Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его суггестивное воздействие. Когда мы го- ворим о данном конкретном яблоке, то лучше не сводить речь к яблокам вообще, а попытаться зафиксировать качества, которыми оно отличается от других яблок.
Основные приемы, которые используются для повыше- ния суггестивного воздействия речи, — это мягкость и сила голоса, терпеливость, внимание и использование эффекта неожиданности.
Степень воздействия зависит не только от личных качеств говорящего, но в определенной степени и от психических особенностей, опыта и состояния слушателя. Даже в элементарный разговор собеседники включены
личностно. Речь оказывает психическое воздействие не только потому, что является носителем определенной ин- формации, но и как специфическое звуковое сочетание. Согласно Шарлю Бали, звучание некоторых слов влияет на чувственное восприятие и оказывает определенное эмоциональное воздействие.
Слова: монотонный, флаг, вкладываю, дрожжи, Фи- ладельфия, Владивосток — звучат мягко, а слова: роса, роза, пробуждаю, присутствие, размножение, трава, рас- свет — вызывают действенные эмоции. Интересно отме- тить, что звук «р» присутствует в слове «красный» в боль- шинстве европейских языков.
Сознательное воздействие на человека с помощью определенных слов или словосочетаний применялось еще в глубокой древности. Многократное повторение опреде- ленных, чаще всего бессмысленных слов широко рас- пространено в практике народной медицины и исполь- зуется до сегодняшнего дня для устранения неблагопри- ятных последствий стрессовых ситуаций.
Слова представляют собой последовательно действу- ющие механические вибрации звукового диапазона. Они улавливаются внешним ухом, передаются улитке ', где и трансформируются в нервный импульс. По слуховому нерву вибрации достигают коры головного мозга в фор- ме электрических импульсов.
Основные составляющие речи — звуки — делятся на гласные и согласные. Со своей стороны, согласные де- лятся на твердые и мягкие.
Гласные получаются при озвученном выдохе. С аку- стической точки зрения их можно рассматривать как квазипериодические вибрации. В зависимости от ряда характерных физиологических и эмоциональных особен- ностей говорящего, а также от их расположения в слове, в предложении и т. п. в гласных присутствуют различные обертоны.
Гласные характеризуются не столько высотой основ- ного колебания, сколько высотой сопровождающих это колебание обертонов. Последние принято называть фор- мантными тонами. Из гласных самым высоким формант- ным тоном обладает звук и. В нисходящей градации распо- лагаются е, ы, а, о, у. Спектр формантных тонов некото-
1 Название одной из анатомических частей внутреннего уха. — Прим. ред.
рых гласных англий- ского языка пред- ставлен на рис. 12.
Интересные ис- следования акусти- ческих особенностей звуковой стороны человеческой речи проведены в Лабо- ратории эксперимен- тальной фонетики при Ленинградском университете. Пока- зано, что с позиции ' формантного тона каждое слово может рассматриваться как характерное колебание.
Из всего сказанного ясно, что не только отдельные звуки, но и само слово в целом представляет собой специфическую вибрацию. Однако слово характеризуется гораздо большим периодом. Если мы рассмотрим отдель- ное предложение с точки зрения высоты интонации, то увидим, что оно, как целое, представляет собой новую вибрацию с еще большим периодом. К этой вибрации присоединяется вибрация, образуемая сюжетной особен- ностью речи, а также вибрация, выражающая психологи- ческую динамику говорящего. Из всего этого ясно видно, каким сложным объектом является человеческая речь и какое огромное количество информации заключено в ней.
На акустический спектр звуков человеческой речи влияет целый ряд факторов. Наиболее важными из них являются пол, физиологические особенности, возраст, психические особенности и данное эмоциональное состоя- ние человека. Невозможно один и тот же звук произ- нести совершенно одинаково два раза. С этой точки зрения звуки в человеческой речи нужно рассматривать как пластичные символы, а не как определенную дан- ность. В речи проявляются различные нелокальные эф- фекты, выражающиеся в том, что не только речь пред- ставляет собой производное от сочетания звуков, но и отдельные звуки зависят от речи в целом. Акустический спектр речи характеризуется огромным разнообразием и сложностью. В нем заключена до сих пор не разга- данная информация о самых тонких процессах в созна- тельной и неосознаваемой деятельности человека.
Аналогично контурам и цветам слова оказывают пси- хическое воздействие не только за счет своего понятий- ного содержания, но и конкретной звуковой формы. В этом отношении интересны некоторые лингвистические экспе- рименты. Согласно Джесперсону, присутствие гласной «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого и незна- чительного. В одном эксперименте Честейна было про- тестировано 50 детей, им предлагалось назвать две раз- личные по величине картонные фигурки условными именами «пим» и «пум». Приблизительно 70 % детей выбрали имя «пим» для меньшей фигуры. По этому поводу Э. Сепир отмечал, что если кто-то не верит в такие символы речи, то пусть попробует провести следующий эксперимент, который он проводил много раз практически со стопроцентным успехом. Испытуемый должен назвать воображаемыми словами «ла», «лау» и «ли» три одинако- вые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно выбиралось «ли» для самой маленькой и «лау» для самой большой фигуры.
Гипотетическим объяснением этого эффекта может служить предположение о связи подобных явлений с при- сущим человеку чувством равновесия. Различным по ве- личине фигурам присваиваются в обратном порядке фор- мантные высоты обертонов и, а и у. Звук «и» создает ощущение сжатости, холодности, эластичности, а «о» — расслабленности, мягкости, теплоты. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим следующую группу понятий: мороже- ное, женщина, медленный, быстрый, кошка, толстый, слон, тонкий, девушка, теплый суп. Попробуем их разделить на две группы, одну из которых обозначим условным термином «пинк», а другую «понк». Отнесение слова к той или иной группе необходимо основывать на инто- нации. Можно утверждать почти со стопроцентной ве- роятностью, что испытуемые произведут следующее раз- деление:
Пинк Понк
девушка женщина
быстрый медленный
тонкий толстый
кошка слон
мороженое теплый суп
Наличие звуков «а», «е», «и» создает ощущение чего- то белого, светлого, желтого, яркого, ярко-красного, «ы», «о», «у» — мрачного, темного.
Доминирование звуковой символики над содержанием понятий хорошо заметно в детском творчестве. Вот не- которые примеры:
кунда мунда карамунда
дунда бунда парапунда
ринги ринги рае
фокус мокус препаратус
В своем стремлении найти непосредственный эмоцио- нальный контакт с детьми взрослые очень часто сводят свою речь к уровню символического смысла звукосоче- таний. Совсем естественно мы воспринимаем обращения родителей к детям, которые звучат так: миджи, джиджи, гунче, бунче и т. д. Как ни странно, дети понимают этот язык и активно на него отвечают.
Разрыв содержательных связей в структуре процес- са мышления происходит и в сонном состоянии, а также и при негативной медитативной концентрации (когда объектом концентрации является состояние расслабле- ния). Первоначально в сознании начинают всплывать не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого из них существует логическая связь. При более глубокой медитации появляются отдельные фразы, которые не свя- заны между собой. Например: в ванной находится белая роза... С углублением медитации происходит распад и от- дельных фраз: светлая комната... тепло... приятно... крас- ный свет... При исключительно глубокой степени меди- тации происходит распад слов, причем в сознании возни- кают лишь характерно ритмизированные и краткие в своей выразительности звукосочетания.
Аналогичный процесс происходит и со зрительными ассоциациями. Вначале хаотически возникают образы отдельных эпизодов. Затем появляются деформации кон- туров и нетипичная расцветка. Одновременно с этим увеличивается степень гармоничности «цветовых мело- дий». Все это напоминает сюрреалистическую картину. В глубоком медитативном состоянии контуры полностью растворяются. Современные психологические знания, ка- сающиеся сознательной и неосознаваемой психической деятельности человека, не позволяют нам на данном этапе исследований делать определенные выводы относи- тельно явлений, возникающих в состоянии медитации. Возможно, что происходит своеобразное «расширение» сознания, проникновение в его более глубокие слои, в
кухню мышления. Вероятно, в этом причина того, что некоторые авторы называют практикующих медитацию «психонавтами». Согласно Налимову, «медитацию можно рассматривать как деавтоматизацию привычных нам психических структур — медитирующий выходит за грани- цы логически структурированного сознания. Возникает новое состояние сознания, при котором происходит сли- яние с объектом медитации, растворение в нем, потеря границы собственной личности. Возникает ощущение це- лостности. Дискретные символы языка оказываются не- достаточными для выражения этого состояния сознания. В этом состоянии сознания нарушаются законы аристо- телевской логики; противоречия не вызывают больше удивления, нарушаются причинно-следственные упорядо- чения явлений, изменяются представления о простран- ственно-временной структуре мира; парадоксальность переживаемого воспринимается как нечто естественное»1.
Речь освобождается от понятийного содержания так- же и в предельных эмоциональных состояниях — это кри- ки, рев и т. п. Деавтоматизацией психических структур под действием аффектов можно объяснить и разговор на «особом языке» в сектах пятидесятников и в дру- гих религиозно-мистических группах.
Особенно сильный эмоциональный компонент содер- жится в восклицаниях. В болгарском языке основными из них являются:
А!Ах! — неожиданность
О!Ох! — удивление, боль или удовольствие
Эх! — сожаление
Их! — упрек с сожалением
Э... и! — несогласие
Ха... ха! — насмешка
У... у! — протест
Восклицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой другой понятийной нагрузки, кроме представления об определенном эмоциональном состоя- нии. Если вы произнесете на выбор некоторые из них много раз, то заметите, что постепенно начинаете испы- тывать соответствующее эмоциональное состояние. Ана- логичное воздействие наблюдается и при многократном произнесении почти любого слова. В этом специфическом
1 Налимов В. Вероятностная модель языка. М., 1979, с. 227-
воздействии звукосочетаний на психику человека заклю- чается и тайна искусства мантр.
Техника мантра-йоги исключительно проста. Прини- мается определенная поза, в которой можно находиться продолжительное время, не испытывая физических не- удобств. Тело полностью расслабляется. Последователь- но расслабляются руки, ноги, голова, плечи. Медити- рующий успокаивается и ритмизирует свое дыхание. Он опускает веки и закрывает глаза либо же концентрирует взгляд в определенной точке. В этом состоянии полного расслабления он начинает непрерывное повторение ман- тры (процесс джапа1). Тем, кто никогда не практиковал мантра-йогу, эта аутогенная техника может показаться элементарной. Однако практика показывает, что целе- направленное и сознательное удержание внимания на мантре в течение продолжительного времени является делом исключительно трудным. Как правило, уже после первых десяти произнесений мантры внимание спонтанно отклоняется и в сознании практикующего. появляются посторонние мысли и образы. После некоторого проме- жутка времени мантра вновь самофокусируется в созна- нии практикующего, и процесс джапа продолжается. Так возникают в процессе концентрации интервалы рассеян- ности. Упорными и систематическими тренировками до- стигается сокращение этих интервалов, что связано с повышением устойчивости психического процесса. При еще большей глубине медитации практикующий дости- гает ясно осознаваемого эмоционального состояния, кото- рое он определяет как однозначную психическую реакцию на мантру. Важной стороной мантра-йоги является так называемое «оживление мантры». В значительной степени этот процесс идентичен практикованию коанов в дзен- буддизме. Практикующий должен эмоционально пере- жить «символический смысл» мантры. Большую поддерж- ку здесь оказывает влияние учителя йоги, который не- посредственно передает свой опыт ученику с помощью волевого воздействия. Оживления мантры можно достичь и при собственном внушении. Вот пример того, как это происходит.
Предположим, что вы страстный турист и любите бродить по горам. В одиночестве, среди скал под небом
1 «Джап» означает повторение и является термином мантра- йоги. — Прим. ред.
успокаивающего синего цвета вы чувствуете приятную прохладу и специфический запах горных трав. Вы чув- ствуете, что успокаиваетесь, как бы рождаясь заново, что отключаетесь от будничных забот. Сядьте на бли- жайшую скалу или на траву. Расслабьте тело. Скон- центрируйте все свое внимание на том необыкновенном ощущении, которое возникает при соприкосновении с при- родой. Придумайте звукосочетание, которое, по вашему мнению, больше всего соответствует возникшему эмоци- ональному состоянию. Эта ваша мантра. Повторяйте ее несколько раз, пока не зафиксируете соответствующее психическое состояние. Употребляйте мантру только в подходящей медитативной обстановке. Неправильное использование мантры может уничтожить условный реф- лекс, который вы выработали. Даже размышление о ней в неподходящих условиях оказывает неблагоприятный эффект. Подобным образом вы можете сами создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.
Для аутосуггестии можно использовать и определен- ные выражения. Слова в этих выражениях должны быть тщательно подобраны, необходимо, чтобы каждое из них в отдельности обладало приятным звучанием. В целена- правленных выражениях должна быть категоричность. Например: «Я становлюсь спокойнее с каждым прошед- шим днем...», «С каждым днем я становлюсь все бодрее...»
Если вы произнесете эти фразы всего лишь раз, то возможна скептическая реакция. Это может привести к отрицательному результату. Если же повторять их про- должительное время по нескольку раз, то сомнения посте- пенно рассеятся и произойдёт эффективное бессознатель- ное воздействие.
Использование в качестве средств самовнушения искусства мантр и янтр в историческом плане связано с идеалистическими воззрениями на природу человека. В течение тысячелетий ими пользовались в религиозных целях. Но тем не менее нельзя считать религиозные культы первоисточником медитативных техник. По всей вероят- ности, способность человека к медитации возникла в глубо- кой древности. Доказательством этому может служить появившаяся еще у первобытного человека потребность в ритуальных танцах, примитивных песнях и предметах культа. Концентрируя свое сознание на самых важных для своего существования действиях, первобытный человек
создавал возможность многократно переживать соответ- ствующие эмоциональные состояния без значительных за- трат физической энергии. Существует мнение, что древние люди были более реактивными в эмоциональном отноше- нии, чем их потомки. Мантры лежат и в основе песенного творчества примитивных народов. Бюхер отмечал, что для каждого вида трудовой деятельности у примитив- ных племен существует определенная песня. Он выска- зывал предположение, что музыка и поэзия имеют одно начало — тяжелый физический труд и их основное пред- назначение состояло в том, чтобы мобилизовывать че- ловека и освобождать его от чрезмерного психического напряжения.
Чувствительность к ритму представляет собой одно из основных психофизиологических свойств человека. Ритм является элементом любой музыки. Существование примитивных племен, обладающих. тонким чувством рит- ма при отсутствии значительных музыкальных способ- ностей, показывает, что ритм зародился ранее собственно музыки. Можно было бы отметить, что танец, который неразрывно связан с ритмом, несет с собой и концент- рацию сознания на позе и движении тела. У особо эмо- циональных натур танец может вызвать кратковремен- ную потерю чувства реальности и ощущение «растворе- ния» в движении. Вхождение в транс считается вполне естественным явлением в ритуальных танцах у некоторых африканских, тихоокеанских, южноамериканских и дру- гих народов. Некоторые исследователи считают, что ритм способен оказывать гипнотическое воздействие, при котором блокируются определенные защитные реакции. У примитивных племен исполнение военных танцев и танцев охоты благодаря катарсису приводит к освобож- дению от чувства страха. Ритм является основным эле- ментом строевой подготовки в армии и важным средством повышения воинской дисциплины. С его помощью соз- даются прочные условнорефлекторные связи по отноше- нию к исполнению команд, что помогает преодолевать реакции страха, возникающие в боевых ситуациях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление