КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпос как литературный род. Эпические жанры
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Аргументируйте появление новых жанровых форм в истории литературы. Эпос как литературный род Слово «эпос» (от греч. – слово, повествование, рассказ) употребляется в двух смысла: 1) героические, устные и письменные, произведения народного творчества; 2) литературный род, совокупность письменных объективно-повествовательных произведений, обладающих общими формально-содержательными признаками. Обращаясь к «Поэтике» Аристотеля, мы уже назвали основные черты эпоса как литературного рода: событийность, повествовательность, объективность. Событие – основа эпического повествования. Традиционно – это важное, значительное событие. Эпос часто называют зеркалом эпохи, поскольку большие произведения всегда описывают мир в его разных и наиболее полных очертания: быт, нравы, психология, философия, вера, характеры. Ранние произведения обращены к изображению внешних поступков (Геракл – это подвиги Геракла, как подчёркивают исследователи). В дальнейшем, когда литература научилась изображать внутренние движения души, разрабатывать психологические сюжеты, событийность эпических произведений стала иной, единица измерения действий оказалась очень мелкой, иногда неуловимой (знаменитые романы «потока сознания»). Понятие объективности тоже претерпевает изменения, отражающиеся, прежде всего, в позиции автора: от стремления снять с себя ответственность за вымысел и приписать повествование вымышленному лицу до демонстративного пренебрежения правдоподобием. По определению Гегеля, эпос – представление объективности в её объективности. При всех изменениях эпос сохраняет эту основную характеристику. Наиболее неизменной остаётся понимание эпической повествовательности. Повествование понимается как изображение событий, динамики жизни. Эпос «удобен» для воплощения жизненной процессуальности, он как бы являет собой видовую природу литературы как временн о го искусства. Эпические жанры Неоднородность эпоса естественно предполагает наличие нескольких разновидностей – жанров. Однако, как уже отмечалось, литературный род и жанр отличаются друга от друга тем, что род, по Аристотелю – способ подражания, а жанр определяется предметом подражания. Следует помнить, что в разделении эпоса на разновидности имеют значение размеры произведения: в эпосе выделяют большую, среднюю и малую формы. К малым формам эпоса относятся рассказ, новелла, очерк, басня, эссе. К средним – повесть. Большая форма эпоса – роман. Рассказ – малая эпическая форма, произведение об одном событии с небольшим количеством персонажей (иногда – несколько событий, но взятых в аспекте одной проблемы, например, – «Судьба человека»). Характерная черта рассказа – доминанта именно рассказывания, повествовательность; отсюда – более очевидная, чем где бы то ни было невозможность пересказа. Небольшой объём рассказа способствует увеличению роли детали, стилистической выверенности, точности и ёмкости языка, т.е. это трудный жанр (например, чеховская «Степь»); Новелла (от итал. novella– новость) – малая эпическая форма. По мнению некоторых исследователей, новелла является синонимом рассказа или его разновидностью. С другой точки зрения новелла – особый жанр, возникший из сценки. Отсюда – особо интригующая фабульность. События в новелле имеют относительно самостоятельную эстетическую значимость. В отличие от рассказа новеллу можно пересказать, не повредив увлекательности сюжета. Пересказываемость – одна из основных отличительных черт жанра новеллы. Возникнув как содержание (новость), новелла постепенно превратилась в форму – жанр, в котором сохранение интриги и «откладывание» новости в конец истории стало структурным элементом. Отсюда оформились и другие отличительные черты новеллы: неожиданность финала, ролевой характер героев. Психологическая насыщенность персонажей приносится в жертву эстетической значимости фабулы, функция персонажа – прежде всего выявить интригу сюжета, а не раскрыть себя. Блестящими новеллистами являются О.Генри, Э.По, Г.Мопассан, ранний А.П.Чехов. Очерк – малая эпическая форма, жанровым признаком которой является документальная основа. Обязательное качество очерка – стремление к объективности, уважение к документальному материалу. Но отбором документов, их рядоположенностью, окрашенностью изложения очеркист может несколько деформировать «неоспоримость» факта» и повысить уровень художественности» очерка. Эссе (от франц. – попытка, опыт, очерк) – малая эпическая форма, особенностью которой является личностный характер изложения. В современной практике часто понятие очерка заменяется понятием эссе, употребляемым как синоним очерка. Однако в отличие от очерка, задача которого – объективный характер изложения, эссе создаётся с желанием склонить читающего на свою сторону, убедить его. Эссе пишется на основе личного опыта (включающего свой собственный опыт и опыт очень близких людей, свидетельства которых не нуждаются для автора в доказательствах). Прекрасные образцы эссеистики являют собой «Очерки Элии» Ч.Лэма (). Подчёркнутая индивидуальность манеры изложения способствует формированию и популяризации именно эссеистического стиля, который может окрашивать и повествования романные типа. Особо распространённой стала научная, интеллектуальная эссеистика, являющая собой наиболее изысканную форму научного дискурса. Басня – малая эпическая форма, отличительные черты которой – нравоучительность и аллегоризм. Басня, как правило, имеет мораль и пример, подтверждающий поучение. Наличие примера указывает на демократический характер басни, на её желание быть всем понятной. Удобным средством, позволяющим высказаться нравоучительно и доступно, является аллегория – вид тропа, при котором общее понятие (глупость, хитрость) выражается конкретным образом (осёл, лиса) на основе всем известной и постоянной связи. Басня может быть написана и в прозе, и в стихах, но повествовательный, событийный и объективированный характер изображения сохраняется. Басня иногда определяется как лиро-эпический жанр или жанр сатирического роды литературы. Повесть – средняя эпическая форма, небольшое произведение с достаточно локальным (имеющим значение только в означенных пределах повествования) конфликтом. Жанровые параметры повести очень расплывчаты. Отличительными чертами обычно считаются хронологичность изложения событий и наличие голоса повествователя. Роман – самая крупная эпическая форма, большое повествовательное произведение с многими персонажами, сложным разветвлённым сюжетом, свободное в пространственно-временном оформлении, возможными вставными повествованиями и т.п.. В романе наиболее ярко проявлены основные черты эпоса как литературного рода: повествовательность, событийность, объективированность. По словам А.С.Пушкина, роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». Особенность романа – в гибкости его жанрового стержня. Роман возникает для изображения «становящейся» «неготовой» действительности» (М.М.Бахтин). В силу этого он гибок, разнообразен, жизнеспособен, буквально – «свободен» (в «Евгении Онегине» есть выражение «даль свободного романа»). Отличительная черта романа – концентрированная концептуальность, отражение конфликта человек и мир; многомерность, «сферичность» изображения. По шутливому определению Э.Золя, роман – «это всё, что угодно». Жанровые формы романа практически необозримы: роман-путешествие, роман в письмах, роман биографический, детективный, любовный, исторический, психологический, авантюрный, готический, новый роман, роман-утопия, роман-исповедь и др. Особо крупные романы, написанные на большом историческом материале, называются эпопеи («Война и мир»). Особые формы эпического повествования – дневник и мемуары. Дневник – форма повествовательной литературы от первого лица, записи по дням (или реже), со-временные описываемым событиям и переживаниям. Дневник может быть фактом жизни реального человека, т.е. – нехудожественной автобиографической литературой. В этой форме он тоже может представлять интерес, особенно, если реальный человек – интересная личность (например, дневники К.И.Чуковского). Дневник может быть и сознательно выбранной художественной формой (журнал-дневник Печорина, например). Черты реального дневника удобны для передачи внутреннего мира человека, его самопризнаний, саморазоблачений. Если форма дневника сочетается с другими формами повествования (как в «Герое нашего времени»), это даёт возможность сопоставить героя, увиденного «со стороны», с тем, какой он «на самом деле». Видимой жанровой приметой дневника являются даты, отделяющие части дневника друг от друга. Мемуары (от франц. – воспоминание) – повествовательная форма, фиксирующая воспоминания, записки от первого лица о событиях, в которых участвовал сам автор. Так же, как и дневник, мемуары могут быть реальным жизненным документом и художественной формой. Основной жанровый признак мемуаров – ретроспективность взгляда и изложения. Мемуары трудно отличимы от автобиографической прозы, публицистики. Проблематичным является выяснение отношений автора со своим прошлым, достоверность воспоминаний, степень их мифологизации. В отличие от автора дневника, мемуарист может «подправить» события и себя самого, «переписать» жизнь. Мемуары, в строгом смысле, всегда вымысел, «изделие», образ прошлой жизни.
Вопросы для обсуждения 1. Сопоставьте национальные варианты древнего эпоса народов мира (гомеровские эпические поэмы, западноевропейский средневековый эпос, русские былины, «Олонхо», «Калевала» и др.).
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |