Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между мудростью и состраданием




ПАРАМИТА МЕДИТАЦИИ И ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ ОШАДХИ

Концепция шести парамит махаяны не так уж отличается от восьмеричного благородного пути раннего буддизма. Обе практики обращают особое внимание на развитие в себе со­страдания и мудрости, которому помогают упражнения в ши­ле, самадхи и праджне, то есть в нравственности, медитации и мудрости. Совершенствуясь нравственно, мы взращиваем сострадание, а при помощи медитации можем развить прони­цательность (интуицию), или, иначе говоря, мудрость.

Если адепт преуспевает в медитации и развивает мудрость, но не способен развить сострадание, у него возникает пробле­ма. С помощью мудрости еще можно осознать собственную природу и в какой-то степени понять реальность, но без со­страдания нельзя ни быть в мире, ни взаимодействовать с дру­гими живыми существами. Подобным же образом сострадание без мудрости дает нам возможность взаимодействия с другими живыми существами, но при отсутствии мудрости эти отноше­ния неизбежно станут ущербными из-за искажений, заблужде­ний и иллюзий разума.

Парамита медитации связывает мудрость и сострадание. Очень трудно без медитации практиковать первые четыре па­рамиты, касающиеся поведения, свободного от эгоцентризма. Так же верно, что без практики медитации почти невозможно обрести мудрость. Медитацию можно назвать ключом к самосо­вершенствованию и продвижению по пути духовного развития.

На Западе медитацию понимают и практикуют неоднознач­но, если можно так выразиться. Она стала довольно популярной, и ее полезность признают очень многие, в том числе и ме­дицинские работники. Некоторые полагают, что медитация поможет им прожить подольше, продлит молодость, поддер­жит в стремлении бросить курить и так далее. Конечно, с ее по­мощью все это возможно, но для восточных традиций, таких как буддизм и индуизм, она значит гораздо больше. Медитацию практикуют не ради какой-то конкретной цели, чтобы снять стресс, например сосредоточиться во время спортивного со­стязания или просто успокоиться. Она включается в самоосоз­нание и мировосприятие; а это невозможно без определенной толики философии и религии.

Многие пугаются, когда речь заходит о религии. «Я хочу на­учиться медитировать, а от всяких там восточных мумбо-юмбо меня избавьте, - говорят они. - Давайте делать дыхательные упражнения и прочее в этом роде». На Востоке практику меди­тации применяют для кардинальной переделки личности, а не для корректировки какой-либо черты характера. Целиком пре­образуя себя, человек получает возможность положительно и в весьма значительной степени влиять на ход своей жизни.

Медитацию называют самадхи, или дхьяной на санскрите и сам-тан по-тибетски. Китайцы именуют ее чань, а японцы - дзен, это искаженное китайское название. «Сам-тан» можно перевести с тибетского как «устойчивый разум». «Сам» озна­чает «разум» или «размышление», а «тан» - «устойчивость», «стабильность». Имеется в виду, что только тот разум можно назвать медитирующим, который не так-то легко отвлечь от предмета размышлений, который способен сфокусироваться, сконцентрироваться на нем. На Западе понятие медитации чаще применяют к размышлению или к обдумыванию опреде­ленной проблемы, на Востоке же его относят лишь к разуму сосредоточенному, такому, который способен остро сфокуси­роваться на предмете.

В третьей главе уже говорилось, что у буддистов есть два вида медитации. Первый - медитация успокоения. На санскри­те ее называют самадхи, по-тибетски же - ши не, то есть «пре­бывание в умиротворении». Второй - медитация интуитивно­го прозрения - на санскрите называется випасъяна, а на тибет­ском - лхактонг, что можно перевести как «взгляд сверху».

Начнем с самадхи, медитации спокойствия, поскольку без спокойствия невозможно достичь интуитивного прозрения. Иногда медитация прозрения толкуется как «аналитическая медитация», и можно подумать, что она имеет кое-что общее с тем, что мы обычно подразумеваем, когда говорим о глубо­ком размышлении при решении конкретной проблемы. Но хотя медитация включает в себя и мысли и понятия, здесь они рассматриваются в свете того, как разум порождает эти мысли и понятия.

Когда мы практикуем медитацию успокоения, нас не долж­ны заботить ни мысли, ни концепции. Но это не значит, что мы должны отбросить их или подавить. Следует отметить, что они явились осознать, что они наличествуют, и идти, что назы­вается, своим путем. При медитации успокоения мысли не при­влекаются, чем она и отличается от медитации интуитивного прозрения. И еще: с самого начала следует понять, что мешает и что способствует нашим успехам в медитации успокоения.

ОСНОВЫ ПРАКТИКИ

Медитациюсамадхи не следует рассматривать как отде­льную практику, поскольку подходы к ней весьма многообраз­ны. Согласно общей традиции буддизма, чтобы явились над­лежащие условия для успокоения, адепту следует сдерживать чувства, унимать излишнее тяготение к пище и прочему, что может смутить или одурманить разум. Чтобы сохранять такое спокойствие, адепту следует привыкнуть к положению тела, которое называется «позой девяти точек Вайрочаны», и удоб­но себя при этом чувствовать. Она рекомендуется как наиболее благоприятная для медитации: ноги скрещены, руки держат одна другую за локти или уперты в колени, плечи немного отве­дены назад, голова слегка наклонена вперед, позвоночник пря­мой, как стрела, взгляд направлен чуть вниз, на кончик носа, рот полуоткрыт, кончик языка касается нёба, дыхание ровное и спокойное. Важно придерживаться именно этой позы, про­тивясь искушению как-то ее модифицировать. Это стоит отме­тить особо, поскольку сейчас на Западе многие позволяют себе менять предписанную для медитации позу на более для них комфортную. Пожалуй, здесь индивидуальные предпочтения не должны приниматься в расчет (если, конечно, сохранение надлежащей позы не сопровождается мучительными болями).

Приняв позу Вайрочаны, адепт должен сосредоточиться на дыхании. Это не совсем такое дыхание; которое мы использу­ем, когда концентрируемся на других объектах, на изображе­нии Будды, например. Как бы то ни было, все буддийские шко­лы называют правильное дыхание во время медитации наибо­лее практичным и самым эффективным средством. Дышать следует естественно, без усилий и чрезмерного напряжения, не шумно, но достаточно глубоко. Если практик, настойчивый в достижении самадхи, научится управлять дыханием, его - или ее - разум со временем тоже станет спокойнее и устойчивее.

Практикуя медитацию самадхи, адепт должен научиться ис­пользовать так называемые противоядия. Они предназначены для преодоления того, что обычно называют препятствиями к медитации. Поэтому адепт должен знать, что это за препят­ствия и какие противоядия лучше всего подходят для каждого из них. Когда же нам следует прибегать к противоядиям, а ког­да лучше обойтись без них? Ведь важно знать, когда их следует использовать, но не менее важно знать, когда их использовать не следует.

ПРЕПЯТСТВИЯ К МЕДИТАЦИИ

Когда говорят о медитации успокоения, обычно отмечают пять препятствий или недостатков, восемь противоядий и де­вять ступеней. (Пять препятствий махаяны - не то что пять по­мех, которые мы обсуждали ранее, говоря о раннем буддизме.) Первое препятствие - леность; второе - рассеянность; тре­тье - сонливость и умственное возбуждение; четвертое - недо­статок старания и пятое - избыточное рвение. Из восьми про­тивоядий четыре применяют для преодоления лености. Это убежденность, предрасположенность, старание (или усилие), а также гибкость тела и разума. Имея дело со вторым препят­ствием, рассеянностью, мы в качестве противоядия используем внимательность. Третье препятствие, вялость и возбуждение (их считают за одно), преодолевается осознанием. Четвертое препятствие - недостаток старания, для которого очевидным противоядием является прилежание. Пятое препятствие - из­быточное рвение, которому мы в качестве противоядия можем противопоставить самообладание.

В «Мадхьянта-вибханге» сказано: «Любой цели можно до­стичь, если пребываешь в успокоении, если обретешь гибкость разума, если преодолеешь пять препятствий при помощи вось­ми противоядий. Приведение разума к уравновешенности - причина, успокоение - результат. Памятование о благости успокоения, обнаружение лени и возбуждения, отвержение недостатков или препятствий, применение противоядий, до­ стижение естественного спокойствия - вот эти восемь проти­воядий». В этом тексте использованы несколько разнящиеся термины, чтобы ярче подчеркнуть, как важно побороть пять препятствий восемью противоядиями. Тем адептам, у которых нет способности к обнаружению препятствий, а также тем, кто, обнаружив препятствия, не смог применить противоядия, не суждено изведать успокоение.

ЛЕНОСТЬ

Леность, первое препятствие, бывает трех видов. Первый -самоуничижительная уверенность в том, что человек не может улучшить себя собственными силами. Мы думаем, что препят­ствия, стоящие перед личностью, непреодолимы, что исключа­ет для нее какой-либо прогресс. Второй вид лени питается на­шими обыденными привычками. Даже если у нас есть желание медитировать, а также понимание, что это весьма полезно, мы продолжаем вести привычный образ жизни, водиться с той же компанией и потакать укоренившимся привычкам. И никак не можем через все это переступить. Третье препятствие - отсут­ствие интереса, безразличие. «Что толку в медитации? - дума­ют иные. - Дела все равно пойдут прежним ходом, да и сам я ос­танусь таким же, каким был». С этой точки зрения медитация и впрямь представляется пустой тратой времени.

Для преодоления этих трех видов лености применяются четыре противоядия. Первое - убежденность, при которой мы осознаем ситуацию, в которой обретаемся, и размышляем, какие блага принесет нам медитация. Мы видим, как множит­ся вред, который мы сами себе причиняем, отказываясь от медитации, и осознаем, сколько страданий порождается из-за того, что у нас нет внимательности и надлежащего понимания. Например, в минуту гнева мы не способны оценивать, каким образом реагируем на людей и на ситуации, зато потом жале­ем, что не смогли вовремя остановиться.

Буддизм говорит о трех вратах, через которые мы впускаем кармические последствия. Это тело, речь и разум. Каждый из нас понимает, сколько вреда можно причинить, если не сле­дить за своими действиями, словами и мыслями. Если бы вни­мательность и понимание сопровождали нас неотлучно, нам не приходилось бы жалеть о том пагубном, что мы сделали, сказали и подумали. Многие современные психологи называ­ют чрезмерный гнев, враждебность и ревность токсическими эмоциями. А у тибетских буддистов такие эмоции зовутся яда­ми. Разница, как видите, невелика.

 

У современных людей представления об эмоциях довольно путаны, поскольку нам часто говорят, что следует самоутверж­даться, что надо «быть кем-то». С другой стороны, когда мы начи­наем действовать агрессивно, нас за это порицают и стараются поставить на место. Тот же можно сказать и о ревности. Если мы таим ревность в себе, наши партнеры могут обвинить нас в недо­статке любви. Но в другой ситуации проявление ревности может навлечь на нас обвинение в собственничестве. Все эмоции такого рода способны оказывать токсическое воздействие, и тут важно понять, как мы можем управлять ими с помощью медитативной практик, делаясь при этом сосредоточенными и внимательными. Тут нам необходимо обрести убежденность, первое противоядие. А она может появиться лишь тогда, когда мы осознаем как блага медитации, так и вред, который противоречивые эмоции вызы­вают в неорганизованном, смятенном разуме.

Как только мы обрели убежденность, нам следует дви­нуться дальше, культивируя в себе то. что называют предрасположенностью. Когда мы по-настоящему убеждены, что медитация действенна и что мы должны применять ее как часть нашей практики, тогда возникает предрасположенность к ней, причем более естественным образом, чем если бы мы, не обладая убежденностью, подходили к медитации нерешитель­но и опасливо. Когда появляется предрасположенность, мож­но применять третье противоядие против лености - усилие. Когда присутствуют и убежденность, и предрасположенность, мы начинаем относиться к медитации с энтузиазмом, и само собой возникает ощущение силы - результат развивающейся предрасположенности.

Весь этот процесс подводит к последнему противоядию - гибкости тела и разума. Когда мы не медитируем, разум и тело могут, что называется, окостенеть: поза напряженная, как и выражение лица, мышцы тела тугие, натянутые. Ну и разум, как следствие, тоже теряет свою гибкость. С помощью медита­ции и противоядий можно вернуть гибкость и телу и разуму. И привести разум в спокойное состояние.

РАССЕЯННОСТЬ

Второепрепятствие, или недостаток, - рассеянность, а про­тивоядие от нее - внимательность. Развивать ее начинают, концентрируя разум на каком-то внешнем объекте. Опытные практики советуют взять что-нибудь маленькое - гальку, на­пример, или щепку - и сосредоточить на таком предмете все свое внимание. Через какое-то время можно перенести фокус внимания на дыхание. Поначалу делать это можно так: считать вдохи-выдохи до пяти или до пятидесяти; число здесь значе­ния не имеет. Потом - в обратном порядке и опять в обычном, повторяя это снова и снова. Наконец, предметами медитации могут стать ментальные процессы, то есть мысли и эмоции, которые рождаются в мозгу. Во всех этих случаях самое важ­ное - не забыть вернуться к объекту медитации, едва поймем, что отвлеклись или что внимание наше рассеялось. Как толь­ко мы это обнаружим, нам следует приложить все силы, чтобы вернуться к предмету размышлений. Само собой, мы можем упражнять внимательность в повседневной жизни: когда ве­дем машину, когда моем посуду, когда выгуливаем собаку. Если мы способны сфокусировать наш разум на том, что делаем, это можно рассматривать как часть практики медитации.

ВЯЛОСТЬ И ВОЗБУЖДЕННОСТЬ

Третьепрепятствие - вялость (сонливость) и возбуждение. Эту пару принято числить одним недостатком. Чтобы им про­тиводействовать, применяется осознание. Когда мы начинаем развивать и пестовать внимательность к внешним объектам, сосредоточив разум на дыхании, на его собственных умствен­ных процессах и так далее, становится возможной и практика осознания. Без внимательности почти невозможно опознать коренные препятствия для медитации - вялость и умственное возбуждение. Даже если в разуме нет какой-то особенной ажи­тации, даже если он не обуреваем сильными эмоциями, даже если в нем присутствует что-то вроде спокойствия, все равно в нем нет настоящей ясности. Разум притуплён, что влечет за собой сонливость, оцепенение. Обнаружить это труднее, чем душевное возбуждение, непрестанную внутреннюю дрожь, разговор с самим собой и всплеск эмоций, которые могут на­рушить нашу медитативную задумчивость. Осознание следует применять для обнаружения или вялости, или умственного возбуждения.

ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ И ИЗЛИШНЕЕ РВЕНИЕ

Четвертоепрепятствие - отсутствие старания, что подразу­мевает неспособность применить противоядия: четыре против лени, одно против рассеянности и одно против вялости и воз­буждения. Следует всякий раз делать над собой усилие и приме­нять эти противоядия везде, где они нужны и уместны.

Пятое препятствие - избыточное рвение. Практикуя в те­чение определенного времени, мы можем обнаружить, что применяем противоядия даже в тех случаях, когда в них нет нужды, по привычке, вместо того чтобы позволить разуму об­ретаться в естественном состоянии покоя. Поэтому здесь сле­дует применить противоядие уравновешенности.

Вот таким образом восемь противоядий соотносятся с пя­тью недостатками, или препятствиями. Конечно, практика медитации требует немалого времени и труда, не всегда при­ятна и не обязательно приводит к длительному блаженству. Об этом хорошо сказал Сараха, знаменитый индийский маха-сиддха (йогин тантры): «Когда я прилагаю большое усилие, стараясь не упустить объект медитации, я возбуждаюсь. Когда же усилие невелико, меня одолевает вялость. Сохранять при этом равновесие очень трудно. Когда я медитирую, мой разум начинает смущаться». Во всех обстоятельствах главная зада­ча - стараться соблюсти равновесие, применяя противоядия. Медитация - это школа того, как применять противоядия, ког­да это необходимо, и как не переусердствовать с ними, когда такой необходимости нет. Это каждый должен выяснить на собственном опыте.

ДЕВЯТЬ СТУПЕНЕЙ САМАДХИ

Пятьпрепятствий и восемь противоядий соотнесены с де­вятью ступенями самадхи. Первая ступень называется «под­держание разума». Поначалу мы постоянно мечемся между препятствиями, с одной стороны, и использованием противо­ядий - с другой. Но постепенно учимся сохранять на какое-то -не особо продолжительное - время спокойствие разума, пре­жде чем явятся препятствия и помешают нашей медитации. Вследствие неопытности мы не можем использовать противо­ядия эффективно, и возвращение к объекту медитации может стать затруднительным. Виноваты в этом овладевающие нами фантазии, эмоции и мысли. Но с помощью последовательных усилий мы достигнем следующей ступени, имя которой - «не­прерывное поддержание».

На этой ступени мы уже искуснее применяем вниматель­ность и осознание и можем, когда возникают препятствия, возвратиться к объекту медитации раньше, чем они нас одоле­ют. Как на первой, так и на второй стадии основным препятс­твием становится леность, чьи главные признаки - отсутствие интереса, предрасположенности к медитации, а также убеж­денности в ее благотворности. Медитирующим следует всегда иметь это в виду. Тут следует поразмыслить о жизни, о своих переживаниях и о том, как мы страдаем из-за наших заблужде­ний, искаженных мнений и отрицательных противоречивых эмоций.

Третью ступень медитации успокоения называют «повтор­ным поддержанием» разума (иногда термин переводят ина­че: «поддержание, подобное заплате»). На этом уровне мы не только обретаем способность использовать внимательность эффективнее, но и обретаем мастерство в преодолении ос­новных препятствий - вялости и возбуждения. Способность не отдаляться от объекта медитации - только первый шаг, не исключающий совершенствования в распознании коренных препятствий, то есть, повторюсь, вялости и возбуждения.

Четвертая ступень называется «непосредственное поддер­жание». Как только появляется какое-нибудь препятствие, мы можем или вернуться к объекту медитации с помощью внима­тельности, или немедленно обнаружить препятствия вялости и умственного возбуждения, если они возникнут. Интенсивность помех при этом уменьшается чрезвычайно. На этой ступени адепту больше не досаждает рассеянность - неспособность воз­вратиться к объекту медитации, - и поэтому можно считать, что внимательностью он в большей или меньшей степени овладел. Леность еще присутствует, равно как и другие препятствия, но умственное возбуждение в грубых его формах уже не возникает.

Препятствия вялости и умственного возбуждения могут про­являться как в грубых, так и в тонких формах. Медитирующие, достигшие четвертой ступени, могут преодолеть не только препятствие рассеянности, но отчасти и третье препятствие, то есть вялость и умственное возбуждение. Вялость еще не по­беждена, но возбуждение уже в какой-то мере преодолено, осо­бенно в самых явственных его проявлениях. Здесь нам гораздо больше понадобится понимание, чем внимательность. При этом наша главная забота - обнаружить препятствие вялости и умственного возбуждения, поскольку внимательностью мы уже овладели, и рассеянность на этой стадии проблемы не представляет. Медитирующим следует применять противо­ядие понимания, что называется, дозированно, при этом ста­раясь не впасть в избыточное рвение.

Пятая ступень - «энергичная строгость». Поскольку вни­мательность уже достигнута, появляется чувство облегчения, а возбуждение и волнения разума уже не доставляют неудобств. И все же литература по медитации говорит нам, что эта ста­дия весьма опасна. Адепт, научившийся преодолевать весьма сильное умственное возбуждение, может на том и успокоить­ся или стать жертвой самой обычной скуки, при этом ему не­чем занять разум - ни ярких эмоций нет, ни толковых мыслей. А поскольку серьезного возбуждения нет, главную опасность для медитирующего начинает представлять вялость. Вместо того чтобы пребывать в ясном успокоении, разум может совер­шенно утратить ясность. Им овладевают скука и безразличие, в то время как препятствие лености так и остается непреодо­ленным. На этой ступени нужно обращать особое внимание на такие помехи, как вялость и сонная одурь, или оцепенение.

Шестая ступень медитации успокоения называется «уми­ротворяющей». При этом медитирующий может иметь дело не только с грубым/высоким уровнем умственного смятения, но и с помехами, которые проистекают из вялости, особенно в грубой ее форме. Тонкие формы вялости здесь еще не пре­одолены, потому что это препятствие обнаружить куда труд­нее, чем умственное смятение на тонком уровне.

Седьмую ступень самадхи называют «совершенно успокаи­вающей». На этом уровне леность еще возникает время от вре­мени, но уже не представляет особой опасности. Убежденность наша столь крепка, что трехликой лени уже не совратить нас с пути истинного. На этой ступени еще сохраняются тонкие формы вялости и возбуждения. Тут следует быть начеку, что­бы не впасть в избыточное рвение. Тот, кто медитирует в те­чение долгого времени, может применять противоядия по привычке, когда ему следовало бы, преодолевая определенные препятствия, прибегнуть к тонким формам осознания. Вместо того чтобы намеренно применять осознание, например, он должен использовать его деликатным и более отстраненным образом. Медитирующие должны хранить уравновешенность и шаг за шагом отдаляться от мнения, что препятствия плохи, а противоядия хороши. Им следует понять, что с помощью практики тонких форм осознания можно достичь успокоения, не напрягаясь и не применяя подобающие противоядия созна­тельно или вынужденно. Вот поэтому учители прошлого счита­ли, что адепту предпочтительнее расслабиться и попробовать сохранить состояние успокоения, чем энергично применять противоядия.

Восьмая ступень - «однонаправленность ума». Теперь мы преодолели все препятствия, даже коренные - вялость и ум­ственное возбуждение, причем как в грубых, так и в тонких формах (а еще можно сказать: как в явных, так и в скрытых). И уже не нужно применять осознание, чтобы оставаться в со­стоянии успокоения, потому что препятствия нам больше не мешают. В таком состоянии и достигается однонаправленность. Медитация становится чем-то естественным, делается образом жизни, при котором уже не нужно отвращать препят­ствия с помощью противоядий.

Девятая, и последняя, ступень названа «поддержание рав­новесия». Она может считаться - в определенном смысле - кульминацией практики самадхи и ведет к полному овладению гибкостью тела и разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.