КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, четверг, 22 марта/4 апреля 1918 г
ДЕЯНИЕ 110 Москва, четверг, 22 марта/4 апреля 1918 г. 9.00—14.10. Источники: РГИА, № 12, л. 73—131, машинопись (Ср. ГАРФ № 111, л. 7—48, рукопись; Деяния НМ VIII. С. 146—147, прото- кол). Присутствовало 279 членов Собора, в том числе 41 архиерей. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о церковном суде «О поводах к растор- жению церковных браков» (продолжение). Докладчики Ф. Г. Гаврилов и В. В. Радзимовский. 2. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет о продолжении обсуждения доклада Отдела о церковном суде «О поводах к рас- торжению брака» и зачитывает ст. 20{=21}, согласно которой сно- хачество и сводничество одним супругом другого является пово- дом просить о разводе. 3а. Ф. Г. Зибарев говорит по поводу статей, принятых нака- нуне. Он считает, что, увеличивая число поводов к разводу, Собор поступает неправильно. 3б. Свящ. А. Р. Пономарев предлагает исключить эту статью. «Семья есть домашняя церковь, и мы ее разрушаем. А домашняя церковь есть часть целой Поместной Русской Церкви, стало быть, мы разрушаем всю Русскую Церковь» 420. 3в. А. И. Надеждин: «Нам нужно посмотреть на настоящий законопроект о поводах к расторжению церковных браков как на освобождение супругов от крепостного ига, и я бы готов, не обсу- ждая, принять весь этот законопроект. Составители его подумали о том, что написали, и написали с целью укрепить, а не расшатать брак, чтобы каждый имел в виду возможные последствия — рас- торжение брака» 421. 3г. Н. Д. Кузнецов: «Неужели даже такой возмутительный факт, как сводничество жены и склонение ее промышлять непо- 420 Л. 76. 421 Л. 77. требством, совершенно разрушающий природу не только церков- ного, но и какого угодно брака, недостаточен, чтобы мы со спо- койной совестью объявили, что между такими супругами уже нет брака. Поддерживать же оставшуюся его формулу, наполненную одной скверной, и продолжать называть при этом брак супругов христианским, как предлагают в скрытом виде некоторые орато- ры, — это значит не охранять святость брака, а именно оскорблять ее» 422. 3д. В. И. Зеленцов говорит о том, что статья недостаточно точно сформулирована, предлагает свою редакцию статьи, заменяя слово «супруг» словом «жена» и убирая ее вторую половину. 3е. И. Т. Губанов предлагает исключить 20 ст., утверждая, что сводничество — лишний повод к разводу. 3ж. В. Г. Рубцов говорит о необходимости этой статьи. 3з. Т. Г. Суринов защищает статью в редакции Отдела. 3и. А. И. Июдин: «Если мы примем эту статью целиком, то разойдемся со Святыми Отцами. Поэтому я предлагаю эту статью уничтожить» 423. 3к. Прот. Э. И. Бекаревич: «Я бы просил добавить к статье 20 слова «при наличии снохачества». Умалчивать об этом нельзя, ибо грех снохачества очень распространен и даже вошел в обычай на- родный, так что сын, который решается протестовать против это- го, считается непочтительным сыном» 424. 4. Разъяснения докладчиков: 4а. Докладчик Ф. Г. Гаврилов: «И я хочу сказать теперь тем горячим верою, но простым сердцем людям, которые думают, что своим законопроектом мы разрушаем брак. Доказать обратное не трудно. Жизнь семейная часто бывает ужасна, особенно у кресть- ян. И люди вдумчивые, которые войдут в дух законопроекта, пой- мут, что в нем не разрушение, а охрана брака чистого и свято- го» 425. 4б. Докладчик В. В. Радзимовский высказывается против пред- ложения В. И. Зеленцова об исключении второй половины 20 ста- тьи. Говорит, что снохачество подходит под 3-й пункт 20 статьи: извлечение мужем выгоды от непотребства жены. 422 Л. 78. 423 Л. 81. 424 Л. 82. 425 Л. 83. 5—6. Собор отклоняет предложение свящ. А. Р. Пономарева снять 20-ю статью. 7—8. Собор признает поводом к разводу обоюдное сводни- чество супругов. 9—10. Собор принимает поправку Э. И. Бекаревича о сноха- честве. 11—12. Собор принимает ст. 20 с учетом поправок. 13. Обсуждается ст. 21{=22} доклада, согласно которой суп- руг вправе просить о расторжении брака в случае вступления дру- гого супруга в новый брачный союз. 14. Предварительные замечания докладчика В. В. Радзимов- ского: «Бывают случаи, когда при существовании первого брака вступают во второй. Суд, конечно, не может признать этого брака. Раньше был такой порядок: первый брак оставался в силе. Чтобы показать, что супруг от первого брака имеет право просить о рас- торжении, Отдел и вносит эту статью» 426. 15. Свящ. А. Р. Пономарев предлагает исключить эту статью. 16. Докладчик Ф. Г. Гаврилов: «Статья эта имеет в виду гра- жданский брак, когда один супруг, без предварительного растор- жения брака, воспользовавшись документами, выданными от Со- вета или комиссариата, вступает в новый брак» 427. 17—18. Собор отклоняет предложение свящ. А. Р. Понома- рева о снятии статьи. 19—20. Собор принимает статью в редакции Отдела. 21. Собор переходит к обсуждению статей 22, 23, 24. Эти статьи рассматривают такую причину развода, как душевная бо- лезнь одного из супругов. 22а. Прот. П. А. Миртов предлагает рядом с душевными бо- лезнями поставить такую причину для развода, как алкоголизм. 22б. Л. К. Артамонов говорит, что предложенные статьи да- ют повод для злоупотреблений: один супруг будет объявлять дру- гого сумасшедшим, чтобы покинуть его. Особые недовольства вы- зывает 22 статья. 22в. М. Т. Губанов говорит о том, что нет четкой границы между сумасшедшим и нормальным человеком, и если человека отправляют в сумасшедший дом, это не значит, что он сумасшед- ший. Предлагает исключить эти статьи. 426 Л. 88. 427 Л. 89. 22г. Н. А. Вознесенский предлагает изменить начало статьи (вместо «супруг вправе просить» — «брак расторгается по просьбе одного из супругов») и вслед за прот. П. А. Миртовым говорит, что рядом с душевной болезнью следует указать такую причину, как алкоголизм. 22д. Архим. Матфей (Померанцев) утверждает, что статьи 22—24 следует исключить. «Если мы примем эти статьи и поправ- ку к ним об алкоголизме, то покажем себя неверующими во Хри- ста, сильного сотворить чудо исцеления от болезни» 428. 22е. В. И. Зеленцов предлагает «поручить Отделу особо раз- работать вопрос об алкоголизме как поводе к разводу и внести его на обсуждение Собора» 429. 22ж. А. И. Июдин считает предложенные статьи ненужными. 22з. В. Г. Рубцов предлагает принять статьи в редакции От- дела с добавлением об алкоголизме. 22и. Н.И. Шелутинский говорит, что до сумасшествия одно- го супруга часто доводит другой. Предлагает или снять эти статьи, или ограничить право расторжения брака особыми условиями (об- ращать внимание на продолжительность брака). 22к. Т. Г. Суринов поддерживает статьи о душевных болез- нях, говорит, что не надо в них упоминать про алкоголизм: «Тогда нас всех разводить надо и судов не хватит» 430. 22л. П. И. Астров говорит, что весь законопроект есть отход от церковного предания и от опыта Отцов Церкви, выступает про- тив признания алкоголизма причиной для развода. 22м. Еп. Уссурийский Павел (Ивановский) говорит, что сле- дует различать пьянство и алкоголизм. Алкоголизм — болезнь, которая может являться поводом к разводу. Если Собор решил, что пьяница не может быть членом Приходского совета, то алкоголизм следует рассматривать как повод к разводу. 22н. В. П. Клевезаль говорит, что диагностировать психиче- ские болезни сложно, и выступает против упоминания алкоголиз- ма как повода для расторжения брака. 22о. Митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) призывает пожалеть сумасшедших и считать поводом к расторжению брака 428 Л. 100. 429 Л. 101. 430 Л. 107. лишь ту душевную болезнь, которая началась до заключения брака и была скрыта. 23—25. Происходит избрание членов Комиссии по мерам борьбы с нестроениями в церковной жизни. 26—27. 12.00—12.45 — перерыв. 28. 12.45 — в Соборную палату прибывает Патриарх Тихон. 29а. Свящ. П. И. Александров рассказывает о своей семейной истории, считает, что принятие таких статей является преступлением. 29б. Прот. П. А. Миртов еще раз обращается к теме алкого- лизма. «Мы стоим перед алкоголизацией всего русского народа — вот ужас, значение которого затушевывается только общим, глу- боким в этом вопросе невежеством. Мы все толкуем о пьянстве, постоянно смешивая пьянство с алкоголизмом. Однако это два яв- ления хотя и родственные, но похожи одно на другое как целко- вый на 100 рублей» 431. Прот. П. А. Миртов напоминает, что у ал- коголиков родятся больные дети, которые являются невинными страдальцами, и предлагает поддержать редакцию Отдела. 29в. Протопр. Н. А. Любимов в своем выступлении присое- диняется к речи прот. П. А. Миртова. 29г. Свящ. А. Р. Пономарев говорит, что сумасшествие труд- но доказать, что разные эксперты могут давать разные показания. Предлагает снять обсуждаемые статьи из законопроекта. 29д. Прот. Э. И. Бекаревич считает необходимым принять статью и включить в нее слова об алкоголизме. 29е. В. А. Рождественский: «Когда я ранее читал статьи 22, 23, 24, они были для меня ясны: я читал то, что было в них напи- сано. Здесь говорится о праве известного лица воспользоваться тем или другим поводом к разводу, а у меня получилось такое впе- чатление от речей предшествующих ораторов, что некоторые склонны понимать это право в смысле обязанности» 432. В. А. Рож- дественский говорит, что если иметь в виду только то, что написа- но в статьях, поводов к дискуссии не будет. Считает, что не надо в этих статьях упоминать об алкоголизме. «Я предложил бы этот пункт предварительно сдать на рассмотрение Отдела, где он был бы обсужден и где мы имели бы возможность выслушать лекции о борьбе с алкоголизмом» 433. 431 Л. 114. 432 Л. 124. 433 Л. 125. 29ж. Еп. Уральский Тихон (Оболенский) считает, что не надо увеличивать количество поводов для развода. Считает, что алкого- лизм как медицинская причина является поводом для развода, но Собору не стоит обращаться только к медицинским показаниям. Напоминает о случаях, когда неизлечимые алкоголики по милости Божией выздоравливали. 29з. Архим. Вениамин говорит, что принятие этих статей ве- дет к отходу от канонов и что Собор встал на неправильный путь, увеличивая поводы к разводу. Говорит, что законопроект надо пе- редать в Совет епископов, которые должны очень внимательно над ним поработать. 30. Патриарх Тихон покидает Соборную Палату в 13.45. 31. Н. Д. Кузнецов <текст выступления отсутствует> 434. 32—33. Собор постановляет прекратить запись ораторов и сократить время выступлений. 34. П. И. Астров: «Я считаю себя несколько задетым слова- ми Н. Д. Кузнецова, что я будто бы говорил, что церковные судьи никуда не годятся, не судьи — а суд» 435. 35. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что в этот день еще состоится вечернее заседание. 35а. Заседание закрыто в 14.10. 434 Выступления Н. Д. Кузнецова обнаружить не удалось. 435 Л. 131.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |