Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система персонажей




Охарактеризуйте различные национально-этнические хронотопы, отразившиеся в художественных произведениях.

Опишите основные хронотопы в истории литературы (по М.М.Бахтину).

Сопоставьте сюжеты сказок братьев Гримм, Ш.Перро, русских народных сказок. Охарактеризуйте сходства и различия.

4. Сопоставьте сюжетно-композиционные «архетипы» различных жанров (сказка, детектив, любовный роман, женский роман и пр.).

5. Аргументируйте правомерность введения понятия «паратекст».

 

 

Персонажный уровень произведения. Образ человека в литературе и приёмы создания персонажей (характерология).

Персонажный уровень произведения

В любой истории есть некий субъект действия. В литературных историях действует множество разнообразных (зооморфных, антропоморфных, вымышленных, «вещных») существ, составляющий персонажный (от лат. persona – лицо) уровень произведения.

Для литературоведческого анализа показательны тип выбранных персонажей, их количество, природа, система характерологического «ассортимента».

Система терминов, которыми обозначаются эти литературные образы, достаточно разнообразна: персонаж, герой, действующее лицо, характер, тип.

Персонаж – наиболее распространённый и нейтральный термин. Это – любой, всякий участник действия вне зависимости от его роли, статуса, активности.

Герой – тоже очень распространённый термин. Героями обычно называют центральных, основных персонажей произведения (не обязательно – людей).

Понятие героя исторически неоднородно. Персонажи древних произведений были действительно героями, а события, в которых они участвовали – подвиги. Постепенное размывание грани между высоким и низким, положительным и отрицательным, правильным и неправильным затруднило идентификацию героя. Утратив собственно героическое, персонаж приобрёл статус интересного, необычного, что и привело к пониманию героя как отражающего основную авторскую проблему, воплощающего наиболее важные для писатели идеи.

Действующее лицо – термин, который прежде всего используется в пьесах. Тем не менее, это тоже нейтральный и широко употребимый термин по отношению к любому персонажу.

Характер (от греч. печать, вдавленный оттиск, черта, особенность) – образ человека, в котором доминируют индивидуальные черты, свойства, которыми он отличается от остальных персонажей.

Тип – образ человека, в котором доминируют черты, сближающие его с определённой группой людей.

Характер и тип – термины, которые употребляеются по отношению к образам людей.

Характер и тип – формы обобщения, которые всегда присутствуют в любом художественном образе (диалектическое единство общего и частного, которое является обязательным свойством природы художественного образа). В строгом смысле слова любой персонаж – сочетание характерного и типического. По отношению к реальным людям, которых наблюдает и описывает писатель в произведении, любой персонаж – тип, он есть некое обобщение авторских наблюдений над людьми. По отношению друг к другу, взятых в пространстве произведения, персонажи отличаются степенью обобщения и индивидуализации; кто-то из них – в большей степени характер, кто-то – тип.

Как правило, анализируя систему персонажей, различают некие группы, объединяющие однородных по типу участников, т.е. возможна типология персонажей: главные – второстепенные, мужские – женские, положительные – отрицательные, антропоморфные – зооморфные, исторические – вымышленные и др.

Образ человека в литературе

и приёмы создания персонажа (характерология)

Основным объектом литературы является человек. По мнению многих исследователей, искусство в целом является своеобразным человековедением, границы которого широки и исторически изменчивы. Являясь центральной фигурой, человек в искусстве проявляет себя по-разному: в разных масштабах, ракурсах, во внешних и внутренних характеристиках, до сих пор оставаясь «открытой системой», загадочной, парадоксальной, постоянно меняющейся.

Отдавая дань уважения и восхищения В.Гюго, французы называли его «человеком, который идёт» (перефразируя название его романа «Человек, который смеётся). «Человек идущий», развивающийся, следующий за изменениями жизни и, одновременно, выстраивающий «новую жизнь», – постоянная и главная тема искусства и литературы.

Попадая на страницы художественных произведений, человек становится художественным образом. Этот образ человека в литературе и есть один из основных предметов литературоведения.

В истории литературы сложилась система характеристик, которыми создаётся образ человека – характерология: имя, портрет и его виды, речевая характеристика, поступки, оценка автора, мнения других персонажей, самопризнания, вещный мир.

Имя – обозначение персонажа, которым его называет автор. Имя – суммарное обозначение всех возможных наименований персонажа: фамилия, прозвище, условные обозначения (Незнакомка, Человек в сером, Некто).

Авторское называние персонажа – единственно возможное для читателя. Выбор имени концептуален, нельзя произвольно изменить его форму. Форма имени мгновенно отсылает к произведению, автору: Катерина – «Гроза» А. Островского, Катюша – «Воскресенье» Л.Толстого.

Каждая эпоха характеризуется системой избранных имён. Высокими именами греческих героев невозможно назвать персонажей иного времени и иной системы поступков. Поэтому, называя имена сыновей Манилова (Алкид и Фемистоклюс), Гоголь иронизирует по поводу античных пристрастий жалкого и глупого провинциального помещика. Романтизм проявляет склонность к красивым, звучным именам, овеянным поэтичностью и необычностью (Светлана, Людмила, Руслан, Рене). Реалистические тенденции литературы привели к появлению имен простых, национально окрашенных (Татьяна, Ольга, Наташа, Андрей). В советской литературе был период (30-50-ые годы) идеологизации имён: положительных героев называли «простыми» именами (Иван, Николай, Степан, Таня, Маша), отрицательных – «иностранными» (Эдик, Нелля).

Традиционно имя должно соответствовать социально-культурному статусу героя, быть адекватным времени, месту.

Характерное имя может выполнить функцию экспозиции характера, например, комические имена Гоголя, сатирически презентующие героев (Яичница, Кувшинное Рыло).

Иногда автор «шифрует» имя и полностью его смысл раскрывается только с привлечением дополнительной информации (например, многие имена у Достоевского).

Портрет – описание внешности персонажа. Несмотря на ставшие классическими предупреждения Лессинга о границах словесного искусства, которому не рекомендуется изображать то, что должно быть воспринято сразу, целиком, писатели упорно стараются «нарисовать картину», создать визуальный образ словесными средствами.

Одной из замечательных работ, описывающих разновидности литературных портретов, является статья А.И.Белецкого «В мастерской художника слова».

Исследователь выделяет несколько наиболее устойчивых типов портретных описаний, сложившихся в литературе:

1. Замена описания внешности передачей впечатления от неё, как, например, описание Гомером красоты Елены: Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно, вечным богиням она красотою подобна.

2. Отвлечённыйпортрет – выражающий эмоции, которые вызывает внешность, и в котором все чувственные признаки и индивидуальные особенности внешности пропускаются, а вместо них даются общие впечатления автора или других персонажей: Восхитительное лицо, длинные белокурые волосы, завитые самой природой – он так прекрасен, как будто любовь хотела сделать его орудием тайной мести.

3. Живописный – описание внешности героев через сравнение с миром природы (растительным, животным, минеральным), портрет с множеством эпитетов, метафор, сравнений: Вот ты прекрасна, подруга моя, вот ты прекрасна! Голуби – очи твои из-под фаты твоей! Твои волосы, как стадо коз, что сошли с гор Галаада. Твои зубы, как стадо овец остриженных, что вышли из умывальни: они все родили двойней, и бесплодной нет среди них. Две груди твои, как два молодых оленя, двойни газели, что пасутся среди лилий («Песнь песней»)

Её волосы были подобны влажному золотому руну, и каждый отдельный волос был, как тонкая нить из золота, опущенная в хрустальный кубок. Её тело было, как из слоновой кости, а хвост жемчужно-серебряный. Жемчужно-серебряный был её хвост, и зелёные травы обвивались вокруг него. Уши её были похожи на раковины, а губы – на морские кораллы (О.Уайльд).

Живописный портрет часто создаётся на таком же живописном фоне: Драпировка из красного шёлка с большими цветами, наполовину приподнятая, падала за ним широкими складками и служила ему фоном. Как прекрасен он был, и как чудесно выделялось на пурпуре его тёмная голова с бледным лицом! (Т.Готье).

У живописного портрета есть разновидности:

1) пластический портрет – созданный при помощи сопоставления со скульптурными произведениями: Наклонённый под густыми волосами мраморный профиль, неподвижный, как у бессмертных богов;

2) архитектурный портрет – созданный при помощи сравнений с архитектурными образами: Твоя шея, как башня Давида, что построена для упражнений. Тысяча щитов на ней, все щиты храбрецов. Твоя шея, как башня слоновой кости. Твой нос, как башня Ливана, что смотрит в лицо Дамаску («Песнь песней»).

Блестящим примером живописного портрета могут служить описания персонажей в уже цитировавшемся рассказе Э.По «Король Чума».

4. Портрет паспортных примет – подробное, точное перечисление черт лица: В чертах лица его было нечто азиатское. Длинный нос с горбинкой, большие неподвижные глаза навыкате, крупные красные губы, покатый лоб, чёрные, как смоль, волосы – всё в нём изобличало восточное происхождение (И.С.Тургенев).

5. Психологический портрет – передающий меняющееся выражение лица, описывающий внешность с отражающимся на ней внутренним миром: Странная усмешка слегка подёргивала её брови, ноздри и губы, полудерзко, полувесело щурились тёмные глаза (И.С.Тургенев).

Разновидностью психологического портрета иногда называют портрет с лейтмотивом (от нем. Leitmotivруководящий мотив) – портретные описания с постоянно повторяющейся деталью, как, например, в портретах Л.Толстого (маленькие руки князя Андрея, губка с усиками маленькой княгини, тяжёлые шаги Пьера Безухова, сияющие глаза княжны Марьи). Лейтмотивная система цементирует характер, делает его знакомым и узнаваемым.

6. Карикатурно-комический, сатирический портрет – создающий образ, как правило, на контрастах, парадоксах, смысловых «разрывах»: Чичиков видит в окне два лица – женское в чепце, узкое, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками (Н.В.Гоголь);

Иван Иванович худощав и высокого роста, Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх (Н.В.Гоголь).

Много парадоксальных портретов у Достоевского: Это был человечек с одной из тех глупо-деловых наружностей, которых тип Я так ненавижу чуть ли не с моего детства; лет сорока пяти, среднего роста, с проседью, в выбритым до гадливости лицом;

Она была счастливой наружности, хотя почему-то несколько отвратительной.

Речевая характеристика – все разновидности речи персонажа. При характеристике речи важно учитывать:

· какой тип речи выбран (монологическая, диалогическая, прямая, косвенная, внутренняя, несобственно-прямая) и какая форма речи доминирует;

· «сколько» разговаривает герой, с кем и о чём;

· языковая характеристика речи (лексика, стиль, грамотность или косноязычие и т.п.)

Поступки – система всех действий, которые совершает герой, и тех, на которые он не решается из каких-либо соображений. Поступки демонстрируют способность к выбору и сам выбор.

Оценка автора – все характеристики, которые даются персонажу «от автора». Например, Л.Толстой лучше знает своих героев, чем они сами, он знает о них всё сразу, тогда как они, как все люди, узнают себя постепенно. Пояснения автора (ремарки) особенно важны в драматических произведениях, где нетрудно ошибиться в интонации чтения, не прочувствовать героя. Чехов напишет «плачет», и мы иначе поймём то, что читаем.

Мнения других персонажей – всё, то, что говорят и думают о герое другие персонажи. Сложность состоит в том, что они могут говорить разное.

Самопризнания – самооценка персонажа, которая может противоречить его поступкам, речевой характеристике и другим оценкам героя.

Вещный мир – предметы, вещи, окружающие персонажей, интерьер как место действия и вещная характеристика. Вещный мир – чрезвычайно обширная, разнообразная и относительно самостоятельная часть произведения. Как и в живописи, в литературе можно обнаружить разные тенденции в изображении предметов: вещь может изображаться «самодостаточной» и может служить «визитной карточкой» персонажа. В любом случае вещь – примета времени, культуры.

Набор характеристик, создающих персонаж, в различных произведениях может быть реализован в разном составе и с разными доминантами.

Основное в системе создания персонажа – принцип и стиль её организации. Сам факт наличия или отсутствия какого-то элемента в её составе, предпочтения, характер взаимодействия, живописность вещи, её размеры, фактурность, склонность писателя к визуальным, осязательным, акустическим впечатлениям – всё, прежде всего, характеризует авторскую манеру, стиль, метод.

Поразительные описания вещей встречаются в произведениях Диккенса, Шатобриана, Чехова, Гоголя:

Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висели по стенам. Множество клубков с разноцветной шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетия прежде, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала всё, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится. Но самое замечательное в доме были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет; но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьки дискантом; дверь, ведущая в столовую, хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: батюшки, я зябну! (Н.В.Гоголь).

При создании вещного мира ярко проявляется способность писателя описывать разнообразные мелкие детали, подробности – приёмы изображения, фиксирующие как бы ничего незначащие мелочи, но указывающие на скрытые за ними глубокие чувства, напряжённые состояния. Подробностей обычно бывает много, они действуют массовидно, роем, а деталь – единична, она должна быть очень яркой, выбранной точно. Мастерами детали называют Ч.Диккенса, Л.Толстого, А.П.Чехова.

 

Вопросы для обсуждения

1. Напишите литературный портрет известного всем человека (телеведущего, сокурсника и т.п.) и проверьте его «на узнаваемость».

2. Напишите «портрет» одной и той же вещи в разных «техниках» (живописный, паспортных примет, описательный и др.).

3. Охарактеризуйте приёмы создания речевых характеристик в произведении В.Сорокина «Очередь».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.