Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура художественного произведения




ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Докажите символическую природу словесного искусства.

Охарактеризуйте отличия звучащего и письменного слова.

Докажите материальность словесного художественного образа.

4. Дайте характеристику пространственным и временн ы м искусствам (по Лессингу).

6. Сравните искусства по степени их условности.

7. Правомерно ли сегодня утверждение Лессинга, что поэт выше живописца?

ГЛАВА 2.

Художественное произведение как образ. Произведение как «изделие». Структура произведения.

Художественное произведение как образ

Художественное произведение – это образ, система образов, сложное многоплановое образование, соединение, обладающее целостностью.

Целостность эта состоит в «единстве самобытного нравственного отношения автора к предмету…самое важное в произведении искусства – чтобы оно имело нечто вроде фокуса, т.е. чего-то такого, к чему сходятся все лучи или от чего исходят. И этот фокус должен быть недоступен полному объяснению словами. Тем и важно хорошее произведение искусства, что основное его содержания во всей полноте может быть выражено только им…это бесконечный лабиринт сцеплений» (Л.Н. Толстой).

Образ – «язык», произведение – «высказывание» (П.В. Палиевский).

 

Произведение как «изделие»

Образ – отражение мира в процессе практического созидания, действия.

Художественный образ – образ, воплощённый при помощи каких-либо материальных средств.

Каждый человек может создать в своём воображении богатый мир, но это ещё не художественное творчество. Образ искусства должен отделиться от художника, стать объективным предметом, овеществиться, получить тело, плоть – во-плотиться. Слово синтезирует материальное и духовное, является художественным изделием, вещью.

 

Проблема «вещности» художественного произведения в работе М. Хайдеггера «Исток художественного творения» (1935):

· Искусство пребывает в художественном творении. Художественное творение есть изготовленная вещь.

· Эстетическое переживание не может пройти мимо вещности художественного творения. Вещность не отделима от художественного творения: творение зодчего заключено в камне; резьба – в дереве; живопись – в краске; творение слова – в звуках речи; музыкальное творение – в звучании.

· Художественное творение есть изготовленная вещь, но оно говорит ещё нечто иное по сравнению с тем, что есть сама по себе вещь, – allo agoreyei (аллегория).

· С вещью, сделанной и изготовленной, в художественном творении совмещено и сведено воедино ещё нечто иное. А сводить воедино – по-гречески symballein. Творение есть символ.

· Аллегория и символ задают рамку для представлений, в которой с давних времён вращается всякая характеристика художественного творения.

· Созидание творений искусства требует прежде всего ремесла («рукомесла»). Неслучайно греки применяли одно и то же слово technē к ремеслу и к искусству. Уместно определять сущность созидания, исходя из ремесленной стороны. Но греческое слово technē не сводится к обозначению только ремесла или искусства. Оно обозначает один из способов в е дения, а сущность в е дения – в раскрытии сущего. Созданность творения означает упроченность истины в облике.

· Творения языка занимают выдающееся место среди искусств. Язык не просто передаёт в словах всё очевидное, язык впервые даёт имя сущему, и благодаря этому сущее впервые обретает слово и явление. Именование, о-значая сущее, впервые на-значает его к его бытию. Поэзия есть глагол несокрытости сущего.

· Правда и прекрасное покоится в форме. Действительность становится предметностью. Предметность становится переживанием.

Структура произведения

Художественное произведение может быть рассмотрено как структура. «Структура имеет системный характер; соотношение составляющих её элементов таково, что изменение какого-либо из них влечёт за собой изменение всех остальных» (К. Леви-Стросс). Структура иерархична, в ней есть структурные (системные) и не-структурные элементы.

Основные положения работы Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста» (1972):

· художественное произведение представляет собой некоторую реальность и в качестве таковой может члениться на части;

· реальность текста создаётся системой отношений, тем, что входит в структуру;

· слова – наиболее распространённый тип условных знаков;

· искусство – вторичная моделирующая система, т.е. семиотическая система, построенная на основе естественного языка, но имеющая более сложную структуру;

· художественное произведение – текст с повышенными признаками упорядоченности;

· упорядоченность всякого текста осуществляется по двум направлениям: парадигматике и синтагматике;

· парадигматика понимается как ассоциативный план; парадигматические отношения – это отношения между элементом, реально существующим в тексте, и потенциальной множественностью других форм; случайное в структуре одновременно может быть системно и непредсказуемо;

· синтагматическая связь соединяет различные элементы текста по контрасту;

· поэтическая структура – гибкий и сложный художественный механизм и – одновременно – модель реального мира, которая соотносится с ним чрезвычайно сложным образом;

· поэзия вносит свободу в мир языкового автоматизма;

· язык обладает резервом художественных значений: естественная синонимия в лексике и параллельные формы на всех других уровнях;

· сущность поэтической структуры – употребление несинонимичных и неэквивалентных единиц как синонимичных и адекватных.

 

Отечественное литературоведение традиционно выделяет в структуре художественного произведения следующие уровни:

1. языковой;

2. сюжетно-композиционный;

3. персонажный;

4. идейно-тематический.

В отличие от структуры общего языка иерархия уровней структуры поэтического произведения строится не от фонемного к более сложным, а от «уровня слова» вверх и вниз. В этой связи поэтическая структура «меняет соотношение элементов внутри речи», а у слова «резко возрастает количество связей внутри системы» (Ю.М. Лотман).

Как правило, литературоведческое исследование ведётся с использованием различных научных подходов, и можно говорить лишь о доминировании той или иной методологии.

Способ исследования должен быть адекватен предмету, и выбор литературоведческого подхода к произведению диктуется самим предметом исследования. В этой связи сам выбор «операционных техник» работы с текстом уже в определённой мере говорит о чуткости и профессиональной готовности исследователя. Как говорил А.Эйнштейн, «то, что увидит исследователь в материале фактов, зависит от теории, которой он руководствуется».

Постепенно в истории литературоведения становится доминирующим понимание художественного произведения не как «законченного продукта», а как «производство» произведения. Произведение – это «нечто постоянно создающееся» (А.А.Потебня), «процесс формирования смысла» (Ю.Кристева).

Понятия «произведение» и «текст» в работах Р.Барта:

· произведение – эстетический продукт; текст – означивающая практика;

· произведение – структура; текст – структурация;

· произведение – объект; текст – работа и деятельность;

· произведение – совокупность обособленных знаков, наделённых тем или иным смыслом, подлежащим обнаружению; текст – диапазон существования смещающихся следов;

· инстанцией произведения является значение; инстанцией текста является означающее в семиологическом и психоаналитическом употреблении этого термина.

 

Вопросы для обсуждения

1. В какой последовательности вам кажется удобнее анализировать структуру художественного произведения: «сверху» (с идейно-тематического уровня) или «снизу» (с уровня художественного языка)?

2. Докажите «вещность» художественного произведения (по М.Хайдеггеру).

3. Сопоставьте «произведение» и «текст» (по Р.Барту).

4. Аргументируйте утверждение Ю.М.Лотмана: «Искусство – вторичная моделирующая система».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.