Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, четверг, 22 марта/4 апреля 1918 г




ДЕЯНИЕ 111

Москва, четверг, 22 марта/4 апреля 1918 г. 17.00—20.00.

Источники РГИА № 12, л. 135—176, машинопись (Ср. ГАРФ,

№ 112, л. 10—34, рукопись; Деяния НМ VIII. С. 148—163, деяние

с рядом пропусков).

Присутствовало 237 членов Собора, в том числе 34 архие-

рея.

Председатель: митр. Антоний (Храповицкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о внешней и внутренней миссии «Обновле-

ние положения об устройстве миссии». Докладчики М. А. Кальнев

и проф. М. Н. Василевский.

2. Митр. Антоний (Храповицкий) объявляет о начале обсуж-

дения вопроса о миссии. Рассматривается доклад «Основные по-

ложения об устройстве миссии».

3. Митр. Одесский Платон (Рождественский) говорит о

сложности ситуации для Русской Православной Церкви, успехах

католической миссии, распространении протестантизма. Врагами,

по его мнению, являются не только представители других конфес-

сий, но и социалисты, насаживающие свои разрушительные идеи;

идеологическую опасность представляют также солдаты, возвра-

щающиеся из плена, которые заражены ядом неверия. При этом,

отмечает митр. Платон, в России есть много людей, готовых по-

святить свою жизнь и даже пожертвовать ею на пути миссионер-

ского дела. Одним из важнейших является вопрос о средствах, на

которые может существовать миссия.

4. Митр. Антоний (Храповицкий) предоставляет слово док-

ладчику Отдела о внутренней миссии М. А. Кальневу.

5. Докладчик М. А. Кальнев говорит о круге вопросов, кото-

рые обсуждал Отдел (о законности и необходимости существова-

ния миссии, об организации внутренней миссии, что (кто) является

объектом внутренней миссии и т. д.) «Для нас всех до принуди-

тельной очевидности ясно, что Церковь наша переживает небыва-

ло тяжелые дни материального обнищания и религиозной разрухи.

Если о первом можно пожалеть, то от второй можно прийти в

ужас: разве нужно здесь повторять всем известные факты: открыто

высказываемые кощунства заразили собою воздух: церковное

имущество расхищается, храмы расстреливаются и разрушаются,

св. иконы оскверняются нечистотами, св. престолы вытаскиваются

из храмов в дома и употребляются вместо обеденных столов, св.

мощи изрезываются ножами, миссионеры, священники и даже

епископы подвергаются насилиям, арестам, издевательствам, тю-

ремным заключениям и даже смерти за слово Божие, за правду, за

Христа, и, увы, все это совершается руками “православных” рус-

ских людей, все это творится на “святой” Руси, среди народа —

“богоносца”, большею частью “христолюбивым” русским воинст-

вом. <...> Согласитесь, что в данное время не так страшны для

Русской Церкви десятки хорошо подготовленных <...> баптист-

ских миссионеров, десятки тысяч совращенных немцами в концен-

трационных лагерях в баптизм и теперь возвращающихся в Рос-

сию пленных, наших солдат, не столько страшны для нее целые

тучи проповедников раскола, сектантства, унии, католичества и

всякого иноверия, сколько __________ужасен факт общего религиозного раз-

ложения народа и нравственного его самосознания. Мы все пере-

оценили уровень религиозно-нравственного состояния нашего на-

рода. Увы, мы мало знали его: за пеленой внешнего благочестия

народа от нас была скрыта степень развития в нем истинно хри-

стианского настроения, степень усвоения учения Христа. Револю-

ция сдернула эту пелену, и пред нашими глазами предстал родной

наш народ во всей своей наготе, покрытый зияющими язвами гре-

ха и беззакония, безбожия и кощунства, насилия и жестокости,

приближающих его к человеку-зверю. Еще на теле русского наро-

да есть здоровые места, еще не все пропало, не все еще преклони-

ли колена пред Ваалом, с помощью Божией еще можно остано-

вить, а потом и излечить поражение организма народа, но для это-

го требуется напряжение всех сил Церкви, и пренебрежение в дан-

ное время такою уже испытанною силою, какою является наша

православная внутренняя миссия, было бы страшным, неизглади-

мым преступлением, было бы тяжким грехом перед Богом и Св.

Церковью» 436.

6. Митр. Антоний (Храповицкий) зачитывает статью 1{=3},

согласно которой миссия требует постоянной заботы со стороны

Церкви, поэтому Собор находит своевременным укрепить и уси-

436 Л. 145—146, ср. Деяния НМ VIII. С. 151—152.

лить внутреннюю миссию, организовав ее на новых основаниях во

всех епархиях. Миссия организуется в виде приходской, окружной

(благочиннической), уездной, епархиальной, монашеской, област-

ной, всероссийской.

7. Д. И. Боголюбов говорит о собственном миссионерском

опыте, о понимании миссионерами необходимости обновления

миссии. «Я вступил в ряды епархиальных миссионеров тотчас же

по окончании академического курса. Тогда, в свои юные годы — а

это были годы юности и вообще нашей епархиальной миссии —

мы горели церковно-народническими идеалами. Мы трепетно при-

слушивались к тому, что происходило в церковных глубинах на-

рода и не понимали опытно и для себя вразумительно таких явле-

ний, как раскол и сектантство в народе. И мы спрашивали: что по-

рождает их? Что гонит людей из Церкви? <...> Я поднял свой го-

лос в защиту той мысли, что церковная наша миссия не может

быть благоуспешна на почве одних разговоров с расколо-

сектантами, что тут беде не помогут никакие специально миссио-

нерские организации, пока не будут в основе изменены начала

русского православно-церковного быта. Таким образом, давно уже

в миссионерской жизни была осознана мысль о необходимости

коренного обновления нашей церковной миссии. Эту миссию

предполагалось сделать органической, народной, пастырско-

приходской, опирающейся исключительно на благодатные силы

Церкви, а не на содействие нам мирской власти, полиции, зако-

на» 437. Д. И. Боголюбов критикует предложенный Отделом док-

лад, говорит, что он «стар по духу, безжизнен в своих пунктах, и

поэтому требует коренной переделки своих основных начал» 438.

8. И. И. Беликов: «Настоящее время таково, что требуется

мобилизация всех миссионерских сил. <...> Нужно готовить удар-

ные миссионерские батальоны, чтобы защитить Православную

Церковь от натиска ее врагов» 439. Защищает подготовленный От-

делом доклад и просит Собор его принять.

9. А. И. Июдин критикует существующую организацию внут-

ренней миссии, говорит, что нужно организовать миссию на новых

началах.

10. В. Г. Рубцов говорит, что необходимо живое миссионер-

ское дело, а не бесконечные отчеты миссионеров. «Нужно, чтобы

437 Л. 151—152.

438 Л. 154.

439 Л. 155—156.

сам православный народ был привлечен к делу миссии»440, а как

это сделать — из доклада неясно.

11. Т. М. Гаранин говорит, что не так важна конкретная про-

грамма, как важно конкретное живое дело. Просит принять пред-

ложенный Отделом доклад.

12. Еп. Уральский Тихон (Оболенский) защищает сущест-

вующую миссионерскую организацию и работающих в ней мис-

сионеров.

13. Митр. Тифлисский Кирилл (Смирнов): «Беда миссии в

том, что она шла ощупью. Каждый миссионер сам себе проклады-

вал дорогу. Редко кто приходил с готовым ответом и необходимы-

ми знаниями. Ни семинарии, ни академии, что нужно для миссио-

нерства, в особенности в местах, зараженных расколом, ничего не

давали. Сколько было ошибок и вреда для Церкви, об этом каждый

помнит» 441. Критикует проект как не содержащий конкретной

программы работы миссии. Считает ошибочным возлагать всю

организационную работу на правящего епископа.

14. Л. К. Артамонов говорит о необходимости миссионер-

ской работы, о том, каким должен быть миссионер. Предлагает

организовывать для взрослых людей специальные приходские или

епархиальные курсы, во главе которых будет стоять миссионер,

имеющий специальное образование.

15. А. Д. Зверев говорит, что не нужны никакие новые начала

в устройстве миссионерского дела, нужно, чтобы была любовь, и

дело пойдет. Предлагает принять предложенный Отделом законо-

проект.

16—17. Собор решает прекратить запись ораторов и сокра-

тить время выступлений.

18. В. И. Зеленцов: «Что касается новых или старых начал, то

нужно быть осмотрительными и не увлекаться мыслью, чтобы весь

приход миссионерствовал. <...> Нам необходимо организовать

ударные миссионерские батальоны, развить приходскую и уезд-

ную миссии там, где это будет возможно» 442.

19. В. А. Рождественский говорит о том, что необходимо

продумать, как пополнять ряды миссионеров.

20. Митр. Антоний (Храповицкий) анализирует прозвучав-

шие выступления и защищает рядовых миссионеров от нападок.

440 Л. 159.

441 Л. 164, ср. Деяния НМ VIII. С. 159.

442 Л. 170, ср. Деяния НМ VIII. С. 162.

«Все прения по основным положениям доклада об устройстве мис-

сии свелись сегодня к тому: сказать ли, что “миссия совершается в

пределах прихода приходскими пастырями при содействии при-

хожан”, как в докладе, или же, что миссия совершается православ-

ным народом при участии и под руководством духовенства. Об

этом не стоило спорить» 443.

21. Митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) объявляет

имена членов Собора, избранных в состав Комиссии о большевиз-

ме в Церкви. Это Н. Д. Кузнецов (подано 87 записок), архим. Мат-

фей (85), П. И. Астров (75), И. М. Громогласов (73), С. П. Руднев

(53), еп. Вятский Никандр (Феноменов) (52), Л. К. Артамонов (50),

прот. П. Н. Лахостский (50), В. Г. Рубцов (50), митр. Кирилл

(Смирнов) (49), прот. А. П. Рождественский (49), митр. Платон

(Рождественский) (47).

22—23. С. П. Руднев, митр. Кирилл (Смирнов) и митр. Пла-

тон (Рождественский) отказываются от участия в деятельности

комиссии из-за большой нагрузки.

24. Председательствующий говорит, что вместо

С. П. Руднева в состав Комиссии войдет С. Н. Булгаков, вместо

митр. Платона (Рождественского) — прот. П. А. Миртов и вместо

митр. Кирилла (Смирнова) — прот. А. Г. Альбицкий.

25. П. Н. Апраксин говорит, что было решено, что в Комис-

сии будут участвовать епископы.

26. Председательствующий: «Глас народа — глас Божий.

Итак, пусть все избранные остаются членами Комиссии» 444.

27. Заседание закрыто в 20.00.

443 Л. 172, ср. Деяния НМ VIII. С. 162.

444 Л. 175.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.