Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эротизация и «сексуальная беспринципность» как имманентное качество информационного общества




Антропология интеллигенции

Ю.С. Кузьминых

 

На рубеже тысячелетий мы находимся в достаточно абсурдной ситуации с точки зрения всего исторического развития человечества. По мнению А. де Бенуа, в сферу политических дискуссий вовлекаются такие аспекты человеческого бытия, которые никогда до этого не ставились под сомнение и не подлежали обсуждению. И одной из таких исторически табуированных тем становится тема эроса вообще и половых взаимоотношений в частности.

Аргументация в пользу тезиса, вынесенного в заглавие, требует некоторого предисловия. Дело в том, что при всём обилии существующих ныне классификаций и подходов по вопросу наличия каких-либо уникальных, самобытных культурных и цивилизационных образований, однозначно можно выделить только два диаметрально противоположных цивилизационных типа: общество Традиции («идеациональное общество» - термин П. А. Сорокина), «системообразущим принципом которого является манифестация конкретного религиозного культа в пространстве социальной реальности» и общество профанации («чувственное общество»), основанное (если так вообще можно выразиться) на непрерывном информационном обмене. В данном случае мы лишь принимаем историческую реальность, которая создавалась (и создается) человеком как носителем определенного типа мировидения. Вслед за феноменологией мы не будем рассматривать вопрос о реальности наличия и качествах Абсолюта как Субъекта Традиции (Предания). Мы должны принять тот факт, что если в истории человечества были отдельные люди и целые группы людей, «для которых Абсолют был настолько же реален, насколько для современных людей реальны законы рыночной экономики…», то и анализируя социальную реальность Традиционного общества, мы должны исходить из аналогичного допущения, дабы корректно соблюсти критерии анализа.

Говоря о пропорциональном соотношении Традиционного и Информационного (либерального, западного…) общества, приведем такое сравнение: доминирование религиоцентристских цивилизаций в истории составляет примерно 23 часа, 59 минут, 45 секунд при условии, что всю историю человечества мы представим в виде одних суток, т.е. собственно 24 часов. В этом случае наша либерально-информационная цивилизация займет по праву лишь последние 15 секунд.


 

Поэтому будет логичнее, если в первую очередь мы рассмотрим, как относились к эросу и проблеме пола в обществах Традиционного типа. И тогда необходимо начинать разговор, с того, что называется ab ovo, т.е. с вопроса о грехопадении, сюжет которого есть практически во всех религиозных доктринах, но мы ограничимся описанием грехопадения в авраамических религиозных традициях.

 

 

Согласно этим доктринам (с чем, кстати, не спорит и современная психология), человек был создан трехсоставным: дух-душа-тело. Находясь в постоянном общении с Божеством, он был призван совершенствовать мир, который не был законченным творением (эпизод присвоения имен). При этом на две составляющие в человеке: душу, и тело - мог попытаться повлиять дьявол. Происходит грехопадение, идеальная коммуникативная цепь: БОГ-Человек-Мир - деформируется настолько, что в мир приходит зло и смерть посредством подверженности Человека искушениям, имеющими источник в сатане. Сам акт грехопадения обретает другой смысл, если мы будем помнить, что в языке, на котором написана Тора, слово «познание» имеет несколько значений. В словосочетании «древо познания Добра и Зла» использовано такое написание слова «познание», которое дословно переводится как «познание на опыте». То есть, вкушая плод с этого древа, человек впускает зло в ту хрупкую иерархическую структуру, каковой является, и происходят необратимые изменения. Провоцируя, искушая человека, дьявол вторгается в мир…, но положение не безнадежное.

В ХХ веке жил православный подвижник, который был канонизирован, (его мощи находятся в городе Симферополе) и который по своей мирской профессии был врачом, причем врачом выдающимся (лауреат Сталинской премии!). Так вот этот человек, а имя его-архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в свое время написал труд под названием «Дух. Душа. Тело», в котором и как архипастырь, и как медик сделал попытку рассмотреть Человека. И в этой книге есть достаточно важные для нашей темы рассуждения: владыка на большом количестве примеров из своей практики иллюстрирует утверждение о том, что если у человека нарушается работа одного из рецепторов, то оставшиеся здоровые рецепторы стараются компенсировать недостаток (у слепых обостряется обоняние, осязание, слух и т.д.). И далее архп. Лука, проводя аналогию, говорит о том, что если человек в своем нынешнем падшем состоянии сможет подвергнуть свою телесно-духовную составляющую некоторым репрессивным мерам (в качестве которых выступает пост, бдения и прочие аскетические практики), то по закону компенсации его Дух получит необходимую свободу и силу для того, чтобы устремиться к Богу. Именно на этом основании Тело Человека, а следовательно и Эрос, в обществах авраамической Традиции всегда и неуклонно ограничивалось, иногда достаточно жестко. В то же время всячески приветствовались и поощрялось проявление и развитие Агапе - высшей формы любви. Возникает вопрос: когда же телесность обретает право на существование, и с чем это связано? По выражению О.А. Кривцун, «…возникновение самостоятельного эротического воображения, отличающее относительно независимую, «вырвавшуюся на волю» психику индивидуума, происходит в истории достаточно поздно. Скорее всего, этот процесс заявляет о себе на исходе средневековья…» [1, С.97.].

Кстати, «на исходе средневековья» - не случайный пассаж: периодизация исторических эпох достаточно верно отражает процесс исчезновения общества Традиции и нарождения общества Профанации. «Исход средневековья» характеризуется и возрастающим интересом масс к таким инструментам разрушения христианской цивилизации, как сатанинские культы. Согласно точке зрения французского культуролога Ж.-К.Фрера, тайных обществ, позиционирующих себя как люциферианские, по мере приближения к Новому времени в Европе становилось все больше и больше. Причем сексуальная сфера жизни человека изначально находилась под их весьма пристальным вниманием: «С другой стороны, необходимо подчеркнуть и важную роль, которую играл в этих (сатанинских - Ю.К.) собраниях секс. В нашем европейском сознании Зло неизбежно оказывается связанным с сексуальностью, и наоборот. Стремление наложить запрет на эротическую жизнь, втиснуть ее в узкие рамки детопроизводства, начисто лишив ее идеи необходимого человеку психологического раскрепощения и обновления за счет оргиастического наслаждения, неизбежно породило противодействие, воплотившееся в разнузданность шабаша. Таким образом, шабаш явился своего рода пространственной и временной локализацией идеи раскрепощения и обретения личности. Это была географическая точка, где человек мог хотя бы временно чувствовать себя свободным, что необходимо любому живому существу» [3, С. 92.].

Своеобразное подтверждение тесной взаимосвязи между духовным состоянием человека и формой реализации эротических желаний мы можем найти в работе немецкого психиатра рубежа XIX-XX вв Р. Фон Крафт-Эбинга «Половая психопатия», изданной в Москве в 1996 году. Концепцию немецкого ученого можно схематизировать следующим образом:

 

 

Крафт-Эбинг считает половое влечение и религиозное чувство практически тождественными, просто одно и то же чувство воплощается в разном материале. Не вступая в спор с этой точкой зрения, отметим, однако, ценные для нас моменты. Под сублимацией у сторонников З.Фрейда де-факто понимается то, что впоследствии архиепископ Лука назвал законом компенсации. Крафт-Эбинг практически открыто говорит о том, что если энергия полового влечения не будет направлена в культурное русло, то она начнет проявлять себя в самых различных поведенческих девиациях (садизм и мазохизм – это две стороны одной медали: реализация глубоко религиозного стремления приносить себя в жертву божеству и принести что-то или кого-то в жертву опять-таки божеству…).

Думаю, нет особой необходимости доказывать и объяснять, что в цивилизации, отказавшейся от такого культурообразующего компонента, как религия, неизбежно будет высок уровень как просто половых перверсий, так и серьезных серийных преступлений, в основе которых лежит половой инстинкт.

 

Список литературы:

 

1. Кривцун О.А. Психологические корни эротического искусства.// Психологический журнал. Том 13. 1992. №1.

2. Уваров П.Б. Интеллигенция и революционные формирования (конец 20-х – конец 60-х годов ХIХ века): Монография – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.

3. Фрер Ж.-К. Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня. - М., 2000.


4. К.А. Мухамеджанов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.