Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драма как литературный род. Драматические жанры




Читайте также:
  1. I). Лексика, вошедшая в русский литературный язык из старославянского языка.
  2. БЕССИСТЕМНОСТЬ ДРАМАТУРГИИ
  3. В большинстве случаев эстрадному драматургу следует добиваться, что­бы тема программы, ее состав давали возможность органичного, смы­слового соединения двух отделений.
  4. В любом случае исходная точка начала работы над драматургией но­мера определяется с момента возникновения идеи.
  5. В ЭСТРАДНОЙ ДРАМАТУРГИИ
  6. Виды драматических композиций
  7. Вольф Мессинг. Драма жизни великого гипнотизера
  8. Время», журнал политический и литературный, № 1
  9. Вы имеете в виду, что достоинства и недостатки 6-го Луча более драматичны по контрасту?
  10. Вымышленное место действия, рожденное фантазией драматурга, вы­думанные предлагаемые обстоятельства на эстраде присущи всем фор­мам именно театрализованного представления.
  11. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДРАМАТУРГОВ 6 октября 1930 года
  12. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ДРАМАТУРГИИ

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аргументируйте тесную связь лирического литературного рода со стихотворной формой.

2. Сопоставьте понятия лирическое и поэтическое. Охарактеризуйте общее и различное.

3. Определите жанрово-родовой статус авторской песни: это явление поэзии или музыки?

 

Драма как литературный род

Драматический (от греч. действие) способ подражания, по Аристотелю, – изображение героев «как действующих и деятельных». По Гегелю, драма – высший род литературы, синтез эпоса и лирики. В современном литературоведении драма рассматривается наряду с эпосом и лирикой как один из основных литературных родов. В отличие от позиции Гегеля, в драматических произведениях усматриваются черты, более близкие эпическим произведениям: сюжетно-композиционные приёмы, характерология.

Основная отличительная черта драмы – отсутствие речи автора и предназначенность для сценического воплощения. Драматические произведения пишутся в форме пьесы, у которой есть буквально видимые отличия: список действующих лиц, рубрикация по действиям и сценам, называние действующего лица, произносящего текст и т.п.

Проецирование текста на сцену превращает пьесу в спектакль, меняет текст морфологически. Спектакль – предмет театроведения. В ведении же науки о литературе остаётся особым образом организованное словесное произведение, которое в «свёрнутом» виде содержит в себе сценичность, театральность. Как отмечает Гегель, драма – трудный род. Сложности связаны со следующим:

· Драма – небольшое произведение (оно должно быть рассчитано на обычный состав театральной труппы; длится, как правило, один вечер);

· В характере действующих лиц должна быть выделена господствующая черта, обеспечивающая им участие в конфликте.

· В драме должен быть особо острый, концентрированный конфликт, который успеет начаться, развиться и закончиться на глазах у зрителя в течение небольшого количества времени (по словам Гегеля, должны быть видны «начала и концы всей этой людской сутолоки»);

· В системе характеристик героя основная нагрузка падает на поступки и речь, поэтому они должны быть выписаны предельно ёмко и точно;

· Речевые характеристики действующих лиц обладают повышенной многозначностью, интерпретационными потенциями, рассчитаны на интонационные, синтаксические модуляции.

В силу этой усложнённой поэтики в драме проявляется не только талант писателя, его знание жизни, но и профессиональное литературное мастерство. Как правило, к драме писатель приходит не сразу (А.П.Чехов), а писателей-драматургов не много (У.Шекспир, Ж.-Б.Мольер, Б.Шоу, Г.Ибсен, А.Островский).

Редкий случай представляют собой драматические произведения, не предназначенные для исполнения в театре (например, «Пер Гюнт» Г.Ибсена). Иногда произведения, написанные стихами и в форме драмы, называют драматическим поэмами (например, «Каин» Дж.Г.Байрона).



 

Драматические жанры

В «Поэтике» Аристотеля были названы основные драматические жанры – трагедия и комедия.

Трагедия (греч. – козлиная песнь)– драматический жанр, в котором изображается резкое столкновение противоположных сил, приводящее к гибели героя. Название объясняется происхождением из торжественных песен (дифирамбов) в честь древнегреческого бога плодородия Диониса, первоначально представлявшегося в виде козла. Культ Диониса связан с идеей плодородия, умирания и возрождения сил природы, в связи с чем на празднике разыгрывались сцены страдания и гибели божества (хор и запевала вступали в диалог). Зрители должны были испытать страх и сострадание (катарсис). Так формировались основные черты будущих трагедий.

Поскольку жанр характеризуется особым предметом подражания, прежде всего следует сказать именно о нём.

Предметом трагедии, по Аристотелю, является действие значительное и законченное, приводящее к гибели героя или крушению его основных жизненных принципов и ценностей.

Аристотель считает, что конфликтом трагедии может быть столкновение таких характеров, которые по природе своей не должны враждовать, т.е. должны нарушаться родственные связи.

В основе сюжета трагедии – «большая ошибка», а логика развития действия – от счастья к несчастью.

Герой трагедии – человек лучше обычного, но не на столько, чтобы нельзя было представить себя на его месте. Герой не виноват в том, что с ним происходит, и поэтому, наблюдая за его судьбой, зритель переживает страх за героя и испытывает сострадание к нему. Герой трагедии наказывается за нечаянно совершённый поступок, утверждая этим незыблемость закона. Именно осознавая этот высокий принцип и переживая за героя, зритель испытывает чувство трагического очищения – катарсис.

Комедия (от греч. весёлая толпа и песня) – драматический жанр, в котором конфликт и характеры развиваются в аспекте смешного. А смешное, по Аристотелю, – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющая страдания и ни для кого не пагубная». Из этого следует, что комедия – жанр лёгкий, смешной, показывающий жизнь в её повседневности, а не в столкновении сущностных сил.

Действия комедии изобличают различные пороки, а героем является человек с недостатками, несколько хуже обычного: «каждая подлинная комедийная фигура напоминает самовлюблённого урода» (Ф.Хеббель). Комические персонажи не адекватны миру, его нормам, условностям, лишены привычной разумности, отсюда – смешные ситуации, гиперболизация, карикатурность, гротеск, абсурдность.

В комических формах часто используется приём травестирования (от франц. travestir – переодевать), сущность которого в «переворачивании» изображаемого явления: снижении высокого и возвышении низкого.

Бесспорно положительным персонажем комедии (иногда – единственно положительным) является смех, обнажающий позицию автора.

Поскольку комедия отражает житейские конфликты и обращена к обыкновенным людям, она отличается простотой языка, его живостью, а следовательно – особой жизнестойкостью (например, на фоне безнадежно устаревающей русской литературы 18 в. «Недоросль» Д.И.Фонвизина продолжает поражать яркостью и «бойкостью» языка).

История литературы не ограничивается ставшими классическими жанрами трагедии и комедии. Жизнь не вмещается даже в тотальную антиномию и порождает гибридные, маргинальные, смешанные формы. На этом пути формируется драма в узком смысле слова, драма как жанр.

Драма (в узком смысле)– драматический жанр, в котором предметом изображения являются серьёзные и, как правило, неразрешимые конфликты. Драма развивается в литературе Нового времени (17-18 вв.). Предмет драмы – жизнь, взятая в аспекте драматических коллизий, чаще всего психологических или социально-психологических.

Драма как жанр обнажила невозможность в изображении жизни высказаться до конца. Драматический конфликт, в сущности, всегда открыт, поэтому драма трагичнее трагедии, которая всегда оптимистична благодаря катарсису.

Жанровые модификации драмы как литературного рода не представляется возможным перечислить: они рождаются по принципу дополнительности: лирическая комедия, психологическая драма, сатирические сцены и т.п. Каждая эпоха и национальная культура характеризуется своими вариантами трагического, комического и драматического (мистерия, водевиль, фарс, комедия положений, мещанская драма и др.), но родовые черты драматические произведения сохраняют до сих пор: «драма живёт только на сцене» (М.Горький).

 

Вопросы для обсуждения





Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3304; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I). Лексика, вошедшая в русский литературный язык из старославянского языка.
  2. БЕССИСТЕМНОСТЬ ДРАМАТУРГИИ
  3. В большинстве случаев эстрадному драматургу следует добиваться, что­бы тема программы, ее состав давали возможность органичного, смы­слового соединения двух отделений.
  4. В любом случае исходная точка начала работы над драматургией но­мера определяется с момента возникновения идеи.
  5. В ЭСТРАДНОЙ ДРАМАТУРГИИ
  6. Виды драматических композиций
  7. Вольф Мессинг. Драма жизни великого гипнотизера
  8. Время», журнал политический и литературный, № 1
  9. Вы имеете в виду, что достоинства и недостатки 6-го Луча более драматичны по контрасту?
  10. Вымышленное место действия, рожденное фантазией драматурга, вы­думанные предлагаемые обстоятельства на эстраде присущи всем фор­мам именно театрализованного представления.
  11. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ДРАМАТУРГОВ 6 октября 1930 года
  12. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ДРАМАТУРГИИ

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.