Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, понедельник, 2/15 апреля 1918 г




ДЕЯНИЕ 121

Москва, понедельник, 2/15 апреля 1918 г. 9.10—14.00.

Источники: РГИА № 14, л. 2—69, машинопись (Ср. ГАРФ №

122, л. 27—79, рукопись; Деяния НМ IX. С. 67—82, протокол с

фрагментами стенограммы, а также приложения, в число которых

входит отвергнутый Совещанием епископов проект определения

«О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церко-

вью»).

Присутствовало 275 членов Собора, в том числе 40 архие-

реев.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклады Редакционного отдела:

а) «Об уездных собраниях». Докладчик Г. И. Булгаков.

б) «О викарных епископах». Докладчик И. И. Соколов.

в) «О поводах к расторжению брака, освященного Церко-

вью». Докладчик С. Г. Рункевич.

3. Доклад Отдела о благоустроении прихода гл. XI «О хра-

мовом и приходском имуществе» и 32 ст. V главы (о церковных

старостах) (не рассматривался).

4. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и

управлении духовно-учебными заведениями». Докладчики прот.

К. М. Аггеев и архим. Вениамин.

5. Доклад Отдела о духовных академиях «Об основных нача-

лах преобразования духовных академий» Докладчики: проф.-прот.

А. П. Рождественский и проф. И. В. Попов (не рассматривался).

2. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что сейчас будут

заслушаны доклады Редакционного отдела.

3—5. Докладчик Редакционного отдела И. И. Соколов зачи-

тывает, а Собор принимает постановление «О викарных еписко-

пах». Доклад передается Совещанию епископов.

6—8. Докладчик Редакционного отдела Г. И. Булгаков зачи-

тывает, а Собор принимает постановление «Об уездных собрани-

ях». Доклад передается Совещанию епископов.

9—10. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за-

читывает, а Собор принимает постановление «О поводах к рас-

торжению брачного союза, освященного Церковью». Доклад пере-

дается Совещанию епископов.

11. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает поступившее

от новгородской православной паствы приветствие Патриарху с

выражением готовности встать на защиту веры и Церкви.

12. Собор просит Патриарха благословить авторов этого

письма.

13. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает перейти к об-

суждению доклада Отдела о духовно-учебных заведениях «О типе

и управлении духовно-учебных заведений» и сам говорит вступи-

тельное слово. Несмотря на недостаток времени, этот доклад дол-

жен быть обсужден, так как в Отделе возникли серьезные расхож-

дения: «В Отделе возникли разногласия, которые воплотились в

создании трех типов школы: а) первого — построенного примени-

тельно к духовной семинарии; б) второго — богословско-пастыр-

ской семинарии и в) третьего — пастырского училища с неполным

упрощенным богословским образованием. Перед вами выступят

ораторы, которые будут защищать тот или иной тип, тот или иной

доклад. Очень трудно, повторяю, составить окончательное сужде-

ние, потому что каждый тип имеет свои достоинства и недостат-

ки» 580.

14. Докладчик прот. К. М. Аггеев: «В небывало тяжелый мо-

мент церковной жизни выступает Отдел о духовно-учебных заве-

дениях пред вами с своим проектом организации учебного дела в

Церкви. Лица, именующие себя властью, лишили Православную

Церковь государственного бытия. Издан Декрет, при точном по-

нимании смысла которого невозможно в школе изучение веры.

Издан Декрет, которым конфискованы капиталы, которые, каза-

лось бы, не подлежали конфискации по самой их природе, с точки

зрения самих авторов декрета. И если отправляться в суждении о

будущей судьбе духовной школы от помянутого Декрета, то нам

говорить не о чем. Иначе на дело смотрит Священный Собор. Дек-

рет Собором не принимается в серьезный учет: он продолжал и

продолжает свою работу, которая в противном случае должна бы-

ла бы прекратиться. <...> Мы не переоцениваем положения в луч-

шую сторону, но убеждены: если и суждено осуществиться в жиз-

580 Л. 13.

ни Декрету об отделении Церкви от государства, то это осуществ-

ление совершится в рамках элементарного права. <...> Учитывая

полностью современные нам условия жизни, Отдел проектирует

два типа пастырских училищ: 1) пастырское училище с полным

богословским образованием — по типу нынешних семинарий, и

2) пастырские училища с неполным богословским образованием.

Первый тип может быть или единым училищным заведением или

двойным, т. е. учебное заведение с 7 классами общего образования

и 3 пасторскими. Тогда последние именуются богословско-

пастырскими семинариями» 581.

15. Докладчик архим. Вениамин: «Основным недостатком

духовных семинарий, как известно, была двойственность <...> за-

дач: школа должна была давать и общее образование, и богослов-

ское, и воспитывать пастырей, и облегчать обучение детей духов-

ному сословию. <...> Такие две цели — пастырская и сословная —

сначала еще уживались между собой, но уже приблизительно пол-

века тому назад началась между ними борьба, особенно она обост-

рилась с 60-х годов прошлого столетия. <...> Неоднократно дела-

лись попытки исправить эту роковую двойственность — или ис-

кусственным путем затруднения поступать семинаристам в выс-

шие светские учебные заведения, или же путем реформирования

уставов, начиная с устава 1884 года. Но попытки были неудачны,

так как они не разрубали основного узла школы — двойственности

ее. <...> Таков был первый и основной недостаток духовной шко-

лы — двойственность целей ее, недостаток принципиальный, ле-

жавший в существе самой школы. Но помимо него был и другой

недостаток, характера, так сказать, практического. <...> В послед-

ние годы, как показывают согласные отзывы лиц, близко прикос-

новенных к школе, из наших духовных семинарий выходило очень

мало кандидатов в пастыри. <...> А дальше, при совершенно сво-

бодном теперь выходе в высшие светские учебные заведения, а

особенно при том крестном пути, который предстоит уже и теперь

пастырству, наши духовные семинарии почти не будут осуществ-

лять основной своей задачи, рекомендуемой им параграфом пер-

вым Устава, чтобы они готовили богословски образованных и ре-

лигиозно воспитанных пастырей Церкви. <...> Отдел указывает два

частных пути, объединяющихся, однако, единой мыслью —

581 Л. 15—16, ср. Деяния НМ IX. С. 68—69.

отделить специальную богословско-пастырскую подготовку от

общего образования» 582.

16. Докладчик членов Отдела, оставшихся при особом мне-

нии, еп. Андроник (Никольский) говорит о том, что прежняя семи-

нария не только готовила пастырей для Церкви, но прежде всего

занималась образованием детей духовного сословия. Юноши, не

желающие становиться священниками, негативно относились к

строгой дисциплине семинарий, преподаванию богословия и дру-

гих специальных предметов. В конце концов многие из них попол-

нили ряды недоброжелателей Православной Церкви. Народ заме-

чал несправедливость того, что церковные средства, на которые

содержались семинарии, идут не на благо Церкви. С другой сторо-

ны, еп. Андроник отмечает, что светские преподаватели семинарии

часто имели пагубное влияние на учеников своим антихристиан-

ским настроением. «Все сказанное ясно говорит о необходимости

отделения цели благотворительной от цели пастырской. Пастыр-

ская школа должна быть исключительно пастырской по своей це-

ли. Очевидно, она должна быть доступною для лиц всех сословий

без различия. <...> По высказанным соображениям и основаниям

<...> представляющие отдельное мнение члены соборного Отдела

о духовной школе согласились с разработанным в 1911 г. особой

Синодальной комиссией планом пастырской школы в виде шести-

классного духовного училища и четырехклассной пастырской се-

минарии. В шестиклассном училище дается общее образование в

размере 6 классов существующей светской средней школы и соот-

ветствующее духовное образование при церковном воспитании.

Цель же такого училища — образованием и воспитанием с детства

подготовить учащихся к переходу в четырехклассную пастырскую

семинарию. <...> Но чтобы всем не подходящим для пастырской

семинарии дать возможность своевременного выхода в светскую

среднюю школу, учебный план училища за четыре его класса

вполне приравнен к четырем классам светской средней школы, из

которой с такою же свободою могут переходить юноши, влекомые

душою своею в пастырскую школу. <...> По окончании училища

они будут уже шестнадцатилетними юношами. Это возраст пере-

ходный, в котором происходит перелом в душевном настроении

юноши. <...> Если и в этом переходном возрасте он однако не уй-

дет в светскую школу, но перейдет в пастырскую семинарию, то

582 Л. 22—25.

очень важно, что дальнейшим образованием и воспитанием в пас-

тырской семинарии душа его закрепится в поступательном своем

развитии на избранном пути» 583. Еп. Андроник критикует проект,

предложенный Отделом: «С самого начала его <Отдела> деятель-

ности создавалось такое впечатление от работ его, что заботились

не столько о церковно-пастырском деле, сколько о духовном со-

словии и о самих педагогах духовной школы, чтобы детям духо-

венства дать возможность получить образование и права для вы-

хода в светскую высшую школу, а вторым —остаться на службе в

духовной школе. <...> Действующая духовная семинария оставле-

на как она есть, но уже снята с нее всякая ответственность за под-

готовку к пастырству. Ибо гимназия ведь ставит своею целью —

через среднее образование подготовить учащихся к высшей свет-

ской школе. Но несомненная уверенность в том, что из такой шко-

лы пастырей вовсе не будет, как их нет и из действующей духов-

ной семинарии, привела Отдел к сознанию необходимости создать

хоть какую-нибудь пастырскую школу. Только после настойчивых

о том представлений, Отдел и сделал привесок к своему проекту о

духовной школе в виде пункта о пастырской школе пониженного

типа» 584.

17—18. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает выступить

В. В. Успенскому, который просит предоставить ему слово позже.

19—22. 11.30—12.20 — перерыв.

23. Е. Н. Трубецкой поддерживает проект большинства, го-

ворит о том, что будущему пастырю необходимо законченное

среднее образование. Выбор пастырского пути — дело взрослого,

ответственного человека, а не неразумного юноши, поэтому не

нужно бояться, что после окончания христианско-гуманитарной

школы многие отвернутся от пастырства. «Ведь в настоящее время

это ужасное явление — нигилист в рясе; но ныне они исключение,

если же, как предполагает проект меньшинства, к пастырству ста-

нут готовить с 15-летнего возраста, то я опасаюсь, как бы нигили-

сты в рясе не стали обыденным явлением. Это создаст положение

более опасное, чем ныне, когда семинаристы, не веря, могут по-

ступить в университет» 585.

24. Н. Г. Говоров защищает проект меньшинства, говорит,

что пастыря должна отличать основательная богословская подго-

583 Л. 36—38, ср. Деяния НМ IX. С. 72—74.

584 Л. 38—39, ср. Деяния НМ IX. С. 74.

585 Л. 44.

товленность. Считает, что после общеобразовательной школы ни-

кто не пойдет в пастырскую семинарию. Его предложения сводят-

ся к следующему: «1. Представленный Духовно-учебным отделом

проект реформы духовной школы должен быть отвергнут. 2. Воп-

рос о пастырских училищах с неполным богословским образова-

нием обсуждается особо от вопроса об основном типе духовной

школы, так как пастырское училище с неполным богословским

образованием выдвинуто проектом не как следствие реформы ду-

ховной школы, а как потребная в некоторых епархиях школа.

3. Принять проект реформы духовной школы, представленный на

уважение Собора в качестве особого мнения некоторых членов

Отдела с переходом к постатейному чтению» 586.

25. И. П. Николин поддерживает проект большинства Отде-

ла. «В Отделе <...> мнения разошлись. Одни, выходя из идеи про-

фессиональной школы, углубляли ее задачу и готовы были по-

жертвовать требованиями систематического общего образования,

лишь бы школа приготовляла пастырей типа строго церковного

направления, налагала бы на них определенную печать по примеру

католических семинарий. Такой путь реформы для нашей духов-

ной школы, конечно, не может быть желательным. Против него

уже говорит опыт прежней профессиональной, и потому замкну-

той, семинарии, которая выпускала, по крылатому выражению, не

богомольников, а невольников. <...> Пастырство — не ремесло и

не наука. Пастырские школы нельзя организовать по типу военных

или технических училищ. <...> Задачей духовной школы должна

быть прежде всего христианизация общества. <...> Сама просвети-

тельная миссия Церкви требует существования общеобразователь-

ных школ на религиозно-христианской основе, школ, какие долж-

ны служить базисами и для чисто богословского и пастырского

образования. Богословско-пастырское образование должно основы-

ваться на среднем законченном образовании, чтобы осмысленная и

сознательная склонность к пастырству получала соответствующее

развитие» 587.

26. Еп. Барнаульский Гавриил (Воеводин) резко критикует

проект большинства. «Я стою за пастырскую школу, проект кото-

рой выработан в 1908 г. митрополитом Антонием. В нее поступа-

ют зрелые, определившиеся люди 25—30 лет. Ведь недостаток

пастырей весьма ощутителен. В нашей одной епархии сейчас до

586 Л. 56.

587 Л. 46—59.

50-ти вакантных мест. Пойдут ли так называемые “образованные”

пастыри в Нарымский край? Как ни хороши ваши полные про-

граммы, но христианская настроенность дается не через сухое зна-

ние безжизненного, не через непостижимый язык ваших учебни-

ков и вашего богословия. Знание еще не есть добродетель, и ложь

Отдела в том, что воспитать христиански настроенного человека

не значит воспитать пастыря» 588.

27—29. С. А. Котляревский: «На вопрос, поставленный вни-

манию Священного Собора, в докладе Отдела имеется два отве-

та — большинства и меньшинства. В общих прениях по вопросу

высказались представители того и другого направления. Здесь за-

метно основное различие не столько во взглядах педагогических,

но в ответе на вопрос: как должно пополняться духовенство Рус-

ской Церкви после ее преобразования» 589. Докладчик считает, что

духовная школа не должна быть сословной. «Два главных условия

должны быть приняты во внимание при построении духовной

школы. Первое — духовная школа должна быть открыта для всех

классов общества. Этому условию удовлетворяют оба проекта — и

большинства и меньшинства. <...> Второе условие — <...> попол-

нение пастырства не должно носить характера принудительно-

сти» 590. Поддерживает проект большинства как лучше удовлетво-

ряющий второму условию.

30. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что уже записа-

лись 42 оратора.

31. Заседание закрыто в 14.00.

588 Л. 63—64.

589 Л. 64.

590 Л. 66—67.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.