КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повестка дня. Москва, понедельник, 2/15 апреля 1918 г
ДЕЯНИЕ 121 Москва, понедельник, 2/15 апреля 1918 г. 9.10—14.00. Источники: РГИА № 14, л. 2—69, машинопись (Ср. ГАРФ № 122, л. 27—79, рукопись; Деяния НМ IX. С. 67—82, протокол с фрагментами стенограммы, а также приложения, в число которых входит отвергнутый Совещанием епископов проект определения «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церко- вью»). Присутствовало 275 членов Собора, в том числе 40 архие- реев. Председатель: митр. Арсений (Стадницкий). 1. Текущие дела. 2. Доклады Редакционного отдела: а) «Об уездных собраниях». Докладчик Г. И. Булгаков. б) «О викарных епископах». Докладчик И. И. Соколов. в) «О поводах к расторжению брака, освященного Церко- вью». Докладчик С. Г. Рункевич. 3. Доклад Отдела о благоустроении прихода гл. XI «О хра- мовом и приходском имуществе» и 32 ст. V главы (о церковных старостах) (не рассматривался). 4. Доклад Отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и управлении духовно-учебными заведениями». Докладчики прот. К. М. Аггеев и архим. Вениамин. 5. Доклад Отдела о духовных академиях «Об основных нача- лах преобразования духовных академий» Докладчики: проф.-прот. А. П. Рождественский и проф. И. В. Попов (не рассматривался). 2. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что сейчас будут заслушаны доклады Редакционного отдела. 3—5. Докладчик Редакционного отдела И. И. Соколов зачи- тывает, а Собор принимает постановление «О викарных еписко- пах». Доклад передается Совещанию епископов. 6—8. Докладчик Редакционного отдела Г. И. Булгаков зачи- тывает, а Собор принимает постановление «Об уездных собрани- ях». Доклад передается Совещанию епископов. 9—10. Докладчик Редакционного отдела С. Г. Рункевич за- читывает, а Собор принимает постановление «О поводах к рас- торжению брачного союза, освященного Церковью». Доклад пере- дается Совещанию епископов. 11. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает поступившее от новгородской православной паствы приветствие Патриарху с выражением готовности встать на защиту веры и Церкви. 12. Собор просит Патриарха благословить авторов этого письма. 13. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает перейти к об- суждению доклада Отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и управлении духовно-учебных заведений» и сам говорит вступи- тельное слово. Несмотря на недостаток времени, этот доклад дол- жен быть обсужден, так как в Отделе возникли серьезные расхож- дения: «В Отделе возникли разногласия, которые воплотились в создании трех типов школы: а) первого — построенного примени- тельно к духовной семинарии; б) второго — богословско-пастыр- ской семинарии и в) третьего — пастырского училища с неполным упрощенным богословским образованием. Перед вами выступят ораторы, которые будут защищать тот или иной тип, тот или иной доклад. Очень трудно, повторяю, составить окончательное сужде- ние, потому что каждый тип имеет свои достоинства и недостат- ки» 580. 14. Докладчик прот. К. М. Аггеев: «В небывало тяжелый мо- мент церковной жизни выступает Отдел о духовно-учебных заве- дениях пред вами с своим проектом организации учебного дела в Церкви. Лица, именующие себя властью, лишили Православную Церковь государственного бытия. Издан Декрет, при точном по- нимании смысла которого невозможно в школе изучение веры. Издан Декрет, которым конфискованы капиталы, которые, каза- лось бы, не подлежали конфискации по самой их природе, с точки зрения самих авторов декрета. И если отправляться в суждении о будущей судьбе духовной школы от помянутого Декрета, то нам говорить не о чем. Иначе на дело смотрит Священный Собор. Дек- рет Собором не принимается в серьезный учет: он продолжал и продолжает свою работу, которая в противном случае должна бы- ла бы прекратиться. <...> Мы не переоцениваем положения в луч- шую сторону, но убеждены: если и суждено осуществиться в жиз- 580 Л. 13. ни Декрету об отделении Церкви от государства, то это осуществ- ление совершится в рамках элементарного права. <...> Учитывая полностью современные нам условия жизни, Отдел проектирует два типа пастырских училищ: 1) пастырское училище с полным богословским образованием — по типу нынешних семинарий, и 2) пастырские училища с неполным богословским образованием. Первый тип может быть или единым училищным заведением или двойным, т. е. учебное заведение с 7 классами общего образования и 3 пасторскими. Тогда последние именуются богословско- пастырскими семинариями» 581. 15. Докладчик архим. Вениамин: «Основным недостатком духовных семинарий, как известно, была двойственность <...> за- дач: школа должна была давать и общее образование, и богослов- ское, и воспитывать пастырей, и облегчать обучение детей духов- ному сословию. <...> Такие две цели — пастырская и сословная — сначала еще уживались между собой, но уже приблизительно пол- века тому назад началась между ними борьба, особенно она обост- рилась с 60-х годов прошлого столетия. <...> Неоднократно дела- лись попытки исправить эту роковую двойственность — или ис- кусственным путем затруднения поступать семинаристам в выс- шие светские учебные заведения, или же путем реформирования уставов, начиная с устава 1884 года. Но попытки были неудачны, так как они не разрубали основного узла школы — двойственности ее. <...> Таков был первый и основной недостаток духовной шко- лы — двойственность целей ее, недостаток принципиальный, ле- жавший в существе самой школы. Но помимо него был и другой недостаток, характера, так сказать, практического. <...> В послед- ние годы, как показывают согласные отзывы лиц, близко прикос- новенных к школе, из наших духовных семинарий выходило очень мало кандидатов в пастыри. <...> А дальше, при совершенно сво- бодном теперь выходе в высшие светские учебные заведения, а особенно при том крестном пути, который предстоит уже и теперь пастырству, наши духовные семинарии почти не будут осуществ- лять основной своей задачи, рекомендуемой им параграфом пер- вым Устава, чтобы они готовили богословски образованных и ре- лигиозно воспитанных пастырей Церкви. <...> Отдел указывает два частных пути, объединяющихся, однако, единой мыслью — 581 Л. 15—16, ср. Деяния НМ IX. С. 68—69. отделить специальную богословско-пастырскую подготовку от общего образования» 582. 16. Докладчик членов Отдела, оставшихся при особом мне- нии, еп. Андроник (Никольский) говорит о том, что прежняя семи- нария не только готовила пастырей для Церкви, но прежде всего занималась образованием детей духовного сословия. Юноши, не желающие становиться священниками, негативно относились к строгой дисциплине семинарий, преподаванию богословия и дру- гих специальных предметов. В конце концов многие из них попол- нили ряды недоброжелателей Православной Церкви. Народ заме- чал несправедливость того, что церковные средства, на которые содержались семинарии, идут не на благо Церкви. С другой сторо- ны, еп. Андроник отмечает, что светские преподаватели семинарии часто имели пагубное влияние на учеников своим антихристиан- ским настроением. «Все сказанное ясно говорит о необходимости отделения цели благотворительной от цели пастырской. Пастыр- ская школа должна быть исключительно пастырской по своей це- ли. Очевидно, она должна быть доступною для лиц всех сословий без различия. <...> По высказанным соображениям и основаниям <...> представляющие отдельное мнение члены соборного Отдела о духовной школе согласились с разработанным в 1911 г. особой Синодальной комиссией планом пастырской школы в виде шести- классного духовного училища и четырехклассной пастырской се- минарии. В шестиклассном училище дается общее образование в размере 6 классов существующей светской средней школы и соот- ветствующее духовное образование при церковном воспитании. Цель же такого училища — образованием и воспитанием с детства подготовить учащихся к переходу в четырехклассную пастырскую семинарию. <...> Но чтобы всем не подходящим для пастырской семинарии дать возможность своевременного выхода в светскую среднюю школу, учебный план училища за четыре его класса вполне приравнен к четырем классам светской средней школы, из которой с такою же свободою могут переходить юноши, влекомые душою своею в пастырскую школу. <...> По окончании училища они будут уже шестнадцатилетними юношами. Это возраст пере- ходный, в котором происходит перелом в душевном настроении юноши. <...> Если и в этом переходном возрасте он однако не уй- дет в светскую школу, но перейдет в пастырскую семинарию, то 582 Л. 22—25. очень важно, что дальнейшим образованием и воспитанием в пас- тырской семинарии душа его закрепится в поступательном своем развитии на избранном пути» 583. Еп. Андроник критикует проект, предложенный Отделом: «С самого начала его <Отдела> деятель- ности создавалось такое впечатление от работ его, что заботились не столько о церковно-пастырском деле, сколько о духовном со- словии и о самих педагогах духовной школы, чтобы детям духо- венства дать возможность получить образование и права для вы- хода в светскую высшую школу, а вторым —остаться на службе в духовной школе. <...> Действующая духовная семинария оставле- на как она есть, но уже снята с нее всякая ответственность за под- готовку к пастырству. Ибо гимназия ведь ставит своею целью — через среднее образование подготовить учащихся к высшей свет- ской школе. Но несомненная уверенность в том, что из такой шко- лы пастырей вовсе не будет, как их нет и из действующей духов- ной семинарии, привела Отдел к сознанию необходимости создать хоть какую-нибудь пастырскую школу. Только после настойчивых о том представлений, Отдел и сделал привесок к своему проекту о духовной школе в виде пункта о пастырской школе пониженного типа» 584. 17—18. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает выступить В. В. Успенскому, который просит предоставить ему слово позже. 19—22. 11.30—12.20 — перерыв. 23. Е. Н. Трубецкой поддерживает проект большинства, го- ворит о том, что будущему пастырю необходимо законченное среднее образование. Выбор пастырского пути — дело взрослого, ответственного человека, а не неразумного юноши, поэтому не нужно бояться, что после окончания христианско-гуманитарной школы многие отвернутся от пастырства. «Ведь в настоящее время это ужасное явление — нигилист в рясе; но ныне они исключение, если же, как предполагает проект меньшинства, к пастырству ста- нут готовить с 15-летнего возраста, то я опасаюсь, как бы нигили- сты в рясе не стали обыденным явлением. Это создаст положение более опасное, чем ныне, когда семинаристы, не веря, могут по- ступить в университет» 585. 24. Н. Г. Говоров защищает проект меньшинства, говорит, что пастыря должна отличать основательная богословская подго- 583 Л. 36—38, ср. Деяния НМ IX. С. 72—74. 584 Л. 38—39, ср. Деяния НМ IX. С. 74. 585 Л. 44. товленность. Считает, что после общеобразовательной школы ни- кто не пойдет в пастырскую семинарию. Его предложения сводят- ся к следующему: «1. Представленный Духовно-учебным отделом проект реформы духовной школы должен быть отвергнут. 2. Воп- рос о пастырских училищах с неполным богословским образова- нием обсуждается особо от вопроса об основном типе духовной школы, так как пастырское училище с неполным богословским образованием выдвинуто проектом не как следствие реформы ду- ховной школы, а как потребная в некоторых епархиях школа. 3. Принять проект реформы духовной школы, представленный на уважение Собора в качестве особого мнения некоторых членов Отдела с переходом к постатейному чтению» 586. 25. И. П. Николин поддерживает проект большинства Отде- ла. «В Отделе <...> мнения разошлись. Одни, выходя из идеи про- фессиональной школы, углубляли ее задачу и готовы были по- жертвовать требованиями систематического общего образования, лишь бы школа приготовляла пастырей типа строго церковного направления, налагала бы на них определенную печать по примеру католических семинарий. Такой путь реформы для нашей духов- ной школы, конечно, не может быть желательным. Против него уже говорит опыт прежней профессиональной, и потому замкну- той, семинарии, которая выпускала, по крылатому выражению, не богомольников, а невольников. <...> Пастырство — не ремесло и не наука. Пастырские школы нельзя организовать по типу военных или технических училищ. <...> Задачей духовной школы должна быть прежде всего христианизация общества. <...> Сама просвети- тельная миссия Церкви требует существования общеобразователь- ных школ на религиозно-христианской основе, школ, какие долж- ны служить базисами и для чисто богословского и пастырского образования. Богословско-пастырское образование должно основы- ваться на среднем законченном образовании, чтобы осмысленная и сознательная склонность к пастырству получала соответствующее развитие» 587. 26. Еп. Барнаульский Гавриил (Воеводин) резко критикует проект большинства. «Я стою за пастырскую школу, проект кото- рой выработан в 1908 г. митрополитом Антонием. В нее поступа- ют зрелые, определившиеся люди 25—30 лет. Ведь недостаток пастырей весьма ощутителен. В нашей одной епархии сейчас до 586 Л. 56. 587 Л. 46—59. 50-ти вакантных мест. Пойдут ли так называемые “образованные” пастыри в Нарымский край? Как ни хороши ваши полные про- граммы, но христианская настроенность дается не через сухое зна- ние безжизненного, не через непостижимый язык ваших учебни- ков и вашего богословия. Знание еще не есть добродетель, и ложь Отдела в том, что воспитать христиански настроенного человека не значит воспитать пастыря» 588. 27—29. С. А. Котляревский: «На вопрос, поставленный вни- манию Священного Собора, в докладе Отдела имеется два отве- та — большинства и меньшинства. В общих прениях по вопросу высказались представители того и другого направления. Здесь за- метно основное различие не столько во взглядах педагогических, но в ответе на вопрос: как должно пополняться духовенство Рус- ской Церкви после ее преобразования» 589. Докладчик считает, что духовная школа не должна быть сословной. «Два главных условия должны быть приняты во внимание при построении духовной школы. Первое — духовная школа должна быть открыта для всех классов общества. Этому условию удовлетворяют оба проекта — и большинства и меньшинства. <...> Второе условие — <...> попол- нение пастырства не должно носить характера принудительно- сти» 590. Поддерживает проект большинства как лучше удовлетво- ряющий второму условию. 30. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что уже записа- лись 42 оратора. 31. Заседание закрыто в 14.00. 588 Л. 63—64. 589 Л. 64. 590 Л. 66—67.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |