Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лирика как литературный род. Лирические жанры. Лиро-эпические произведения




Читайте также:
  1. I). Лексика, вошедшая в русский литературный язык из старославянского языка.
  2. Бабанин Александр Николаевич: другие произведения.
  3. Время», журнал политический и литературный, № 1
  4. Драма как литературный род. Драматические жанры.
  5. Другие картографические произведения.
  6. Другие картографические произведения.
  7. Картографические произведения.
  8. Курский литературный альманах
  9. Лирика Перси Биши Шелли (поэт-романтик): темы, жанры, идеи, образы
  10. Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв.
  11. Лирика провансальских трубадуров. XI-XIII вв.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Сопоставьте жанры научной фантастики и фэнтэзи, охарактеризуйте общее и различия.

Охарактеризуйте современные романные формы.

Мотивируйте особую жизнестойкость жанра романа.

 

 

Лирика как литературный род

Лирический способ подражания, по Аристотелю, – способ, при котором «поэт не меняет своего лица», по Гегелю – «царство субъективности». Современное литературоведение определяет лирику как литературный род, который объединяет произведения, создающие образ-переживание (КЛЭ).

Лирика (от греч. – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – литературный род, воссоздающий картину мира в аспекте личного переживания. В отличие от эпоса, стремящегося к объективации изображения и описания, лирические произведения создают образ сейчас протекающего чувства.

Часто сущность лирики понимается как принципиальная сосредоточенность на воплощении эмоций. Однако стоит вспомнить, что литературный род – это разные способы подражания, а не предметы.

Эмоциональная жизнь человека практически всегда является предметом изображения в искусстве, миллионы страниц эпических произведений описывают переживания героев, продолжая оставаться эпическими. И наоборот – сотни лирических стихотворений изображают события. Дело не в том, что изображается в произведении, а в том, каким образом это делается.

Определение лирики, восходящее к античной речевой практике, связывает лирику со стихотворной формой, с музыкой. Пожалуй, это главная «изюминка» лирического. И стихотворная форма, и, особенно, – музыка «подправляют» слова (К.Леви-Стросс), обладают магией невербальной выразительности, суггестией (от лат. suggestio – внушение).

Лирическое стихотворение – «отмеченный» художественный образ. Трудно переоценить концептуальную, этическую и эстетическую значимость этого культурного феномена. Многовековая история лирического «замещения» всевозможных жизненных сюжетов превратила лирическое высказывание в «энциклопедию народной жизни». В разнообразнейших лирических жанрах перечислены радости, горести, жалобы, желания человека, указаны его привычные и любимые вещи, растения, животные, выработаны интонационные формулы претерпевания, противостояния, переживания жизни. Короткие лирические тексты соединяют многообразные «фрагменты бытия» в единую текущую «историю», которая не знает перерывов. Лиризм высказывания «простой» эмоциональностью воспроизводит искомую и пестуемую мировой культурой эпичность жизни.

Каждое лирическое произведение, по словам Б.Л.Пастернака, рассказывая о разном, на самом деле всегда говорит об одном – о своём рождении. В лирических текстах это очевиднее всего, они – всегда «на случай». «Случай» определяет своеобразие лирической композиции, языка, жанровое своеобразие.



 

Лирические жанры

Лирические жанры чрезвычайно многообразны, так как лирика выражает состояния души. Как правило, стихотворения делятся на жанры в зависимости от того, что выражает произведение, или какую ситуацию оно «обслуживает».

Многие жанры лирики как отдельные формы давно прекратили своё существование: «всё смешалось» не только в доме Облонских. От жанров остались стилевые признаки, которые иногда можно распознать в лирических текстах:

элегия – грустное стихотворение, с оттенком интимности;

мадригал – комплиментарное произведение, признание в любви;

эпитафия – стихотворение на смерть;

эпиталама – стихотворение, прославляющее брачный союз;

послание – обращение к кому-либо;

ода – торжественная песнь;

гимн – хвалебная песнь;

песня – строфическое стихотворение, предназначенное для пения;

романс – стихотворение на тему любви, которая трактуется в бытийном аспекте, как вечная тема.

эпиграмма – стихотворение сатирического характера.

Особой жизнестойкостью обладает лишь элегичность – одно из любимых и традиционных «русских» чувств («О боги, боги, как грустна наша земля!..). Лучшие произведения русского искусства тронуты оттенком печали: венециановские картины, портреты Ф.Рокотова, пейзажи И.Левитана, гоголевский «смех сквозь слёзы», чеховская проза. Элегичность часто определяется как выражение русской ментальности. Остальные лирические жанры преобразовались в единый универсальный жанр лирического стихотворения. Современное деление лирики на жанры происходит, как правило, тематически.

Поэтика лирического текста – особая область литературоведения. Пространство души, эмоциональный срез мира обладает своими параметрами. Единицей лирического сюжета является мельчайшее движение души, её нервные импульсы, «душевный трепет». В связи с этим в лирическом тексте чрезвычайно повышается удельный вес слова, степень концентрированности поэтического. В лирике всё символично. Как и на театральной сцене, на небольшом пространстве лирического стихотворения ничего не может быть случайного, не значащего, не «выбранного», каждое слово производит впечатление неизбежного, единственно возможного.

Волшебство лирического текста – в глубине попадания, в фотографической точности схватывания момента. Очень часто лирическое стихотворение в первой же строке называет состояние, чувство, и дальнейшие строчки только держат его: Я помню чудное мгновенье; Я вспомнил Вас; Я зачитался; О стыд, ты в тягость мне; Я жду.

Стихотворная форма, за которой традиционно закрепилось лирическое высказывание, выполняет двоякую функцию. С одной стороны – она придаёт лирической форме стройность, «ладность» и повышает суггестивные возможности текста.

С другой стороны – она «мешает» естественности лирического выражения, так как в жизни никто не говорит стихами. «Борьбу» со стихом можно увидеть во многих стихотворениях:

 

Который час? Темно. Наверно, третий.

Опять мне, видно, глаз сомкнуть не суждено.

Пастух в поселке щелкнет плетью на рассвете.

Потянет холодом в окно,

Которое во двор обращено.

А я один.

Неправда, ты

Всей белизны своей сквозной волной

Со мной.

(Б.Л.Пастернак)

По мнению В.Беньямина, «идея поэзии есть проза», и литература уже давно проявляет равнодушие к прозаическим и поэтическим границам. Категории рода всё более тяготеют к метаморфологическим очертаниям, порождая гибридные формы и оставляя в неприкосновенности лишь самые общие свои черты. На этом пути в истории литературы сложился особый лиро-эпический литературный род.

 

Лиро-эпические произведения

Особенность лиро-эпического литературного рода – соединение черт эпоса(событийность, повествовательность) с чертами лирики (эмоциональная открытость, образ автора, организующий всё повествование, стихотворная форма).

К лиро-эпическому роду относятся жанры баллады и поэмы.

Баллада (от лат. ballo – танцую) – небольшое стихотворение-рассказ. Основой сюжета баллады обычно являются мифы и легенды. Балладу любили романтики за совмещение «истории» с «поэзией». Реалистические баллады, сохраняя традицию романтического ореола, обращаются к героизму и романтике исторических (революционных, военных) событий (Э.Багрицкий, М.Светлов).

Поэма (от греч. делаю, творю) – большое лиро-эпическое произведение, история, изложенная в стихотворной форме. Ранние поэмы более эпичны («Одиссея», «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте). В последствии доли поэтического и эпического уравновешиваются. Знаменитые поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Медный всадник», «Граф Нулин» демонстрируют разнообразие возможных жанровых модификаций.

Особую форму являет собой «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, который в зарубежном литературоведении называется поэмой, но в отечественной науке в соответствии с указанием автора определяется как роман в стихах.

 

Вопросы для обсуждения





Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.