Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При СДАТ




При исследовании сочетаний когнитивных рас­стройств у больных СДАТ часто прибегают к исполь­зованию нейропсихологических тестов для определения того, каким образом СДАТ влияет на научение и память. При этом оптимальным представляется ис­пользование тестов, обращенных к относительно изо­лированным когнитивным функциям, независимо от осуществления других видов деятельности. Учитывая, что при деменции можно ожидать нарушений боль­шинства когнитивных функций, выявление только расстройств в когнитивной сфере является малопро­дуктивным для понимания данного заболевания. Бо­лее существенной можно считать информацию об относительной сохранности ряда когнитивных способ­ностей вплоть до более тяжелых стаций заболевания.

При все большей доступности неинвазивных нейроанатомических методов, таких, как позитрон-ная эмиссионная томография (ПЭТ) или магнит­но-резонансная томография (МРТ), выявляемые нарушения психической деятельности могут быть соотнесены с определенной анатомической локали­зацией поражения мозговых структур. Сопоставление результатов нейропсихологического обследования с данными аутопсии и нейро-сканирования все чаще применяется для выяснения того, каким образом дегенерация отдельных тканей мозга при СДАТ при­водит к нарушению когнитивных функций. На­пример, Trick и Silverman (199I) показали, что нарушение восприятия движения связано с вызы­ваемой СДАТ дегенерацией magnocellular pathway в зрительной системе. Затем Parasuramam и Haxby (R.Parasuraman, J. V.Haxhy, 1993) предоставили свиде­тельства того, что нарушения внимания связаны с разрушением нейронных связей между лобными и височными долями. Подобное использование ней­ропсихологических тестов не только проясняет механизмы СДАТ, но и помогает расширить пред­ставления о содержании когнитивных процессов в норме и их анатомических коррелятов.

Некоторые экспериментальные исследования СДАТ, проводимые с использованием нейропсихо­логических методов, позволяют сравнивать паттер­ны нарушений у больных СДАТ с нарушениями, наблюдающимися у пациентов с другими формами мозговой патологии. В таких работах (в отличие от диагностических исследований) выборки больных со старческой деменцией очевидно должны быть гомо­генными относительно церебральных нарушений, поскольку СДАТ, мультиинфарктная и другие виды деменции в большинстве случаев различаются по сте­пени выраженности, характеру и прогрессированию когнитивных нарушений. В то время, как для боль507

ных СДАТ в основном свойственно постепенное ухудшение целого ряда функций, у больных с неко­торыми другими формами деменции (напр., болезнь Гентингтона, корсаковский синдром) чаше наблю­даются отдельные расстройства при остром начале или относительной стабилизации расстройств в ходе заболевания (M.D.Kopelman, 1985; М. В. Moss et al., 1986).

В более ранних исследованиях СДАТ часто ис­пользовали тесты из таких традиционных нейро-психологических батарей, как Halstead—Reiten или Lima—Nebraska. Однако поскольку понимание ког­нитивных нарушений, возникающих при СДАТ, рас­ширилось и перед исследователями встали более сложные вопросы, традиционные тесты пришлось модифицировать для того, чтобы более корректно приспособить их к обследованию больных СДАТ с использованием последних технических достижений. Например, перечень слов в задании на запоминание и воспроизведение был приспособлен для работы с пожилыми людьми за счет замены существительных, обозначающих абстрактные понятия, на названия продуктов. Разрабатываются компьютеризированные методы предъявления стимульного материала, харак­теризующиеся более высокой степенью стандарти­зации, более высокой точностью измерения времени реакции, и позволяющие более правдоподобно ими­тировать реальные ситуации.

Ученые обнаружили, что у пациентов с СДАТ рас­стройство психики захватывает многие когнитивные системы, включая узнавание, воспроизведение, из­влечение следов долговременной памяти, а также от­дельные семантические процессы, такие, как поиск слов, понятийное мышление и способность к обоб­щению. Последующие разделы статьи посвящены описанию тестов, наиболее часто используемых ней-ропсихологами в Соединенных Штатах для оценки пяти сфер когнитивного функционирования (память и на­учение, речь, зрительно-пространственные функции, скорость психомоторики и внимание). Также приво­дятся примеры последних работ по исследованию этих сфер при СДАТ. Предполагается, что эти резюме по­служат лишь иллюстрацией, они не претендуют на всеобъемлющий обзор (для получения более подроб­ной информации см. M.D.Lezak, 1983).

когнитивные функции при СДАТ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.