Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема предмета искусства




Проблема происхождения искусства.

Пониманию специфики искусства во многом способствует изучение вопроса о его происхождении. Определение «начал» человеческой истории – в целом «невыполнимая», но хронически увлекательная «миссия».

Наиболее распространёнными являются четыре теории происхождения искусства:

- биологизаторская, восходящая к идее Ч.Дарвина и связывающая истоки художественной практики с потребностью привлечь внимание существа противоположного пола;

- игровая, рассматривающая любую деятельность человека прежде всего в аспекте универсальной «игровой природы» культуры;

- магическая, помещающая искусство в сферу религиозных действий человека;

- трудовая, полагающая, что объекты труда постепенно становятся объектами эстетического восприятия.

Несмотря на аргументированность и проработанность каждой из названных теорий, недоказуемой оказывается сама логика и техника «перехода» от трудовой, магической, игровой деятельности к деятельности художественной, ускользает от объяснения мотивация эстетического, его смысл, место и роль в жизни древнейшего человека.

Интересной представляется мысль о появлении искусства из «излишка мастерства». Искусство рождается тогда, когда вещь готова, искусство демонстративно не выполняет никаких утилитарных функций и практически бессмысленно. Конец Но именно «бессмысленность» искусства повышает его статус, предполагая в человеке автономную и суверенную, не приобретённую для выживания, а врождённую потребность в красоте.

Искусство изначально самодостаточно, его отличительная черта – бескорыстие.

По мнению некоторых исследователей, искусство не имеет специфического, собственного предмета исследования. Как и в науке, предметом искусства является вся жизнь, действительность во всех её ипостасях – природа, общество, человек.

По мнению других, главным и специфическим предметом искусства является человек в его отношениях к миру.

Существует и третья позиция, не отказывающая искусству во всеохватности его предметной сферы, но усматривающая специфичность объекта художественного познания прежде всего в том, что в этом объекте неизбежно наличествует познающий субъект. Человек в искусстве познаёт не только человека и окружающую его действительность, но и самого себя.

Даже в области естественных наук невозможно полностью сохранить чистоту эксперимента, отделить исследователя от его научного «взгляда». Однако, как правило, задача учёного – максимально исключить вторжение исследователя в природу исследуемого объекта, тогда как ценность и неповторимость произведения искусства заключается именно в присутствии, растворённости в художественном творении неповторимой индивидуальности творца.

Таким образом, отличие предмета искусства от предмета науки – в ином соотношении внешней по отношению к познающему субъекту действительности и внутреннего мира самого художника, в единстве субъективного и объективного.

Однако специфика предмета искусства этим не исчерпывается.

Интересное наблюдение содержится в статье П.В.Палиевского о внутренней структуре образа: «Точная книга, описывающая нравы других народов, может вызвать реакцию: ’Чего не бывает на свете? Какие странные люди!’ Это потому, что учёный расчленяет. Прочитав же «В дебрях Уссурийского края» Арсеньева, мы поражаемся, насколько какой-нибудь старый и отсталый гольд Дерсу близок и дорог нам глубинным неожиданным родством».

Этим примером иллюстрируется ещё одна специфическая черта предмета художественного познания. Если научное знание повествует об отдельных феноменах мира, то искусство обнаруживает его «родство», целостность, органичность. Предмет искусства – человеческое в человеке, всеобщее в отдельном и отдельное во всеобщем, «духовное содержание общественного бытия человека» (М.С.Каган).

И ещё одна специфическая черта предмета искусства была замечена исследователями. Если науки изучают человека и мир в отдельных их проявлениях, что и дифференцирует научное знание по предмету исследования, то в искусстве человек познаётся сразу весь, искусство схватывает человека «сплошь» (И. Павлов). Предметом искусства оказывается человек, взятый в аспекте соотношения различных начал его природы. Именно драматизм сосуществования и борьбы в человеке мирского и священного, личного и социального, высокого и низкого, доброго и злого является вечной темой искусства, делая его неуязвимым и неиссякаемым.

Начав с «простого подражания природе» (Гёте), искусство постоянно меняет не только манеру подражания, но и само понимание «природы». Предметов подражания (предметов искусства) оказывается всё больше, но главное, что «среда их обитания» становится иной: это и нечто видимое, реальное, пребывающее «здесь», и нечто нездешнее, ирреальное, то, что будет обозначено В.А.Жуковским как «невыразимое».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.