Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллапс якорей




 

Рабочий паттерн, центральное место в котором занимают якоря, назы­вают коллапсом двух якорей, на английском языке — collapsing anchors. При этом сначала необходимо определить ощущение (внутреннее со­стояние), которое мешает клиенту действовать по своему желанию. Впрочем, данный паттерн не подходит для работы с одолевающими клиента эмоциями. При наличии сильных эмоций рекомендуется ис­пользовать визуально-кинестетические техники диссоциации (см. главу 1.1). Коллапс якорей подходит прежде всего для «нейтрализации» пере­живания, проявляющегося не слишком сильно. Это ощущение заякоряется. После этого отыскивается переживание с противоположным ощу­щением, и это состояние закрепляется на другом якоре. Затем оба якоря одновременно активизируются. Клиент при этом чаще всего испытывает ощущение сумятицы. Создается впечатление, что у него произошло «смешивание» двух эмоций. Через некоторое время (как правило, через несколько минут) ощущение сумятицы исчезает, и эмо­ция ресурса одерживает верх.

Почему побеждает положительная эмоция? Почему негативная эмоция сдает позиции? По всей видимости, тому есть две причины. Во-первых, НЛ-программист стремится использовать в качестве ресурс­ной эмоцию, сила которой по меньшей мере равняется силе охватившей клиента негативной эмоции. Во-вторых, люди, если у них есть выбор, склонны, даже совершенно неосознанно, отдавать предпочтение поло­жительной эмоции, а не неприятному ощущению. Впрочем, коллапс якорей может также использоваться для соединения образов и звуков. При этом человек заякоряет, с одной стороны, напри­мер, тыкву, а с другой стороны, своего начальника. Оба якоря одновре­менно активизируются, и он ожидает, какая же комбинация этих обра­зов в результате возникнет. Или, к примеру, он соединяет образ своего соседа с образом быка, в результате чего получает минотавра.

Коллапс двух якорей, как правило, используется в качестве рабочего паттерна для разрешения какой-либо проблемы. При этом иногда кол­лапс двух якорей может использоваться для «смягчения» негативных эмоций, сопровождающих проблему, чтобы облегчить применение дру­гих техник. Паттерн (техника) действует следующим образом:

1.Опишите проблемную ситуацию

Клиент рассказывает о ситуации, в которой он «зашел в тупик», «имеет слишком мало возможностей выбора», «не может нормально действо­вать», «чувствует себя некомфортно» и т. д.

Позвольте клиенту снова погрузиться в данную ситуацию посредством ассоциирования с ней.

Закрепите якорь номер 1 («негативный» якорь).

2.Определите ощущения в проблемной ситуации

Попросите клиента описать неприятное ощущение (которое негативно либо каким-либо иным образом сказывается на внутреннем состоянии). «Какое определение ты можешь дать этому ощущению?»

3.Определите противоположное ощущение

«Какое ощущение является противоположным этому неприятному, соз­дающему затруднения ощущению?».

4.Заякорите это противоположное («положительное») ощущение

Когда, в какой ситуации (контексте) у клиента отчетливо проявлялось противоположное (положительное) ощущение?

Теперь позвольте клиенту погрузиться в воспоминания об этой ситуа­ции, ассоциируйте его с ней.

Закрепите якорь номер 2 («положительный» якорь).

3.Активизируйте оба якоря, пока не произойдет их коллапс

Попросите клиента дышать более глубоко и спокойно ждать, как будет разворачиваться ситуация.

Теперь активизируйте одновременно положительный и негативный якорь. Удерживайте оба якоря до тех пор, пока они не образуют замет­ную на невербальном уровне связку, либо пока не утихнет эмоциональ­ное смятение, а нейтральное или положительное ощущение не займет ведущее положение.

Если этого не произошло (либо не произошло в достаточной мере), не­обходимо вернуться к этапу 3 и усилить положительный якорь. Теперь продолжайте работать с паттерном дальше.

4.Тестирование

Попросите клиента снова мысленно вернуться к изначальной проблем­ной ситуации.

Не используйте при этом якоря! Это и есть тестирование. Что теперь испытывает клиент?

Определите, является ли теперь невербальная реакция клиента «поло­жительной».

Усиление заякоренного ресурса может осуществляться тремя способами:

(а) Усиление при помощи непосредственной просьбы

Попросите клиента вернуться к ресурсному переживание (воспоми­нанию с положительной эмоцией). Когда он полностью ассоциируется с данной ситуацией, произнесите следующее: «Усиль свои ощущения. Создай на их основе сильное переживание. Сделай свои эмоции по воз­можности более сильными!» и наблюдайте за тем, как клиент будет это делать. Как только заметите отчетливую невербальную реакцию, (снова) закрепите якорь.

(б) Усиление посредством субмодальностей

НЛ-программист исследует вместе с клиентом субмодальности заяко­ренного впечатления. После этого попросите клиента изменять субмо­дальности до тех пор, пока у него не появится более сильное переживание (более сильная эмоция).

Возможно, его движения станут при этом более быстрыми, а мимика более отчетливой и т. д. НЛ-программист в этой ситуации пытается определить паттерн (совокупность) субмодальностей, который оптимально способствует усилению впечатления у данного конкретного клиента. В главе 8 («Ресурсы») мы приводим описание этой возможности наряду с другими.

(в) «Нанизывание»на якорь

В английском языке это понятие обозначается сложно переводимым выражением stacking the anchor. Смысл этого выражения заключается в том, что НЛ-программист просит клиента вернуться к нескольким раз­личным ситуациям, каждая из которых сопровождалась одной и той же эмоцией. Он закрепляет каждое из этих переживаний на одном и том же якоре. Следовательно, все выглядит так, словно осуществляется «нанизывание на якорь» нескольких переживание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.