КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные стиховедческие понятия
ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ Проанализируйте различные сатирические формы телевизионных программ. Критик 60-х гг. 20 в. 1. Притча о попе и собаке в свете новейшей структурно-типологической и лингво-семантико-статистической методологии исследования литературного произведения. Определение математического эквивалента драматической коллизии между попом и собакой. Алгоритм убийства собаки. Порог понимания эстетических компонентов притчи. Нахождение коэффициента реальности, КПД эмоциональности и количества информационной нагрузки на единицу слова в анализируемом произведении. 2. Притча о попе и собаке и фрейдистские влияния на европейскую литературу ХХ века. Кража собакою мяса как подсознательная психическая компенсация неудовлетворённого и заторможенного чувства собачьей любви к хозяину. Эдипов комплекс попа (любил – убил – закопал – написал трагедию). 3. Эпитафия попа на смерть собаки как ранний образец драматургии абсурда. Суггестивность иррационального рационализма эпитафии. Возможность авторства Ионеско. Возможность авторства Беккета. 4. Притчи Кафки и притча о попе и собаке. Кафка как возможный автор произведения. Ключевая и до сих пор не разрешённая проблема исследования притчи: сюрреалистический экспрессионизм или экспрессионистический сюрреализм? Вопросы для обсуждения 1. Сопоставьте сатирические приёмы различных авторов (М.Зощенко, Г.Горин, А.Иванов, И.Губерман, Л.Жванецкий, В.Вишневский, А.Кнышев, Д.Леонтьев и др.). ГЛАВА 4. Понятие стихосложения. Основные категории стиховедения Понятие стихосложения В литературоведении есть особая область, обладающая относительной самостоятельностью – стиховедение (от греч. ряд, строка). В умении писать стихи искусство слова демонстрирует свою виртуозность, мастерство (техне). Отказываясь от естественной речи, стихи указывают на «инакомыслие» поэта, «доказывают» его талант. Исследователи не раз обращали внимание на странный факт древности стихотворной речи, на её старшинство по отношению к прозе. Естественно предположить, что люди сначала «просто» заговорили, и первые произведения тоже должны были быть сделаны «простой» прозой. Но выяснилось, что проза моложе. Оказалось, что тогда, когда человек захотел высказаться, он решительно отделил обыденную речь от речи искусственной. Принято считать, что есть несколько причин, способствующих развитию стихотворной речи: · ритмические приёмы, слаженность речи, звуковые созвучия придают речи магический, заклинательный характер; · неестественность речи выводит её из ряда повседневности, повышает её статус, определяет её в особую практику; · ритмическая речь свидетельствует о своей сделанности, это – «изделие», «искусство». Стихосложение – это искусство ритмически организованной речи, система определённых параллельных речевых рядов и повторов. Стиховеды подчёркивают, что стихи подчиняются не законам языка, а законам стиха. Изучение форм организации стихотворной речи – почти необозримая область. Остановимся на основных её понятиях.
Основные категории стиховедения Стих (от греч. ряд, строка) – 1) единица рифмованной речи, стихотворная строчка; 2) форма ритмической речи, то же, что стихи. Ритм (от греч. соразмерность, стройность) – мерное чередование соразмерных групп, равномерное чередование однородных элементов. Метрика (от греч. мера) – система правил построения стиха. Стопа (от греч. нога, стопа, ступень) – самая мелкая единица стиха, группа слогов с одним постоянным ударением. Размер – определённая ритмическая норма, внутри которой протекает стиховой процесс. Размер образуется повторением одинаковых стоп. В разных системах стихосложения сложились определённые размеры, основанные на соответствующих стопах. Рифма (от греч. – соразмерность) – звуковой повтор окончаний стиха, Рифмы различаются · по характеру звучания: точные – неточные; составные, глубокие и др. Точная рифма – повторение одинаковых звуков (зак ованный – очар ованный); неточная рифма (ассонансная) – повторение ударных гласных звуков (о блак о – о коло). Глубокая – совпадают и предударные звуки (Г ойя – г олос – г оре – г орло). Глубоукую рифму В.Брюсов называет «левизной» рифмы. Пределом углубления рифм является случай, когда рифмуются все слова в строке. Составная рифма – повторение звуков, принадлежащих разным словам (гд евы – д евы). · по положению в стихе: конечные; начальные; внутренние; · по положению в строфе: смежные; перекрёстные; кольцевые. Стихи без рифм называются белыми Кл а узула (от лат. clausula – заключение, концовка) – окончание стиха, слоги, начиная с последнего ударения до конца строки. Окончание из одного ударного слога – мужское; из двух слогов с ударением на предпоследнем слоге строки – женское; трёхсложное с ударением на третьем слоге от конца строки – дактилическое. Рифмовка – система организации рифм в стихе.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |