Техника стимулирования деятельности вегетативной нервной системы
Техника медитации на чакрах
Займите медитативную позу. Расслабьте тело. Не- сколько минут старайтесь ни о чем не думать. Далее сознание концентрируется на идее преодоления недостат- ков, связанных с лепестками чакр. В течение 3—4 минут создается психический фон с помощью мантр. Внимание исполнителя концентрируется на зрительном изображении чакры и одновременно с этим начинается процесс джапа с ведущей мантрой.
В своей книге «Лайя-йога» Госвами описывает технику из системы тантрика, предназначенную для стимулиро- вания деятельности вегетативной нервной системы '. Она может быть представлена следующими пятью этапами.
1. Концентрация на чакре муладхара. Практикующий представляет в воображении спираль кундалини (символ потенциальной нервной энергии), которая излучает крас- ный свет.
2. Дыхание ритмичное, глубокое и одновременно выполняется джапа с мантрой ханг. Исполнитель концен- трируется на представлении о спирали кундалини, которая начинает постепенно разгибаться и подниматься вверх по позвоночнику. Последовательно она проходит через все чакры и достигает теменной области, где находится важный жизненный центр — чакра сахасрара.
3. Внимание направляется на сегмент спирали, находя- щийся между чакрами муладхара и анахата. Исполнитель представляет, что эта часть спирали излучает огненно- красный цвет.
4. Далее концентрация направляется на сегмент спи- рали между чакрами аджна и вишудха. Упражняющийся представляет, что эта часть спирали излучает белый цвет.
5. Концентрация направляется на окончание спирали в чакру сахасрара. Упражняющийся представляет, что там сосредоточена/огромная энергия, которую он может конт- ролировать.
Приведенные медитативные техники концентрации на чакрах ставят целью познакомить читателя с некоторыми специфическими особенностями аутогенной тренировки в системе лайя-йоги. Рекомендуется применять эти методы лишь после овладения более простыми медитативными упражнениями, выполняя последние в течение нескольких лет, а также только в том случае, когда налицо физическая и эмоциональная устойчивость личности упражняю- щегося. Нельзя забывать также и то, что у нас отсутствуют
1 См.: Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul, London, Boston and Henli, 1980.
4*
опытные инструкторы, а имеющаяся западная литература не очищена от мировоззрения мистического толка. Попу- лярные книги Госвами, Вудрофа ' и других авторов связаны с социальным опытом иного типа, коренным образом отличным от нашего.
При занятиях лайя-йогой существует опасность функциональных психических нарушений. Причиной этого может явиться снятие торможения с некоторых ранее блокированных нервных центров. Это приводит к реализа- ции интенсивной психической деятельности, которая может превысить адаптационные возможности организма и довести нервные клетки до состояния, превышающего допустимую физиологическую границу. Вот почему при- менение медитативных техник системы лайя-йоги до- пустимо только в случае безупречного физического здо- ровья, стабильности психических процессов и под руковод- ством опытного инструктора 2.
При занятиях по системе лайя-йоги необходимо соблюдать физические, эмоциональные и социальные гигиенические нормы. Заниматься нужно в меру.
Ряд исследователей йоги пытались найти соответствие между чакрами и регулятивными центрами вегетативной нервной системы. Но все опыты в этом направлении до сих пор оказывались безуспешными. Различные интерпрета- ции кундалини, допускающие существование нематериаль- ных проводников биоэнергии, а также чакр как центров, контролирующих биоэнергию, представляют собой смесь наивности и метафизики. Материалистическое объяснение феноменов лайя-йоги связано пока с трудностями и с нерешенными вопросами о связях, существующих между процессами в вегетативной и центральной нервной системе. Детальное изучение этой связи представляет объект современной физиологии и психологии. В конкрет- ной практике лайя-йоги наиболее существенным является не то, что чакры не существуют как реальные объекты, а то, что концентрация сознания на определенных цветах и фигурах приводит к некоторым вегетативным реакциям. Эти явления имеют психосоматическую основу, аналогич- ную той, что имеет место при «излучении» тепла солнечным
' См.: Woodroffe J. The Serpent Power. Ganesh and Company, Madras, 1974.
2 Под опытным инструктором надо понимать медицинского работ- ника, знакомого с теорией и практикой соответствующей системы йоги, а не любителя-энтузиаста.
сплетением в аутогенной тренировке. Очевидно, что здесь смысл не в том, что солнечное сплетение действительно излучает тепло, а в том, что мысленное представление об этом приводит к определенному физиологическому эффекту.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление