов и, а и у. Звук «и» создает
ощущение сжатости, холодности, эластичности, а «о»
расслабленности, мягкости, теплоты. Чтобы убедиться
в этом, рассмотрим следующую группу понятий: мороже-
ное, женщина, медленный, быстрый, кошка, толстый, слон,
тонкий, девушка, теплый суп. Попробуем их разделить
на две группы, одну из которых обозначим условным
термином «пинк», а другую «понк». Отнесение слова
к той или иной группе необходимо основывать на инто-
нации. Можно утверждать почти со стопроцентной ве-
роятностью, что испытуемые произведут следующее раз-
деление:

Пинк Понк

девушка женщина

быстрый медленный

тонкий толстый

кошка слон

мороженое теплый суп

Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего-
то белого, светлого, желтого, яркого, ярко-красного, «ы»,
«о», «у»
— мрачного, темного.

 


Доминирование звуковой символики над содержанием
понятий хорошо заметно в детском творчестве. Вот не-
которые примеры:

кунда мунда карамунда

дунда бунда парапунда

ринги ринги рае

фокус мокус препаратус

В своем стремлении найти непосредственный эмоцио-
нальный контакт с детьми взрослые очень часто сводят
свою речь к уровню символического смысла звукосоче-
таний. Совсем естественно мы воспринимаем обращения
родителей к детям, которые звучат так: миджи, джиджи,
гунче, бунче и т. д. Как ни странно, дети понимают этот
язык и активно на него отвечают.

Разрыв содержательных связей в структуре процес-
са мышления происходит и в сонном состоянии, а также
и при негативной медитативной концентрации (когда
объектом концентрации является состояние расслабле-
ния). Первоначально в сознании начинают всплывать
не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого
из них существует логическая связь. При более глубокой
медитации появляются отдельные фразы, которые не свя-
заны между собой. Например: в ванной находится белая
роза... С углублением медитации происходит распад и от-
дельных фраз: светлая комната... тепло... приятно... крас-
ный свет... При исключительно глубокой степени меди-
тации происходит распад слов, причем в сознании возни-
кают лишь характерно ритмизированные и краткие в
своей выразительности звукосочетания.

Аналогичный процесс происходит и со зрительными
ассоциациями. Вначале хаотически возникают образы
отдельных эпизодов. Затем появляются деформации кон-
туров и нетипичная расцветка. Одновременно с этим
увеличивается степень гармоничности «цветовых мело-
дий». Все это напоминает сюрреалистическую картину.
В глубоком медитативном состоянии контуры полностью
растворяются. Современные психологические знания, ка-
сающиеся сознательной и неосознаваемой психической
деятельности человека, не позволяют нам на данном
этапе исследований делать определенные выводы относи-
тельно явлений, возникающих в состоянии медитации.
Возможно, что происходит своеобразное «расширение»
сознания, проникновение в его более глубокие слои, в

 


кухню мышления. Вероятно, в этом причина того, что
некоторые авторы называют практикующих медитацию
«психонавтами». Согласно Налимову, «медитацию можно
рассматривать как деавтоматизацию привычных нам
психических структур — медитирующий выходит за грани-
цы логически структурированного сознания. Возникает
новое состояние сознания, при котором происходит сли-
яние с объектом медитации, растворение в нем, потеря
границы собственной личности. Возникает ощущение це-
лостности. Дискретные символы языка оказываются не-
достаточными для выражения этого состояния сознания.
В этом состоянии сознания нарушаются законы аристо-
телевской логики; противоречия не вызывают больше
удивления, нарушаются причинно-следственные упорядо-
чения явлений, изменяются представления о простран-
ственно-временной структуре мира; парадоксальность
переживаемого воспринимается как нечто естественное»1.

Речь освобождается от понятийного содержания так-
же и в предельных эмоциональных состояниях — это кри-
ки, рев и т. п. Деавтоматизацией психических структур
под действием аффектов можно объяснить и разговор
на «особом языке» в сектах пятидесятников и в дру-
гих религиозно-мистических группах.

Особенно сильный эмоциональный компонент содер-
жится в восклицаниях. В болгарском языке основными
из них являются:

А!Ах! — неожиданность

О!Ох! — удивление, боль или удовольствие

Эх! — сожаление

Их! — упрек с сожалением

Э... и! — несогласие

Ха... ха! — насмешка

У... у! — протест

Восклицания как бы символизируют сами эмоции.
Они не несут никакой другой понятийной нагрузки, кроме
представления об определенном эмоциональном состоя-
нии. Если вы произнесете на выбор некоторые из них
много раз, то заметите, что постепенно начинаете испы-
тывать соответствующее эмоциональное состояние. Ана-
логичное воздействие наблюдается и при многократном
произнесении почти любого слова. В этом специфическом

1 Налимов В. Вероятностная модель языка. М., 1979, с. 227-

 


воздействии звукосочетаний на психику человека заклю-
чается и тайна искусства мантр.

Техника мантра-йоги исключительно проста. Прини-
мается определенная поза, в которой можно находиться
продолжительное время, не испытывая физических не-
удобств. Тело полностью расслабляется. Последователь-
но расслабляются руки, ноги, голова, плечи. Медити-
рующий успокаивается и ритмизирует свое дыхание. Он
опускает веки и закрывает глаза либо же концентрирует
взгляд в определенной точке. В этом состоянии полного
расслабления он начинает непрерывное повторение ман-
тры (процесс джапа1). Тем, кто никогда не практиковал
мантра-йогу, эта аутогенная техника может показаться
элементарной. Однако практика показывает, что целе-
направленное и сознательное удержание внимания на
мантре в течение продолжительного времени является
делом исключительно трудным. Как правило, уже после
первых десяти произнесений мантры внимание спонтанно
отклоняется и в сознании практикующего. появляются
посторонние мысли и образы. После некоторого проме-
жутка времени мантра вновь самофокусируется в созна-
нии практикующего, и процесс джапа продолжается. Так
возникают в процессе концентрации интервалы рассеян-
ности. Упорными и систематическими тренировками до-
стигается сокращение этих интервалов, что связано с
повышением устойчивости психического процесса. При
еще большей глубине медитации практикующий дости-
гает ясно осознаваемого эмоционального состояния, кото-
рое он определяет как однозначную психическую реакцию
на мантру. Важной стороной мантра-йоги является так
называемое «оживление мантры». В значительной степени
этот процесс идентичен практикованию коанов в дзен-
буддизме. Практикующий должен эмоционально пере-
жить «символический смысл» мантры. Большую поддерж-
ку здесь оказывает влияние учителя йоги, который не-
посредственно передает свой опыт ученику с помощью
волевого воздействия. Оживления мантры можно достичь
и при собственном внушении. Вот пример того, как это
происходит.

Предположим, что вы страстный турист и любите
бродить по горам. В одиночестве, среди скал под небом

1 «Джап» означает повторение и является термином мантра-
йоги. — Прим. ред.

 


успокаивающего синего цвета вы чувствуете приятную
прохладу и специфический запах горных трав. Вы чув-
ствуете, что успокаиваетесь, как бы рождаясь заново,
что отключаетесь от будничных забот. Сядьте на бли-
жайшую скалу или на траву. Расслабьте тело. Скон-
центрируйте все свое внимание на том необыкновенном
ощущении, которое возникает при соприкосновении с при-
родой. Придумайте звукосочетание, которое, по вашему
мнению, больше всего соответствует возникшему эмоци-
ональному состоянию. Эта ваша мантра. Повторяйте ее
несколько раз, пока не зафиксируете соответствующее
психическое состояние. Употребляйте мантру только
в подходящей медитативной обстановке. Неправильное
использование мантры может уничтожить условный реф-
лекс, который вы выработали. Даже размышление о ней
в неподходящих условиях оказывает неблагоприятный
эффект. Подобным образом вы можете сами создать
мантры, соответствующие различным эмоциональным
состояниям.

Для аутосуггестии можно использовать и определен-
ные выражения. Слова в этих выражениях должны быть
тщательно подобраны, необходимо, чтобы каждое из них
в отдельности обладало приятным звучанием. В целена-
правленных выражениях должна быть категоричность.
Например: «Я становлюсь спокойнее с каждым прошед-
шим днем...», «С каждым днем я становлюсь все бодрее...»

Если вы произнесете эти фразы всего лишь раз, то
возможна скептическая реакция. Это может привести
к отрицательному результату. Если же повторять их про-
должительное время по нескольку раз, то сомнения посте-
пенно рассеятся и произойдёт эффективное бессознатель-
ное воздействие.

Использование в качестве средств самовнушения
искусства мантр и янтр в историческом плане связано
с идеалистическими воззрениями на природу человека.
В течение тысячелетий ими пользовались в религиозных
целях. Но тем не менее нельзя считать религиозные культы
первоисточником медитативных техник. По всей вероят-
ности, способность человека к медитации возникла в глубо-
кой древности. Доказательством этому может служить
появившаяся еще у первобытного человека потребность в
ритуальных танцах, примитивных песнях и предметах
культа. Концентрируя свое сознание на самых важных для
своего существования действиях, первобытный человек

 


создавал возможность многократно переживать соответ-
ствующие эмоциональные состояния без значительных за-
трат физической энергии. Существует мнение, что древние
люди были более реактивными в эмоциональном отноше-
нии, чем их потомки. Мантры лежат и в основе песенного
творчества примитивных народов. Бюхер отмечал, что
для каждого вида трудовой деятельности у примитив-
ных племен существует определенная песня. Он выска-
зывал предположение, что музыка и поэзия имеют одно
начало — тяжелый физический труд и их основное пред-
назначение состояло в том, чтобы мобилизовывать че-
ловека и освобождать его от чрезмерного психического
напряжения.

Чувствительность к ритму представляет собой одно
из основных психофизиологических свойств человека.
Ритм является элементом любой музыки. Существование
примитивных племен, обладающих. тонким чувством рит-
ма при отсутствии значительных музыкальных способ-
ностей, показывает, что ритм зародился ранее собственно
музыки. Можно было бы отметить, что танец, который
неразрывно связан с ритмом, несет с собой и концент-
рацию сознания на позе и движении тела. У особо эмо-
циональных натур танец может вызвать кратковремен-
ную потерю чувства реальности и ощущение «растворе-
ния» в движении. Вхождение в транс считается вполне
естественным явлением в ритуальных танцах у некоторых
африканских, тихоокеанских, южноамериканских и дру-
гих народов. Некоторые исследователи считают, что ритм
способен оказывать гипнотическое воздействие, при
котором блокируются определенные защитные реакции.
У примитивных племен исполнение военных танцев и
танцев охоты благодаря катарсису приводит к освобож-
дению от чувства страха. Ритм является основным эле-
ментом строевой подготовки в армии и важным средством
повышения воинской дисциплины. С его помощью соз-
даются прочные условнорефлекторные связи по отноше-
нию к исполнению команд, что помогает преодолевать
реакции страха, возникающие в боевых ситуациях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.