КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сатира как особый литературный род. Сатирические жанры
САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Проанализируйте судьбу конкретных драматических произведений на примере различных современных постановок. Сопоставьте пьесу и спектакль. Охарактеризуйте общее и различное. 2. Мотивируйте очерёдность знакомства с драматическим произведением: сначала прочитать пьесу или сначала посмотреть спектакль?
Сатира как особый литературный род Сатира (от лат. satura – паштет, фарш, смесь) – род литературы, основным качеством которой является осмеяние, критический пафос, изображение отрицательных сторон изведения. Сатирические произведения могут быть написаны в стихах и в прозе. Сатирическое – дополнительная характеристика к указанию основного литературного рода: сатирическая повесть, сатирический рассказ, сатирическая комедия и т.п. Особенность сатиры – обличение зла, критика пороков через их осмеяние, в системе комического. Сатира изображает действительность «с одного боку» (Н.В.Гоголь) – она преувеличивает зло, сосредоточивается на нём, показывает его «крупным планом», изображает недостатки «через увеличительное стекло» (В.Маяковский). В связи с этим основные средства сатирического изображения – средства художественной условности: ирония, аллегория, гипербола, антитеза, гротеск. В сатирических произведениях особо востребован эзоповязык, т.е. язык иносказательный, притчеобразный, язык намёков, парадоксов, умолчаний. Необходимое условие сатирического изображения – ясность позиции, с которой ведётся осмеяние. Позиция эта конструируется по принципу контраста – чем конкретнее, точнее, ярче описано зло, тем с большей очевидностью определяется позиция автора. Именно идеологическая и этическая ясность точки зрения, противопоставленной разоблачаемому злу, делает сатиру «высокой». Примером великого сатирика является Дж.Свифт. Сатирические жанры Если способ сатирического изображения доминирует, произведение классифицируется как сатирическое. К сатирическому роду относятся памфлет,фельетон, пародия, шарж и др. Памфлет (от англ. palme-feuillet – листок, который держат в руке, или от имени героя англ. комедии 12 в.) – сатирический жанр, произведения резкого, прямого, как правило, общественно-политического звучания. «Королём памфлетистов» называли Вольтера. Примером памфлета является и знаменитое произведение Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Фельетон (от фр. feuilleton – листок) – сатирическийжанр или жанр публицистической литературы. Днём рождения фельетона считается 28 января 1800 г., когда во французской газете в первый раз появился дополнительно вложенный листок со «всякой всячиной»: объявлениями, загадками, стихами, театральными рецензиями и пр. Позже фельетон обосновался внизу печатной страницы («подвале»). Фельетон – жанр «быстрого реагирования». Его отличительные черты фельетона – злободневность тематики, сатирические средства изображения, несколько облегчённая форма подачи материала, пародийность, свободная игра ассоциациями, иносказательность. Пародия (от греч. – перепев) – сатирический жанр, основанный на художественной стилизации. Пародия может быть дружеской или критически заострённой. Обязательным для пародии являются два условия: 1) пародия не должна высмеивать положительные стороны пародируемого текста; 2) пародия должна быть узнаваемой источник должен «просвечивать» сквозь пародирующий текст. Пародия может быть направлена на характерные особенности всего творчества писателя, на приметы конкретно-исторического стиля, на отдельные черты текста. Разновидностью пародии является литературный шарж (от франц. – искажение, преувеличение). В отличие от пародии, шарж не соблюдает правил пародирования и может комически подавать самые характерные черты творчества или просто дружески подтрунивать над выбранным автором поэтом:
Милые деточки, (С.Смирнов. Дружеский шарж на К.Чуковского)
Эпиграмма (от греч. надпись) – очень короткое стихотворение сатирического характера. Первоначально – именно надпись на различных предметах (вазах, стенах, статуях), прославляющая богов, т.е. «прикладное» произведение. Позже эпиграмма стала более самостоятельным лирическим жанром очень разнообразного содержания: обращение, назидание, осуждение. Постепенно основными чертами эпиграммы становится предельная краткость (часто – монострофа), афористичность, саркастичность: Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Эпиграмма выходит за пределы жанра и становится метажанровой характеристикой стиля (эпиграмматичность). Очень удачным представляется пародийное «литературоведческое исследование» Ю.Ивакина «Ретроспективный взгляд на попа и его собаку»: Как бы выглядели тезисы литературно-критического исследования известного произведения «У попа была собака»…
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |