КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строфика
Понятие строфы. Виды строф. Понятие строфы Строф а (от греч. кружение, поворот) – сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью, представляющих относительное целое. Количество строк в строфе – от 1 до 14. Строфа является высшей метрической мерой, её называют метрическим циклом. Мировая литература обладает огромным богатством разнообразных строф, которое объясняется почти безмерным количеством возможных комбинаций размеров, рифм и рифмовок. Строфа – содержательно-формальная характеристика стиха. Основная её функция – композиционное, архитектоническое оформление стихотворения. Но каждая строфа обладает и особой семантикой, поэтической интонацией, «обслуживает» определённое содержание, их предметное и интонационное звучание вошло в традицию и закрепилось в названии (например, элегический дистих). Есть несколько «именных» строф, использование которых требует особой корректности или почти невозможно (например, использование «онегинской строфы», как правило, не практикуется). Виды строф Наиболее известными и распространёнными являются следующие строфы. Моностих (от греч. один и стих) – монострофа, одностишие, самая малая стихотворная форма. Обладает предельной композиционной замкнутостью, завершённостью. Обычно это длинная строка, с афористически выраженным смыслом и намеренно усиленной многозначностью: О, закрой свои бледные ноги! (В.Брюсов). Форма стала очень популярной в конце 20 в. в творчестве В.Вишневского (Любимая, да ты и собеседник!; Тебя сейчас послать или по факсу?), Д.Леонтьева (С похмелья я всегда трансперсонален; Теория суха, но не креплёна; Как мазохист, я требую садиста!) и др. Д и стих (от. греч. два и стих) – двустишие. В античности – самостоятельная строфа. Позже – часть многих строф. Наиболее распространенным был элегический дистих, особенностью которого было сочетание гекзаметра и пентаметра и философичность, патетика содержания: Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи; Старца великого тень чую смущённой душой (А.С.Пушкин) Терц е т (от итал. три) – трёхстишие, употребляется как часть другой строфы (например, сонета). Терц и ны (от итал. три) – форма объединения трёхстиший с особым характером рифмовки: рифмуются 1 и 2 строка, а 3 рифмуется с 1 и 3 строками второго трёхстишия и т.д. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте:
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу.
Так горек он, что смерть едва ли слаще. Но, благо в нём обретши навсегда, Скажу про всё, что видел в этой чаще… Катр е н (от лат. четыре) – четырёхстишие, одна из самых распространённых строф, может быть самостоятельной и частью многих других. Окт а ва (от лат. восемь) – восьмистишие. Обычно пишется пяти или шестистопным ямбом и следующей рифмовкой: рифмуются 1, 3 и 5 строки; 2, 4 и 6 строки; 7 и 8 строки): Гармонии стиха божественные тайныНе думай разгадать по книгам мудрецов:У брега сонных вод, один бродя, случайно,Прислушайся душой к шептанью тростников,Дубравы говору; их звук необычайныйПрочувствуй и пойми... В созвучии стиховНевольно с уст твоих размерные октавыПольются, звучные, как музыка дубравы. (А.Н.Майков)
Триолет (от лат. трое) – осбая строфа, состоящая их восьми стихов с определённой рифмовкой и повторящимися строками. Сичитается наиболее ограниченной стиховой формой и, как правило, имеет игровой, оттенок. Рифмуются 1,3,4,5,7 строки и 2,6,8 строки. Кроме того, полностью повторятся 1) строки 1,4,и 7 и 2) строки 2 и 8:
Мой милый маг, моя Мария, –
Онегинская строфа – строфа, созданная А.С.Пушкина для романа в стихах «Евгений Онегин». Особая строфа потребовалась для принципиально нового жанра (роман в стихах), предназначенного для «романного», эпического содержания. Строфа состоит их 14 строк четырёхстопного ямба. Рифмовка: первое четверостишие – перекрёстная, второе – смежная, третье – кольцевая, последние две строки – смежная. Несмотря на то, что рифмовка организуется по четверостишиям, 14 строк пишутся без разделов:
Мой дядя самых честных правил,
Стансы (от итал. – комната, остановка, покой) – организация четырхстиший в небольшое стихотворение, особенностью которого является «остановка» после каждого четырёхстишия. Пишется обычно четырёхстопным ямбом с перекрёстными рифмовками. Обязательное условие – очевидная замкнутость, завершённость каждого четырёхстишия, входящего в стансы, и подчёркнутая смысловая полнота, спокойное течение мысли (например, «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтова). Сонет (от итал. sonare – звучать, звенеть) – строфа, состоящая из 14 строк, как правило, пятистопного ямба. Традиционно разбивается на 2 катрена и 2 трёхстишия (сонеты Петрарки). Реже – на 3 катрена и двустишие (сонеты У.Шекспира). Рифмовка может быть разнообразной, но рифмы катренов (кольцевая и смежная) должны отличаться от рифм трёхстиший. Сонет считается изысканной, строгой формой, требующей глубокого содержания и безупречного художественного исполнения: Ее глаза на звезды не похожи,Нельзя уста кораллами назвать,Не белоснежна плеч открытых кожа,И черной проволокой вьется прядь. С дамасской розой, алой или белой,Нельзя сравнить оттенок этих щек.А тело пахнет так, как пахнет тело,Не как фиалки нежный лепесток. Ты не найдешь в ней совершенных линий,Особенного света на челе.Не знаю я, как шествуют богини,Но милая ступает по земле. И все ж она уступит тем едва ли,Кого в сравненьях пышных оболгали.
Венок сонетов – произведение, состоящее из 15 сонетов. Одна из самых сложных поэтических композиций, требует исключительного мастерства. Появилась в 13 в. в Италии. Написание венка сонетов ведётся в определённой последовательности. Первым пишется последний, 15 сонет. Каждая его строка последовательно является началом предшествующих 14 сонетов. Последняя строка каждого сонета является первой строкой следующего. В качестве примера приведём «Венок сонетов» В.Солоухина: 1. Венок сонетов – давняя мечта! Невыносима больше маета Прошли, прошли Петрарки времена, И если ты все ж мастер и поэт, 2. Любой цветок сорви среди поляны – Как скудно мы общаемся с цветами. Но не считай цветенье их напрасным, 3. Звенит строка, из бронзы отлита, О, Блок! О, Бог! Мертвею, воскреси! Чисты твоей поэзии ключи. 4. И около березы. И в Тарханах. А нас толпа. Мы мечемся. Мы живы. Но есть дела. Они первостепенны. 5. Пока она безбрежна и чиста, Поддавшись страшной власти новизны, Та белизна – дорога и судьба, 6. Сладко вино за стенкою стаканной, За ледоход! За дождь! За листопад! За все цветы, за все шипы земли, 7. Ты важный, нужный, многогранный, Немного надо – встретиться, любя. Да – все-таки надежды слабый луч, 8. Проходит лет, событий череда, Для каждого наступит судный день: Ну, что ж, ложись на плаху головою, 9. Ты никуда не денешься, хоть плачь, Привалов нет, каникул не бывает. Рюкзак годов все крепче режет плечи, 10. Но точит волю вечная угроза. Берешь, глядишь: такие же слова. Хоть уголек горячий и живой, 11. Тлен не растлил и сила не сломала. С тобой деревья, небо над тобой, Возможность эту помни и держи, 12. Пускай в деревьях соки отбродили, Пусть на дворе по-зимнему темно, Придут друзья – обрадуемся встрече. 13. Пустые толки, домыслы и басни, А мрак ползет. То – атомный распад. Но под пустой и жалкой суетой 14. Уже немало сердце отстучало, Не изорвать в сердцах черновика, С рассветом в путь, в привычную дорогу. 15. О, белизна бумажного листа! Себя другим в угоду не иначь. Хранится в сердце мужества запас.
Вопросы для обсуждения
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |