Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. Характеристика видов психодиагностических методов




Занятие 1. Психодиагностический метод, его основная направленность и требования к нему.

Занятие 5. Виды личностных опросников

Основные понятия: личностные опросники, мотивы, ценности, интересы, установки

План занятия:

1. Виды личностных опросников.

2. Опросники для изучения черт личности.

3. Опросники для изучения потребностей и мотивов.

4. Опросники для изучения ценностей, интересов и установок.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

1. Какие разновидности личностных опросников существуют?

2. Наиболее известные опросники для изучения черт личности?

3. Наиболее известные опросники для изучения потребностей и мотивов?

4. Наиболее известные опросники для изучения ценностей, интересов и установок?

Основная литература:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.

Дополнительная литература:

1. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

2. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 1998.

3. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001.

Для студентов заочного отделения

Основные понятия: психодиагностика, психология, диагноз

План занятия:

5. Предмет психодиагностики.

6. Направления психодиагностики.

7. Средства и методы психодиагностики.

8. Требования к психодиагностике.

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

5. Каковы задачи психодиагностики?

6. Методы психодиагностики?

7. Этапы психодиагностического исследования?

8. Каковы принципы психодиагностики?

Основная литература:

3. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., «Речь», 2003.

4. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.

Дополнительная литература:

4. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977.

5. Носс И.Н. Психодиагностика (тест, психометрия, эксперимент). - М., 2000.

6. Психодиагностика в спорте: Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2005.

 

Основные понятия: наблюдение, опрос, эксперимент, проективный метод

План занятия:

5. Преимущества и недостатки наблюдения

6. Преимущества и недостатки опроса

7. Преимущества и недостатки эксперимента

8. Преимущества и недостатки проективного метода

Вопросы для самопроверки и обсуждения:

4. Каковы минусы и плюсы разных методов психодиагностики?

5. Какова степень эффективности разных методов психодиагностики?

6. Сфера направленности методов психодиагностики?

Основная литература:

1. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1990.

Дополнительная литература:

7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981. – 232 с.

8. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. - М., Ростов-на-Дону, 1996.

9. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.

 

 

4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студента

 

1. Лекционные занятия.

В процессе аудиторных занятий студенты знакомятся с теоретическими основами изучаемой дисциплины на лекциях по психодиагностике личности. Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций. При этом внимательное отношение должно быть проявлено к точной регистрации научных определений и психологических понятий. В конспекты должны заноситься схемы и графики психологических концепций. Необходимо осмысление и освоение терминологии изучаемой дисциплины. Материалы лекционного курса следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях в рамках самостоятельной работы.

2. Семинары и групповые занятия, учебно-исследовательская работа со студентами.

Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе семинарских и практических занятий, которые согласно тематическому плану соответствуют разделам лекционного курса.

Семинарские занятия предполагают активное участие студентов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего студенты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к семинарским занятиям студентам следует использовать не только основную, но и желательно дополнительную литературу по теме.

Студенты, изъявившие желание заниматься научной деятельностью проходят занятия в специальных циклах, студенты проводят учебно-исследовательскую работу и тестирование не только на базе университета, но и на различных базах города. Собранные научные материалы оформляются в виде письменного отчета, содержащего литературные сведения, протоколы исследований, обработку и анализ полученных результатов, практические выводы. Результаты данного исследования докладываются и обсуждаются на кафедре на учебно-исследовательской конференции по завершению цикла данного исследования. Лучшие доклады представляются на общеуниверситетскую конференцию. Такой подход помогает определиться студентам с выбором дальнейшего образования.

 

3. Самостоятельная работа.

Помимо обязательных занятий, проводимым под контролем преподавателя, предполагается самостоятельное изучение студентами всего программного материала курса психодиагностики, ознакомление с основной и дополнительной литературой, освоение рекомендованных психологических техник, овладение необходимыми умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов может осуществляться в форме выполнения домашних заданий, составления конспектов, выполнения контрольных работ. На самостоятельную работу студентов отводится 40 часов.

В результате проведения лекционных, семинарских и практических занятий и самостоятельной работы студенты должны знать и уметь:

- предмет, основные задачи и направления психодиагностики;

- приемы практической реализации основных методов психодиагностики личности.

 

 

5. Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения

 

Темы контрольных работ:

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Социально-этические требования к психодиагностическому исследованию.

3. Классификация опросников: личностные, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

4. Теоретико-методологические подходы к исследованию личности, ее структуры.

5. Психоаналитические подходы к исследованию личности.

6. Личность в контексте теорий гуманистической психологии (Роджерс К., Олпорт Г., Маслоу А. и др.).

7. Личность в контексте теорий черт, акцентуаций, психологических типов (Кречмер Э., Шнейдер К., Юнг К., Леонгард К., Лазурский А.Ф., Ганнушкин П.Б. и др.)

8. Общение как коммуникативная функция.

9. Характеристика внешней и внутренней речи.

10. Психологические и социальные барьеры при общении.

11. Прикосновение в ситуации общения – такесика.

12. Внешность человека (форма лица, тела и т.д.) – морфология.

13. Форма одежды, аксессуары и т.п. – атрибуты внешности.

14. Дистанция в процессе общения людей – проксемика.

15. Внешние проявления человеческих чувств и эмоций - кинетика: мимика, пантомимика, жестикуляция.

16. Типология характера Э.Кречмера.

17. Типология акцентуации по К.Леонгарду

 

Требования:

- контрольная работа должна содержать титульный лист, оглавление (план), текст (основной и выводы) и список использованной литературы (не менее 10 источников);

- рекомендуемый объем – 10-15 страниц (14 кеглей, полуторный межстрочный интервал).

 

Список литературы:

 

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972. – 121 с.

2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - М., 1999.

3. Батаршев АВ. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. - М., 2001.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М. 1976.

5. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – К., 1978.

6. Гордеев В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: качество жизни. – СПб.: Речь, 2001.

7. Гуревич К.М., Горбачева Е.Л. Умственное развитие, школьников: критерии и нормативы. - М., 1992.

8. Данилова Н.Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. – М., 1985.

9. Детская психодиагностика и профориентация / Под ред. Столяренко Л.Д. - Р.-на-Д., 1999.

10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. - СПб., 2003.

11. Личко А.Е., Иванов М.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. – Л., 1976.

12. Орехова О.А. Диагностика эмоционального состояния ребёнка. – СПб., «Речь». – 2004.

13. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические методы исследования. – Киев, 1975.

14. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.

15. Психодиагностика (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб) / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. — Киев, 1995.

16. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1995.

17. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. – СПб., «Речь». – 2003. – 95 с.

18. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – 388 с.

19. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., «Речь». – 2002.

 

6. Объемные требования для зачета.

 

Вопросы для зачета:

1. Психодиагностика как научная отрасль психологии.

2. Психодиагностический метод, его основная направленность и требования к нему.

3. Классификация психодиагностических методик.

4. Социально-этические требования к психодиагностическому исследованию.

5. Характеристика видов психодиагностических методов и методик, используемых в сервисной деятельности: экспресс-диагностика потребностей, мотивов, целей потребителя.

6. Совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности потребителя.

7. Теоретико-методологические подходы к исследованию личности, ее структуры.

8. Виды личностных опросников.

9. Внешние признаки личности клиента.

10. Оценка социального типа личности.

11. Эффекты восприятия клиента.

12. Выбор стратегии поведения.

13. Диагностика потребителя до начала контакта с ним.

14. Язык как информационно-знаковая система: синтаксический, семантический, прагматический аспекты.

15. Коммуникативный процесс как процесс кодификации - декодификации. Способы общения и их различия.

16. Барьеры эффективного общения.

17. Диагностика сигналов глаз и выбор оптимальной стратегии и тактики взаимодействия с клиентом.

18. Определение разновидностей психического состояния личности и его влияние на жизнедеятельность.

19. Распознавание эмоционального состояния клиента по его мимике.

20. Диагностика жестов, поз. Жесты лжи и обмана.

21. Определение социального типа клиента с определенным уровнем дохода по атрибутам внешности.

22. Определение психических свойств клиента по его морфологическим признакам для выбора стратегии поведения при общении с ним.

23. Поведенческая диагностика вербальных и невербальных средств общения.

24. Составление социально-психологического паспорта личности потребителя.

25. Индивидуально-психологические особенности потребителя.

26. Типология потребителей.

27. Стратегия поведения потребителей в ситуации взаимодействия.

28. Методы выявления потребностей и возможностей потребителя: вербальные, невербальные.

29. Стратегические и тактические позиции для выявления потребностей и возможностей потребителей.

30. Методика корректного определения возможностей и потребностей потребителя.

31. Аналитическое наблюдение коммуникативного воздействия.

32. Формирование личного «арсенала» эффективных средств и способов общения.

33. Приемы изучения личности потребителя: первое впечатление, экспетации (ожидание), эмпатия, общительность.

34. Выделение главных психологических особенностей потребителя-партнера по общению.

 

 

7. Рекомендуемая литература

 

А) Основная:

 

10. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.

11. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., «Речь», 2003.

12. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977.

13. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев, 1997.

14. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981. – 232 с.

15. Психодиагностика в спорте: Учебное пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2005.

16. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб.: "Речь", 2004.

17. Лаак Ян Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Москва-Воронеж, 1996.

18. Носс И.Н. Психодиагностика (тест, психометрия, эксперимент). - М., 2000.

19. Общая психодиагностика / Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1997.

20. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. - М., Ростов-на-Дону, 1996.

21. Солонкина О.В., Рамедник Д.М. Психодиагностика в сервисно-культурной сервисе и туризме, 2-е изд. – М.: Академия, 2007.

22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1990.

 

Б) Дополнительная:

 

4. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. - М., 2000.

5. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982. – 199 с.

6. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

8. Измайлов Ч.А., Похилько В.И. Общий практикум по психологии: измерение в психологии. – М., 1983.

9. Клайн П. Справочное руководство по конструированию психологических тестов. - Киев, 1994.

10. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

11. Мартин Д. Психологические эксперименты. - СПб., 2002.

12. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб., «Речь». – 2004.

13. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. - Ярославль, 1991.

14. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т. 1, 2. - М., 1999.

15. Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В. Столина, А.Г.Шмелёва. – М. 1984.

16. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2000.

17. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.

18. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах, 1998.

19. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 1998.

20. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб., 2001.

21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 1996.

22. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. – 928 с.

23. Херсонский Б.А. Метод пиктограмм в психодиагностике. – СПб., «Речь». – 2004.

24. Шапаров В.Д., ТимченкоА.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология: Инструментарий. - Р.-Д., 2002.

 

 

8. Словарь основных терминов и понятий.

 

Анкета – разновидность опроса (письменный вариант) с целью получения информации от респондента.

 

Валидность – адекватность и действенность теста – важнейший критерий его качества, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать.

 

Интервью – разновидность метода опроса, способ получения данных без обратной связи с респондентом.

 

Интроспекция – метод самоанализа сознания.

 

Метод – общий способ получения психодиагностических данных.

 

Методика – конкретная техника получения данных в психодиагностике.

 

Методология – совокупность научных (теоретических) представлений об изучаемом явлении, его сущности и критериях.

 

Наблюдение – метод психодиагностики, целенаправленного восприятие психологических характеристик объекта.

 

Надежность измерения – воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях.

 

Проективный метод – метод, основанный на анализе продуктов деятельности человека или особенностей его восприятия различных объектов действительности.

 

Психодиагностика – отрасль психологической науки, занимающаяся разработкой методов исследования личности в целях постановки психологического диагноза.

 

Респондент – участник опроса.

 

Эксперимент – метод исследования посредством постановки человека в специально смоделированные условия или обстоятельства с целью изучения его реакций.

 

Эспектации – социальные ожидания от личности.

 

Эмпатия – умение сочувствовать человеку, понимать его состояние.

9. Методические рекомендации для преподавателей

 

Данная программа предназначена для подготовки студентов к курсу «Психодиагностика». Основное внимание преподавателя, работающего с данной программой, должно быть обращено на творческое осмысление и донесение до студентов современных знаний и технологий управления человеческими ресурсами.

Преподаватель уметь излагать в доступной форме учебные материалы, увязывать их с запросами будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. В процессе проведения лекционных и групповых занятий преподаватель должен использовать различные наглядные средства. Следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины проводить консультации для студентов, четко вести отчетность по посещаемости и успеваемости студентов.

Преподаватель проводит контроль знаний студентов в виде опросов на семинарских занятиях и контрольных работ. Контроль учебной деятельности студентов предназначен для стимулирования каждодневной работы студентов.

 

Основные задачи, которые стоят перед преподавателями:

- Ознакомить студентов современным знаниям о психодиагностике как отрасли психологической науки;

- Обучить методам диагностики различных психологических явлений,;

- Показывать возможности использования полученных знаний в практической деятельности;

- Обучать техникам и методикам психодиагностического исследования;

- Привлекать студентов к проведению научно-исследовательской работе по психодиагностике в различных сферах деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.