Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Программа практических занятий




IV. учебный словарь дисциплины

Компьютерная психодиагностика

Тема 9

 

Автоматизированный сбор психодиагностической информации. Предъявление заданий. Проблема ввода данных. Тестовый диалог. Адаптированное тестирование.

Автоматизированная обработка данных. Стандартизация ответов. Автоматизированные ключи.

Автоматизированная интерпретация результатов. Интерпретационные подходы. Типовые образцы интерпретаций.

Статистический анализ результатов тестирования. Коррекция результатов с использованием банка данных. Типовые профили.

Предъявление результатов.

Автоматизированное психодиагностическое заключение (профессиональное и ориентированное на заказчика). Проблема обратной связи.

Хранение информации. Банки данных и базы знаний.

Автоматизация в процессе конструирования методик. Психометрический анализ (расчет психометрических показателей, построение тестовых норм для различных выборок. Уточнение ключей. Анализ отдельных пунктов теста). Специализированные психометрические пакеты.

Компьютерные системы в психодиагностике. Инструментальные тестовые системы. Комплексное обследование. Интерактивные компьютерные системы. Экспертные системы.

Компьютерные версии стандартизованных тестов и проективных методик.

Литература

Основная:

1. Бурлачук Л. Психодиагностика. СПб., 2002. С. 114–120.

Дополнительная:

2. Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика. СПб., 2003. С. 58–60, 107–115, 116–269.

3. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. М., 1994. С. 7–54, 291–350.

Веб-ресурсы:

4. http://www.ht.ru Лаборатории "Гуманитарные Технологии"

5. http://www.imaton.ru/ Институт Практической психологии

6. http://www.sobchik.ru/ Институт Прикладной Психологии

Доступность литературы:

№ 1 – 3 – в библиотеке факультета социальной психологии ГУ.

 

 

В раздел включены понятия,обязательные для освоения дисциплины.

Валидность – 1) комплексная характеристика теста, включающая сведения из области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры (Клайн П., 1994); 2) обоснованность методики, указывающая на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Валидность дифференциальная – один из компонентов прогностической валидности, отражающий способность методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств (Клайн П., 1994).

Валидность инкрементная – один из компонентов прогностической валидности, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора (Клайн П., 1994).

Валидность конструктная – степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста (Клайн П., 1994).

Валидность критериальная – комплекс характеристик методики, отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Валидность очевидная – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики (Клайн П., 1994).

Валидность прогностическая – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения (Клайн П., 1994).

Валидность содержательная – степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области психических свойств (Клайн П., 1994).

Валидность текущая – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Валидность эмпирическая – совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным статистическим способом оценивания (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Выборка стандартизации – множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Диагностические категории – широкие классы объектов диагностики, к которым относится единое диагностическое заключение (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Диагностические признаки – определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Диагностические факторы – не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Диагностическое обследование – конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Дискриминативность – способность отдельных пунктов (заданий) теста дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата теста (Клайн П., 1994).

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая индивидуальные психологические различия, различия между группами людей, а также причины и последствия этих различий (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Дифференциальная психометрика – 1) наука о конструировании и адаптации в новых условиях валидных, надежных и репрезентативных психологических тестов; 2) область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Дифференциально-диагностическое исследование – комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, создание и испытание методики регистрации выявленных признаков (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Достоверность теста – психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Компьютерный тест – тест, предполагающий сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Критериальные нормы – диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Критерий валидности – источник информации об измеряемом психическом свойстве (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Мотивационные искажения – снижение истинности (валидности, достоверности) психодиагностики в результате непроизвольного (иногда бессознательного) стремления индивида отвечать на тест (вопросник) в соответствии с тем мотивом, который оказался актуализированным у него в данной ситуации (Шмелев А. Г., 2002).

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов, согласованность теста внутренняя по прошествии времени (Клайн П., 1994).

Надежность ретестовая – характеристика надежности психодиагностической методики при повторном исследовании испытуемых с помощью одного и того же теста по прошествии времени (Клайн П., 1994).

Надежность-согласованность – способ определения надежности, опирающийся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Объективные тесты – вид тестов, данные по которым могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Опросники – обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений) (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Ошибка измерения – относительная доля случайного изменения (дисперсии) измеряемого показателя по отношению к совокупному изменению этого показателя (общей дисперсии).

Парциальные способности – психические свойства, обуславливающие зависимость общей интеллектуальной эффективности от уровня развития отдельных психических функций, связанных с определенными органами чувств и мозговыми структурами (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Процентиль – ранг показателя в виде процентного отношения в нормативной группе тех испытуемых, которые получили более низкий показатель (Клайн П., 1994).

Психическое свойство – индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Психодиагностический профиль – графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора) (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Психологический тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий (Клайн П., 1994).

Психологическое тестирование – 1) процесс обследования с помощью психологического теста; 2) напрвление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий (Бурла-чук Л. Ф., Морозов С. М., 1999).

Психометрика – совокупность теоретико-математической модели и процедурно-методических правил организации, сбора и обработки эмпирических данных, позволяющих выразить психические свойства и параметры психических процессов в числовой или квазичисловой форме (Краткий психологический словарь, 1998).

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности (Клайн П., 1994).

Репрезентативность тестовых норм – соответствие граничных точек на распределении тестовых баллов, полученных на выборке стандартизации, аналогичным граничным точкам, которые могли бы быть получены на популяции проведения – на множестве испытуемых, для которых предназначен тест (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Рестандартизация – экспериментально-статистическое исследование, направленное на пересмотр тестовых норм или других компонентов теста (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Ситуация клиента – психодиагностическая ситуация, в которой инициатором обследования и единственным адресатом психодиагностической информации является клиент.

Ситуация экспертизы – психодиагностическая ситуация, в которой инициаторами обследования и главными адресатами психодиагностической информации являются третьи лица (заказчики).

Склонность – устойчивый интерес к процессу осуществления деятельности (процессуальная мотивация), в которой индивид обнаруживает у себя наличие специальных способностей и относительно высоких достижений и успехов (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Социальная желательность – стремление давать о себе социально одобряемую, желательную информацию.

Социокультурный норматив – это уровень и способ выполнения определенной деятельности, который считается в данном обществе приемлемым (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Специальные способности – способности, которые проявляются в определенном специфичном виде деятельности и требуют для своего развития либо особых парциальных способностей, либо специального опыта обучения и закрепления навыков.

Способность – психическое свойство индивида, обеспечивающее успешное решение определенного класса задач или соответствие требованиям определенного социокультурного норматива (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Стандартизация теста – 1) унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста (Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., 1999); 2) процедура получения показателей по тесту для репрезентативных групп испытуемых, чем достигается сопоставимость получаемых результатов у разных испытуемых (Клайн П., 1994).

Статистические нормы – граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Субъективное шкалирование – широкий класс исследовательских и психодиагностических методик, предполагающих сбор определенных субъективных оценок с применением явных или неявных шкал и последующей обработкой методами многомерного статистического анализа (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Тестология – междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик (Краткий психологический словарь, 1998).

Черта личности – внутренняя устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонностей – стилевых особенностей поведения (стилевые черты) (Шмелев А. Г. и др., 1996).

Шкала лжи – шкала, направленная на выявление тенденции испытуемого к социально-желательным ответам.

 

 

(студентов очной формы обучения)

 

Общая структура практических занятий. Практические занятия по курсу «Психодиагностика» разбиты на два практикума: «Психодиагностический практикум» и «Практикум по дифференциальной психометрике».

В ходе «Психодиагностического практикума» студенты знакомятся с методиками, имеющими универсальный статус, которые могут быть в дальнейшем использованы во всех отраслях психологической практики. Методики сгруппированы в 7 классов в соответствии с их предметным статусом. Работа студентов по темам практикума предполагает усвоение теоретических основ каждой методики, подготовку инструментария для проведения психодиагностической работы, организацию и проведение тестирования, обработку данных, интерпретацию методик в соответствии с теоретическими представлениями авторов методики. Психодиагностическое обследование с целью построения психологического портрета проводится на «генеральном» испытуемом.

В ходе «Практикума по дифференциальной психометрике» студенты получают представление о технологии создания и психометрической оценке психологических тестов, а также получают навыки работы с тестовыми системами «TESTMAKER» и «Maintest 3». Работа в рамках данного практикума осуществляется в специализированной компьютерной лаборатории.

 

Раздел I. Общая психодиагностика

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.