КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллапс якорей
Рабочий паттерн, центральное место в котором занимают якоря, называют коллапсом двух якорей, на английском языке — collapsing anchors. При этом сначала необходимо определить ощущение (внутреннее состояние), которое мешает клиенту действовать по своему желанию. Впрочем, данный паттерн не подходит для работы с одолевающими клиента эмоциями. При наличии сильных эмоций рекомендуется использовать визуально-кинестетические техники диссоциации (см. главу 1.1). Коллапс якорей подходит прежде всего для «нейтрализации» переживания, проявляющегося не слишком сильно. Это ощущение заякоряется. После этого отыскивается переживание с противоположным ощущением, и это состояние закрепляется на другом якоре. Затем оба якоря одновременно активизируются. Клиент при этом чаще всего испытывает ощущение сумятицы. Создается впечатление, что у него произошло «смешивание» двух эмоций. Через некоторое время (как правило, через несколько минут) ощущение сумятицы исчезает, и эмоция ресурса одерживает верх. Почему побеждает положительная эмоция? Почему негативная эмоция сдает позиции? По всей видимости, тому есть две причины. Во-первых, НЛ-программист стремится использовать в качестве ресурсной эмоцию, сила которой по меньшей мере равняется силе охватившей клиента негативной эмоции. Во-вторых, люди, если у них есть выбор, склонны, даже совершенно неосознанно, отдавать предпочтение положительной эмоции, а не неприятному ощущению. Впрочем, коллапс якорей может также использоваться для соединения образов и звуков. При этом человек заякоряет, с одной стороны, например, тыкву, а с другой стороны, своего начальника. Оба якоря одновременно активизируются, и он ожидает, какая же комбинация этих образов в результате возникнет. Или, к примеру, он соединяет образ своего соседа с образом быка, в результате чего получает минотавра.
Коллапс двух якорей, как правило, используется в качестве рабочего паттерна для разрешения какой-либо проблемы. При этом иногда коллапс двух якорей может использоваться для «смягчения» негативных эмоций, сопровождающих проблему, чтобы облегчить применение других техник. Паттерн (техника) действует следующим образом: 1.Опишите проблемную ситуацию Клиент рассказывает о ситуации, в которой он «зашел в тупик», «имеет слишком мало возможностей выбора», «не может нормально действовать», «чувствует себя некомфортно» и т. д. Позвольте клиенту снова погрузиться в данную ситуацию посредством ассоциирования с ней. Закрепите якорь номер 1 («негативный» якорь). 2.Определите ощущения в проблемной ситуации Попросите клиента описать неприятное ощущение (которое негативно либо каким-либо иным образом сказывается на внутреннем состоянии). «Какое определение ты можешь дать этому ощущению?» 3.Определите противоположное ощущение «Какое ощущение является противоположным этому неприятному, создающему затруднения ощущению?». 4.Заякорите это противоположное («положительное») ощущение Когда, в какой ситуации (контексте) у клиента отчетливо проявлялось противоположное (положительное) ощущение? Теперь позвольте клиенту погрузиться в воспоминания об этой ситуации, ассоциируйте его с ней. Закрепите якорь номер 2 («положительный» якорь). 3.Активизируйте оба якоря, пока не произойдет их коллапс Попросите клиента дышать более глубоко и спокойно ждать, как будет разворачиваться ситуация. Теперь активизируйте одновременно положительный и негативный якорь. Удерживайте оба якоря до тех пор, пока они не образуют заметную на невербальном уровне связку, либо пока не утихнет эмоциональное смятение, а нейтральное или положительное ощущение не займет ведущее положение.
Если этого не произошло (либо не произошло в достаточной мере), необходимо вернуться к этапу 3 и усилить положительный якорь. Теперь продолжайте работать с паттерном дальше. 4.Тестирование Попросите клиента снова мысленно вернуться к изначальной проблемной ситуации. Не используйте при этом якоря! Это и есть тестирование. Что теперь испытывает клиент? Определите, является ли теперь невербальная реакция клиента «положительной». Усиление заякоренного ресурса может осуществляться тремя способами: (а) Усиление при помощи непосредственной просьбы Попросите клиента вернуться к ресурсному переживание (воспоминанию с положительной эмоцией). Когда он полностью ассоциируется с данной ситуацией, произнесите следующее: «Усиль свои ощущения. Создай на их основе сильное переживание. Сделай свои эмоции по возможности более сильными!» и наблюдайте за тем, как клиент будет это делать. Как только заметите отчетливую невербальную реакцию, (снова) закрепите якорь. (б) Усиление посредством субмодальностей НЛ-программист исследует вместе с клиентом субмодальности заякоренного впечатления. После этого попросите клиента изменять субмодальности до тех пор, пока у него не появится более сильное переживание (более сильная эмоция). Возможно, его движения станут при этом более быстрыми, а мимика более отчетливой и т. д. НЛ-программист в этой ситуации пытается определить паттерн (совокупность) субмодальностей, который оптимально способствует усилению впечатления у данного конкретного клиента. В главе 8 («Ресурсы») мы приводим описание этой возможности наряду с другими. (в) «Нанизывание»на якорь В английском языке это понятие обозначается сложно переводимым выражением stacking the anchor. Смысл этого выражения заключается в том, что НЛ-программист просит клиента вернуться к нескольким различным ситуациям, каждая из которых сопровождалась одной и той же эмоцией. Он закрепляет каждое из этих переживаний на одном и том же якоре. Следовательно, все выглядит так, словно осуществляется «нанизывание на якорь» нескольких переживание.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |