Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бакалавр 1 страница




Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования

 

Присваиваемая квалификация (степень)

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Троицк 20__ г.

Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..  
1.3.3. Практические занятия……………………………………………  
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..  
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………….  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины - формирование и развитие практических умений и навыков планирования и проведения психодиагностического обследования индивидуально-психологических особенностей личности и изучения социально-психологических процессов в малых группах.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать профессиональную компетентность по проблеме методологического и инструментального обеспечения психодиагностической работы;

- способствовать формированию профессиональных навыков разработки психодиагностических программ в соответствии с поставленной диагностической задачей и спецификой диагностической ситуации;

- способствовать приобретению теоретических основ конструирования тестов, разработки измерительных шкал тестов, формирования выборки стандартизации и проведения пилотажных обследований;

- сформировать профессиональные знания по вопросу постановки психологического диагноза и психологического прогноза;

- способствовать формированию профессиональных способностей по выявлению установочного поведения испытуемого и созданию диагностических условий для нивелирования и трансформации установочного поведения;

- сформировать профессиональные навыки по соблюдению профессионально-этических норм при проведении психодиагностической работы, развитие чувства ответственности за использование психодиагностической информации;

- развивать профессиональные умения (аналитические; коммуникативные; коррекционные; организаторские; перцептивные; креативные);

- ознакомить с технологией работы с психодиагностическими методиками на топико-диагностическом уровне.

 

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психодиагностика» относится к базовой части профессионального цикла модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин профессионального цикла «Общая психология» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Общепсихологический практикум» и др.

Изучение данной дисциплины осуществляется одновременно со связанными с ней дисциплинами профессионального цикла и является основой для дальнейшего их изучения: «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическая коррекция» и др.

 

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

-терминологический базис психодиагностики;

- специфику инструментария основных диагностических подходов;

- диагностические и поведенческие проявления установочного поведения испытуемого;

- технологию составления диагностической программы;

- технологию работы с психодиагностическими средствами;

- диагностическую схему составления психологического портрета испытуемого.

Иметь представление:

- об уровнях постановки психологического диагноза;

- о планировании индивидуальной работы с испытуемым на основе диагностики «зоны ближайшего развития»;

- о мотивационной детерминации результатов диагностики;

- о проведении диагностического поиска зоны коррекции при организации индивидуальной работы с учащимся.

Уметь:

- разрабатывать программу проведения психодиагностического обследования;

- формировать инструментарий, определять объект и предмет психодиагностического обследования адекватно поставленной диагностической задаче;

- качественно интерпретировать результаты, полученные в психодиагностическом обследовании;

- оказывать консультативно-коррекционную помощь по результатам психодиагностического изучения индивидуально-психологических особенностей личности;

- практически использовать приобретенные знания в условиях будущей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

а) профессиональных (ПК)

– готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

– способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

– готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

– способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, общий объем часов 216, в том числе:

по очной форме обучения:

- лекции 36;

- практические занятия 54;

- самостоятельная работа студентов 126.

Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр).

Семестр 4, 5.

 

по заочной форме обучения:

- лекции 10;

- практические занятия 4;

- самостоятельная работа студентов 202.

Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр).

Контрольная работа – 5 семестр

Семестр 4, 5

 

по заочной форме обучения (на базе СПО):

- лекции 8;

- практические занятия 4;

- самостоятельная работа студентов 204.

Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр).

Контрольная работа – 5 семестр

Семестр 4, 5

Содержание дисциплины:

Введение в психодиагностику

Определение психодиагностики. 2 подхода к пониманию научного статуса психодиагностики. Предыстория психодиагностики.

Научные предпосылки становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины. История зарубежной психодиагностики. История отечественной психодиагностики.3 этапа в истории отечественной психодиагностики. Диагностический потенциал современной психодиагностики.

Предмет психодиагностики с позиций различных научных подходов (поведенческий подход; когнитивный подход; личностный подход; с позиций отечественной психодиагностики). Объект психодиагностического исследования. Психологическая структура личности. Изучение персоногенеза личности. Задачи психодиагностики.

Психодиагностические методы

Определение психодиагностического метода. Основные диагностические подходы. Классификация. Виды тестов объективного подхода.

Виды опросников субъективного подхода. Виды установочного поведения испытуемого. Диагностические возможности выявления установочного поведения испытуемого.

Классификация методик проективного подхода. Специфика стимульного материала. Диагностические возможности нивелирования установочного поведения испытуемого.

Этапы исследования

Этапы исследования. Ситуации диагностики. Учёт диагностической ситуации при подборе инструментария. Виды диагностических ошибок на первом и втором этапах исследования. Психологический диагноз. Предмет диагноза. Объект диагноза. Уровни диагноза: симптоматический; этиологический; типологический. Психологический прогноз.

Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики (методология диагностики)

Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Определение методики. Классификация методик. Диагностический потенциал методики.

Определение теста. Параметры, задающие тест. Требования, предъявляемые к тестам. Составные части теста. Диагностический потенциал теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение.

Функция методики - выделение и качественная интерпретация признака, установление сформированности или присутствия признака.

Функция теста - психометрическое оценивание, измерение признака. Качественная интерпретация степени выраженности признака относительно среднестатистической нормы.

Психометрические критерии научности психодиагностических методик

Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надёжность, дискриминативность, репрезентативность.

Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя.

Надёжность теста. Ретестовая надёжность. Надёжность параллельных форм.

Дискриминативность заданий теста. Репрезентативность. Виды репрезентативной выборки.

Основные этапы обработки результатов

3 этапа обработки результатов теста, задачи и итоги каждого этапа. Алгоритм обработки результатов теста на каждом этапе. Практикум по обработке результатов теста. Тестовые нормы. Принцип отсчёта от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин.

Качественные и количественные тестовые нормы. Механизм создания диагностических диапазонов измерительной шкалы теста. Закон нормального распределения. Кривая Гаусса. Технологии определения медианного значения измерительной шкалы теста: кумулята распределения; полигон распределения; кластерный анализ.

Нормировано-референтное оценивание. Процентили.

Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Технология конструирования личностных тестов. Научные стратегии разработки тестов. Понятие признака. Связи признаков.

Этапы конструирования теста. Защита теста от искажающих факторов. Приём дублирующих вопросов. Введение шкал лжи.

Формирование выборки стандартизации. Пилотажное исследование.

Виды измерительных шкал тестов. Модели построения измерительных шкал тестов. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей.

Дискриминативность заданий теста, скрининг заданий с низкой дискриминативностью. Валидизация теста. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога

Понятие профессиональной этики в психодиагностической работе. Принципы профессионально-этического стандарта.

Профессиональные требования к организации и проведению психодиагностической работы.

Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач

Изучение тестов и методик. Составление диагностических программ, направленных на диагностику: особенностей внимания; особенностей памяти; особенностей мышления; самооценивания; стрессоустойчивости; характерологических особенностей; особенностей поведения; особенностей эмоционального реагирования; социальной адаптированности; особенностей мотивационно-потребностной сферы.

 

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

 

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)

Номер раздела Наименование разделов Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
  Введение в психодиагностику                 Контрольная работа
  Психодиагностические методы       -     - Контрольная работа
  Этапы исследования                 Коллоквиум
  Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики (методология диагностики)         -     - Контрольная работа
  Психометрические критерии научности психодиагностических методик         -     - Контрольная работа
  Основные этапы обработки результатов               Проект
  Профессионально-этические нормы работы психолога       -     - Контрольная работа
  Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач                 Проект
  Сессия               Экзамен
  Итого                

(Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; СРС – самостоятельная работа студентов)

 

Таблица 1а - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения)

Номер раздела Наименование разделов Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
  Введение в психодиагностику       - -       Контрольная работа
  Психодиагностические методы       -       Контрольная работа
  Этапы исследования     - -       Коллоквиум
  Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики (методология диагностики)         -       Контрольная работа
  Психометрические критерии научности психодиагностических методик         -       Контрольная работа
  Основные этапы обработки результатов       -       Консультация
  Профессионально-этические нормы работы психолога     - -       Контрольная работа
  Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач       -         Консультация
  Сессия               Экзамен
  Итого                

 

Таблица 1б - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения на базе СПО)

Номер раздела Наименование разделов Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
  Введение в психодиагностику       - -       Контрольная работа
  Психодиагностические методы       -       Контрольная работа
  Этапы исследования     - -       Коллоквиум
  Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики (методология диагностики)         -       Контрольная работа
  Психометрические критерии научности психодиагностических методик         -       Контрольная работа
  Основные этапы обработки результатов       -       Консультация
  Профессионально-этические нормы работы психолога     - -       Контрольная работа
  Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач       -         Консультация
  Сессия               Экзамен
  Итого                

 

1.3.2. Лекции

 

Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (очная форма обучения)

Тема лекции Содержание Количество часов
1. Введение в дисциплину Краткая история психодиагностики. Определение психодиагностики. 2 подхода к пониманию научного статуса психодиагностики. Предыстория психодиагностики. Научные предпосылки становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины. История зарубежной психодиагностики.  
2. История отечественной психодиагностики 3 этапа в истории отечественной психодиагностики. Диагностический потенциал современной психодиагностики  
3. Предмет, объект и задачи психодиагностики Предмет психодиагностики с позиций различных научных подходов (поведенческий подход; когнитивный подход; личностный подход; с позиций отечественной психодиагностики). Объект психодиагностического исследования. Задачи психодиагностики. 2 (в том числе 1 *)
4. Психодиагностический метод. Основные диагностические подходы Определение психодиагностического метода. Основные диагностические подходы. Виды тестов объективного подхода. Виды опросников субъективного подхода. Виды установочного поведения испытуемого. Классификация методик проективного подхода. 2 *
5. Этапы исследования Этапы исследования. Ситуации диагностики. Учёт диагностической ситуации при подборе инструментария. Виды диагностических ошибок на I – II этапах исследования.  
6. Психологический диагноз. Объект диагноза. Уровни диагноза Психологический диагноз Предмет диагноза. Объект диагноза. Уровни диагноза: симптоматический; этиологический; типологический. Психологический прогноз.  
7. Методы психодиагностики – неэкспериментальный и экспериментальный Метод наблюдения. Опрос. Беседа. Изучение продуктов деятельности. Виды эксперимента. -  
8. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики Тесты и методики: классификация.   2 (в том числе 1*)
9. Классификация тестов по направленности. Классификация тестов по направленности. 2 *
10. Психометрические критерии научности психодиагностических методик Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя. Надёжность теста. Ретестовая надёжность. Надёжность параллельных форм. Дискриминативность заданий теста. - Репрезентативность. Виды репрезентативной выборки: стратифицированная; рандомизированная. 2 (в том числе 1 *)
11. Основные этапы обработки результатов теста 3 этапа обработки результатов теста. Задача первого этапа. Получение первичных баллов на примере вербальных субтестов «Осведомлённость», «Понятливость», «Сходство» методики исследования интеллекта взрослых Д. Векслера. Алгоритм обработки результатов теста на втором и третьем этапе. - Практическое освоение технологии обработки результатов теста на примере 16-факторного теста Р. Кэттелла. 2 *
12. Тестовые нормы. Принцип отсчёта от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин Качественные и количественные тестовые нормы. Механизм создания диагностических диапазонов измерительной шкалы теста. Закон нормального распределения. Кривая Гаусса. Технологии определения медианного значения измерительной шкалы теста: кумулята распределения; полигон распределения; кластерный анализ. - Нормировано-референтное оценивание. Процентили.  
13. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала Технология конструирования личностных тестов. Научные стратегии разработки тестов. Понятие признака. Связи признаков. Этапы конструирования теста. Защита теста от искажающих факторов. Приём дублирующих вопросов. Введение шкал лжи. Формирование выборки стандартизации. Пилотажное исследование. Виды измерительных шкал тестов. Модели построения измерительных шкал тестов (трёхразрядная шкала; пятиразрядная шкала; шкала станайнов). Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. - Дискриминативность заданий теста, скрининг заданий с низкой дискриминативностью. Валидизация теста. Интерпретация материала.  
14. Профессионально-этические нормы работы психолога.   Принципы профессионально-этического стандарта Понятие профессиональной этики в психодиагностической работе. Принципы профессионально-этического стандарта. - Профессиональные требования к организации и проведению психодиагностической работы. «Профессиональная памятка психолога».  
15. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач Решение диагностической задачи – диагностика особенностей памяти. Методика определения доминирующего типа памяти. Разработка психологических рекомендаций по организации учебного процесса с учётом доминирующего типа памяти ученика. Составление диагностической программы, направленной на диагностику особенностей внимания. - Составление диагностической программы, направленной на диагностику особенностей мышления. 2 *
16. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач Составление диагностической программы, направленной на диагностику особенностей самооценивания и стереотипов оценивания окружающих. - Решение диагностической задачи – диагностика эмоционального состояния. 2*
17. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач Составление диагностической программы, направленной на диагностику особенностей стрессового реагирования. - Составление диагностической программы, направленной на диагностику характерологических и поведенческих особенностей. 2*
18. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач - Специфика компьютерной психодиагностики: преимущества и недостатки. Рекомендуемая технология работы с компьютерным вариантом методик проективного подхода и субъективного подхода. 2*
  Итого: 36 (в том числе 17*)

* занятия в интерактивной форме

Таблица 2а - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения)

Тема лекции Содержание Количество часов
1. Психодиагностический метод. Основные диагностические подходы Определение психодиагностического метода. Основные диагностические подходы. Виды тестов объективного подхода. Презентация стимульного материала методики исследования интеллекта Д.Векслера; теста прогрессивных матриц Дж. Равена; теста визуальной ретенции А. Бентона; теста для определения общих способностей Г. Айзенка. Виды опросников субъективного подхода. Знакомство с методикой ценностных ориентаций М. Рокича. Виды установочного поведения испытуемого. Диагностические возможности выявления установочного поведения испытуемого. Классификация методик проективного подхода. Специфика стимульного материала (демонстрация стимульного материла теста Г. Роршаха; Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ); Рисуночного Апперцептивного Теста (РАТ); теста цветовых выборов М. Люшера.  
2. Диагностические методы – тесты и методики. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики Определение методики. Классификация методик. Диагностический потенциал методики. Определение теста. Параметры, задающие тест. Требования, предъявляемые к тестам. Составные части теста. Диагностический потенциал теста. - Изучение технологии социокультурной адаптированности теста на примере субтеста «Осведомлённость» методики исследования интеллекта Д. Векслера.  
3. Психометрические критерии научности психодиагностических методик Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя. Надёжность теста. Ретестовая надёжность. Надёжность параллельных форм. Дискриминативность заданий теста. Скриниг тестовых вопросов с низкой дискриминативностью на примере первой, второй и третьей редакции перевода опросника Шмишека. Отсев тестовых вопросов с низкой дискриминативностью на примере истории создания ММPI, WAJS, WISC. Экспериментальное определение дискриминативности вопроса №24 в методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Обсуждение полученных в группе результатов. - Репрезентативность. Виды репрезентативной выборки: стратифицированная; рандомизированная. Примеры формирования выборки стандартизации при разработке методики исследования интеллекта взрослых Д. Векслера; интеллектуального теста Р.Кэттелла.  
4. Тестовые нормы. Принцип отсчёта от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин Качественные и количественные тестовые нормы. Механизм создания диагностических диапазонов измерительной шкалы теста. Закон нормального распределения. Кривая Гаусса. Технологии определения медианного значения измерительной шкалы теста: кумулята распределения; полигон распределения; кластерный анализ. - Нормировано-референтное оценивание. Процентили. Значение частотности встречающихся величин по интерпретации процентилей по интеллектуальному тесту Р. Кэттелла.  
5. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала Технология конструирования личностных тестов. Научные стратегии разработки тестов. Понятие признака. Связи признаков. Этапы конструирования теста. Защита теста от искажающих факторов. Приём дублирующих вопросов. Введение шкал лжи. Формирование выборки стандартизации. Пилотажное исследование. Виды измерительных шкал тестов. Модели построения измерительных шкал тестов (трёхразрядная шкала; пятиразрядная шкала; шкала станайнов). Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. - Дискриминативность заданий теста, скрининг заданий с низкой дискриминативностью. Валидизация теста. Интерпретация материала.  
  Итого:  

Таблица 2б - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения на базе СПО)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.