КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественная речь как образ. Теория А.А. Потебни о внутренней форме слова. Фонетический уровень художественной речи. Поэтическая лексика. Троп и его виды. Поэтический синтаксис
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественная речь как образ Язык – «первоэлемент литературы» (М. Горький). Слово одновременно является элементом человеческой речи и элементом литературной формы. Совпадая по своей «внешней форме» со словом общенациональной языковой системы, художественное слово обращено к творчески создаваемому миру произведения. Главное в художественной речи – её созданность, сотворённость, буквально – искусственность.Художественная речь – особое искусство.Слово – факт практической деятельности, это предметное, материальное бытие человеческого сознания (В.В. Кожинов). Изучая художественный язык, необходимо выявить его специфику, отелить его от других языковых форм. Наиболее очевидна разница между языком литературы и языком науки. «Идеальный язык науки есть язык означающий в наиболее точном смысле слова»: здесь достигается прямое соотношение между знаком и обозначаемым. В науке знак максимально условен, «безличен» и «отсылает непосредственно к обозначаемому» (Р. Уэллек, О. Уоррен). Язык литературы тяготеет к многозначности, экспрессии, саморефлексии. Слово многозначно по своей природе: «действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле» (Г.О. Винокур). По сравнению с бытовым повседневным языком язык литературы более целенаправлен и последователен. Он создаётся как определённая система, с определённой конкретной целью, локализован конкретным содержанием. Функция языка как средства обычного общения не совпадает с поэтической функцией языка. В поэтическом языке преодолевается «различие между теми фактами, которые входят в систему языка», и внесистемными фактами, являющимися «говорением» (Г.О. Винокур). Анализ языка художественных произведений может быть лингвистическим и литературоведческим. Лингвистика изучает художественную речь по отношению к общенациональному языку, а литературоведение изучает художественную речь по отношению к её «содержанию», к целостности произведения. В художественном языке всё стремится стать мотивированным со стороны своего значения. «Поэтическое слово в принципе есть рефлектирующее слово» (Г.О. Винокур). Предметом литературы является именно слово, а не действительность, природа, «жизнь вообще». Язык в собственном смысле слова – система знаков, сигнал по отношению к реальной действительности», а художественный язык – «знак знаков, сигнал сигналов», а не воплощение реальности (В.Д. Левин). Язык как произведение искусства прежде всего характеризуется тем, что он представляет собой внутреннюю форму. Слово – эстетически организованный структурный элемент художественного произведения. Поэтическая образность – в сам о м внутреннем существе поэтической речи. Поэтическая функция языка вырастает на коммуникативной функции языка, но «надстраивает» над ней новые символические смыслы. Развивая идеи В.Гумбольдта о связях языка и мышления, замечательный русский филолог А.А.Потебня (1835-1891) разработал учение о внутренней форме слова.
Теория А.А. Потебни о внутренней форме слова Тезис В. Гумбольдта о том, что «всякое понимание есть, вместе, непонимание», подтолкнул А.А. Потебню к созданию учения о символической структуре художественного произведения. По мысли А.А. Потебни, символическая природа поэтического слова принципиально отделяет его от знака и знаковых систем, символическая структура противоположна знаку. А.А.Потебня считает язык явлением социальным, средством коммуникации. Однако слово – сугубо индивидуально: «никто не думает при слове именно того самого, что другой». Таким образом, слово, по теории А.А.Потебни, – не только средство передачи мысли, но и средство его создания. Каждое слово помимо звуковой оболочки несёт в себе образ, «представление». Это представление и есть внутренняя форма слова. Слово – эстетический феномен, оно подобно произведению. Выстраивается система соответствий слова и художественного произведения:
Таким образом, слово, как полагает А.А.Потебня, может рассматриваться как поэтическое произведение.
Основные положения теории образа А.А. Потебни: · слово становится «вполне» словом, только когда оно осмыслено; · в слове есть внешняя форма – «членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука», и внутренняя форма – «ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание»; · одно и то же слово каждым понимается иначе; · звук предшествует значению; · слово одинаково принадлежит говорящему и слушающему; · содержание искусства развивается не в художнике, а в понимающих; читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения; · заслуга художника – в гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание; · поэтический образ каждый раз, когда воспринимается понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нём непосредственно заключено; · поэзия есть всегда иносказание. Содержание как «словесно-структурный элемент произведения», по мысли А.А. Потебни, обнаруживается в поэтических формах. «Формальность» литературы заключается в том, что художественное произведение задано читателю не как система содержания, а как «известная схема и загадка, которую читатель должен ещё дополнить и разгадать в конкретно-смысловом плане» (В.В. Виноградов). «Разгадывая загадку» художественного произведении, возможно и целесообразно представить художественное произведение в виде системы, сочетающей в себе различные уровни и компоненты.
Фонетический уровень художественной речи Каждый уровень художественного произведения, в том числе и фонетический, относительно самостоятелен. Простейшая функция языка, осуществляемая на фонетическом уровне произведения, – звукоподражание (Им я ты мо ё у с л ы ш и шь из - под топота к опыт). Но звук обладает свойством передавать имплицитный (подразумеваемый) смысл ситуации-контекста, не данный в прямых обозначениях речи. Звук способен передать «невыраженный», но «готовый к выражению» смысл контекста (Ю.Н. Тынянов). Звук как не смысловой элемент общего языка превращается в смысловой элемент поэтической речи. В поэтической речи происходит «приращение» звучности: повторяющиеся звучности в обыденной речи могут быть не услышаны, а в поэтической речи – это приём, он буквально – звучит, это самостоятельная эстетическая ценность. Ассоциация звука с «несобственным» смыслом – специфическая черта поэтической речи (Е.В. Невзглядова). Возможность работать конкретными звучаниями реализуется тремя основными приёмами. Аллитер а ция – повтор согласных. Степень его использования может варьироваться. Это может быть «грубая» демонстрация: Ч уждый ч арам ч ёрный ч ёлн; М ой м илый м аг, м оя М ария. Звукопись больших поэтов ненавязчива, нечаянна, как будто списана с натуры – с языка: Лю б лю гр озу в начале мая, Ко г да весенний пе р вый гр ом, Как б ы р езвяся и и гр ая Гр охочет в не б е г олу б ом; Ш и п е н ье п е н истых б окалов И п у нш а п ламе н ь голу б ой. Ассон а нс – повтор ударных гласных: Не в е тер в е я с высоты; Ак а цией п а хнет и окна расп а хнут, И стр а сть, как свид е тель, сед е ет в углу. Зи я ние – употребление подряд нескольких гласных: Она тв оя, о а нгел мой; Елизавет а и А нна; О а нгел залгавшийся. Повторение и нагнетание гласных обычно способствует мелодичности речи. Повторение согласных – создаёт ощущение звуковой игры, фонетической эквилибристики. Трудность произнесения как бы наглядно демонстрирует работу языка, показывает, как это сделано и делается: Улицы зи мн ей с и н ий и сп уг, В р е м я пр ед тр е т ьи м и п е т уха м и... Под ним – уга р а р аука р ий Особым случаем акустической стороны произведения является случай (непредусмотренный, ошибочный или намеренный) образования слова на стыке двух слов – сдвиг. Это приводит к деформации смысла, иногда – комическому: Слыхали ль вы за рощей глас ночной (львы)…; В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я (с винцом)…; Романы начинаются со слов (с ослов)… Близко к этому явление ложного параллелизма: строчки Лермонтова По небу полуночи ангел летел … Мережковский на слух воспринял как По небу, по луночи и восхитился поэтичностью и таинственностью слова луночь.
Поэтическая лексика (система прямых значений слова) Система прямых значений слова –один из самых мощных выразительных пластов языка, лицо текста, языковая «наличность», визитная карточка автора, его особые приметы. По некоторым своим словам автор неизбежно узнаётся. Например, в одной старой пародии на стихотворение А.С. Пушкина «Царскосельская статуя» разбивающаяся урна превращается в вазу, чашу, кувшин, розеточку и именно этим выдаёт предполагаемого автора, от лица которого, якобы, было написано стихотворение на ту же тему:
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |