КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование иракского шиитского общества
ШИИТСКАЯ ПРОБЛЕМА В ИРАКЕ Н.В. Степанова
тановление Ирака как современного государства и развитие иракского общества в новейшее время проходило под воздействием многих сложных и весьма разнородных по своему содержанию и последствиям факторов, внутренних и внешних, в значительной мере сохраняющихся и сегодня. К их числу, среди ряда прочих, относится пестрота национально-этнического и религиозного состава населения этой страны, что само по себе вряд ли является чем-то уникальным, отличающим Ирак от множества других стран с подобными характеристиками. Специфика иракского общества заключается в том, что оно и сегодня представляет собою слабо трансформированную в основных своих чертах, сложную и неоднородную структуру, заложенную при образовании англичанами после первой мировой войны единого пространства — Ирак, механически составленного из бывших османских восточных районов, довольно четко отличавшихся друг от друга своими природными данными, уровнем политического и социально-экономического развития, национальным и религиозным составом населения, представленного не связанными между собою этническими, племенными и религиозными элементами. Процесс их консолидации в единое целое исторически еще не завершен. Ирак — мусульманская страна. По статистике, подавляющая часть мусульман мира — 90% — принадлежит к одному из двух сложившихся направлений в исламе — суннитскому, считающемуся основным, ортодоксальным, а 10% — к шиитскому. Как правило, в большинстве мусульманских стран шииты составляют конфессиональное меньшинство. По-иному – в силу ряда особенностей исторического развития территории Ирака в составе арабского халифата и последующих государственных образований – сложилось здесь соотношение этих двух ветвей ислама. Государство Ирак было сформировано в 1921 году англичанами на основе трёх разнородных по многим параметрам слагаемых. Основное население Мосульской провинции на севере составляли и составлят курды. Багдадская провинция в центре населена арабами-суннитами, а на территориях к югу от Багдада, включая и Басорскую провинцию, живут арабы-шииты. Эта трёхчленная формула структуры страны не отражает всей многоаспектности картины. Поскольку и эти группы разделены внутри себя сложными и глубокими границами. По данным на 2002 год, из 24-х млн. жителей Ирака 60% верующего населения (арабы и курды) исповедуют ислам шиитского толка, 35% - сунниты (арабы и курды), 3% - христиане. Подавляющую часть арабского населения – около 80% - составляют шииты, арабов – суннитов около 18%. Истоки возникновения двух направлений в исламе относятся к раннему периоду истории этой религии, одним из важнейших центров которой была территория современного Ирака: именно здесь формировалось шиитское направление и развертывались главные события, составляющие основы его истории и идеологии. Однако политическая власть, осуществлявшаяся на этой территории, будь то ОМейяды, Аббасиды, турки-османы, Хашимитская монархия, республиканские режимы, включая период правления Саддама Хусейна, всегда принадлежала суннитскому меньшинству. Государство традиционно проводило политику конфессиональной и этнической дискриминации, которая затрагивала интересы подавляющего большинства населения Ирака – шиитов и самого крупного этнического меньшинства – курдов, ограничивая возможности для их развития и не допуская их широкого участия во властных структурах, лишая тем самым шиитов (как и курдов) права влиять на политическую ситуацию в стране, представлять своё видение «идеальной» модели государственного устройства, вести борьбу за воплощение своих идеалов в жизнь. По сути дела это противостояние лежит в корне шиитской проблемы, являющейся наряду с курдской важнейшей составляющей политического развития Ирака в новейшее время. Кто же такие шииты? Как исторически шло формирование шиитской общины в Ираке? Какие факторы обусловили ее неизменную оппозиционность в отношении власти центра и каковы подходы шиитских лидеров к государственно-политическому устройству Ирака? Ответы на эти вопросы дает как историческое прошлое, так и современное развитие иракского арабского общества. Рождение новой монотеистической религии — ислама в VII в. и ее развитие в последующие века сопровождалось острой борьбой различных арабских и неарабских семейных, клановых, ро-доплеменных и иных группировок за верховенство в складывавшемся в результате арабских завоеваний государстве — халифате. Свидетелем многих событий этого политического противоборства стали южные районы Древней Месопотамии. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. образовалась политическая группировка Али ибн Аби Талиба, четвертого праведного халифа (656-661 гг.), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, — «аш-ши'а» (группа, партия), признававшая его исключительное право на верховную власть — имамат. В 661 г. в мечети иракского города Куфа Али был убит членом отколовшейся от него группы хариджитов. Погибший мученической смертью, Али быстро превратился в святого для его приверженцев. В их глазах годы правления Али стали идеалом исламского правления. Его могила находится на юге Ирака, в Эн-Наджафе, городе, ставшем священным для шиитов и одним из оппозиционных центров суннизму, т.е. тому направлению ислама, которого придерживалась официальная власть рода омейя, утвердившаяся в столице халифата Дамаске. С самого момента возникновения отличительными чертами шиизма были гонимость и страдание. Со смертью в 680 г. суннитского халифа Муавийи активизировалась антиомейядская оппозиция в Ираке, во главе которой оказался младший сын Али ибн Аби Талиба от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда, — Хусейн, признанный третьим шиитским имамом. В борьбе за власть Хусейну пришлось столкнуться с сыном халифа Муавийи Язидом. В вооруженном столкновении неравных по своему составу сил (у Хусейна был отряд из 70 человек, а у Язида четырехтысячное войско), которое произошло в местечке Кербела близ Куфы 10 октября 680 г., Хусейн и его соратники были перебиты. Само сражение, стойкость и герои зм, проявленные Хусейном и его сподвижниками, стали самым важным событием в истории и мифологии шиизма. Хусейн был признан «величайшим мучеником», а Кербела, где, по преданию, захоронено тело Хусейна, превратилась во второй Священный город шиитов, которому суждено было стать основным центром бунтарства и сопротивления насилию. Поэтому «не является случайностью тот факт, что именно Кербела была и остается средоточием политической активности шиитов, боровшихся против османских властей, британского господства, светской диктатуры Саддама Хусейна, а сегодня оказывающих со-противление США и их союзникам. Формировавшееся оппозиционное направление ислама получило название «шиизм», (от арабского «ша'а» — «присоединиться к кому-либо») и означает общее название различных течений и сект, признающих Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преемниками власти в арабском государстве. Основное отличие шиизма от суннизма состоит в разном толковании понятия имамат. Для суннитов имам есть ду-ховный и светский глава, избираемый или назначаемый людьми. Шиитский имам является таковым по своей сущности благодаря таинственной эманации «вечного божественного света» в роду потомков Али (от отца к сыну). «Божественная» природа имама-та, по представлению шиитских богословов, предопределила ис-ключительные качества его носителей — непогрешимость и сверх-человеческие знания. Алидские имамы олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип непрерывности - Пророчества. Однако вопрос о передаче права на имамат тем или иным потомкам Алидов вызывал разногласия и расколы среди шиитов, что привело к образованию многих шиитских сект как умеренного, близкого к суннизму толка, так и крайних. Одним из основных направлений в шиитском исламе является имамитское, умеренное, признающее двенадцать имамов (отсюда их еще одно название «двунадесятники») из рода Али ибн Аби Талиба. После смерти 11-го имама аль-Хасана аль-Ас-кари (умер в 873 г.) шииты-имамиты признали своим 12-м имамом малолетнего сына последнего, Мухаммеда, который вскоре «исчез», или «скрылся». Имамиты провозгласили его «скрытым» имамом и махди, который «вернется и наполнит мир справедливостью». Вера в «скрытого» имама стала одним из основных догматов имамитов. Согласно их учению, период «сокрытия», продолжающийся и поныне, должен завершиться появлением «владыки времени» — ожидаемого махди. Для имамитов характерен культ «мучеников», к которым они причисляют всех своих имамов, но в первую очередь третьего имама Хусейна, сына Али и внука пророка. В месяц траура мухаррам шииты по всему миру вспоминают страдания Хусейна, история жизни которого воспринимается как призыв к восстанию. Детально разыгрывается представление, в котором изображается ход битвы и его трагическая гибель. Подобные ритуалы укрепляют солидарность шиитов разных стран на духовном и политическом уровнях. Многие из 12 шиитских имамов провели хотя бы часть своей жизни в Ираке. Четыре наиболее значимых священных шиитских города — Эн-Наджаф, Кербела, Казымийя (Казымийя — город, ранее располагавшийся в 3-х милях от Багдада, в новейшее время стал частью «Большого Багдада») и Самарра находятся в Ираке. С самых ранних этапов истории ислама большая часть шиитской исламской учености была сосредоточена в таких центрах Ирака, как Куфа, Хилла, Багдад, Эн-Наджаф и Кербела. Ирак единожды даже был территорией, которой управляли представители персидской шиитской династии Бундов (945-1055 гг.). Отмеченные факты свидетельствуют о тесной связи истории шиизма с Ираком, однако в средние века к этому направлению ислама были причастны лишь ученые-богословы, а также весьма ограниченные круги племенной и городской элиты, оказывавшиеся по тем или иным причинам в оппозиции к центральной власти. Шиизм в те времена не получил широкого распростране-ни в Ираке, ни в других частях мусульманского мира, а все арабы-мусульмане считались суннитами. Совсем иной предстает конфессиональная ситуация в Ираке на начало XX в., когда приверженцами шиизма стала подавляю-часть населения его южных и центральных районов, свиде-тельством чему служат данные проведенной английскими оккупационными властями в 1919 г. неполной переписи жителей Ирака. Перепись дала следующие показатели: всего в стране про-живало 2850000 человек, 1500000 из которых составляли шииты, что равнялось 53% от общей численности населения. Практически те же данные были получены в 1932 г., когда среди 2857077 всех иракцев шииты насчитывали 1612533 человек, или 56% жителей страны. Основная масса шиитов представлена арабами. За Некоторым исключением иракские шииты, как уже было отмечено, придерживаются имамитского толка шиизма. а Развитие в Ираке шиизма как конфессиональной системы, распространение шиитского толка ислама среди широких масс его населения, становление иракского шиитского общества происходило в значительной мере под воздействием ряда внешних, имевших большую историческую значимость факторов эпохи Нового времени. Оказывая свое медленное и весьма неоднознач-ное воздействие на внутренние экономические, социально-политические и культурные процессы развития арабского социума, эти.факторы, начиная с середины XVIII в., сказались в том чис-яе и на ускорении распространения шиизма среди населения южного Ирака. В ряду событий, повлиявших в дальнейшем на конфессиональный облик арабов южных районов Месопотамии, находят-ся, несомненно, утверждение у власти в Иране в 1501 г. динас-тии Сефевидов, провозгласивших шиизм официальной религией страны, и совпавшая по времени консолидация суннитской Османской империи, которую ее видные политические руководители Селим I (1512-1520) и Сулейман I Великолепный (1520-1566) вознамерились превратить в мировую державу. Эти события порождали качественно новую ситуацию в Ираке: ему суждено было стать ареной борьбы двух мощных соперников. В непрекращавшихся на протяжении XVI и XVII веков конфликтах между османами и сефевидами и турецкий султан и иранский шах выступали как покровители ислама, и конфликт между ними приобретал характер суннитско-шиитского противоборства. В течение более трех веков преобладающее влияние на Ирак оказывал сефевидско-шиитский Иран. С оккупацией турецкими войсками в 1533 г. Багдада Ирак стал турецкой территорией, однако вплоть до XIX в. власть Стамбула здесь была чисто номинальной, она не распространялась на всю страну, особенно на ее южные районы. Причина этого крылась прежде всего в большой удаленности Ирака от центра османской власти, что использовалось сефевидским Ираном, оказывавшим постоянное давление на Ирак и дважды его оккупировавшим — в 1508-1533 и 1622-1638 гг. Это давление подкреплялось притязаниями сефевидских, а затем и их преемников кад-жарских шахов (1796-1925) на роль единственных защитников интересов шиитов Ирака и покровителей священных для шиитов городов — Эн-Наджафа, Кербелы, Казымийи и Самарры. Вплоть до образования в 1921 г. иракской монархии турецко-иранское противоборство за осуществление контроля над политической, религиозной и социально-экономической жизнью Ирака держало эту территорию на положении фронтовой зоны, что сказывалось на формировании шиитского общества и организации шиитского ислама в этой стране. Шиизм в его современной форме начал развиваться в сефе-видский период, а его широкомасштабное распространение в Иране относится лишь к XVIII в. В Ираке этот процесс проходил столетием позже (до этого и Иран и Ирак были по большей части суннитскими). На рубеже XVI в. иракское шиитское общество было по преимуществу арабским. Возвышение сефевидского Ирана открыло простор для притока в Ирак иранских шиитов и усиления их влияния на иракское население. Иранские торговцы-шииты, появившиеся в Ираке во время двух периодов оккупации Ирака сефевидами, прибрали к своим рукам значительную долю тор-5ВЛИ Багдада. В начале XVII в. несколько тысяч иранцев нахо-ись в таких городах, как Кербела, Эн-Наджаф, Казымийя и Багдад. Это были в основном купцы, среди них не было обучаю-щихся и богословов: главные шиитские центры учености нахо-дились тогда в Иране. Ситуация начала меняться с XVIII в., когда большое количе-£тво учащихся и богословов из Ирана хлынуло в Ирак после Захвата суннитами— афганцами в 1722 г. шиитской святыни — иранского города Исфаган, сопровождавшегося вытеснением из страны сотен семей улемов, многие из которых в 1722-1763 гг. мигрировали в Ирак. Сюда же сместился и центр шиитского бо-гословия, сначала в Кербелу, а затем в Эн-Наджаф. В сефевидский период в иракском Наджафе зародилось движение «Низам аль-иджтихад», в основе которого лежит принцип свободного творческого богословского толкования, плюрализм, Право выбора и независимость от правящего в стране светского Монарха. Высшие духовные авторитеты юга Ирака подчеркивали, что их религиозная и общественная деятельность не связана ссуществующей властью. Улемы (улем — мусульманский бого-слов-законовед, знаток богословско-юридических вопросов, священнослужитель) не нуждаются ни в милостях падишахов, ни в их подарках. Это заложило основу под равноудаленное отноше-ниe к правителю, независимо от того, кто он — иранский шах-шиит или турецкий султан-суннит. Многие шиитские авторитеты отказывались служить сефе-видским шахам даже в период их наивысшего могущества и бо-ролись против попыток властей установить контроль над дея-тельностью ученых улемов. Были и те, кто доказывал, что слу-жить светскому правителю можно, если это идет на пользу вере укрепляет исламскую религию. В результате борьбы улемов с властями и внутренней полемики «сторонников» и «противни-властей сложились две главные условные модели отноше-ний духовной и светской власти: сефевидская и иракская. Сефевидская модель была представлена придворными духов-ными и учеными улемами, самый крупный из которых занимал государственную должность «шейх уль-ислам» (министр по делам религии). Иракская модель характеризуется наличием идейно независимых от местных властей городов-центров исламского учения. В основе их повседневной деятельности заложены принципы плюрализма и совещательности как необходимых условий принятия фетвы (фетва — распоряжение или суждение духовного главы мусульманской общины или полномочного на это духовного лидера, например, муджтахида, обязательное для исполнения), а также принцип свободного исламского образования. Идеологические расхождения между двумя направлениями в шиитском исламе в дальнейшем дополнялись существенными различиями в общественно-политическом и социально-экономическом развитии иракского и иранского общества. В XVIII в. иранские богословы-мигранты заняли прочное место в Кербеле, Эн-Наджафе. Багдаде и Басре. Они весьма умело использовали период нестабильности, наступившей в связи с утверждением в Ираке в 1747 г. власти мамлюков, и продолжавшейся до 1831 г. В Кербеле и Наджафе иранские религиозные семьи потеснили арабских богословов и стали доминирующей силой в религиозных кругах. К середине XIX в. иранские улемы в Ираке уже держали под своим контролем школы и большую часть доходов, поступавших из шиитских благотворительных фондов Ирана и Индии, и других источников, служивших для них мощными рычагами воздействия и на турецкие, и на «свои» каджарские власти. На 1919 г. иранская колония в Ираке насчитывала 80 тыс. человек, все они были подданными Ирана, находились под покровительством своего правительства и при этом пользовались многими привилегиями, предоставленными им османскими властями. Приобретенный иранскими шиитами в Ираке статус, их численное превосходство над арабским шиитским населением в главных священных городах, закрепленные за ними экономические права и прочный контроль за поступавшими из различных источников доходами давали иранским богословам, студентам и купцам большие возможности влиять на религиозную и экономическую жизнь иракской шиитской общины. Однако, несмотря на столь значительное место, которое заняли богословы Ирана в экономической и духовной сферах иракских шиитских центров, и их влияние в течение нескольких веков на шиитов Ирака, это не только не способствовало преодолению возникших еще на ранней стадии формирования шиитского ислама расхождений между иракской и иранской его моделями, но, напротив, продолжало усугубляться по мере утверждения шиизма в обществе этих двух стран. На этот процесс повлияла специфика распространения в них шиизма. В Иране шиизм как государственная религия, включая его богословов, поддерживался государством с начала XVI в. и вплоть до XX в. По оценке ученых, занимающихся исследованием шиизма в этой стране, именно религиозный фактор явился той силой, которая за несколько веков объединила иранское общество. Этому способствовало то обстоятельство, что многие положения в шиитском исламе, такие как понятия о запрещенном, о наказаниях и некоторые другие, сложились главным образом на основе традиционных представлений и обычаев иранцев. Вовлечение широких масс рядовых жителей Ирана в активную религиозную деятельность имело своим следствием превращение в этой стране шиизма в систему социально-экономических и религиозных ценностей, формировавшихся в процессе внутреннего саморазвития иранского общества, а не за счет какого-либо внешнего воздействия. И сегодня, как и века назад, религиозная жизнь простого шиита в Иране неотделима от его повседневных дел, вращающихся в основном вокруг базара. По-иному шло утверждение шиитского ислама в Ираке, где шиизм был привнесен в прочную систему арабских племенных ценностей, изменить которые ему оказалось не под силу. К тому же, если принятие шиизма населением Ирана опиралось на.государственную поддержку, то на подобное «спонсорство» складывавшееся шиитское общество в Ираке рассчитывать не могло: господствующей формой религии в Османской империи был суннитский ислам, к которому принадлежала и султанская власть. Приграничное положение Ирака, возвышение Наджафа и Кер-белы, превращение этих городов в главные центры шиизма в суннитской стране, сравнительно позднее обращение иракских оседлых племен в шиизм — все эти факторы определяют особенности иракского шиизма. К ним добавляются и другие, не менее существенные. Подавляющее большинство иранцев-шиитов гомогенны по своему происхождению. Что касается иракских шиитов, то их социальное положение определялось (что во многом сохраняется и сегодня) принадлежностью к тому или иному племени с присущими ему характерными чертами, традициями, обычаями, отправлением религиозных обрядов, кодексом этических и моральных ценностей. К этому добавлялось также и принципиальное отличие в финансовом обеспечении шиитов в обеих странах. В Иране «люди базара» и улемы всегда тесно взаимодействовали между собой, чего не было в Ираке: здесь шиитские торговые круги в целом не горели желанием выделять средства на поддержку религиозных институтов и деятельности богословов. Как уже было отмечено выше, на ранних этапах становления шиизма в Ираке иранские шииты проявляли весьма высокую активность, обосновываясь в его священных городах. Около 1737 г. важным центром шиитского богословия становится Кербела. По своему этническому составу и культуре Кербела за несколько веков сформировалась как центр большой иранской общины. На рубеже XX в. почти все население этого города было представлено шиитами, численность которого равнялась 50 тыс. человек. Из них 75% составляли иранцы, а на арабов приходилось менее четверти. Находящаяся в Кербеле гробница имама Хусейна для верующих шиитов Ирана стала главной святыней и центром поклонения и захоронения. По традиции вода и земля этого города считаются благодатными, а захоронение усопших шиитов на городском кладбище воспринимается как высочайшая награда им за праведную жизнь. При всей своей значимости Кербела занимает только второе место среди всех священных шиитских городов в Ираке, а самым известным из них является Эн-Наджаф, который к началу XX в. пользовался огромным религиозным и политическим влиянием далеко за пределами Ирака. Свою особую популярность Наджаф приобрел в силу нахождения здесь усыпальницы почи- таемого шиитами имама Али, а также «Хаузы аль-ильмиия»- те-ологической цитадели иракского шиизма, где учатся шииты со всего исламского мира. Как и Кербела, этот город с его полуав-тономным статусом не испытывал на себе жесткого контроля со стороны турецких властей на протяжении большей части исто-рии османского периода. Шиитские богословы и рядовые при-верженцы шиизма считают Наджаф обладателем особой мощной энергетики О той же особенности этого священного шиитского города признаваемого одним из религиозных центров мира, говорили и писали западные авторы, называя его «сердцем мира» и «получателем всех новостей мира», выделяя существование "особой ауры внутри города». На рубеже XX в. в Наджафе было 19 действовавших религиозных школ. Нахождение в Наджафе святой гробницы Али ибн Аби Талиба привлекает сюда множество шиитских паломников. Огромное кладбище города (Вади ас-Салам) считается среди шиитов самым священным и самым желаемым местом для захоронения. Как и в истории многих других религиозных центров мира, в судьбе Наджафа не раз происходили радикальные изменения. Возрастание его значимости связано с завершением в 1803 г. строительства Хиндийского канала, давшего мощный импульс социально-экономическому развитию и благополучию Наджафа. Канал стал бесперебойно обеспечивать водой численно возраставшее паломничество, а муджтахиды (муджтахид - высший религиозный авторитет мусульман-шиитов, обладающий правом самостоятельного решения вопросов юридическо-богословского характера; широковлиятельные шиитские богословы) получили возможность превратить в 40-е годы XIX в. Наджаф в главный центр шиитского богословия за счет быстро терявшей свою значимость Кербелы. Хиндийский канал оказал также большое влияние на развитие социально-экономических и религиозных контактов между Наджафом и окрестными племенами, что сопровождалось ускорением принятия ими шиизма. На начало XX в. почти все население Эн-Наджафа было шиитским, и насчитывало оно около 30 тыс. человек. Однако периодический приток паломников часто удваивал это число. Подавляющую часть постоянных жителей города составляли арабы. Иранцев здесь на тот момент было около трети. Расположение Эн-Наджафа на границе с пустыней предопределило тесную связь этого города с арабскими племенами, кочевавшими на прилегающих территориях и оказывавшими постоянное влияние на экономическую и социально-политическую ситуацию в Наджафе. Важнейшим каналом этого влияния были родственные связи наиболее знатных и авторитетных уле-мов города с соседними племенами, представленными верблюдо-водами, овцеводами, земледельцами и болотными арабами, занимавшимися разведением волов. Такое деление носило во многом чисто условный характер, поскольку в племена входили группы, занятые различными видам хозяйственной деятельности. Наджаф и Кербела были житницей страны и главными торговыми центрами, осуществлявшими постоянные связи с кочевыми племенами. Сюда стекалась продукция земледелия, животноводства и ремесла, поставщиками и потребителями которой были племена Аравии и Сирии. Тесное экономическое взаимодействие обоих священных городов с аравийскими и сирийскими кочевыми племенами предоставляло большие возможности шиитским проповедникам для эффективной деятельности по распространению шиитского ислама. На ускорении процесса обращения в шиизм племен в южных и отчасти центральных районах Ирака сказались явления разного порядка, к наиболее существенным из которых следует отнести нараставшую в конце XVIII - начале XIX вв. угрозу нападений со стороны саудовских ваххабитов, а также изменения техногенного характера. 20 апреля 1802 г ваххабиты напали на Кербелу и учинили там страшный погром. Они разрушили купол мечети над могилой имама Хусейна, повредили минареты, забрали несметные сокровища, скопившиеся здесь за века благодаря вкладам богатых шиитов, главным образом персов, убили около двух, по другим данным, более четырех тысяч жителей. Свою лепту в процесс принятия арабами шиизма внесло обмеление реки Евфрат, возникшее в результате постройки канала Хиндия и проводившихся в течение XIX в. дополнительных мер его реконструкции, следствием чего явились глубокие гидро-еские и экологические изменения в южном и центральном Ираке и нарушение традиционного водного баланса между за-:м и восточным берегами Евфрата. Часть пространства на Западном берегу реки была затоплена, а зона близ города Хилла на восточном высохла, что привело к запустению этого некогда из наиболее процветавших земледельческих районов Ирака. Но одновременно быстрыми темпами шло освоение орошаемых плодородных земель вдоль канала Хиндийя между Кербе-л ой и Наджафом. Переселившиеся сюда из района Хиллы племена попали под возраставшее влияние обоих священных городов, а сами Наджаф и Кербела впервые в своей истории приняли на себя особую миссию крупных духовных центров и активной религиозной силы, на которую могли опереться новые поселенцы. Шиизм принимали оседлые племена. Что касается кочевых верблюдоводов и в целом кочевых племен, придерживавшихся жизненных принципов и норм «людей пустыни», то они почти полностью остаются и до нынешних времен суннитами. На процесс распространения в Ираке шиитского толка ислама оказала также свое влияние политика самоусиления османе-к ого государства, к проведению которой оно приступило в ЗО-е годы XIX в. Новый курс турецких властей был направлен на централизацию империи, на попытки Стамбула установить жесткий контроль над всей территорией страны. Достижение этой цели требовало подчинения племен, составлявших в Ираке подавляющую часть населения. С 1831 г. Стамбул выдвинул программу перевода кочевников на оседлость, что, по представлению ос-манских властей, должно было привести население Ирака к боль-шей подчиненности центру. Развитие земледелия в зоне оседания арабских кочевых племен турецкое правительство рассматривало также как путь к существенному увеличению сельскохозяйственной продукции и налоговых поступлений, потребность о которых быстро возрастала в связи с вовлечением Османской в мировую капиталистическую экономику. В Ираке эта программа, основанная на принятом в 1858 г. Османском земельном кодексе, начала осуществляться только при багдадском губернаторе Мидхат паше (1869-1872), который приступил к регистрации земель, находившихся во владении племен. Османский кодекс был направлен на разрушение общинного принципа владения землей, что прямо противоречило племенному обычаю, по которому земля принадлежала всем членам племени. Опасаясь, что регистрация может каким-то образом лишить члена племени его прав на землю или будет использована для призыва его в армию, рядовые соплеменники отказывались от индивидуальной регистрации своих прав и часто передавали их шейхам или даже городским торговцам за сохранение за ними возможности обрабатывать землю и получать свою долю урожая. Стремление турецких властей установить над племенами жесткий контроль, изменить племенную структуру арабского общества, ликвидировать большие племенные конфедерации и, что особенно важно, ослабить позиции их верховных шейхов, державших под своим контролем большие земельные владения, встречало упорное сопротивление племен и принимало характер восстаний, регулярно повторявшихся с конца 40-х годов XIX в. до 1905 г. Сохранение в центре и на юге Ирака в течение длительного времени нестабильной, взрывоопасной ситуации наносило большой ущерб экономике этого региона. В умиротворении племен, обеспечении спокойствия в зоне их расселения были заинтересованы как официальные турецкие власти, так и улемы Наджафа и Кербелы. Администрация была озабочена больше всего поиском средств увеличения налоговых поступлений с племен, а богословы — обеспечением соответствующих условий для паломничества и возможности захоронения усопших шиитов близ священных городов, а также притоком благотворительных средств. В течение XIX в. подавляющее большинство иракских племен в центре и на юге перешли к оседлому образу жизни и занятию земледелием. Этот процесс находил свое отражение в быстром росте числа городов в этом регионе. Дробление конфедераций, распад племен на более мелкие образования, превращение вчерашних бедуинов в земледельцев-крестьян, закрепление к концу XIX в. большей части земли за знатными семьями племени разрушали племенной строй и порождали глубокий кризис в самом племенном обществе. Переход к земледелию сопровождался диверсификацией племенной экономики и социальной стратификацией племенного общества. Обладание поземельной собственностью изменяло баланс политической власти между оседлыми и кочевыми племенами и самым серьезным образом сказывалось на отношениях внутри оседлых племен, в которых менялась роль шейха и углублялся разрыв между богатыми и бедными подразделениями племен. Власти возложили на племенных шейхов ряд новых обязанностей. Как откупщик или обладатель права собственности на землю шейх нес ответственность за поддержание порядка и безопасности на территории своего племени, он был обязан выступать арбитром в спорах своих соплеменников, обеспечивать выполнение государственных повинностей и прочих общественных работ, следить за распределением воды среди земледельцев. Разрушение племенной структуры, падение политической и военной власти шейхов сопровождалось появлением в оседлом обществе таких фигур, как серкал (организатор работ) и сейид. Первый занял свое место в социально-экономической сфере, а второй выполнял религиозные и административные функции в племенах, оказывая существенное воздействие на обращение членов племени в шиизм. Больше всего сейидов появилось среди оседлого населения южного и центрального Ирака. Они претендовали на свое происхождение от первого шиитского имама Али и его жены Фати-мы, дочери пророка Мухаммеда. Численность сейидов была довольно внушительной. Так, например, в племени болотных арабов шабана они составляли более 20% населения даже на середину XX в. Вообще в регионе болот, где арабы занимались выращиванием риса и разведением волов, практически не было ни одной деревни, в которой не жила хотя бы одна семья, считавшая себя потомками пророка. Были также и небольшие деревни, целиком состоявшие из таких претендентов. Экономическое положение сейидов было весьма различным. Некоторые стали богатыми землевладельцами, большинство же вело скромный образ жизни, полагаясь только на получение доли от взимаемого со всех верующих шиитов религиозного налога, составлявшего 1/5 их дохода. Притязания сейидов на 1/5 долю урожая среди' оседлых племен называлось «правом предков». Принадлежать к сословию сейидов было делом престижным и потенциально доходным. Их массовое появление в Ираке свя-зано во времени с распадом арабских племенных конфедераций, переходом племен к оседлости, падением авторитета шейхов и вызванной этими процессами потребности в некоем связующем! звене как внутри племен, так и между ними и в их связях с вне- шним миром. Эту миссию и выполняли сейиды. Постепенно они становились доверенными лицами шейхов, и уже без их участия и поддержки шейхи не могли выполнять возложенные на них османскими властями обязанности. Все это повышало статус сей- идов и усиливало их влияние на рядовых соплеменников, считавших к тому же сейидов людьми святыми, наделенными сверхъ- естественной силой, с помощью которой они могли исцелять бо-лезни или навлекать несчастья, давать благословение и совер-шать много других магических действий. О высоком статусе ида свидетельствует тот факт, что выкуп за его убийство вд превышал выкуп за рядового соплеменника. К началу XX в. шиизм утвердился в широких массах Ираке кого населения, но это не привело к упрощению конфессио нальной ситуации в стране: отдельные племенные конфедера-ции, племена и даже их подразделения оказались поделенными между шиитами и суннитами. Однако преобладающей часть населения южных районов Ирака стали шииты. Формирование такой ситуации здесь происходило под влиянием множества фак-торов, в комплексе составлявших суть социально-экономичес ких, политических, культурно-духовных процессов, затронув арабский мир, включая и Ирак, на рубеже XIX-XX вв. Массовый переход в шиизм арабских племен во многом объяс-няется простотой самого этого действа, не предъявлявшего новообращенцу каких-то специальных требований или проведения при этом особых формальных процедур. Главной же причиной быстрого распространения шиитских ритуалов и в целом законов ислама среди племен, переходивших к оседлости, было приобщение их к тем религиозным взглядам и нормам поведения, по которым жили оседлые крестьяне. Играл свою роль и фактор примера, когда рядовые соплеменники в религиозных вопросах следовали за своими шейхами, но этот принцип не имел всеобъемлющего характера. Принятие шиизма содержало в себе и социальный аспект. Так, в конфедерации Мунтафик часть рядовых соплеменников таким образом выражала свой протест против расширявшейся пропасти между богатыми и бедными подразделениями этой конфедерации и особенно против превращения суннитских шейхов племени Са'дун в земельную аристократию, за которой к тому же закреплялись имущественные права в городе. Для какой-то части племен переход в шиизм был своего рода актом политической, антиправительственной значимости. Политика османских суннитских властей, направленная на превращение кочевых племен в оседлых жителей, расширение земледелия, предоставление частных прав на владение землей, увеличение сбораналогов с Ирака порождали чувство несправедливости и вызывали в племенах оппозиционные настроения, выливавшиеся в акты протеста. Племена, вовлеченные в острый конфликт с властями, в шиизме усматривали оправдание своим действиям: шиитский ислам привлекал их призывами к борьбе с угнетением и тиранией. Каждый из названных факторов играл весьма важную роль в быстром и массовом обращении в шиизм иракцев юга и центра страны. Однако главным и определяющим среди них, несомненно, стал распад племенных конфедераций, дробление племен, переход кочевников к оседлости, сопровождавшийся утратой ими привычного образа жизни. И в этой ситуации переход в шиизм был реакцией племен на тот кризис, который обрушился на них вследствие глубоких перемен в их традиционной социально-экономической и политической организации, поиском ими компен-сации за понесенные потери, их стремлением к обретению стабильности. Расширение оседлости имело своим результатом установление новых экономических и социальных связей между племенными поселенцами и жителями окрестных городов, прежде всего Наджафа и Кербелы. Принятие шиизма отражало стремление шейхов и их рядовых соплеменников сократить дистанцию между ними и их новыми соседями в шиитских городских центрах и тем упрочить свои экономические и социальные позиции. Обретение шейхами также и религиозной легитимности повышало их престиж и давало им основание считать себя «лучшими» из мусульман. Таким образом обращение в шиизм стало тем средством, с помощью которого племена пытались начать новую жизнь, усваивая новые религиозные верования и меняя свое социальное положение. Суннитские богословы рассматривали обращение племен в шиизм как их «отпадение» от суннизма, что мало соответствовало реалиям того времени. Видимо, более правильной является оценка арабских и неарабских авторов, отмечавших, что арабы-кочевники вряд ли вообще были мусульманами до их обращения в шиизм и что приобщение вчерашних бедуинов к шиизму было, следовательно, для них одновременно и принятием ислама. «Если шиитские проповедники ведут свои религиозные проповеди среди племен, разъясняют им обязанности ислама и понятия разрешенного и запрещенного, то, с точки зрения религии, нынешнее положение племен выглядит лучше, чем их прежний статус», — так замечал в одном из своих комментариев к опубликованной в 1908 г. в журнале «Аль-Манар» статье египетский журналист Мухаммед Рашид Рида. С переходом к оседлости и принятием шиизма племена не утрачивали своих традиционных социальных и моральных ценностей, что оказывало влияние на восприятие ими норм шиитского исламского права, на взаимоотношения с суннитами и сохранялось в привычных приемах отправления религиозного культа. Шиитские богословы призывали верующих совершать паломничество к гробницам имамов, почитать шиитских святых и исполнять ритуалы, связанные с поминовением третьего имама| Хусейна. При этом шиитские ритуалы были тесно увязаны с арабскими представлениями о чести и достоинстве мужчины и с ирак-скими племенными обычаями устройства празднеств с обязательными громкими криками, конными состязаниями, стрельбой в воздух. В привычную для арабских племен песенную форму облекались повествования о героическом противостоянии своим врагам Хусейна и его сподвижников в битве при Кербеле. Высоко почитался также Али за его храбрость, красноречие, честность и простой образ жизни, т.е. за те черты, которые всегда ценились в племенах как главные достоинства араба — мужественность, храбрость, гордость, рыцарство. Параллельно с процессом оседания арабских кочевых племен на юге Ирака и принятием шиизма большинством членов этих племен со второй половины XIX в. происходило усиление централизации в среде шиитского руководства Ирака и его все более заметная политизация, чему в значительной мере способствовал технический прогресс того времени — соединение в 70-х гг. XIX в. Ирака и Ирана телеграфной линией. Телеграф дал возможность муджтахидам двух стран поддерживать между собой постоянные контакты, а набравшим к тому времени больший опыт участия в политической жизни иранским муджтахидам оказывать давление на их иракских коллег. И к началу в 1905 г. революции в Иране иракские шиитские лидеры были уже тесно привязаны к иранским политическим делам. На рост политической активности в шиитском исламе влияла также деятельность исламских модернистов, пропагандировавших идеи патриотизма, любви к родине (ислама), важности суннитс-ко-шиитского единства перед нараставшей угрозой европейской экспансии, возрождения ислама и его совмещения с процессом модернизации. Доходили эти идеи и до шиитских священных городов в Ираке, однако ни учащиеся религиозных школ, ни улемы Не проявляли к ним интереса, да к тому же вплоть до младотурец-кой революции 1908 г. пропаганда таких идей была затруднена в Османской империи запретом на публикации. В дальнейшем на выработку иракскими муджтахидами своей Политической теории, направленной на определение их участия через собственных представителей в государственных делах, повиляли два важнейших обстоятельства: развитие конституционного движения в Османской империи и в Иране и нарастание европейской экспансии в мусульманский мир. По представлениям муджтахидов, государство должно быть построено на правовых основах ислама и возглавляться мусульманскими богословами. Только такое государство сможет противостоять «неверным», отстоять свою свободу и независимость и обеспечить процветание своему народу. Эти взгляды шиитских богословов в конкретных условиях, складывавшихся в начале XX в. как внутри стран Ближнего и Среднего Востока, так и в их взаимоотношениях с Западом, способствовали превращению шиитских муджтахидов в лидеров мусульманской оппозиции в Ираке. Восстановленная в 1908 г. османская конституция 1876 г. декларировала ряд гражданских прав и свобод в стране, в том числе право на получение образования, на свободу печати и создание политических ассоциаций. Плодами младотурецкой революции поспешили воспользоваться иракские шииты. У иракских шиитов всегда были светские течения. Укреплению и дальнейшему расширению секулярного сегмента в шиитской общине способствовало появление светского образования, начало которому было положено в 1909 г. Первые начальные школы для шиитских мальчиков были открыты в Багдаде, Казы-мийе, Наджафе и Хилле, в них вводилось преподавание французского и английского языков и математики. Инициаторами открытия таких школ были Али Базирган, образованный суннит, имевший деловые связи с шиитской общиной, и Джафар абу ат-Тимман, состоятельный торговец-шиит из Багдада, которому в будущем была уготована судьба стать видным представителем иракских националистов. Оба получили одобрение на введение светского образования для шиитских детей от муджтахида Мухаммеда Са'ид аль-Хаббуби, понимавшего важность получения шиитской молодежью современных знаний. Финансировали обучение шиитские торговцы Казымийи и Багдада. Открытые в 1909 г. две школы в Наджафе содержались на иранские средства. Начало светского образования имело очень важное значение: из этой среды в дальнейшем вышли видные шиитские политические деятели новой формации. Результатом младотурецкой революции было оживление информационно-культурной жизни священных шиитских городов. К концу первой декады XX в. их население читало журналы, издававшиеся в Турции, Иране, Египте и Индии. По имеющимся данным, в 1911 г. каждую неделю в Наджаф поступало от 50 до 100 газет и журналов, распределявшихся по разным библиотекам города. Но наиболее значимым явилось издание в самом Наджафе между 1909-1911 гг. одной газеты и двух журналов. В течение 1909 г. выходила газета «Гари» на персидском языке. С 1910 г издавались два журнала: «Эн-Наджаф», печатавшийся на персидском языке, продержался около года, и около двух лет выходил журнал «Аль-Ильм», первый появившийся в Ираке шиитский журнал на арабском языке. В этом журнале печатались статьи по вопросам образования, излагались взгляды видных муджтахидов Наджафа, публиковались материалы в защиту ислама, велась полемика с модернистами и реформаторами ислама по поводу «новшеств». В публикациях обосновывалась совместимость исламского учения с современными научными знаниями и содержались призывы к установлению контактов между Эн-Наджафом и другими частями исламского мира. Многие из проблем, поднимавшихся журналом «Аль-Ильм», стали впоследствии основой для дискуссий, которые развертывались на страницах шиитских журналов, появившихся уже после установления в 1921 г. в Ираке монархии. Кроме периодических изданий, стали появляться и труды шиитских религиозных идеологов. В 1909 г. была издана книга «Ад-дин ва аль-ислам ав ад-да'ва аль-исламийя» («Религия и ислам или исламский призыв»), автором которой был Мухаммед Хусейн Кашиф аль-Гита, один из наиболее известных муджтахидов Ирака времени монархии. Автор с горечью констатировал упадок ислама и раздробленность мусульманского сообщества, главную ответственность за которые он возлагал на европейцев, но не снимал также вины и с самих мусульман, утверждая, что ослабление ислама есть результат утраты верующими своей му-сульманской сущности и пренебрежения к своей религии. Мухаммед Хусейн Кашиф аль-Гита призывал к обновлению ислама, к очищению его от наслоений экстремизма, от привнесенных в него за века суеверий и народных обычаев. Для Кашифа аль-Гита возрождение ислама означало соединение образования с конкретными делами. Он считал «людей пера и меча» основой мощи мусульманского сообщества, чье предназначение — в защите этого сообщества, в заботе о его прогрессе, в оказании помощи правителю в решении государственных задач и в установлении взаимодействия между правителем и управляемыми. Кашиф аль-Гита призывал всех мусульман, «не щадя сил, защищать свою страну (ватан) и нацию (умма)», под которой имелось в виду все мусульманское сообщество. Муджтахиды Ирака развернули активную агитацию за экономическую самостоятельность мусульманского мира и начали готовиться к организации движения сопротивления европейской экспансии — джихаду, вначале направленного против России и Англии, чьи войска участвовали в подавлении иранской революции, а затем против Италии, захватившей Ливию. Свои страстные обращения в это время шиитские богословы адресовали суннитским религиозным лидерам и главам различных мусульманских сект, призывая их к сплочению перед лицом грозящей всему исламу опасности, исходящей от Запада. Возросшая политическая активность шиитских муджтахидов накануне первой мировой войны способствовала росту их авторитета и влияния во всем мусульманском мире. Значительно укрепилось в эти годы и единство шиитов Ирака. С началом первой мировой войны «европейский вызов исламу» превратился для шиитов Ирака в непосредственную угрозу: в ноябре 1914 г. английские войска высадились на юге Ирака и заняли Басру. В мечетях зазвучали призывы к джихаду против «неверных», эмиссары священных городов отправились в племена с целью побуждения их к борьбе с англичанами во имя ислама. Наибольший отклик призыв к джихаду нашел в племенах в районе Евфрата, где около 18 тыс. арабов-шиитов добровольно присоединились к турецким войскам. С военной точки зрения джихад провалился. В ноябре 1918 г. английские войска завершили оккупацию всего Ирака. Конец османского правления создал на некоторое время политический вакуум в южных районах Ирака. Его и поспешили заполнить шиитские муджтахиды, накопившие к этому времени значительный политический опыт. С окончанием войны перед Англией и арабскими, в том числе иракскими националистами встал вопрос о политическом будущем Ирака: будет ли он частью арабского государства, обещанного англичанами шерифу (правителю) главного священного города всех мусульман Мекки Хусейну бен Али, или станет самостоятельным государством. За создание арабского государства выступал шериф Хусейн и его сыновья, в 1916 г. поднявшиеся на борьбу против турецких войск, чем оказали большую помощь прежде всего Англии, которая в ответ в весьма неопределенной форме пообещала Хусейну (соглашение «Мак-Магон — Хусейн») поддержать идею создания арабского государства на Ближнем Востоке. Планы шерифа разделялись далеко не всеми кругами арабских националистов. С оккупацией к концу мировой войны территорий арабских вилайетов Османской империи англо-французскими войсками и обострением борьбы между державами-победительницами за их раздел вопрос о едином арабском государстве был снят с повестки дня.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |