Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античное стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Тоническое стихосложение




СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Античное стихосложение

В истории литературы сложилось несколько систем стихосложения. Одна из наиболее ранних и развитых – античная система стихосложения (8 в. до н.э.). Её называют так же метрической (метр – размер). В античной системе сложились основные понятия стихосложения, используемые потом в других системах.

Основная единица меры стиха – стопа. Стоп было много, их различные сочетания составляли многочисленные и разнообразные размеры. Рассмотрим основные виды стоп (напомним: стопа – это группа слогов с одним постоянным ударением).

Для обозначения ударного слога используется знак /, для обозначения безударного слога – знак -.

Хор е й – стопа, состоящая из 2-х слогов, первый ударный /-

Ямб – стопа, состоящая из 2-х слогов, второй ударный -/

Д а ктиль – стопа, состоящая их 3-х слогов, первый ударный /- -

Амфибр а хий – стопа, состоящая из 3-х слогов, второй ударный -/-

Ан а пест – стопа, состоящая из 3-х слогов, третий ударный - - /

Самые распространённые размеры в античном стихосложении гекзаметр (от греч. шестимерный) и пентаметр (от греч. пятимерный). Они часто используются в силлабо-тоническом стихосложении. Обращение к античным размерам создаёт ореол архаичности, торжественности.

Знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Царскосельская статуя» написано сочетанием гекзаметра и пентаметра:

Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

 

Силлабо-тоническое стихосложение

Силлабо-тоническое (от греч. слог и ударение) – наиболее развитая и распространённая система. В этой системе написаны практически все классические стихотворные тексты.

В силлабо-тонике мерой стиха являются количество слогов в строке и место ударного слога.

Из античной системы силлабо-тоника заимствует основные стопы – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Повторением стоп образуются соответствующие стопам размеры. В зависимости оттого, сколько раз повторяется стопа, размер называется двустопным, трёхстопным и т.д.

В двусложных стопах ударные слоги чередуются с безударными через один. В хорее ударными слогами являются нечётные слоги (начиная с первого, через один). В ямбе – чётные (начиная со второго, через один).

По такой же схеме можно услышать и определить трёхсложные размеры. В них ударные чередуются с безударными через два слога. В дактиле – начиная с первого слога, в амфибрахии – начиная со второго, в анапесте – начиная с третьего.

Сложность определения размера заключается в том, что «стиховое» ударение (соответствующее схеме размера) часто не совпадает с ударением грамматическим? Невозможно писать стихи, состоящие только из двусложных или трёхсложных слов, да ещё и с постоянным местом ударного слога. Стремлением «не потерять» стиховое ударение объясняется особое чтение стихов поэтами, при котором они выделяют голосом именно ударные слоги стиха.

Любимым размером А.С.Пушкина считается четырёхстопный ямб. В дальнейшем в русском стихосложении получили распространение трёхсложные размеры (дактиль, амфибрахий), обладающие большей естественностью.

Тоническое стихосложение

Тоническая (от греч. ударение) система стихосложения наряду с силлабо-тоникой – одна из самых распространённых. Сложилась в России с 18 в. Основой метрической организации является количество ударений в строке. Если в силлабо-тоническом стихотворении строка делится на условные стиховые единицы (стопы), которые часто не совпадают с границами слов, то в тоническом стихосложении строка состоит из естественных ударных долей, состоящих из разного количества слогов и слов (каждая доля в примере отделена вертикальной чертой):

Я |не люблю| книг.

От книжек| мало |толку –

Но вложены| в страницы-|обоймы

Строки| пороха |и свинца

Количество ударных долей в строке должно быть одинаковым. В данном примере их три в каждой строке. Такую форму стиха В.Брюсов назвал дольником.

 

Вопросы для обсуждения

1. Объясните выразительную функцию мужских окончаний в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

2. Объясните концептуальную роль размера в поэме А.С.Пушкина «Домик в Коломне».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.