КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нейропсихология позднего возраста 4 страница
Причина этого заключается, прежде всего, в том, что содержание понятия деменция неодинаково для представителей даже таких смежных медицинских специальностей как неврология и психиатрия. Сравним два определения: из учебника по психиатрии для медицинских вузов (А.А Портнов, Д.Д.Федотов, 1971) и из справочника по неврологии (Н.В.Верещагин и др., 1989). «Интеллект рассматривается как совокупность всех сторон познавательной деятельности... как способность к умственной познавательной работе, а расстройства его — как нарушения умственной деятельности в виде различных форм слабоумия. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности как восприятие, память, мышление и речь, внимание,., способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, умозаключения, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки, умножать знания и т д. Расстройство интеллекта может возникать как у лиц со сформировавшимся интеллектом (деменция), так и у детей (олигофрения)» (А.А.Лортнов, Д Д.Федотов, 1971, с.88). «Демениия — диффузное нарушение психических функций в результате органического поражения мозга, проявляющееся первичными нарушениями мышления и памяти и вторичными эмоциональными и поведенческими расстройствами... Ранний признак — нарушение способности рассуждать и объяснять, проявляющийся в трудности оценить смысл ситуации в целом и соответственно реагировать на это. Может страдать, например, разумность суждений в профессиональной, научной или социальной области, изменения же в сфере бытовой деятельности незаметны... Замедленная умственная деятельность при тяжелой депрессии может неправильно истолковываться как проявление деменции, а некоторые больные с сенсорной афазией на почве локального повреждения мозга ошибочно рассматриваются как страдающие деменцией с точки зрения нарушений у них возможности общения, аналогичная ошибка нередко встречается при оценке 1 Достижения в нейрогериатрии / Под ред. Н.Н Яхно, И.В,Дамулина. М.: Изд-во ММА им. И.М.Сеченова, 1995. С.61-68.
больных с делирием... либо при специфических мнести-ческих расстройствах, таких как корсаковскии синдром либо преходящая глобальная амнезия» (Н.В.Верещагин и др., 1989, с.98). Во-первых, следует отметить, что в текстах обоих определений вполне справедливо используются как синонимы два термина: деменция и слабоумие (слабость ума). Закономерно, что нарушения мышления (интеллекта) являются центральными для определения и критериев диагностики деменции. Однако обнаруживается, что и понятие интеллекта (мышления) трактуется по-разному в неврологии и психиатрии. Если для невролога мышление есть «способность рассуждать и объяснять, оценить смысл ситуации» (Н.В.Верещагин и др., 1989, с.98), и это определение близко к пониманию мышления в нейропсихологии (А.Р.Лурия, 1969, с.448), то в психиатрии, как в отечественной, так и в американской, преобладает расширительное понимание интеллекта как «совокупности всех сторон познавательной деятельности», включая восприятие, память, мышление, речь, внимание и др. (А.А.Портнов, Д.Д.Федотов, 1971, с.88) или как «общую компетентность», «функции личности в целом», выходящие за рамки когнитивных способностей (D.Wechsler, 1981, р.8). Следствием такого расширительного понимания интеллекта при определении деменции является равнозначность и рядоположенность нарушений восприятия, памяти, речи, мышления, праксиса и других когнитивных дефектов при постановке диагноза деменции. Сказанное в полной мере справедливо для широко известных и распространенных в отечественной и зарубежной клинической практике критериев деменции по DSM II1-R: A. Выраженные нарушения кратковременной и долговременной памяти. B. По крайней мере одно из следующих: 81. Нарушение абстрактного мышления (нахождения сходства или различий, определения слов и понятий и т.д.). 82. Нарушение логических умозаключений и планирования при решений межличностных, семейных и профессиональных проблем 83. Афазия, апраксия, агнозия или пространственно-конструктивные нарушения. 84. Изменения личности с акцентуацией преморбидных черт. C. Нарушения, перечисленные в пунктах А и В, существенно нарушают профессиональную или обычную социальную активность, а также взаимоотношения с окружающими. D. Не связано с нарушениями сознания (делирием). E. Органический фактор в этиологии нарушений В 1994 году вышел новый том диагностического и статистического учебника Американской психиатрической Ассоциации — DSM IV, который в целом дает те же критерии, но нарушение абстрактного мышления и умозаключений уходит на последнее место и включается в нарушения регуляции и планирования деятельности (Американское диагностическое руководство, 1987, 1994). В справочнике по неврологии приведены и другие клинические паттерны, которые могут быть ошибочно диагностированы как проявления деменции: замедление умственной деятельности при депрессии, делирий, корсаковскии синдром и др. Более того, в современной литературе указывается, что «критерии DSM III-R эксперты считают непригодными для диагностики деменции при болезни Паркинсона, хотя они и учитывают социальную и трудовую компетентность. При наличии физического дефекта не всегда возможно определить функциональные нарушения вследствие интеллектуальной сниженное™. Общая социальная компетентность зависит не только от индивидуальных физических и интеллектуальных возможностей, но и от социальной структуры, "работы и поддержки в семье» (A.Rajput, 1992, р.126). Именно поэтому у работающего мужчины демен-ция диагностируется раньше, чем у женщины-домохозяйки. Учитывая все сказанное выше, нам представляется, что при установлении диагностических критериев деменции в неврологии и нейрогериатрии следует, прежде всего, выделить облигатные критерии, наличие которых (всех без исключения) обязательно для постановки диагноза деменции, и закономерные критерии, как правило, характеризующие дементных больных: Облигатные критерии: 1. Выраженные диффузные нарушения когнитивных функций в большинстве сфер психической активности (общая характеристика поведения, прак-сис, гнозис, речь, память, интеллект). 2 Обязательное наличие в симптомокомплексе когнитивных нарушений первичных (т.е. не корригируемых организацией внимания и деятельности больного) дефектов мышления и нарушений памяти, в то время как набор нарушений других ВПФ может варьировать, 3. Органическое поражение мозга. Закономерные критерии: 1. Необратимость дефектов. 2. Дезадаптация больного. 3. Нарушение ориентировки в месте и времени, Однако возможны клинические и социальные ситуации, при которых какие-то из этих закономерных критериев отсутствуют. Во всех случаях деменции при органических поражениях мозга когнитивные нарушения носят множественный (диффузный) характер, т.е. проявляются не менее, чем в 3—4 психических сферах, а не ограничиваются какой-либо одной психической функцией: афазия, амнезия или агнозия и т.п. При этом нарушения различных психических сфер не являются равнозначными Основным патогномонич-ным симптомом является интеллектуальная снижен-ность, т.е. нарушение способности к абстрагированию, обобщениям и логическим умозаключениям. В отличие от дефектов интеллекта лобного типа (компонентов «лобного синдрома», в основе которого лежат нарушения контроля и избирательности в любой психической деятельности), первичные дефекты интеллекта не корригируются организацией внимания больного с помощью дополнительных инструкций или указания на значимые для решения задачи компоненты информации. Больные с деменцией не улучшают существенно результаты своей деятельности после паузы, отдыха, перерыва в обследовании в отличие от больных с истощаемостью и снижением корковой активности, как правило, в результате поражения подкорковых структур. Что касается дефектов памяти, то здесь надо учитывать, что память является наиболее уязвимой психической функцией, чувствительной к любым изменениям функционального или эмоционального состояния человека. Память страдает в большей или меньшей степени практически при любом органическом поражении мозга. При деменции к нарушениям интеллекта и памяти чаше всего присоединяются нарушения речи (прежде всего трудности называния низкочастотных слов и дефекты понимания логико-грамматических конструкций и тонких семантических различий), нарушения восприятия' зашумленных изображений и пространственных отношений (например, положения стрелок на часах), различные формы апраксии, нарушения ориентировки в месте и времени и др. При этом для диагностики деменции важно, что степень выраженности выявленных когнитивных дефектов существенно не уменьшается при повторном обследовании, даже после проведенного лечения. Регресс симптоматики заставляет предположить диагноз псевдодеменции. «В случае псевдодеменции негативные симптомы при нейропсихологическом тестировании часто важнее, чем позитивные» (D. Wedding et al., 1986, р.68). Что касается критерия социальной дезадаптации, то его выраженность во многом зависит от условий жизнедеятельности и окружения больного. Остановимся далее на вопросе: как, какими методами выявлять деменцию? Полное обследование интеллектуальных функций больного с качественной характеристикой выявляемых дефектов и их механизмов является задачей нейропсихолога Многие пробы, особенно на исследование невербального интеллек-та,'требуют использования специального картиноч-ного материала. Тем йе" менее, и врач может с успехом использовать ряд тестов как из Луриевской батареи (А.Р.Лурия, 1969), так и из атласа И.А.Полишука и А.Е.Видренко (1980). Приведем примеры некоторых проб, доступных для применения в широкой неврологической практике: —Пробы на сравнение и обобщение понятий. Наиболее простым вариантом этой пробы является задание: назвать одним словом несколько овощей, насекомых и т.д. В этом задании затрудняются больные только с очень грубой деменцией. Более сложными заданиями, выявляющими менее выраженные нарушения интеллекта, являются проба на сравнение понятий (чем похожи и чем различаются карлик и ребенок, бабока и птица и т.д.), проба на самостоятельный подбор или выбор из предложенных альтернатив аналогичных пар (например: школа—обучение, больница—?, или ухо—слышать, зубы—?), проба «пятый лишний», в которой больной должен исключить слово, которое не подходит родовому понятию, объединяющему остальные 4 (например: река, озеро, море, мост, пруд, или: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение). Больной с деменцией опирается в таком задании на конкретно-ситуативные связи из-за снижения функции обобщения, например: «Море лишнее, т.к. озеро уже есть» или «Пруд выбросим, он загрязненный». —Пробы на понимание смысла рассказов, пословиц, сюжетных картин. Самым простым в этой группе является задание объяснить смысл прочитанного или услышанного рассказа: «Курица и золотые яйца» или «Галка и голуби» из батареи А.РЛурия (1969, с.447). Более сложным является толкование пословиц. В этой пробе больные с деменцией вновь проявляют тенденцию использовать только конкретные и самые простые связи между элементами информации (например, типичным толкованием смысла пословицы «цыплят по осени считают» является: «осенью их будет больше»). —Пробы на счетные операции и решение простых арифметических задач. Необходимо использовать простые задачи, не требующие для своего решения сохранности школьных знаний, типа: «Хозяйка варит за 5 дней 15 кг картошки. Сколько она варит за неделю?». Задачу лучше предъявлять написанной, чтобы нивелировать трудности запоминания условия. Следует подчеркнуть, что больные с поражением лобных структур мозга часто в этом задании дают импульсивный ответ: 75 или 105 кг. Однако стимуляция внимания (от самой элементарной: «будьте внимательны» или «подумайте» до более развернутой: «Это же за 5 дней» или «Что надо узнать сначала?») позволяет больным тут же дать правильный ответ. Эта помощь не дает эффекта у больных с деменци-ей, так как они не могут понять схему решения задачи. В клинической практике нередко встречаются и сочетания лобного синдрома с демениией (Н.Н.Ях-но и др., 1995), когда в основе нарушений интеллекта лежат импульсивность, и первичные дефекты интеллекта. Таким образом, диагностика деменции предъявляет определенные требования к проведению обследования больного: 1. Не ограничиваться одной пробой. Одна ошибка может быть случайной. 2. В случае ошибки необходимо попытаться организовать внимание и целенаправленность больного от менее к более развернутой помощи с тем, чтобы определить, при каких условиях выполнение задания возможно. 3. При сомнениях в наличии синдрома деменции у больного желательно повторить обследование. Существенный регресс симптомов после терапии может указывать на псевдодеменцию. В заключение следует еще раз подчеркнуть, что деменция является специфическим синдромом грубых нарушений высших психических функций при органических поражениях мозга, отличающихся диффузным их характером, с обязательным включением в этот синдром первичных нарушений мышления. Отсутствие хотя бы одного из этих критериев делает очень высокой вероятность ошибочного диагноза деменции. Диагностика деменции не должна ограничиваться беседой с больным, направленной на исследование ориентировки больного и степени его дезадаптации. Недостаточно также исследовать его память: необходимо выяснить способность больного к абстрактному мышлению и логическим умозаключениям самостоятельно или после стимуляции его внимания и целенаправленного поведения. Основной причиной ложно положительной диагностики деменции является подмена понятий «нарушения высших психических функций» или «когнитивные нарушения», или «лобный синдром» понятием «деменция». На основании результатов этого исследования возможно определить показания к разным формам лечения и прогнозировать их эффективность. Б.КАСКИ, ДЖ.НИДЕРЭХЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕНИЛЬНОЙ ДЕМЕНЦИИ1 Нейропсихологическое обследование играет существенную роль в выявлении и диагностике сениль-ной деменции альцгеймеровского типа (СДАТ), в особенности для определения того, свидетельствуют ли расстройства различных когнитивных функций о всеобъемлющих нарушениях психики пожилых людей. Нейропсихологические тесты служат для надежного разграничения здоровых пожилых людей и больных СДАТ. Кроме того, Нейропсихологическое тестирование позволяет установить сохранные и нарушенные звенья в когнитивной сфере, оценить ее изменения во времени, в том числе в зависимости от лечебных процедур, определить степень тяжести деменции и ее стадию. Лонгитюдинальные исследования, проводимые с использованием этих методов, позволяют проследить нарушения познавательных процессов в их сочетаниях. Известно, что, как правило, эти нарушения начинаются с расстройств памяти, речевой сферы и/или психомоторики и могут обнаруживаться в других видах деятельности по мере прогрессирования заболевания. В исследованиях, посвященных взаимосвязи мозга и поведения, Нейропсихологическое обследование помогает установить не только когнитивные нарушения, связанные с СДАТ, но и выявить связи между ними и их анатомическими коррелятами, и тем самым прояснить понимание мозговой организации когнитивных функций В данной работе рассматриваются соответствующие методы обследования и результаты, полученные в последних работах, касающихся пяти видов когнитивных процессов: памяти и научения, речи, зрительно-пространственных функций, психомоторики и внимания. Обсуждаются также методологические вопросы будущих исследований. нейропсихологическая оценка. деменции позднего возраста При сенильной деменции — синдроме постепенного и всеобъемлющего расстройства психики в пожилом возрасте — когнитивное снижение, затрагивающее многие функции и прогрессирующее во времени, приводит к тяжелому расстройству способности индивида к независимому существованию, самообслуживанию и другим привычным видам повседневной деятельности. Обычно это сопровождается эмоциональными, личностными и поведенческими изменениями. Демен-ция в позднем возрасте может явиться следствием более чем 70 различных медицинских факторов (R.Kmynan, 1986), но в основном она бывает связана с такими заболеваниями мозга, как болезнь Альцгеймера, муль-тиинфарктное (или другое цереброваскулярное) заболевание, либо их сочетание. Реже в основе деменции лежат болезнь Паркинсона и другие, относительно редкие формы мозговой патологии, такие, как болезнь Крейцфельда—Якоба, корсаковский синдром и болезнь Пика. Психологический журнал. 1998. № 2. Т. 19. С.27—34.
В целом, согласно данным литературы, от 3 до 4 миллионов престарелых американцев страдают деменцией; у 4—7% пожилых людей наблюдаются умеренные или тяжелые расстройства психики и приблизительно такое же количество имеет мягкие нарушения. Процент заболевших увеличивается с возрастом таким образом: тяжелая деменция встречается у \% лиц в возрасте от 65 до 74 лет, у 7% в возрасте от 75 до 84 лет и у 25% из тех, кому больше 85 лет (P.S.Cross, BJ.Gurland, 1986). Около 3 миллионов случаев составляет сенильная деменция альцгеймеровского типа (D.A. Evans et a/., 1989). Экономическое и социальное бремя ухода за дементными больными огромно; в виде прямых и сопутствующих расходов в экономике США оно оценивается более чем в 80 миллиардов долларов в год. Клиницисты и ученые США придерживаются в основном диагностических критериев «первичной дегенеративной деменции», содержащихся в диагностическом и статистическом руководстве Американской ассоциации психиатров (DSM—VI) или в руководстве для диагностики болезни Альцгеймера, разработанном общей рабочей группой при поддержке общенациональной Ассоциации изучения болезни Альцгеймера и связанных с ней расстройств и Национального института неврологических, коммуникативных и постинсультных заболеваний (так называемые критерии ADRDA—NINCDS) (G.McKhann et a/., 1984). Из этих двух диагностических систем только во вторую включено нейропсихологическое обследование когнитивных нарушений. Количество исследований, использующих ней-ропсихологические тесты для работы с больными СДАТ, значительно возросло за последние 10—15 лет. Компьютерный литературный анализ журналов Американской медицинской и психологической ассоциаций, проведенный одним из авторов, показал 150% рост публикаций на эту тему по сравнению с 1989 годом. В настоящей статье приводится краткий обзор целей нейропсихологического исследования СДАТ: обследование пациентов в клинике и экспериментальные работы, касающиеся когнитивной сферы. клинические задачи нейропсихологического обследования
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |