Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная. Охарактеризуйте взаимоотношения медиакультуры, литературы и СМИ




Охарактеризуйте взаимоотношения медиакультуры, литературы и СМИ.

Сопоставьте и охарактеризуйте стили массовой литературы, художественной беллетристики и публицистики.

Опишите наиболее значимые мифологемы современности, нашедшие отражение в литературе.

Проанализируйте тенденции стилевого развития современной литературы.

2. Что такое «журналистский стиль»?

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учебное пособие / Под ред. П.В.Чернец. – М., 2000.

2. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Под ред. П.А.Николаева. – М., 1997.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. – СПб., 1996.

4. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М., МГУ, 1987.

5. Квятковский А.И. Поэтический словарь. – М., 1966.

6. Краткая литературная энциклопедия. Т.1-9.– М., 1962-1978.

7. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. – М., 1996, 1999.

8. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика – М., 1996.

9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.

 

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Автор // КЛЭ. – М., 1978. Т. 9. С. 28.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989.

3. Барт Р. Мифологии. – М., 2000.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М., 1975 (глава «Формы времени и хронотопа в романе»).

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

6. Барт Р. Фрагменты речи влюблённого. – М., 1999.

7. Барт Р. Camera Lucida. – М., 1997.

8. Батай Ж. Литература и зло. – М.: МГУ,1994.

9. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы (глава «В мастерской художника слова»). – М., 1964.

10. Брюсов В.Я. Опыты по метрике и строфике // Брюсов В.Я. Собр. соч. Т. 3.

11. Гинзбург Л.Я. Поэзия действительности // Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

12. Делёз Ж.. Различие и повторение. – СПб., 1998.

13. Деррида Ж. Московские лекции.1990. – Свердловск: Урал. раб, 1991.

14. Ермилова Е. Лирическое «я» и поэт // Проблемы художественной формы социалистического реализма. – М., 1971. Т. 1.

15. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Культура, 2008. – 496 с. – (Фундаментальный учебник).

16. Компаньон А. Демон теории. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001.

17. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.

18. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман //Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. № 4.

19. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Любое изд. (главы «Поэтика художественного времени» и «Поэтика художественного пространства»).

20. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Ин. лит. 1994. № 1.

21. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. – М.: Прогресс, 1986.

22. Роднянская И. Автор // КЛЭ. – М., 1978. Т. 9. с. 28.

23. Теоретико-литературные итоги ХХ века. – М.: Наука, 2003.

24. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978.

Приложение 1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Контрольные вопросы к курсу

1. Филология как наука.

2. Основные положения статьи С.С.Аверинцева Филология».

3. Литературоведение как филологическая наука.

4. Понятие поэтики и её виды.

5. Специфика искусства.

6. Категория художественного образа. Понятие художественности.

7. Проблема художественной условности.

8. Специфика литературного образа.

9. Понятия литература, поэзия, проза (история возникновения терминов).

10. Художественное произведение как образ. Произведение и текст.

11. Структура художественного произведения.

12. Теория А.А.Потебни о внешней и внутренней форме слова.

13. Понятие художественной речи. Речь как образ.

14. Понятие звукописи.

15. Система прямых значений слова. Понятие «словарь писателя».

16. Система переносных значений слова. Понятие и виды тропов.

17. Синтаксис художественной речи. Понятие интонации.

18. Сюжетно-композиционный уровень произведения.

19. Понятие сюжета. Сюжет и фабула.

20. Конфликт как основа сюжета. Виды конфликтов.

21. Понятие композиции. Элементы сюжета и их расположение. Проблема «внесюжетных» элементов.

22. Понятие паратекста.

23. Персонажный уровень произведения. Термины герой, персонаж, тип, характер, действующее лицо. Типология персонажей.

24. Приёмы создания персонажа.

25. Литературный портрет и его виды.

26. Мир вещей в произведении. Деталь и подробность.

27. Идейно-тематический уровень произведения.

28. Тема как жизненный материал.

29. Проблема произведения.

30. Идея произведения.

31. Поэтика названия.

32. Чтение и анализ. Понимание и интерпретация.

33. Образ автора как литературоведческая проблема.

34. Диалогическая концепция М.М.Бахтина.

35. Формы выражения авторского сознания (по работам Б.О.Кормана).

36. Время как объект изображения.

37. Временная организация сюжета.

38. Временная позиция автора и её художественные возможности.

39. Понятие художественного пространства.

40. Понятие хронотопа (позиция М.М.Бахтина).

41. Принципы жанрово-родовой классификации произведений.

42. Эпос как литературный род.

43. Эпические жанры.

44. Драма как литературный род.

45. Драматические жанры.

46. Пьеса и спектакль.

47. Лирика как литературный род.

48. Лирические жанры.

49. Лиро-эпические произведения.

50. Сатира как особый литературный род. Сатирические жанры.

51. Стихи и проза.

52. Основные стиховедческие понятия (ритм, стопа, размер, клаузула, рифма и др.).

53. Силлабо-тоническая система стихосложения.

54. Понятие строфы и виды строф.

55. Понятие литературного процесса.

56. «Единицы» литературного развития: направление, течение, школа, период, эпоха.

57. Категории художественного метода и стиля.

58. Проблемы современной литературы. Поэтика постмодернизма.

59. Гуманитарные аспекты информационных технологий.

60. Литература и СМИ.

Примерные темы семинарских занятий

1. Искусство чтения. Смыслообразующая функция языка (Д. Киз. Цветы для Элджернона).

2. Художественный язык как «изделие» (А.Платонов. Одухотворённые люди).

3. Художественный язык как «изделие (А.Платонов. Фро).

4. Сюжет и композиция художественного произведения (М.Горький. Старуха Изергиль).

5. Сюжет и композиция художественного произведения (М.Фриш. Человек появляется в эпоху голоцена).

6. Тема, проблема и идея художественного произведения (А.П.Чехов. Душечка).

7. Тема, проблема и идея художественного произведения (Э.Хемингуэй. «Кошка под дождём» из цикла рассказов «Наше время»).

8. Целостный анализ произведения (И.А.Бунин. Лёгкое дыхание).

9. Целостный анализ произведения (Б.Л.Пастернак. Вальс с чертовщиной).

10. Проблема автора (Аверинцев С.С., Роднянская И. Автор // КЛЭ, т.1; Гинзбург Л.Я. Поэзия действительности // Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974; Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972; Ермилова Е. Лирическое «я» и поэт // Проблемы художественной формы социалистического реализма. – М., 1971. Т. 1.).

11. М.М.Бахтин как теоретик литературы (Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979).

12. Проблемы теории литературы в работах Р.Барта (Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1989; Барт Р. Мифологии. – М., 2000).

13. Проблемы постмодернизма (Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1999; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000; Бодрийяр Ж. Соблазн. – М., 2000; Фуко М. Слова и вещи (глава Х «Гуманитарные науки»). – М., 1977; Фуко М. Что такое автор? // Литературно-художественный журнал. № 3. – Современное творчество и культура. – Екатеринбург, 1991; Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М., 2004).

14. Медиакультура: теория и практика.

15. Литература и СМИ (по материалам периодической печати).

 

 

Приложение 2

Основные направления современного литературоведения

(по материалам издания: Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – М.: Интрада – ИНИОН. 1999)

 

Герменевтика

Герменевтика (от греч. – толкование, объяснение) – теория интерпретации текста и наука о понимании смысла.

Этимология термина связана с именем бога торговли, покровителя дорог Гермеса, который передавал повеления олимпийских богов людям и должен был объяснять смысл этих посланий.

Традиционно герменевтика считается универсальным принципом интерпретации литературных произведений.

В истории герменевтики выделяются два основных периода:

· традиционная классическая герменевтика;

· современная литературная герменевтика.

Классическая герменевтика появилась в Древней Греции. Древние филологи собирали памятники прошлого и их описывали, толковали произведения Гомера и др. Это были первые шаги к познанию правил интерпретации.

Позже сформировалась христианская герменевтика, стремящаяся понять священные библейские тексты. Античная и библейская герменевтика, развивающиеся параллельно, выявили общие черты в подходе к литературным текстам. Таким образом, стало ясно, что есть некое всеобщее искусство интерпретации.

Основоположником современной литературной герменевтики является немецкий учёный Д.Э. Шлейерм а хер (1768-1834).

Основные положения его учения:

· природа творческого акта заключается в том, что в качестве первоначального импульса выступает бессознательное;

· интерпретация и понимание – это активность в самой жизни;

· целостное понимание произведения достигается не путём изучения хронологической последовательности работ писателя и их внешней логики, а постижением внутренней логики их единой, цельной конструкции;

· всякое толкование произведения связано с сам о й природой понимания.

Другим представителем современной литературной герменевтики является немецкий филолог, историк культуры, музыковед, основатель и виднейший представитель философии жизни В.Д и льтей (1833-1911).

Основные положения его теории:

· понимание – это интуитивное самопостижение, которое является основой всякого человеческого знания;

· это интуитивное самопостижение противоположно рассудочному, естественнонаучному объяснению, т.е. есть науки о природе и науки о духе;

· науки о духе выше наук о природе;

· искусство интерпретации формируется на стыке теории познания, логики и методологии гуманитарных наук; интерпретация – их связующее звено.

Ещё один представитель современной герменевтики – немецкий филолог Х.Г. Г а дамер (1900-2002).

Основные положения его теории:

· герменевтика – не только метод познания в науках о духе; это универсальный принцип понимания, так как феномен понимания затрагивает самую существенную сторону человеческих отношений к миру;

· истина постигается не только стараниями познающего человека, а погружением в культурно-историческую традицию;

· интерпретация имеет смысл только тогда, когда она помогает выйти в непрерывность культурной традиции;

· для понимания и интерпретации важно принадлежать традиции и осознавать дистанцию (временн о й интервал), которая разделяет пишущего и интерпретатора;

· временной интервал – не пропасть, а основа для понимания, фильтр, который помогает освободиться от частных интересов;

· смысл текста всегда выходит за границы того, что хотел сказать писатель, поэтому текст не случайно, а необходимо не совпадает с замыслом автора;

· произведение – факт культуры и для его понимания нужно определить его место в духовной истории человечества.

Основные понятие герменевтики:

понимание;

интерпретация;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.