КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)
2. Планы лекций.
Тема 1. Предмет, объект, задачи психодиагностики. Становление и развитие психодиагностики
Предмет и объект психодиагностики. Задачи психодиагностики. Психодиагностика: прин- ципы; сфера применения; классификация методик; дифференциальная психометрика; валидность; надежность; репрезентативность; достоверность; тестовые нормы. Методы диагностики интеллек- та, личности, психических функций и психических состояний. История психологичеких тестов. Развитие тестов в к. ХIХ начале ХХ в. Формирование и развитие психодиагностики в первой поло- вине ХХ в. Современная психодиагностика.
Литература: Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Изд. «Речь», С-Пб., 2006, стр. 8 – 154. Психологическая диагностика. Под ред. М.К.. Акимовой, К.М. Гуревича, 3-е изд. пе- реработанное и дополненное. Изд. «Питер», С-Пб., 2003, стр. 18 – 314.
Тема 2. Психодиагностические методы
Стандартизированные и нестандартизированные личностные методики. Проективные и ри- суночные методики, психосемантические методы. Анкета, тест, опросник: сходство и различия. Стандартизированные опросники: достоинства и недостатки. Нестандартизированные опросники: достоинства и недостатки.
Литература: Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Изд. «Речь», С-Пб,.2006, стр.158 – 405. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина, Е.В. Семенова. Изд. ЛГУ, 1977, стр. 5 – 132. Шевандрин Н.И. Введение в психодиагностику личности. РГПУ, 1996, стр. 22 – 219. Психологическая диагностика. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича, 3-е изд. переработан- ное и дополненное. Изд. «Питер», С-Пб., стр. 55 – 78, стр. 272 - 314
Тема 3. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Область применения. Возрастные границы. Основные формы. Единица измерения. Понятие норма. Первичные, вторичные и третичные факторы.
Литература: А.В. Батаршев. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Практическое руковод- ство. Творческий центр «Сфера», М., 2002. Стр.3 – 95. Методика Р. Кеттелла и описание процеду- ры исследования. Методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для решения прак- тических задач. г. Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2002, стр. 3 – 39.
Тема 4. Методика ММРI.
Область применения. Возрастные границы. Основные варианты и формы. Единица измерения. Понятие нормы. Оценочные шкалы. Базисные шкалы. Дополнительные шкалы.
Литература: Л.Н. Собчик СМИЛ(MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. С-Пб., Изд. Речь, 2000, стр. 3 – 92. Стандартизированный многофакторный метод иссле- дования личности (СМИЛ). Методическое руководство. Под ред. Л.Н. Собчик. М., 1990, стр. 3 - 71
Тема 5. Методика УСК
Область применения. Возрастные границы. Единица измерения. Понятие норма. Интерналь- ность и экстернальность.
Литература: Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). Методические рекоменда- ции. Под ред. Е.Ф. Бажина, К.А. Голынкиной и А.М. Эткиндом. М., 1984. стр. 3 – 22.
Тема 6. Рисуночные методики
Рисунок «Несуществующее животное», методика «Рисунок человека»: область и возрастные границы применения. Основы анализа и интерпритации.
Литература: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. Стр. 67 – 80. Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Изд. «Речь», С-Пб., 2006. Стр. 292 – 313. Основы психодиагностики. Под ред. А.Г. Шмелева.. г.Ростов-н/Д, 1996. Стр. 171 – 180. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. Стр. 54 – 73.
Тема 7. Прогрессивные матрицы Ц. Равенна.
Область и возрастные границы применения. Единица измерения. Уровни сложности и их особенности.
Литература: Новые тесты IQ. Составитель Кошелева М.А. Изд. «Феникс». Ростов-н/Д, 2003, стр. 50 – 84. Психологическая диагностика. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. 3-е изд. переработанное и дополненное. Изд. «Питер», С-Пб., 2003, стр. 106 – 177.
Тема 8. Интеллектуальный тест Векслера.
Область и возрастные границы применения. Единица измерения. Понятие норма. Понятие субтеста.. Разновидности субтестов.
Литература: Новые тесты IQ. Составитель Кошелева М.А. Изд. «Феникс». Ростов –н/Д, 2003, стр. 138 – 248. Психологическая диагностика. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. 3-е изд. переработанное и дополненное. Изд. «Питер», С-Пб., 2003, стр. 106 – 177.
Тема 9. Проективные методы.
Тематический апперцептивный тест: область и возрастные границы применения. Понятие «темы». Особенности предъявления стимульного материала. Основные подходы к анализу и интерпритации рассказов. Методика Сонди: область и возрастные границы применения. Влечения и их характеристика. Типы реакций. Основы анализа и интерпритации полученных данных.
Литература: Психологическая диагностика. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича.. 3-е изд. переработанное и дополненное. Изд. «Питер». С-Пб., 2003, стр. 289 – 314. Д.А. Леонтьев. Тематический апперцептивный тест. М., Изд. «Смысл», 2004, стр. 5 – 151. Л.Н. Собчик. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений. Изд. «Речь». С-Пб., 2002, стр. 5 – 99.
Тема 10. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.
Этические нормы поведения во время психодиагностического исследования. Особенности предъявления результатов психодиагностического исследования. Правовые аспекты психодиагностического исследования.
Литература: Психологическая диагностика. Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. 3-е изд. переработанное и дополненное. Изд. «Питер». С-Пб., 2003, стр. 488 – 504, стр. 550 – 565.
3. Практические занятия
Тема 1. Методика Р. Кеттелла. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием опросника Р. Кеттелла; - обработка полученных данных; - построение профиля личности; - расчет вторичных и третичных факторов; - анализ и интерпритация результатов исследования. Литература: Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла. Практическое руководство. Творческий центр «Сфера». М., 2002 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Издательский дом «БахраХ-М. Самара, 2009 Методика Р.Кеттелла и описание процедуры исследования. Методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для решения практических задач. Ростов-н/Д, ИУБиП, 2002
Тема 2. Методика MMPI. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием опросника MMPI; - характеристика оценочных и базисных шкал; - обработка полученных данных; - построение профиля личности; - анализ и интерпритация результатов исследования. Литература: Собчик Л.Н. СМИЛ(MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Изд. «Речь». С-Пб., 2000 Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ). Методическое руководство. Л.Н. Собчик. М., 1990 Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., Изд. «Медицина», 1976 Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Издательский дом «БахраХ-М». Самара, 2009
Тема 3. Методика УСК. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики УСК; - характеристика общей интернальности; - характеристика частных видов интернальности; - обработка полученных данных; - построение кривой интернальности; - анализ и интерпритация результатов исследования. Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Издательский дом «БахраХ-М». Самара, 2009 Методика определения уровня субъективного контроля (УСК). Методические рекомендации. Под ред. Бажина Е.Ф., Голынкиной К.А., Эткинда А.М. М., 1984
Тема 4. Рисуночные методики. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методик «Несуществующее животное» и «Рисунок человека»; - обработка полученных данных; - анализ и интерпритация результатов исследования. Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райго- родский Д.Я. Издательский дом «БахраХ-М». Самара, 2009 Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Изд. «Речь». С-Пб., 2006 Психологическая диагностика. Под ред Акимовой М.К., Гуревича К.М. 3-е изд. пе- реработанное и дополненное. Изд. «Питер». С-Пб., 2003
Тема 5. Методика «Прогрессивные матрицы» Ц.Равена. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики «Прогрессивные матрицы» Ц.Равена; - обработка полученных данных; - анализ и интерпритация результатов исследования. Литература: Новые тесты IQ. Составитель Кошелева М.А. Изд. «Феникс». Ростов-н/Д, 2003
Тема 6. Методика Векслера. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики Векслера; - обработка полученных данных; - анализ и интерпритация результатов исследования; - оценка уровня общих интеллектуальных способностей и уровня эрудированности.
Литература Новые тесты IQ. Составитель Кошелева М.А. Изд. «Феникс». Ростов-н/Д, 2003
Тема 7. Методика ТАТ. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики ТАТ; - анализ рассказов; - обобщение полученных данных; - интерпритация результатов исследования.
Литература: Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. Изд. «Смысл». М., 2004 Т е м а 8. Методика Сонди. Выполнение практического задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики Сонди; - обработка полученных данных; - анализ типов реакций и их интерпритация; - выявление ведущего влечения; - составление психологической характеристики.
Литература: Собчик Л.Н. Модифицированная методика Сонди. Тест восьми влечений. Изд. «Речь». С-Пб., 2002 Т е м а 9. Методика «Пятна Роршаха». Выполнение практичекого задания: - организация и проведение психодиагностического исследования с использованием методики «Пятна Роршаха»; - обработка полученных данных; - анализ и интерпритация результатов исследования.
Литература: Роршах Г. Психодиагностика. Изд. «Когито-Центр». М., 2003
4. План самостоятельной работы студентов.
5. Контрольные работы. 5.1.Методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ; Семинар необходимо рассматривать, как групповые практические занятия, которые проводятся в вузе под руководством преподавателя, по заранее определённому плану Подготовкой этих занятий студенты занимаются самостоятельно. По дисциплине, в силу специфики её предмета, «Основы маркетинга образовательных услуг» семинарские занятия могут проводиться как чисто теоретические. Что, однако, не исключает их проведения как дискуссий, конкурса рефератов и т.д. это обычно происходит в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных. Важно помнить, что семинарские занятия – это не ответ домашнего задания, аналогичное школьному уроку. Семинар – это коллективное обсуждение проблем, список которых заранее подготовлен и роздан преподавателем. Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям проводятся в пределах учебных планов. Семинарские занятия требуют серьёзной предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме - изучения основной и дополнительной литературы, а не пересказ материала учебника. Рекомендуется придерживаться при этом следующего. Вначале необходимо изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции хотя бы потому, что учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы В планах СЗ дается довольно внушительный перечень такой литературы. Но это вовсе не означает, что студент обязан прочитать ее всю (хотя к этому надо стремиться, что и отличает хорошего студента!). Студент выбирает из перечня источники, которые ему доступнее или больше импонируют. Но если тот или иной источник указан как обязательный к прочтению, то с ним надо детально ознакомиться. Семинарское занятие может проходить в виде коллоквиума. В вузе коллоквиум является одной из разновидностей учебных занятий, проводимых в форме беседы преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Под коллоквиумом принято понимать: 1) беседу преподавателя с учащимися с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. В переводе с латинского коллоквиум означает собеседование. Исходя из данного определения коллоквиум является эффективной формой контроля за самостоятельным изучением монографий. Преподаватель может заранее объявить вопросы, выносимые на обсуждение, по изучаемой работе. Другим видом коллоквиума является итоговое занятие по какому-либо разделу изучаемого курса (например, по курсу «История психологии» по разделу «Развитие психологических знаний в античной философии»). Вопросы, выносимые на коллоквиум, объявляются преподавателем не позднее, чем за неделю до проведения подобного итогового занятия. На коллоквиумах такого рода могут быть заслушаны доклады на базе лучших, по мнению преподавателя, рефератов, относящихся к данному разделу изучаемого курса. Такой коллоквиум может быть также проведен в форме конкурса рефератов, где лучший реферат выбирается самими студентами в ходе обсуждения. Подобный ход занятия, помимо всего прочего, формирует у студента навыки защиты курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях и т.п. Необходимо отметить, что коллоквиумы не является формой проверки исключительно самостоятельной работы, а предполагает комплексный подход к контролю за качеством усвоенного учебного материала, полученного как в ходе аудиторных занятий, так и выполненных самостоятельно. Можно сказать, что коллоквиумы, кроме контроля за выполнением самостоятельных заданий, служат прекрасным тренингом для подготовки выступления студентов на различных олимпиадах, научных конференциях, защитах курсовых и дипломных работ. Коллоквиумы могут проводиться по темам, по которым не запланированы в планах семинарских занятий и вне сетки расписания по согласованию с деканатом и со студентами. Для подготовки к подобного рода занятиям, студенты заблаговременно получают у преподавателя задание к коллоквиуму. Важнейшей работой, которую студент проводит при подготовке к семинарским занятиям, коллоквиумам является изучение монографий. Необходимо отметить, что изучение монографий может выступать и в качестве одного из видов самостоятельной работы студентов. В последнем случае, данный вид работы имеет своей целью целостное, а не фрагментарное, знакомство студента с важнейшими для курса «История психологии», первоисточниками, как это происходит при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий приводит к требованию: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии на данную работу и т.п. Работа с монографиями и первоисточниками – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: 1) Конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста. 2) Составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и грамотное наименование каждого фрагмента. 3) Тезисирование - краткое изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста, 4) Цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница, 5) Аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла (а ннотация – примечание, пометка - вторичный источник информации с частично сокращенным, с частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами). 6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту. 7) Составление справки - подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический и прочий характер, полученных в результате поиска; 8) Составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного; 9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме; 10) Составление матрицы идей – подборсравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах различных авторов. Для более полного и осмысленного изучения рекомендованных преподавателем первоисточника студенту необходимо использовать аннотирование или конспектирование данной работы. Конспект – обзор, очерк,- одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала. Конспект – эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление студента, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное и найти важное, существенное, выразить его в сжатых и точных фразах. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала. Конспект дает возможность более полного и глубокого осмысления изучаемого материала. Для реализации этой возможности конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы. Выполнение данных требований достигается за счет дословной фиксации основных положений в авторских формулировках, сохранения авторской логики изложения материала. Для выполнения вышеуказанных требований студент должен найти ответы на следующие вопросы: «На чьи работы опирался автор изучаемого первоисточника?», «В какой парадигме работал автор, на какие методологические принципы он опирался», «Каким образом сформулирована основная авторская гипотеза?», «Какие экспериментальные и/или теоретические доказательства приведены автором в тексте?» и т. д. В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект (особенно если этой книги нет в постоянном обращении или она достаточно объемна). Знакомясь с книгой или статьей, целесообразно заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: а) выходные данные работы; б) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований); в) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Такие библиографические карточки удобно сортировать в соответствии с пунктами рабочего плана. Далее - накопление выписок. Делать выписки – это, прежде всего, уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания. Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник. Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана или в электронном виде как отдельные документы. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту. Если создана электронная папка, то так же целесообразно выделить в ней документ с пометками, которые помогают при обращении к основному текст. Общепринятыми пометками являются такие: ! - полное согласие с тем, о чем идет речь в тексте; ? - несогласие с автором, сомнение; ?! - недоумение, удивление; NB - весьма важно; V - важно, стоит заметить; ~~ - интересно, может пригодиться. Такого рода исследовательский материал следует постепенно накапливать и систематизировать в соответствии с задуманным. Подобного рода материал может оказать неоценимую помощь не только для подготовки к семинарским занятиям, но и в написании курсовых и дипломных работ, т.к. в любой научной работе имеется раздел, посвящённый истории изучения той или иной проблемы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |