КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бакалавр 1 страница
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования
Присваиваемая квалификация (степень)
Форма обучения Очная, заочная
Троицк 20__ г. Содержание
1. Программа учебной дисциплины 1.1. Вводная часть 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Цель изучения дисциплины - формирование и развитие практических умений и навыков планирования и проведения психодиагностического обследования индивидуально-психологических особенностей личности и изучения социально-психологических процессов в малых группах. Задачи изучения дисциплины: - сформировать профессиональную компетентность по проблеме методологического и инструментального обеспечения психодиагностической работы; - способствовать формированию профессиональных навыков разработки психодиагностических программ в соответствии с поставленной диагностической задачей и спецификой диагностической ситуации; - способствовать приобретению теоретических основ конструирования тестов, разработки измерительных шкал тестов, формирования выборки стандартизации и проведения пилотажных обследований; - сформировать профессиональные знания по вопросу постановки психологического диагноза и психологического прогноза; - способствовать формированию профессиональных способностей по выявлению установочного поведения испытуемого и созданию диагностических условий для нивелирования и трансформации установочного поведения; - сформировать профессиональные навыки по соблюдению профессионально-этических норм при проведении психодиагностической работы, развитие чувства ответственности за использование психодиагностической информации; - развивать профессиональные умения (аналитические; коммуникативные; коррекционные; организаторские; перцептивные; креативные); - ознакомить с технологией работы с психодиагностическими методиками на топико-диагностическом уровне.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Психодиагностика» относится к базовой части профессионального цикла модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин профессионального цикла «Общая психология» модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Общепсихологический практикум» и др. Изучение данной дисциплины осуществляется одновременно со связанными с ней дисциплинами профессионального цикла и является основой для дальнейшего их изучения: «Педагогическая психология», «Психолого-педагогическая коррекция» и др.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: -терминологический базис психодиагностики; - специфику инструментария основных диагностических подходов; - диагностические и поведенческие проявления установочного поведения испытуемого; - технологию составления диагностической программы; - технологию работы с психодиагностическими средствами; - диагностическую схему составления психологического портрета испытуемого. Иметь представление: - об уровнях постановки психологического диагноза; - о планировании индивидуальной работы с испытуемым на основе диагностики «зоны ближайшего развития»; - о мотивационной детерминации результатов диагностики; - о проведении диагностического поиска зоны коррекции при организации индивидуальной работы с учащимся. Уметь: - разрабатывать программу проведения психодиагностического обследования; - формировать инструментарий, определять объект и предмет психодиагностического обследования адекватно поставленной диагностической задаче; - качественно интерпретировать результаты, полученные в психодиагностическом обследовании; - оказывать консультативно-коррекционную помощь по результатам психодиагностического изучения индивидуально-психологических особенностей личности; - практически использовать приобретенные знания в условиях будущей профессиональной деятельности. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»: а) профессиональных (ПК) – готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); – готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); – способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, общий объем часов 216, в том числе: по очной форме обучения: - лекции 36; - практические занятия 54; - самостоятельная работа студентов 126. Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр). Семестр 4, 5.
по заочной форме обучения: - лекции 10; - практические занятия 4; - самостоятельная работа студентов 202. Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр). Контрольная работа – 5 семестр Семестр 4, 5
по заочной форме обучения (на базе СПО): - лекции 8; - практические занятия 4; - самостоятельная работа студентов 204. Форма контроля – зачёт (4 семестр), экзамен (5 семестр). Контрольная работа – 5 семестр Семестр 4, 5 Содержание дисциплины: Введение в психодиагностику Определение психодиагностики. 2 подхода к пониманию научного статуса психодиагностики. Предыстория психодиагностики. Научные предпосылки становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины. История зарубежной психодиагностики. История отечественной психодиагностики.3 этапа в истории отечественной психодиагностики. Диагностический потенциал современной психодиагностики. Предмет психодиагностики с позиций различных научных подходов (поведенческий подход; когнитивный подход; личностный подход; с позиций отечественной психодиагностики). Объект психодиагностического исследования. Психологическая структура личности. Изучение персоногенеза личности. Задачи психодиагностики. Психодиагностические методы Определение психодиагностического метода. Основные диагностические подходы. Классификация. Виды тестов объективного подхода. Виды опросников субъективного подхода. Виды установочного поведения испытуемого. Диагностические возможности выявления установочного поведения испытуемого. Классификация методик проективного подхода. Специфика стимульного материала. Диагностические возможности нивелирования установочного поведения испытуемого. Этапы исследования Этапы исследования. Ситуации диагностики. Учёт диагностической ситуации при подборе инструментария. Виды диагностических ошибок на первом и втором этапах исследования. Психологический диагноз. Предмет диагноза. Объект диагноза. Уровни диагноза: симптоматический; этиологический; типологический. Психологический прогноз. Стандартизованные и нестандартизованные психодиагностические методики (методология диагностики) Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Определение методики. Классификация методик. Диагностический потенциал методики. Определение теста. Параметры, задающие тест. Требования, предъявляемые к тестам. Составные части теста. Диагностический потенциал теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Функция методики - выделение и качественная интерпретация признака, установление сформированности или присутствия признака. Функция теста - психометрическое оценивание, измерение признака. Качественная интерпретация степени выраженности признака относительно среднестатистической нормы. Психометрические критерии научности психодиагностических методик Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надёжность, дискриминативность, репрезентативность. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя. Надёжность теста. Ретестовая надёжность. Надёжность параллельных форм. Дискриминативность заданий теста. Репрезентативность. Виды репрезентативной выборки. Основные этапы обработки результатов 3 этапа обработки результатов теста, задачи и итоги каждого этапа. Алгоритм обработки результатов теста на каждом этапе. Практикум по обработке результатов теста. Тестовые нормы. Принцип отсчёта от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Качественные и количественные тестовые нормы. Механизм создания диагностических диапазонов измерительной шкалы теста. Закон нормального распределения. Кривая Гаусса. Технологии определения медианного значения измерительной шкалы теста: кумулята распределения; полигон распределения; кластерный анализ. Нормировано-референтное оценивание. Процентили. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала. Технология конструирования личностных тестов. Научные стратегии разработки тестов. Понятие признака. Связи признаков. Этапы конструирования теста. Защита теста от искажающих факторов. Приём дублирующих вопросов. Введение шкал лжи. Формирование выборки стандартизации. Пилотажное исследование. Виды измерительных шкал тестов. Модели построения измерительных шкал тестов. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Дискриминативность заданий теста, скрининг заданий с низкой дискриминативностью. Валидизация теста. Интерпретация материала. Профессионально-этические нормы работы психолога Понятие профессиональной этики в психодиагностической работе. Принципы профессионально-этического стандарта. Профессиональные требования к организации и проведению психодиагностической работы. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач Изучение тестов и методик. Составление диагностических программ, направленных на диагностику: особенностей внимания; особенностей памяти; особенностей мышления; самооценивания; стрессоустойчивости; характерологических особенностей; особенностей поведения; особенностей эмоционального реагирования; социальной адаптированности; особенностей мотивационно-потребностной сферы.
1.3. Рабочая учебная программа 1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)
(Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; СРС – самостоятельная работа студентов)
Таблица 1а - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения)
Таблица 1б - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения на базе СПО)
1.3.2. Лекции
Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (очная форма обучения)
* занятия в интерактивной форме Таблица 2а - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения)
Таблица 2б - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения на базе СПО)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |