Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, четверг, 29 марта/11 апреля 1918 г




ДЕЯНИЕ 118

Москва, четверг, 29 марта/11 апреля 1918 г. 9.00—14.25.

Источники: Деяния X. С. 73—112 (Ср. Деяния НМ IX. С. 3—34).

Присутствовал 271 член Собора, из них 41 архиерей.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о благоустроении прихода (с главы IX).

Докладчики В. А. Потулов и Н. Д. Кузнецов.

3. Доклад отделов О Высшем Церковном Управлении и О

церковном имуществе и хозяйстве «О содержании членов Высше-

го Церковного Управления Православной Российской Церкви»

(продолжение). Докладчик М. И. Арефьев.

2. Продолжается обсуждение доклада «О содержании членов

Высшего Церковного Управления Православной Российской Церк-

ви». Председатель зачитывает примечание Н. Н. Медведкова к 3 ст.

3. Н. Н. Медведков разъясняет свою поправку о том, то если

член ВЦУ живет в Москве и состоит на штатной должности на

другой службе, он не получает квартирных денег.

4. Докладчик М. И. Арефьев выступает против примечания

Н. Н. Медведкова и поддерживает статью в редакции Отдела.

5—6. Собор принимает примечание к ст. 3 в редакции

Н. Н. Медведкова.

7—8. Председатель зачитывает ст. 4 о помесячной выплате

содержания членам ВЦУ. Собор принимает статью в редакции От-

дела.

9—10. Председатель зачитывает ст. 5 о содержании членов

ВЦУ, выбывших из состава Синода или Высшего Церковного Со-

вета. Собор принимает статью в изложении Отдела.

11—12. Председатель зачитывает ст. 6 о том, что во время

заседаний Собора члены ВЦУ, работающие в качестве членов Со-

бора, получают содержание только как члены ВЦУ. Собор прини-

мает статью в редакции Отдела.

13—14. Председатель зачитывает ст. 7 о командировочных

расходах членов ВЦУ. Собор принимает статью в изложении Отдела.

15—16. Председатель зачитывает ст. 8 о сохранении содер-

жания членам ВЦУ на время отпуска. Собор принимает статью в

изложении Отдела.

17—18. Доклад передается в Редакционный отдел. Собор

благодарит докладчика М. И. Арефьева.

19. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет о переходе к об-

суждению доклада Комиссии о гонениях на Церковь.

20. Докладчик Комиссии о гонениях прот. П. Н. Лахостский

зачитывает донесение об аресте архиеп. Донского и Новочеркас-

ского Митрофана (Симашкевича): «Вслед за вступлением в город

Новочеркасск большевистских отрядов <...> я и преосвященный

викарий вверенной мне епархии еп. Аксайский Гермоген (Макси-

мов) были арестованы. <...> Около трех часов пополудни ко мне

ворвались человек пятнадцать <...> матросов, которые, как разбой-

ники, перевернули всю обстановку, выбрасывали на пол из ящиков

письменного стола бумаги, рвали их, грабили ценные вещи, как

например, несколько очков в золотой оправе, серебряные ложки,

ножи, вилки, белье, сапоги и пр. Окончив свое разбойничье дело,

они начали совещаться между собой: арестовывать меня или нет.

Одни говорили: “Арестовать”. Другие: “Не надо”, — и хотели бы-

ло уходить, но один из них, мальчишка лет семнадцати, сказал: “Я

без него не пойду. Я его арестовываю”. С этим согласились и дру-

гие и потребовали, чтобы я одевался и шел с ними. Одевшись и

выходя из комнаты, я стал молиться перед св. иконами, а матросы,

смеясь над этим, говорили: “Молиться стал, думает, Бог поможет

ему; не поможет, хотя и не молись! Какой там еще Бог!” Спустив-

шись вниз, я вышел из дома. У подъезда дома собралась толпа, из

которой слышны были крики: “Ведут! Вот он! Попался! Так ему и

надо!” А одна женщина — старуха, крикнула: “Вот этот самый

смущает людей”. Все эти выходки были сделаны, как потом гово-

рили, со стороны сектантов — хлыстов и безбожников. <...> Меня

повели с вокзала до дворца пешком в сопровождении тех же мат-

росов и по меньшей мере трехтысячной толпы народа, из которой

многие потерявшие страх Божий, забывшие Бога, преимуществен-

но же сектанты — хлысты злорадствовали, ругали меня скверными

словами и всячески поносили меня, выкрикивая: “Будет тебе в ка-

рете ездить, походи-ка пешком. Новочеркасского бога ведут, та-

кую его мать! Он обманщик, смутьян! Гришка Распутин! Вот ему

чего надо!” — говорили кричавшие, показывая и потрясая кулака-

ми. <...> Толпа народа все возрастала, а вместе увеличивались и

ругательства по моему адресу. Одни издали плевали на меня, дру-

гие осыпали скверной бранью, словом, пущено было в ход все, чем

можно было унизить и оскорбить меня. Но не вся толпа состояла

из таких врагов и ругателей моего недостоинства; многие скорбе-

ли, плакали, сожалели о мне, но не могли ничем мне помочь. <...>

Приведен я был на местную гауптвахту, где и был заключен в тес-

ную одиночную и грязную камеру, в которую вместе со мной был

помещен также арестованный войсковой атаман генерал Назаров и

еще один прапорщик. Условия нашего пребывания здесь были са-

мые невыносимые. Спать приходилось вдвоем на той дощатой го-

лой лавке, которая днем служила нам для сиденья. <...> Великим

для меня утешеньем послужили массовые и настойчивые ходатай-

ства отдельных лиц, учреждений и приходов г. Новочеркасска о

моем освобождении из-под ареста. Мирян-посетителей свободно

пропускали ко мне на гауптвахту, и они беспрерывно шли ко мне

получить благословение и принести чего-либо съестного. Духов-

ных же лиц с 17-го февраля было воспрещено допускать ко мне.

<...> 22-го февраля меня под конвоем, в 8 часов вечера, повели в

здание судебных установлений и здесь мне объявили постановле-

ние военно-революционного суда, что я признан ни в чем не ви-

новным, причем председатель военно-революционного суда между

прочим мне объявил, что революционная власть теперь убедилась,

что народ меня любит» 542.

21—23. Собор постановляет просить Патриарха выразить от

имени Собора сочувствие архиеп. Митрофану (Симашкевичу) и

поет ему «E„j poll¦ _th d_spota».

24. Докладчик прот. П. Н. Лахостский делает доклад о гоне-

ниях на Церковь: «Гонения начал тот, который называл себя на-

родным министром — обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов. <...>

Гонение велось на истинно демократических началах: были гони-

мы и преследуемы только архиереи и священники, диаконов тро-

гали весьма редко, а псаломщиков почти совсем не трогали. Важ-

ным средством для пособления этим гонениям была поставлена

печать, увы, даже церковная. Это был первый этап гонений, хотя

печальный, но все же не столь тяжкий: ограничивались преследо-

ванием отдельных лиц, служащих Церкви <...>, а самой Церкви и

ее достояния некоторое время почти не трогали, если не считать

кощунственных брошюр и статей в уличных газетах, которые пря-

542 С. 75—79, ср. Деяния НМ IX. С. 5—7.

мой цели своей не достигали, хотя почву для фактических гонений

подготовляли. <...> Большевистским переворотом положение Церк-

ви сразу ухудшилось и продолжает все более и более ухудшаться,

особенно со времени издания знаменитого январского Декрета о

свободе совести, вплоть до принесения многих кровавых невинных

жертв, число которых, увы, нам еще не известно, но судя по всему,

что мы знали, должно быть очень велико. <...> Большевики гонят

Церковь — так принято теперь говорить. Но в этом заявлении очень

мало ясности. Факты дают нам ее гораздо больше, чем теоретиче-

ские рассуждения. <...> Факты свидетельствуют, что нападения на

церковное достояние и на лиц, служащих Церкви, особенно священ-

нослужителей, производятся солдатами, красногвардейцами, матро-

сами и, к сожаленью, крестьянами — жителями окружающих мона-

стыри и монастырские угодья и хутора (редко храмы) селений, и

русскими и татарами <...> Все эти расхитители Божьего достояния,

эти истязатели и убийцы священнослужителей действуют если не от

имени и не по уполномочию власти в каждом данном случае, то под

несомненным ее покровительством и укрывательством, с вполне

верным расчетом на полную безнаказанность, какое бы гнусное пре-

ступление они не совершили. <...> Ясно, что гонения на Церковь

проистекают из самого существа социализма той марки, под какой

он принят и проводится нашими правителями. Но вот здесь-то и

встает грозный и страшно трудный вопрос: а народ-то наш, право-

славный, верующий, богоносец, про который мы говорим, что он не

воспринял и не может воспринять такого социализма, как этот народ

очутился во многих местах среди самых ярых гонителей? Верим ли

мы, имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происхо-

дит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога,

что он не безбожник-социалист, а остается преданным своей Церк-

ви?

Да, мы верим в народ и имеем право так утверждать. Народ

наш во многих местах, начиная с Петроградской Александро-Нев-

ской Лавры, отстоял и отстаивает свои святыни, притом отстаивает

против разбойников, вооруженных с ног до головы, отстаивает без

всякого оружия, с голыми руками, принося из своей среды крова-

вые жертвы и выражая готовность и впредь приносить их.

Значит, народ является по местам грабителем потому, что он

действует не сам по себе, он действует в насильно напяленной на

него духовной маске, которую нужно помочь ему с себя сорвать и

бросить с отвращением в сторону. Нужно всеми силами и спосо-

бами разоблачать эту постыдную, скрывшую подлинный народ-

ный лик маску. Кем же напялена эта маска на наш народ? Увы,

ответ требует величайшей мудрости и осторожности. Здесь, боюсь,

наши взгляды разойдутся. В столицах, да и в других городах, уже

ходил по рукам подлинный список (даже печатный) наших выс-

ших правителей, из коего видно было, что громадное большинство

их — евреи. По официальным донесениям с мест видно, что в не-

которых местах комиссары по духовным делам — евреи, а среди

их помощников и сотрудников вы почти везде непременно усмот-

рите евреев. <...>

Но нельзя также во имя правды умолчать, что есть предатели

и пособники гонения на Церковь из своей же духовной среды.

Здесь уже сказано было одним уважаемым и правдивым архипас-

тырем, что есть и архиереи заодно с большевиками-гонителями, и

священники, и диаконы с псаломщиками, даже из выбранных в

епархиальные советы и в члены консисторий. <...>

Переходя к вопросу о видах и формах гонений на Церковь,

должен отметить, что эти гонения совершаются планомерно, по

какой-то команде, с известной постепенностью. Сначала отнима-

ются средства оповещения о деятельности Собора, отнимаются

типографии, синодальные и провинциальные епархиальные, потом

начинается грозный натиск на обители, попытка овладеть ими, на-

чиная с Александро-Невской Лавры. Великая заслуга, скажу —

подвиг тех, кто защитил эти святыни. Затем начинается реквизи-

ция монастырского имущества, денег, зданий, хуторов, земли, ар-

хиерейских домов, иногда со всем их имуществом и инвентарем,

как в Симбирске и в Твери. Далее идет реквизиция духовно-

учебных заведений, свечных заводов и консисторий, и одновре-

менно происходят аресты лиц, которые часто виновны лишь в том,

что в момент реквизиции находятся на месте службы, и кажется,

что эти аресты производятся для устранения тех, которые постав-

лены стражами церковного достояния. Наконец совершаются

убийства, жестокие, зверские, совершенно бессмысленные, боль-

шей частью без предъявления обвинения, иногда по ошибке вме-

сто намеченного убивают другого. <...>

В последнее время поступили донесения о гонениях на ико-

ны. Сигнал к этому дан в Москве и Петрограде. В Комиссию при-

ходила депутация от Каретнорядного училища и заявила, что на-

значенный большевиками старший учитель приказал вынести ико-

ны и запретил в школе молиться. А в Петрограде приказали уда-

лить иконы из дома Ремесленной управы. <...>

Наконец, последним видом гонений являются официальные

приказы комиссаров, контролеров по духовным делам на местах,

имеющие категорический характер; например, требуют выдачи

5 тысяч рублей на местный совет, отстраняются от должности чле-

ны консисторий, предъявляются __________требования платить за церковные

помещения, с угрозой приказывают их очистить, требуют удале-

ния епархиального архиерея и т. п.

Замечательно, что нет известий о гонениях на другие рели-

гии и исповедания кроме православия: ни еврейские раввины, ни

татарские муфтии не преследуются» 543.

25. Докладчик Г. И. Булгаков предлагает Собору принять

подготовленное Комиссией постановление из 10 пунктов.

26. И. И. Ульянов: «Для верующих достаточны способы, о

которых говорит доклад» 544.

27—28. Собор постановляет прекратить запись ораторов.

29. С. П. Руднев: «Откуда пошли гонения? Здесь, наконец,

откровенно сказали, что они навеяны извне... Теперь руководители

гонений говорят, что их не поняли, они умывают руки и, конечно,

не могут стать на защиту... Власть, имеющая меч, не обнажает его

против себя. <...> Власть сейчас в руках или фанатиков, порвав-

ших связь с Россией, или евреев» 545.

30—35. Председатель прерывает докладчика.

36. А. В. Васильев: «Собору надлежит обратиться к народу с

посланием; но в этом послании надо будет тщательно разобраться

в сложных и запутанных условиях и задачах, которые создала и

поставила жизнь и от оценки которых Церкви нельзя уклониться.

Осудив богоотступничество социалистических наших верхов и

идущую от них, разлагающую народ, проповедь неверия, ненавис-

ти и насилий, Церковь должна признать правильными и близкими

ей задачи более совершенных и справедливых организаций и рас-

пределения труда и добываемых им вещественных и духовных

ценностей и благ, более совершенного порядка владения и пользо-

вания землей; устранения барышничества и ростовщичества всех

видов и — освобождения самого государства и народа от кабалы

задолженности ростовщикам. Церковь могла бы благословить все

543 С. 80—84, ср. Деяния НМ IX. С. 8—11.

544 С. 87, ср. Деяния НМ IX. С. 14.

545 С. 87—88, ср. Деяния НМ IX. С. 14.

эти возвещаемые на весь мир намерения и цели, — если бы все то

было искренне и не было бы только средством обольщения народа.

И Церковь в своем послании должна сказать ту правду, что, враж-

дуя с Богом, отделившись от Церкви, разграбив, ослабив и унизив

Россию, наши властодержцы ничего из своих посулов доброго не

осуществят и не дадут, так как враги и бывшие союзники России,

которые все стоят на капитализме и ростовщичестве и крепко

срослись с ними, свалить золотого тельца не допустят. И только

Россия, покаявшаяся, ставшая вновь христолюбивою и святою,

поднявшаяся из праха, если это ей судил Господь, вновь собрав-

шаяся в себе самой и собравшая вокруг себя остальное славянст-

во, — выполнит свое великое в мире призвание и явит миру со-

вершенный образец государства и общества, устроенных и живу-

щих по заветам Христовых» 546.

37—38. Собор постановляет ограничить время выступлений

5 минутами.

39—43. 11.00—12.10 — перерыв. Во время перерыва в Со-

борную палату прибывает Патриарх Тихон, фотограф делает сни-

мок Священного Собора.

44. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит о продолжении

обсуждения доклада Комиссии о гонениях.

45. Т. Г. Суринов: «Здесь было сказано о том, что многого

народ не знает и особенно не знает того, кто управляет страной в

настоящее время. Виновна в этом и периодическая печать, как со-

циалистическая, так и буржуазная. Происходит какой-нибудь ни-

чтожный съезд, и печать кричит, что на нем тот-то сказал это, и

такой-то — другое. А что нам сказал Священный Собор — ни од-

ного слова справедливого; печать о Соборе не говорит ни одного

слова. Если бы народ слышал эти справедливые слова, то он не

гнал бы Церкви. Ведь кто ее гонит? Народные массы не знают это-

го. Вот мы ехали домой на святочный отпуск и возвращались от-

туда по окончании срока отпуска — народ всюду встречает проез-

жающих криком: «Дайте газетку», — все страстно хотели читать и

знать правду» 547.

46. Н. Н. Медведков предлагает, чтобы во время перерыва

Н. Д. Кузнецов взял на себя обязанность сношения с властью по

вопросу о гонениях на Церковь. Предлагает следующую поправку

к докладу: «Для сношения с уездными советами и комиссарами по

546 С. 92—93, ср. Деяния НМ IX. С. 18—19.

547 С. 94, ср. Деяния НМ IX. С. 19—20.

всем случаям захватов, арестов, насилий в отношении как отдель-

ных лиц, так равно и учреждений и имущества церковного, а также

для своевременного и быстрого заступничества за невинно постра-

давших в губернских и уездных городах открываются особые ко-

митеты, по выбору уездных собраний, в количестве не менее шес-

ти мирян из состава городских приходских советов» 548.

47. Докладчик Г. И. Булгаков говорит, что Собор должен

поддержать предложенный доклад. «Прежде всего, должны быть

молитва, ободрение, объединение местных сил, приобретение спо-

собов оповещения населения о гонениях на Церковь, возвращение

захваченных типографий, организация изданий, выявление цер-

ковных идеалов» 549.

48—52. В. И. Зеленцов говорит о полной неосведомленности

деревни по поводу фактов гонения на Церковь.

53. Архим. Матфей (Померанцев) считает, что Собор должен

принять проект постановлений Комиссии. «Мое предложение: не-

медленно через делегацию передать современной власти, чтобы

она руководствовалась при издании декретов голосом Собора,

чтобы она знала, что это голос всей Русской Церкви, голос, кото-

рый не является голосом контрреволюционным, а голосом предан-

ных сынов Церкви» 550.

54. Свящ. А. Р. Пономарев: «Пусть же Собор и Церковь бу-

дут лучше гонимыми, а не гонителями. Это — не в духе христиан-

ства и не в духе будущей нашей церковной политики. <...> Меры,

которые предложены Комиссией, я поддерживаю. Молитвы о

здравии и упокоении всех тружеников на ниве Христовой я при-

ветствую, как и обращение к еврейскому раввину с требованием,

чтобы он удерживал своих духовных чад от дальнейшего разру-

шения Святого Святых русского народа» 551.

55—57. Прот. Э. И. Бекаревич говорит, что обращаться к

раввину унизительно для Собора.

58. А. Г. Чагадаев:«Теперь ищут виновников гонений на Цер-

ковь. И вот некоторые, любя русский народ, ищут виновников на

стороне, даже обвиняют целую отдельную нацию — еврейскую.

Но пусть каждый спросит свою совесть, есть ли у нас достаточно

фактов, чтобы обвинять отдельную нацию. Не весь ли народ вино-

548 С. 95, ср. Деяния НМ IX. С. 21.

549 С. 96, ср. Деяния НМ IX. С. 21.

550 С. 98, ср. Деяния НМ IX. С. 23.

551 С. 99, ср. Деяния НМ IX. С. 23—24.

вен? И обвинять евреев — не значит ли это бросить факел в поро-

ховой ящик. Не вызовем ли мы новых потоков крови, если будем

говорить, что в гонениях на Церковь виновны евреи»552.

59. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что Собор не при-

зывает к гонениям против еврейской нации.

60. А. Д. Зверев говорит, что священники должны вести разъ-

яснительную работу и объяснять народу, что он должен требовать

отмены декрета. Власти можно служить только до тех пор, пока

она не заставляет отрекаться от самого святого.

61. П. И. Астров: «Надо, чтобы Священный Собор, если уже

он не может остаться сам, выделил из своей среды комиссию, ко-

торая могла бы помочь Патриарху. Не сделать этого — значит ос-

тавить без ответа вопросы, которые нам предъявляет жизнь» 553.

62. Докладчик прот. П. Н. Лахостский анализирует выска-

зывания выступавших и говорит, что необходимо выработать ре-

золюцию по поводу выслушанного доклада о гонениях.

63. Докладчик Г. И. Булгаков также анализирует выступле-

ния членов Собора по поводу представленного доклада.

64—65. Председатель предлагает перейти к голосованию,

зачитывает ст. 1{=1—3} определения Комиссии о гонениях. В ста-

тье говорится о совершении особых молений «о живых страдаль-

цах и усопших мучениках за веру 554». Собор принимает статью в

редакции Комиссии.

66—67. Собор принимает ст. 2{=4} в изложении Комиссии

(об устройстве в Радоницу крестных ходов и совершении панихид).

68—69. Собор принимает ст. 3{=5} в изложении Комиссии

(о преподании благословения от Священного Собора всем испо-

ведникам).

70—71. Собор принимает ст. 4 в изложении Комиссии (о

просьбе послать патриаршие благословенные грамоты пострадав-

шим за Церковь).

72—73. Собор принимает ст. 5{=6} в изложении Комиссии

(о просьбе, адресованной Патриарху, чтобы он в случае арестов

обращался к местной советской власти).

74—75. Собор принимает ст. 6{=7} и примечание к ней в из-

ложении Комиссии (о роли печатных изданий и необходимости

552 С. 101, ср. Деяния НМ IX. С. 25.

553 С. 102, ср. Деяния НМ IX. С. 26.

554 С. 105, ср. Деяния НМ IX. С. 28.

издания специальной брошюры о правовом положении Церкви в

государстве).

76—79. Собор поручает составление брошюры проф. С. Н. Бул-

гакову, проф. Н. Н. Фиолетову и П. И. Астрову.

80—83. Собор принимает ст. 7{=11} в изложении Комиссии

(о принятии Собором и ВЦУ мер к возвращению церковного иму-

щества).

84—85. Собор принимает ст. 8{=12} в изложении Комиссии

(о призыве от имени Собора к приходским и епархиальным орга-

низациям с указанием мер для защиты гонимых и освобождения

заключенных).

86—91. Председатель зачитывает примечание {=13 ст.} к

статьям 7 и 8 о мерах, ограждающих от расхищения церковного

достояния. Собор принимает пункты «А», «Б», «В», «Г», «Д» в из-

ложении Комиссии. В пункт «Е» вносится исправление, касаю-

щееся того, что сведения о гонениях собирает не специальная ко-

миссия — как было предложено в докладе, а ВЦУ.

92—93. Собор принимает ст. 9{=15} в изложении Комиссии

(о том, что ВЦУ изыскивает средства для оказания помощи по-

страдавшим от гонений).

94. Председатель зачитывает ст. 10{=16} (о заявлении со-

борной делегацией обращенного к народным комиссарам требова-

ния об освобождении захваченных типографий).

95. Н. Д. Кузнецов говорит, что требование о возврате типо-

графий должно быть подкреплено основанием, понятным предста-

вителям советской власти.

96—97. Собор принимает ст. 10 в новой редакции.

98—101. Председатель зачитывает поправку

В. И. Зеленцова: «К отъезду членов Собора напечатать и раздать

им краткое перечисление жертв гонения: убитых, раненых, заклю-

ченных в тюрьму и ограбленных — для распространения на мес-

тах» 555. Собор принимает эту поправку.

102—106. Председатель зачитывает поправку

Н. Н. Медведкова (см. 46). Собор ее отклоняет.

107. Докладчик прот. П. Н. Лахостский говорит, что новый

исполнительный орган только усложнит работу.

108. Председатель зачитывает 2-ю поправку Н. Н. Медвед-

кова: «Уполномочить от лица Священного Собора Н. Д. Кузнецова

555 С. 109, ср. Деяния НМ IX. С. 32.

входить в сношения с народными комиссарами во все время пере-

рыва соборных занятий по всем делам насилий и захватов по ус-

мотрению и поручению Высшего Церковного Управления» 556.

109. Н. Н. Медведков снимает свое предложение ввиду того,

что это поручено Собором особой делегации.

110—111. Председатель зачитывает предложение прот. Э. И. Бе-

каревича о выдаче членам Собора специальных удостоверений. Со-

бор принимает это предложение. А выработку формы поручает

прот. П. Н. Лахостскому и Г. И. Булгакову.

112—115. Председатель зачитывает поправку прот. П. Н. Ла-

хостского: «От имени Священного Собора оповестить особым по-

становлением, что Священный Собор Православной Российской

Церкви <...> есть единственный законный высший распорядитель

церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и

всего церковного имущества…» 557 Собор принимает предложение

прот. П. Н. Лахостского.

116—117. Собор отклоняет поправку А. В. Васильева о не-

обходимости издать послание православному народу, раскрываю-

щее истинный характер богоотступнической власти.

118. С. Н. Булгаков предлагает составленный им доклад о

социализме.

119. Митр. Арсений (Стадницкий) предлагает

С. Н. Булгакову войти с этим предложением позже.

120. Собор отклоняет предложение А. Д. Зверева о том, что

священной обязанностью каждого православного христианина яв-

ляется письменно протестовать против Декрета об отделении

Церкви от государства и осудить гонения.

121. Собор передает предложение архим. Матфея в собор-

ную комиссию для сношения с народными комиссарами (о том,

чтобы через комиссию обратиться к комиссарам с требованием

«освобождения всех страдальцев за Церковь и возврата церковного

имущества…» 558).

122. А. Г. Чагадаев выступает по личному вопросу: «Очень

сожалею, что мои слова не так поняты, как я хотел. Я не говорил,

что кто-нибудь из членов Собора обвинял евреев, я не говорил и

того, чтобы здесь делался призыв к гонениям. Но я говорил и по-

556 С. 110, ср. Деяния НМ IX. С. 33.

557 С. 111, ср. Деяния НМ IX. С. 33.

558 С. 112, ср. Деяния НМ IX. С. 34.

вторяю, что мы должны обратить особое внимание на наши слова

по отношению к какой бы то ни было национальности» 559.

123. П. Н. Апраксин предлагает членам Собора, остающимся

в Москве, не прерывать взаимного общения во время перерыва в

работе Собора.

124. Заседание закрыто в 14.25.

559 С. 112, ср. Деяния НМ IX. С. 34.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.233 сек.