Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, пятница, 16/29 марта 1918 г




ДЕЯНИЕ 105

Москва, пятница, 16/29 марта 1918 г. 9.10—14.30.

Источники: Деяния IX. С. 45—82 (Ср. Деяния НМ VIII.

С. 74—103).

Присутствовало 272 члена Собора, в том числе 40 архиереев.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела (не рассматривались).

2. Доклад Отдела о церковном суде «О поводах к растор-

жению церковных браков». Докладчики Ф. Г. Гаврилов и В. В. Рад-

зимовский____________.

2. Продолжается обсуждение доклада Отдела о церковном

суде «О поводах к расторжению церковных браков».

3. Прот. Э. И. Бекаревич считает, что нужно предоставить

новые поводы к разводу, защитив при этом права детей.

4. Докладчик Ф. Г. Гаврилов отвечает прот. Э. И. Бекаревичу,

что вопросы последствий развода будут рассмотрены в другом

докладе.

5. Ф. Г. Зибарев: «Мое решительное предложение: никак нель-

зя допускать поводов к разводу и новых браков, первый брак от

Бога, а второй и третий от людей, по немощи человеческой пло-

ти» 347.

6. Митр. Антоний (Храповицкий) просит поблагодарить

Ф. Г. Зибарева за открытое и искреннее выступление.

7. И. К. Орлов считает, что предложенный проект нарушает

церковные уставы. «Я хотел бы, чтобы в послании Собор изложил

более жгуче и горячо доводы в защиту церковных уставов» 348.

8. П. Н. Апраксин: «Пусть на меня ляжет ответственность за

новый закон, но лишь бы он избавил многие тысячи людей от тяж-

ких грехов» 349.

347 С. 48, ср. Деяния НМ VIII. С. 77.

348 С. 50, ср. Деяния НМ VIII. С. 78.

349 С. 51, ср. Деяния НМ VIII. С. 78.

9. А. В. Васильев говорит, что надо более серьезно подходить

к вступлению в брак, тогда разводов будет меньше.

10—11. Еп. Уральский Тихон (Оболенский) выступает в за-

щиту некоторых указанных в докладе поводов к разводу.

12. Н. Н. Фиолетов критикует предложенный доклад. «В нем

дан только простой казуистический перечень обстоятельств, кото-

рые могли бы служить поводом к разводу. Этим и объясняется та

расплывчатость, неясность и неопределенность, которые замеча-

ются в прениях по данному вопросу» 350.

13. Архиеп. Кишиневский Анастасий (Грибановский): «Ныне

же, когда Церковь отделена от государства, она должна позабо-

титься об укреплении семейной жизни, а не об увеличении пово-

дов к разводу» 351.

14. Н. И. Знамировский предлагает после постатейного об-

суждения доклада прибавить к нему следующее заключение:

«1) по учению слова Божия расторжение брака возможно только

по трем причинам: прелюбодеянию __________<...>, религиозному раздору в

семье <...> и смерти одного из супругов <...>; 2)...упоминание в

постановлении еще и других поводов к разводу объясняется лишь

любвеобильным снисхождением Матери-Церкви к <...> немощам

<человеческим>; 3)...наилучшим исходом при семейных нестрое-

ниях, согласным с христианским достоинством супругов, является

указанное апостолом Павлом <...> сердечное примирение о Госпо-

де враждующих сторон брачного союза» 352.

15. В. И. Зеленцов: «Переходя к постатейному рассмотрению

настоящего законопроекта, мы должны его сильно исправить. То-

гда это будет действительно закон церковный, а не узаконение

разврата. В противном случае, если останутся статья 6 и некоторые

другие, он будет мало чем отличаться от большевистского декрета

о браке и разводе» 353.

17—21. Архим. Матфей (Померанцев): «Одним из предше-

ствующих ораторов было предложено отклонить настоящий зако-

нопроект, ибо теперь, с изданием декрета народных комиссаров о

гражданском браке, мы имеем Богом данную нам возможность

охранить чистоту христианского брака. К великому счастью, Со-

350 С. 53, ср. Деяния НМ VIII. С. 80.

351 С. 57, ср. Деяния НМ VIII. С. 83.

352 С. 58—59, ср. Деяния НМ VIII. С. 84.

353 С. 60, ср. Деяния НМ VIII. С. 86.

бор высказался иначе и признал гражданский брак недопустимым

для христианина» 354.

22. Архим. Вениамин констатирует тот факт, что мнения чле-

нов Собора разделились. Считает, что решение по этому вопросу

должны принимать епископы.

23. Митр. Владимирский Сергий (Страгородский) говорит о

принципе икономии, о необходимости учитывать реальные усло-

вия жизни. Именно такой подход он называет по-настоящему пра-

вославным.

24. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что список орато-

ров исчерпан.

25. И. И. Соколов дает справку из истории Греческой Церкви.

26. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что прения закон-

чены, и предлагает заслушать доклад Редакционного отдела.

27. С. Г. Рункевич говорит Собору о необходимости согласо-

вать статьи Положения о приходе, где говорится о назначении

священнослужителей епископом, со статьями доклада об епархи-

альном управлении, где говорится о выборах членов причта в при-

ходах.

28—29. Собор постановляет принять изменения упоминаемых

статей в соответствии с предложениями Редакционного отдела.

30—31. 11.50—13.40 — перерыв.

32. Митр. Арсений (Стадницкий) предоставляет слово док-

ладчикам.

33. Докладчик Ф. Г. Гаврилов защищает предложенный От-

делом доклад: «Единственная цель проекта — устранить те ужас-

ные узы и оковы, которые несут люди, утратившие существо бра-

ка, но не могущие по существующим условиям расторгнуть тот

брак, которого по существу давно уже нет. Я стою на евангельской

точке зрения, я утверждаю, что идеально брак не расторжим, но

одновременно совершенно убежден в том, что Евангелию чуждо

стремление насильно мучить людей брачными узами в том случае,

когда по причинам от них независящим или по их собственной

немощи брак фактически уже распался» 355.

34. Докладчик В. В. Радзимовский говорит, что поводы к раз-

воду делятся на две группы: «Первая группа предусматривает те

случаи, когда брачный союз распадается или не осуществляется по

причинам, независящим от супругов. Вторая группа имеет в виду

354 С. 60—61, ср. Деяния НМ VIII. С. 86.

355 С. 69, ср. Деяния НМ VIII. С. 93.

те случаи, когда в этом так или иначе виноваты сами супруги» 356.

Объясняет, что в задачу доклада не входило рассматривать по-

следствия развода.

35—36. Собор переходит к постатейному обсуждению док-

лада «О поводах к расторжению церковных браков».

37. Председатель зачитывает поправку В. И. Зеленцова и 30

его единомышленников к предисловию.

38—40. А. В. Васильев говорит, что предисловие надо ис-

ключить, а начать доклад со ст. 1.

41. Докладчик В. В. Радзимовский говорит, что если поправ-

ки носят редакционный характер, то их не надо голосовать, и что

при рассмотрении необходимо сохранить порядок статей, предло-

женный Отделом.

42. В. И. Зеленцов поясняет, что сообщение от имени 30 под-

писавших есть систематическое изложение поправок, которые бу-

дут предлагаться при рассмотрении конкретных статей.

43—52. Собор решает не рассматривать введение, а начинать

обсуждение с 1 статьи.

53—58. Собор решает приступить к обсуждению первых че-

тырех статей одновременно.

59. Председатель зачитывает ст. 1—4{=1}. Эти статьи каса-

ются вопроса о расторжении брака в случае перехода одного из

супругов в иноверие, инославие, в старообрядческое согласие или

секту.

60. С. А. Котляревский предлагает в ст. 3 вычеркнуть слова

«в старообрядческое согласие», а в ст. 4 слова «в иные, кроме ука-

занных» заменить другими: «и во всякое другое вероучение».

62. Еп. Барнаульский Гавриил (Воеводин) предлагает заме-

нить статьи 1—4 одной статьей: «Брак расторгается, если один из

супругов отпадает от Православной Церкви» 357.

63. В. И. Зеленцов предлагает к ст. 1 добавить слова «во вне-

вероисповедное состояние», ст. 2 дополнить словами «или соблаз-

ном для религиозной совести детей», в ст. 3 выражение «в случае

уклонения другого супруга из православия в старообрядческое со-

гласие или секты» заменить на «в раскол». Он также предлагает

объединить ст. 2 и ст. 3.

64. Д. И. Боголюбов предлагает статьи 1 и 3 исключить, в

статье 4 выбросить слова «и в иные, кроме указанных»

356 С. 71, ср. Деяния НМ VIII. С. 94.

357 С. 77, ср. Деяния НМ, VIII. С. 99.

65. П. И. Астров высказывается против содержания 1 ст.

66. Митр. Антоний (Храповицкий) полемизирует с

П. И. Астровым, говоря, что отпадение от Церкви нужно включить

как вполне достаточный повод к разводу.

67. Т. М. Гаранин присоединяется к выступлению митр. Ан-

тония. Предлагает вместо слова «старообрядческие» вставить сло-

во «изуверские».

68. П. Н. Апраксин предлагает соединить первые четыре ста-

тьи в одну.

69. Заседание закрыто в 14.30.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.